Качество как ценность в образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:34, реферат

Краткое описание

По данным В.П. Беспалько, учащиеся российских школ усваивают 30-40% информации на ученическом (репродуктивном) уровне, не поднимаясь в своей массе до творческого уровня усвоения. Традиционная стратегия образования тормозит развитие общих и специальных способностей растущего человека, что порождает значительное число неудачников, снижает возможности дальнейшей социальной адаптации выпускников школ. По данным, корреляция между уровнем обученности и развитием интеллекта ученика составляет лишь 33%, в число детей с высоким уровнем обученности по учебным программам попадают учащиеся со средним и даже низким уровнем развития интеллекта (по Векслеру). Среди детей со средним и даже низким уровнем обученности можно встретить учеников с высоким уровнем развития интеллекта, который не реализовал себя в учебной деятельности.

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 70.00 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Российский  государственный торгово-экономический  университет

Уфимский  институт (филиал)

 

 

 

 

Факультет юриспруденции и заочного обучения

Курс  2 (3,5 г.)

Специальность 080502 «Экономика и управление на предприятии туризма и гостиничного хозяйства»

Кафедра «Заочного отделения»

 

 

 

 

Васильева Екатерина Александровна

 

Качество  как ценность в образовании

 

Реферат

по дисциплине: «Философия»

 

 

 

К защите допускаю:

Руководитель:  ст.преп. Латыпова Х.Ш.

_____________ (подпись)

_________________ (дата)

 

Оценка при защите

 

_______________________________________

Дата_________Подпись__________

 

 

 

Уфа-2012

 

«Качество — это достоинство человека, нации и общества. Качество — это будущее России»; «Качество — это всегда результат качества труда, выражение качества человека» [Субетто А.И.]

· «Учащийся народ как идеал» (В.И. Вернадский).

· «Не устремленные к качеству пусть лучше и не говорят о культуре»

                                                                                     (Н. К. Рерих).

        Качество образования неразрывно связано с целью и стратегией образования. Отсутствие четко выраженной цели, ее расплывчатость и сохранение традиционной стратегии образования (наукознание) являются основными причинами низкого уровня его результативности, несоответствия результатов новым требованиям общества, предъявляемым к человеку.   

        По данным В.П. Беспалько, учащиеся российских школ усваивают 30-40% информации на ученическом (репродуктивном) уровне, не поднимаясь в своей массе до творческого уровня усвоения. Традиционная стратегия образования тормозит развитие общих и специальных способностей растущего человека, что порождает значительное число неудачников, снижает возможности дальнейшей социальной адаптации выпускников школ.    По данным, корреляция между уровнем обученности и развитием интеллекта ученика составляет лишь 33%, в число детей с высоким уровнем обученности по учебным программам попадают учащиеся со средним и даже низким уровнем развития интеллекта (по Векслеру). Среди детей со средним и даже низким уровнем обученности можно встретить учеников с высоким уровнем развития интеллекта, который не реализовал себя в учебной деятельности.

 

 

 

 

       Среди  причин такого дисгармоничного  развития ребенка в процессе  образования можно назвать следующее:

  • отсутствие универсальной психолого-педагогической теории развивающего обучения каждого ученика с учетом его способностей и интересов;
  • сохранение в массовой практике школ репродуктивных технологий обучения, ориентированных на усвоение готовых знаний, а не на развитие продуктивных видов мышления;
  • неподготовленность педагогов к работе с одаренными детьми, занижение уровня их познавательной деятельности по сравнению с их возможностями;
  • снижение социальной мотивации образования и духовной культуры общества в целом.

        Проблема качества образования неразрывно связана с проблемой качества человека, с его опережающим развитием в системе образования, которая формирует общественный интеллект как фактор прогрессивного развития общества. Школа выдает выпускнику аттестат зрелости, который должен отражать не только результаты его успеваемости, но и готовности к самостоятельной жизнедеятельности, интегральный результат процессов обучения, развития и воспитания – социальную зрелость.

        Исследуя вопрос о качестве образования, важно изучить представления самих педагогов о качестве школьного образования, так как это дает возможность скорректировать цели и содержание процесса повышения их квалификации. С этой целью в ряде школ был проведен опрос учителей. Им было предложено ответить на вопрос “Что Вы понимаете под качеством образования в современной школе?” Ответы были объединены в 4 группы соответственно показателям:

1) качества знаний, успеваемости, поступаемости в вузы выпускников;

2) интеллектуального развития, мотивации образования и самообразования, способности к творчеству учащихся;

3) социально-личностного развития и воспитанности школьников;

4) качества процесса образования.

1 место заняли показатели 1 группы, отражающих качество знаний учащихся. Учителя отмечали: “Качество образования – это совокупность знаний, достаточных для самообразования и получения дальнейшего образования в вузах”; “Качество образования – это высокий уровень знаний по учебным предметам, умение выдержать конкурс при поступлении в вузы; умение применять знания в жизни”; “Сформированность знаний и умениях их применять” и т.п.

2 место получили показатели интеллектуального развития учащихся (вторая группа показателей). В своих ответах учителя подчеркивали: “Качество образования включает способность к развитию, высокий уровень интеллектуальных умений”, “Творческий потенциал ученика”, “Умение анализировать, сопоставлять и применять полученный фактический материал”, “Вкус к творческой работе”, “Умение добывать знания самостоятельно”, “Общая культура” и т.п.

Третья группа показателей  заняла соответственно 3 место по числу  ответов учителей, которые можно  было рассматривать как показатели социально-личностного развития и воспитанности школьников: “Желание человека постоянно совершенствоваться”, “Умение ориентироваться в жизни”, “Воспитанность”, “Ответственность, адаптированность и гибкость”, “Умение аргументировано отстаивать свою позицию”, “Способность к личностной самооценке” и т.п.

        Ответы учителей показали, что их представления о качестве образования сводятся, в основном, к качеству результата (ученика-выпускника), и недостаточно внимания уделяется качеству процесса образования, педагогическому процессу: “Профессионализм учителей”, “Современные технологии и современное обеспечение процесса обучения”, “Гуманизация образования”, “Организация самостоятельной работы учеников”, “Комфортность сосуществования в школе ученика и учителя” и др.

Социально-экономические  отношения, складывающиеся в нашей  стране, коренным образом повлияли на все сферы жизни, в том числе  и на образование.

        Неудовлетворенность современным образованием – явление всеобщее и, как показывает жизнь, начинает охватывать весь мир.

        Разные авторы заостряют внимание на различных его аспектах: бездуховность и кризис ценностей, недостаток или чрезмерность профессионализма, недостаточная или избыточная специализация, неспособность выпускников оптимально адаптироваться к социальным условиям общества.

        А что значит сегодня хорошее образование? Мы привыкли слышать, что качественное образование – это будущее России. А может быть, качественное образование – это главный ресурс человека, который обеспечит ему свободу? Свободу не сегодня или завтра, а в будущем, свободу не вообще, а скорее способность свободно и эффективно действовать в новых условиях неопределенности, свободно выбирать. Ведь истина свободы очень проста: если у меня нет образования, я выбирать не могу. Меня “тащат” обстоятельства. Если же у меня есть образование, я могу выбирать, могу обеспечить себе и близким хорошие жизненные условия.

          Главная цель сегодняшней системы образования — это воспитание свободной, самоопределяющей личности, самостоятельно адаптирующейся в коллективе и обществе.

          Качественное образование – это, прежде всего становление человека, обретение им себя, своего образа: неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству. Сегодня очень важно не сформировать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, помочь человеку жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

        Для школы возникает очень важная цель – подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни, а обеспечить качественную жизнь всем, помочь осуществить свое жизненное и профессиональное самоопределение, обеспечить социальную и профессиональную мобильность личности, способной при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным.

        Основными задачами качественного образования являются:

  • разработка на основе базисного и регионального стандартов новых педагогических технологий, обеспечивающих дифференциацию обучения и развития личности с учетом индивидуальных, культурных и национальных особенностей учащихся;
  • обеспечение приоритета интересов личности, гуманизации образования;
  • развитие демократизации образования через многообразие и плюрализм его форм;
  • обеспечение нормативно-правовой базы образования.

       Самой главной ценностью качества образования должна стать его индивидуализация. Индивидуализация образования – это подход к ребенку и педагогу как к индивидуальностям, создание наиболее благоприятных условий для становления и реализации потенциала каждого ребенка и педагога.

        Сегодня содержание образования – величайшая ценность и показатель его качества.

        Что же должно измениться в содержании обучения? Нужно уйти от низкопредметной направленности, характерной для традиционного обучения.

Предметные  знания должны быть органичны с методологическими, рефлексивными, культурологическими знаниями. Целесообразно в каждой школе включить в образовательный процесс спецкурсы “Познай себя”, “Сотвори себя сам”, “Человековедение”, “Музейная педагогика”, “Человек и культура” и т.д.

        Не менее важным приоритетом качества образования является его стандартизация. Очень важно, что в стандартах отражены две группы требований: к уровню образования и к уровню подготовленности учеников. ГОС стимулирует увеличение объема знаний и в меньшей мере – развитие способностей личности и индивидуальности учащихся. В таких условиях возникает опасность, что учителя станут узкими специалистами в соответствующих областях. Сегодня необходимо включиться в поиск способа решения проблемы, заключающейся в сохранении высокого уровня требований стандарта к научности обучения и одновременно развития самостоятельности, творческой инициативы учащихся в освоении и применении знаний.

        Следующая чрезвычайно важная задача по обеспечению качества образования – освоение учителем различных образовательных технологий. От того, как и какими технологиями обучения и учения школьников владеет педагог, насколько гибко он может изменить свои методы в зависимости от тех или иных особенностей учащихся, зависит качество обученности и обучаемости школьников.

        И здесь главной является педагогическая помощь и поддержка. Поддержка основывается на трех принципах педагогической деятельности по Ш.А. Амонашвили:

1) знать и любить детей;

2) очеловечивать среду, в которой они живут;

3) проживать в ребенке свое детство.

        Главное сегодня – это вернуть закон активного учения в школу. Как это сделать? Педагог должен четко представить различие между обучением и учением, стремиться создавать условия для успешного учения, целью которого есть – формирование системы знаний, умений, навыков, отвечающих существующим нормам и потребностям ученика (в отличие от цели обучения – формирование системы знаний, умений, навыков в соответствии с заданными стандартами, нормативными документами).

        Основным стержнем современной образовательной политики является обеспечение приоритета интересов личности, гуманизация образования. Из системы, обеспечивающей интересы тоталитарного государства, образование

превращается  в систему, удовлетворяющую интересы обучающихся, семьи, различных общественных групп, объединений. Для этого необходимо:

  • обеспечить гарантии прав граждан на получение образования по выбору с учетом интересов, склонностей, способностей учащихся и их состояния здоровья;
  • сохранить единое образовательное пространство;
  • изменить содержание образования – сделать его личностно ориентированным – образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ребенка с выявлением его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Личностно-ориентированное образование не занимается формирование личности с заданными свойствами, а создает условие для полноценного проявления и, соответственно, развития личностных функций субъекта образовательного процесса.

         Одним из решающих факторов  в процессе самоопределения ребенка – создание культурного пространства школы (культурная среда обучения и преподавания, воспитания, традиции школы, дизайн-среда, оформление школы, общение детей и взрослых, среда семьи, среда дополнительного образования – кружки, секции, художественной жизни школы – театры, музеи и т.д. Только такая многообразная личностно-ориентированная культурная среда школы будет способствовать развитию высокоинтеллектуальной и нравственной зрелости личности.

         Качество образования предполагает:

1. Достичь четыре главные цели:

– обеспечить необратимость гуманизации и демократизации образования;

– увеличить ресурсы школ за счет выявления новых источников и более эффективного их использования;

– обеспечить ГОС, создать условия для достижения учащимися уровня образованности, обеспечивающего развитие свободной саморазвивающей личности;

Информация о работе Качество как ценность в образовании