История русской философии. Философские взгляды Бердяева

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 22:21, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования:
Изучить философские взгляды Николая Александровича Бердяева.
Задачи работы:
Рассмотреть «Философию свободы» как новаторское и провидческое произведение.
Провести анализ проблемы гносеологизма и субъективизма в работе «Философии свободы».
Раскрыть сущность проблемы оправдания человека в работе «Смысл творчества. Опыт оправдания человека».
Дать характеристику в работах Н. Бердяева философии начала XX в.
Выделить проблему этики творчества и экзистенциальной диалектики в последних работах Н. А. Бердяева.

Файлы: 1 файл

История русской философии.Философские взгляды Бердяева-24.doc

— 99.00 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

С тех пор как возникла сама философия, человек в той или иной мере всегда  был объектом человеческих размышлений, но не всегда стоял в центре внимания философов. В настоящее время в связи с постиндустриальным развитием общества возрос интерес к вопросам философской антропологии, экзистенциализма, имеющего своим предметом бытие человека в мире. 

 Экзистенциальные  и философско-антропологические  идеи получили  глубокое освещение  в русской философии, прежде  всего, в трудах Н. А. Бердяева.

 В экзистенциализме  для человеческого бытия духовное  и материальное слиты во единое целое. В религиозном   экзистенциализме Н. А. Бердяева - это одухотворенное бытие. Главное в этом бытии у Н. А. Бердяева – сознание временности (экзистенция есть «бытие к  смерти»), постоянный страх перед последней возможностью -  возможностью не быть, а значит, сознание бесценности своей личности. Эти проблемы всегда волновали и волнуют современного человека.

Поэтому тема «Философские взгляды Николая Александровича Бердяева» является актуальной.

Объект исследования: философские взгляды Н. А. Бердяева.

Предмет исследования: особенности  становления и развития философских  взглядов  Н. А. Бердяева.

Цель исследования:

Изучить  философские взгляды Николая Александровича Бердяева.

Задачи работы:

    1. Рассмотреть «Философию свободы» как новаторское и провидческое произведение.
    2. Провести анализ проблемы гносеологизма и субъективизма в работе «Философии свободы».
    3. Раскрыть сущность проблемы оправдания человека в работе «Смысл творчества. Опыт оправдания человека».
    4. Дать характеристику в работах Н. Бердяева философии начала XX в.
    5. Выделить проблему этики творчества и экзистенциальной  диалектики в последних работах Н. А. Бердяева. 

При написании работы  применялись  методы:

  • изучение и анализ  философских работ Н. А. Бердяева;
  • изучение и анализ исследователей философского наследования Н. А. Бердяева.

При написании работы использовались источники:  Бердяев  Н. А. «Философия свободы. Смысл творчества», «О назначении человека», «Самопознание».

В работе «История философии: Запад – Россия – Восток», опубликованной  под редакцией Н. В. Мотрошиловой, А. М. Руткевича, авторы  подчеркивают, что в творчестве Бердяева большую роль сыграло обращение к началам российского философствования. Все лучшее в российской философии им глубоко осмысливалось.

В. В.  Зеньковский в  работе «История  русской философии»  прослеживает  эволюцию моральных философских воззрений Н. А. Бердяева и выделяет основоположное значение моральной сферы во всем его творчестве.

Работа имеет структуру: введение, две главы, заключение. Список использованной литературы составляет 5 наименований. 

 

 

 

 

 

 

1. СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФСКИХ ВЗГЛЯДОВ Н. А. БЕРДЯЕВА В РАБОТЕ  «ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ»

1.1. «Философия свободы» как новаторское  и провидческое произведение

 

Книга Н. Бердяева «Философия свободы» (1911) — ранняя работа, к которой сам автор относился критически, считая ее во многих отношениях незрелой. И все же это сочинение ценно тем, что в нем Бердяев по некоторым своим философским интуициям предвосхищает процессы, которые позже произошли в истории европейской философии. Иными словами, это не просто историческое, а в значительной мере новаторское и провидческое произведение.

Н. Бердяев начинает свою книгу с утверждений, которые в ту пору уже не были новыми: философствующая мысль зашла в тупик, для философии наступила эпоха эпигонства и упадка, философское творчество иссякает и т. д.1 Однако определение сущности кризиса у Бердяева для того времени оригинально, по-своему верно и глубоко. «Вся новейшая философия, последний результат всей новой философии, ясно обнаружила свое роковое бессилие познать бытие, соединить с бытием познающего субъекта. Даже больше, философия эта пришла к упразднению бытия... повергла познающего в царство призраков. Критическая гносеология начала проверять компетенцию познания и пришла к такому заключению, что познание не компетентно связать познающего с объектом познания, с бытием. Реалистическое чувство бытия и реалистическое отношение к бытию — утерянный рай. И нет, по-видимому, философских путей для возвращения в этот рай».2

В начале XX в. в западной философии гносеологические концепции действительно превалировали над онтологическими. Господство гносеологизма русский мыслитель связывает с доминированием кантовской философии и кантианских направлений. Критическое отношение к ним для Н. Бердяева вовсе не случайно. «Кант, писал он, - оставил познающего наедине с самим собой, гениально формулировал его оторванность от бытия, от действительности, с реальности и искал спасение в критическом разуме».3

В России не один Бердяев так оценивал мысль Канта. В начале XX в. формируется свойственный части русской философии, неожиданный, казалось бы, синдром такого критического отношения к Канту, которое стоит на грани нелюбви, чуть ли не ненависти к великому немецкому мыслителю.

В кантовской философии Н. Бердяев видит источник погружения философии в гносеологизм, одну из причин оторванность теории познания не только от философии бытия, онтологии, но и с бытия как такового, а следовательно, отчуждения человека от реальной жизни, отрыва человека от высшего бытия, т. е. от божества.4

Отсюда и более общий  приговор: кризис философии заключается в разрыве с бытием, в том, что гносеологии, а не учении о бытии была отдана пальма первенства. Трагедия философии состоит в том, что она делает призрачными реальность, свободу, да саму личность превращает в некий призрак. Но основное, согласно Бердяеву, бедствие философии состоит в том, что она утратила свои религиозны корни. Человечеству нужна новая свободная философия и философия свободы, утверждает Бердяев. Философия должна быть свободной, должна искать истину, но имени свободная философия, философия свободы приходит к тому, что лишь мысль религиозна, лишь жизни цельного духа дается истина и бытие.

Н. Бердяев подробно анализирует проблему веры и знания. Он приходит к выводу, что противопоставление веры и знания, имеющее oпределенные основания, должно смениться доказательством их взаимодействия. Чтобы объединить веру и знание, нужно отказаться от гордыни рационализма. «При нашей постановке вопроса, — пишет Бердяев, — между знанием и верой не существует той противоположности, которую обыкновенно предполагают, и задача совсем не в то заключается, чтобы взаимно ограничить области знания и веры, допустив их лишь в известной пропорции. Мы утверждаем беспредельность знаний, беспредельность веры и полное отсутствие их взаимного ограничения. Религиозная философия видит, что противоположность знаний и веры есть лишь аберрация слабого зрения. Религиозная истина — верховна, вера — подвиг отречения от благоразумной рассудочности, после которого постигается весь смысл.5

1.2. Анализ проблемы гносеологизма  и субъективизма в «Философии свободы»

 

Другим аспектом книги  «Философия свободы» стал тонкий философский анализ проблемы так называемого гносеологизма.

Мыслитель исходит из того, что и субъект и объект относятся к бытию, а «вне бытия нет места ни для кого и ни для чего, разве для царства дьявола. Безумие — рассматривать бытие как результат объективирования и рационализирования познающего субъекта, ставить бытие в зависимость от категорий познания, от суждения».6 Н. Бердяев, таким образом, не только утверждает примат теории бытия перед теорией познания, гносеологией, не только выдвигает на первый план онтологию.  Он также утверждает, что само бытие предшествует учению о познании. «Гносеологи же хотят само бытие вывести из гносеологии, превратить его в суждение, поставить в зависимость от категории субъекта».7

Вторая часть «Философии свободы» называется «Происхождение зла и смысла истории». Бердяев пишет: «Болезненный кризис современного человечества связан с трудностью выхода из психологической эпохи - эпохи субъективизма, замкнутого индивидуализма, эпохи настроений и переживаний, не связанных ни с каким объективным и абсолютным центром. Гнет позитивизма и теории социальной среды, давящий кошмар необходимости, бессмысленное подчинение личности целям рода, насилие и надругательство над вечными упованиями индивидуальности во имя фикции блага грядущих поколений, суетная жажда устроения общей жизни перед лицом смерти и тления каждого человека, всего человечества и всего мира, вера в возможность окончательного социального устроения человечества и в верховное могущество науки — все это было ложным, давящим живое человеческое лицо объективизмом, рабством у природного порядка, ложным универсализмом. Человеческий род механически подчинил себе чело века, поработил его своим целям, заставил служить его своему благу навязал ему свое общее и как бы объективное сознание».8 Таким образом, кризис человечества как кризис истории Н. Бердяев видит в том, что ложный объективизм подавил человека. Реакцией на это стала эпоха «психологическая, субъективная».

Разразился бунт субъективизма, который отрицает все объективное, а всякую иллюзорность и всякую мистику возводит в закон,  такой оказалась плата за ложный объективизм, за философию натурализма и материализма.9 Ответом на вопрос о том, как выйти из этого тупика, и стала заключительная часть бердяевской «Философии свободы», в которой Бердяев пытается наметить контуры теософского, религиозно-философского выхода из сложившейся ситуации духа.

Выход – не философия свободы, а новая теология свободы. У Н. Бердяева она связана с утверждением идеи некоей Вселенской церкви.

 

 

 

 

 

 

2. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА В ТРУДАХ Н. А. БЕРДЯЕВА

2.1. «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» как оправдание человека

 

Важнейшей книгой Бердяева, одной из самых интересных и в то же время спорных в его творчестве является «Смысл творчества. Опыт оправдания человека». Н. Бердяев, критик по самой своей натуре и призванию, нападал в этой книге на многих философов и на многие направления традиционной и современной ему философии.

«Смысл творчества...» - программное произведение Бердяева, хотя впоследствии он написал много других книг и статей. «Дух человеческий, — так начинается Введение в книгу, — в плену. Плен этот я называю «миром», мировой данностью, необходимостью. «Мир сей» не есть космос, он есть космическое состояние разобщенности и вражды, атомизация и распад живых монад космической иерархии. И истинный путь есть путь духовного освобождения от «мира», освобождения духа человеческого из плена у необходимости. Истинный мир не есть движение направо или влево по плоскости "мира", но движение вверх и вглубь по линии всемирной, движение в духе, а не в мире».10 Космос есть истинно сущее подлинное бытие. Не мир призрачен, призрачны мировая данность и необходимость. Из этого призрачного мира, с которым человек все-таки связан как с миром необходимости, нужно прорваться в какой-то иной мир, в другую реальность, в истинно сущее как подлинное бытие.11

Человек должен изменить свое отношение к миру. Ведь сейчас ему свойственны некоторая упадочность, расслабленность,  раздвоенность духа.

Творчество, по Бердяеву, и есть выход, победа. Итак, замысел Бердяева — это прорыв к творчеству, сообщение новой силы человеческому духу. Нужно, чтобы из мира иллюзий человек вновь вырвался к единству с Богом, но единству, во многих отношениях необычному.

Бердяев различает науку  и научность. Под научностью он понимает перенесение критериев науки на другие области духовной жизни, чуждые науке. А ведь никакая наука, даже полезная и важная, не дает "директив научности для чуждых ей сфер". Наука, рассуждает далее Бердяев, потому не должна быть идеалом для философии, что наука есть не творчество, а послушание. Ее стихия — не свобода, а необходимость. "Наука никогда не была и не может быть освобождением человеческого духа. Наука всегда была выражением неволи человека у необходимости».12

Высказывая все эти  оценки и суждения, Бердяев вместе с тем хорошо видит, сколь противоречиво складывается и будет складываться судьба философии XX в. как раз в отношении науки и научности. «Для нашей эпохи, — пишет философ, — характерно обострение сознания и кризис сознания во всех сферах. Нельзя не видеть серьезного кризиса научной, общеобязательной, объективированной философии. Никогда еще не было такого желания сделать философию до конца научной. Ныне и идеализм, который был прежде метафизическим, стал наукообразным и мнит себя таким. И никогда еще не было такого разочарования в научности, такой жажды иррационального».13 Это очень точно подмеченное противоречие. Оно, действительно, характеризует философию, и не только двух первых десятилетий, а всего XX столетия.

Философия кажется ему  пораженной страшной болезнью, болезнью рефлексии и раздвоения. Согласно Бердяеву, творческая философия не может быть философией критической, философией скепсиса. Она должна стать философией догматической. Но при этом, подчеркивает философ, нет возврата к «старому, детскому догматизму».14 Должно создать новый, зрелый догматизм. Истинно творческие философы подобны Платону. Это философы, которые в центр философствования помещают не познание, не категории, а именно любовь. Таким образом, если философия концентрируется на человеке, то она концентрируется на любви. А это означает, что философия является антропологистической.

Эту проблему Н. Бердяев анализирует интересно и глубоко. "В определении природы философии, ее задач, центральное место принадлежит вопросу об антропологизме в философии. Философия не в силах уйти от того первоначального сознания, что философствует человек и что философствуют для человека. Нет сил отрешиться от того, что философское познание протекает в антропологической среде; сколько бы ни пытались Коген и Гуссерль придать познанию характер, трансцендентный человеку, и освободить познание от всякого антропологизма, эти попытки всегда будут производить впечатление поднять себя за волосы вверх. Человек предшествует философии, человек — предпосылка всякого философского познания».15

Информация о работе История русской философии. Философские взгляды Бердяева