Исторические этапы развития средневековой философии и динамика ее проблемного поля

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 20:04, контрольная работа

Краткое описание

Не только теология повлияла на средневековую философию, но и философия в свою очередь определила специфику религиозного освоения действительности, художественное творчество, средневековую словесность, школы, университеты и научные дисциплины.
Целью данной работы является изучение основных периодов формирования средневековой европейской философии, анализ основных проблем средневековой философии и доводов основных философских мыслителей, сформировавших мировоззрение данного исторического периода.

Оглавление

1 Введение
2 Периодизация средневековой философии, трансформация ее основных проблем и задач
3 Разработка христианской догматики в ранней средневековой философии
4 Дискуссия о природе универсалий в поздней средневековой философии. Доказательства бытия Бога
5 Заключение
6 Список использованных источников

Файлы: 1 файл

KR_po_Filosofii.docx

— 35.47 Кб (Скачать)

 

 

Дискуссия о природе универсалий в поздней средневековой философии. Доказательства бытия Бога.

 

 

Поскольку в содержательном плане принципиальные мировоззренческие проблемы были в своё время напряжённом творческом поиске уже решены отцами церкви, представители схоластики вынуждены были, что называется, всем ходом вещей обратиться проблемам формы, то есть к логической проблематике. И в этой области им принадлежат  серьёзные достижения. Так, например, считается, что теоретические и операциональные  основы математической логики заложены были именно средневековой схоластикой. В свою очередь внимание и  интерес к логике были естественным следствием усилий средневековой схоластики решить для себя проблему универсалий, общих понятий, которая стала её основной темой. Это в подлинном  смысле вечная философская проблема соотношения общего и единичного, проблема природы, т.е. бытийного, онтологического статуса общего. В античности эта проблема ставилась на научной, прежде всего математической основе, в эпоху схоластики, естественно, ставилась и решалась на теологической основе. При этом в рамках схоластики были выработаны два основных резко противоборствующих подхода к её решению: реализм и номинализм (умеренный номинализм получил название концептуализма). Реалисты – Аксельм Кентерберийский(1053-1109), Гильом из Шампо(1070-1121),  Фома Аквинский(1221-1274) – были убеждены, что подлинным бытием обладает именно общее. Universalia ante rem -   Общее предшествует вещам – такова краткая, ёмкая фомула, выражающая эту позицию. Номиналисты, - а среди них были, как, впрочем, и среди реалистов, крайние и умеренные,- Росцелин(1050-1120), Пьер Абеляр(1079-1142), Оккам(1280-1348), Буридан(XIV ст.) – наоборот, реальный бытийный статус приписывали лишь единичным вещам, а общее сводили к наименованиям (лат. nominalis- относящийся к названиям, именам), названиям, которым человек обозначает единичные вещи. У крайнего номиналиста Росцелина универсалии, общие понятия иногда истолковываются даже как “звучание голоса”(“flatus vocis”). При таком подходе подрывается главный христианский догмат о Единой и Нераздельной Троице, которая превращалась в троебожие. Умеренный реалист  Фома Аквинский утверждал о трояком существовании универсалий – “до вещей”они существуют в божественном интеллекте как предвечные мысли Бога, в соответствии с которыми и был сотворен мир; “в вещах”, где они выступают как “субстанциальные формы” этих вещей; и “после вещей” – в человеческом интеллекте как его понятия, как результат абстрагирующей деятельности человека в ходе познания вещей природного  мира. Умеренный номиналист Пьер Абеляр, отвергая реальный бытийный статус универсалий,  признавал тем  не менее их существование в качестве концептов, понятий человеческого ума как результата абстрагирования сходных свойств и признаков вещей  и их объединения в человеческом уме (позиция концептуализма).

Ансельму Кентерберийскому принадлежит первое «онтологическое» доказательство бытия бога. Оно исходит из самого понятия, идеи Бога. Поскольку «Бог есть то, больше чего ничего нельзя помыслить», то значит атрибут существования необходимым образом входит в само понятие Бога. (Какой же это Бог, если ему не хватает такой «малости», как существование.) Поэтому когда безумец осмеливается отрицать существование Бога, он просто не понимает, о чём говорит. Позже, в XIII в. Фома Аквинский сформировал ещё пять рациональных доказательств существования Бога, но эти доказательства не оригинальны, так как были выдвинуты в своё время ещё Аристотелем. В целом же Фоме Аквинскому принадлежит особое место в истории средневековой схоластики. Это место определяется прежде всего тем, что Фома переориентировал средневековую схоластику с августино-платоновского философского наследия на философию Аристотеля, переистолковав её  в духе христианского богословия.

Первое из них основывается на понятии движения. «Все, что движется, имеет причиной своего движения нечто иное», ибо нечто иное не может быть движущим и движимым в одно и то же время и в одном и том же отношении. «Для спасения человеческого было необходимо, чтобы философские дисциплины, которые получают свое знание от разума, были дополнены наукой, священной и основанной на откровении… Перводвигатель, который есть Бог, не имеет ни малейшей примеси потенциальности, но есть чистый акт».

Второе доказательство составляет довод, отправляющийся от понятия случайности (или возможности) и необходимости. Наблюдение непрерывных изменений, совершающихся в окружающем нас мире, приводит к выводу о бесчисленных возможностях, характеризующих любую вещь либо любое событие. Но мир в целом не может быть какой-то случайностью, не имеющей никакой причины. Он требует представления о некоей абсолютно необходимой причине, которой может быть только бог. «Поскольку мир возник не случайным образом, но сотворен Богом через посредство активного интеллекта, …, необходимо, чтобы в божественном уме была форма, по подобию которой сотворен мир. А в этом и состоит понятие идеи»

Третье составляет довод, состоящий в понятии производящей причины. В развитии данного довода с наибольшей силой проявляется отмеченная выше роль философа, исследующего «собственные причины» вещей. «Бог есть первопричина всех вещей как их образец. Дабы это стало очевидным, следует иметь в виду, что для продуцирования какой-либо вещи необходим образец, т. е. постольку, поскольку продукт должен следовать определенной форме. … В божественной премудрости пребывают предначертания всех вещей, каковые мы называли идеями, или образцовыми формами в уме Бога».

Четвертое доказательство называется «доводом от степеней совершенства» наблюдаемых во всем сущем. Все вещи, существа, люди обнаруживают различную степень красоты, блага, истинности, того или иного совершенства. «Не форма определяется материей, но скорее материя формой; в форме надлежит искать основание, почему такова материя, а не наоборот». Но степень этого совершенства измеряется неким абсолютным мерилом, неким пределом всех этих достойнейших качеств. Им же опять может быть только Бог.

Пятое доказательство называется  «доводом божественного руководства миром». «Мы видим, что все, что есть в мире, переходит из потенции в акт. Но оно не само переводит себя из потенции в акт, ибо того, что есть в потенции, еще нет, а потому оно и не может действовать. Поэтому следует, чтобы сначала было нечто другое, при помощи чего потенциально сущее было бы переведено из потенции в акт. И затем снова, если и та первая вещь переходит из потенции в акт, необходимо прежде нее предположить еще нечто, что перевело бы ее в акт. Но так не может продолжаться до бесконечности. Потому необходимо дойти до некоторой вещи, которая только актуальна и никоим образом не потенциальна; а ее мы именуем Богом». У Ф.Аквинского, Бог «есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе».  Такое воззрение присуще не одному Фоме Аквинскому, но и подавляющему большинству всех других философов монотеизма.  Можно даже утверждать, что оно выражает одну из наиболее распространенных особенностей обыденного религиозного сознания.

Идя по любому из пяти описанных выше путей, человеческий ум, согласно Ф.Аквинскому, убеждается в бытии бога.

 

 

Заключение

 

 

В первой части работы проанализированы основные периоды средневековой философии, а именно:

- период патристики —  тяжёлый для христианской церкви  период жестоких преследований и гонений. В этот период сформулированы основные мировоззренческие, в том числе и философские положения средневековья;

- период установления  и систематизации официальной  догматики — период разъяснения  верующим установленных христианских догм, борьба с ересью;

- период схоластики — университетская философия, представляющая собой синтез христианского богословия и логики Аристотеля.

Во второй части работы проанализирован ход философской мысли Аврелия Августина в разработке ранней средневековой христианской догматики.

В третьей части работы раскрыта проблематика дискуссии о природе универсалий — вечной философской проблемы соотношения общего и единичного, проблемы природы, т.е. бытийного, онтологического статуса общего — реализма и номинализма. Проанализированы доказательства бытия Бога в философии Фомы Аквинского.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

 

  1. Августин, А. Исповедь / А. Августин. – М., 1992.
  2. Габрусь, И. Ф. Исторические образы философской мысли / И. Ф. Габрусь. – Минск, 2005.
  3. История средневековой философии. Хрестоматия : в 2 ч. / сост.                          Г. Я. Миненков. – Минск, 2002. 
  4. Майоров, Г. Г. Формирование средневековой философии /                                          Г. Г. Майоров. – М., 1979.

 

– –


Информация о работе Исторические этапы развития средневековой философии и динамика ее проблемного поля