Гегелевская философия о семье, государстве и гражданском обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 14:49, реферат

Краткое описание

Основная задача философии права — научное познание государства и права, а не указание на то, какими они должны быть. В отличие от юриспруденции, изучающей юридические законы, философская наука о государстве и праве призвана, по Гегелю, к постижению мыслей, лежащих в основании права.

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 86.75 Кб (Скачать)

 

 

 

 Демокрит не против богатства, а против «неумеренного» богатства, не против прибыли, а против «бесчестной» прибыли. «Жадность до денег, если она ненасытна, гораздо тягостнее крайней нужды». «Бесчестная прибыль наносит вред добродетели». «Богатство, приобретаемое дурными путями, носит на себе слишком заметное пятно». Он против воровских, разбойничьих приемов наживы.

 

 

 

 Главное заключается  в том, чтобы у человека было  «хорошее расположение духа».  Это должно составлять цель  его жизни. Счастлив тот, кто  пользуется им при ограниченном  состоянии, и «несчастлив тот,  кто при больших средствах  не имеет душевного веселия».

 

 

 

 Этические фрагменты  Демокрита отличаются узостью  и ограниченностью, несоизмеримыми с глубиной его философской мысли. Лишь изредка наблюдаются здесь проблески диалектической мысли. «Каждый день у людей новые мысли и (ежедневно) люди, как будто притягиваемые друг к другу какой-то тяжелой гирей, отправляются один — из одного, другой — из другого места к делам». «От чего мы получаем добро, от того же самого мы можем получить и зло, а также средство избежать зло».

 

 

 

 Во многих фрагментах  Демокрит возносит хвалу разуму, мудрости.

 

 «Мудрому человеку  вся земля открыта. Ибо для  хорошей души отечество — весь  мир».

 

 «Лучше надежды образованных, чем богатство невежд».

 

 «Глупцы стремятся  к выгодам от счастливого случая, знающие же (ценность) таких выгод  стремятся к выгодам, доставляемым  мудростью».

 

 

 

 «От мудрости получаются  следующие три (плода): (дар) хорошо  мыслить, хорошо говорить и  хорошо делать».

 

 Таковы, по Демокриту,  условия счастливой жизни для  гражданина рабовладельческой демократии, горячим приверженцем которой он был.

 

 

 

 «Бедность в демократии  настолько же предпочтительнее  так называемого благополучия (граждан)  при царях, насколько свобода  лучше рабства»

 

 

 

 Он хотел бы видеть  государство хорошо управляемым,  «ибо хорошо управляемый город  есть величайший оплот, в нем  все заключается и, пока он  сохраняется, все цело, а погибнет  он (с ним вместе) и все погибнет».

 

 

 

 Государство Демокрит  считает оплотом против раздорам среди людей. «Совершающих (преступление), за которые полагается ссылка, или тюрьма, или штраф, следует осуждать и не освобождать от заслуженного наказания». «Как написаны законы против враждебных человеку животных и гадов, так, думается мне, должно поступать и с людьми».

 

 

 

 На рабовладельческое  государство и его законы Демокрит  рассчитывает, как на узду для  трудящихся, неимущих слоев общества  и прежде всего, конечно, для  рабов. О них он говорит:  «Пользуйся слугами, как членами (своего) тела, (употребляя) одного для одного дела, другого — для другого».

 

 

 

 «Искусство управлять  государством» он считает «наивысшим  из искусств» и «рекомендует  его изучать» .

 

 

 

 Историческое значение  атомизма Левкиппа и Демокрита  огромно. Материалистическая философия  Демокрита оставила глубокий  след на всем дальнейшем развитии  философии. Атомистическое объяснение  природы оказало большое влияние  на развитие естествознания, обогатив его ценнейшей гипотезой, которая толкала опытное исследование вперед и позволяла объединять в цельную систему разнообразные наблюдения.

 

 

 

 Всеобщий закон причинности,  сформулированный Левкиппом и  Демокритом, вошел в железный  инвентарь науки.

 

 Учение о бесконечности  мирового пространства и механическая  теория возникновения небесных  тел кладут начало научной  космогонии.

 

 

 

 Выдающееся значение  имел античный атомизм в истории  атеизма.

 

 

 

 Философская система  Левкиппа — Демокрита атеистична. Основой мира, согласно их учению, является движущаяся материя  — атомы. Мир существует извечно  и не является созданием какого-либо  существа. Ни для своего возникновения,  ни для существования, ни для  гибели вселенная не нуждается  во вмешательстве внешней, потусторонней,  чуждой ей силы. Атомисты отвергают  всякие вымыслы о божественном  творении.

 

 

 

Атомистическая философия  била не только по религиозным предрассудкам  народных масс и ниспровергала мифологические суеверия Демокрит решительно восставал против всякой веры в бога.

 

 

 

 «Когда он на том  основании, что ничто не остается  постоянно в своем положении,  совершенно отрицает существование  чего бы то ни было вечного,  то разве этим своим утверждением  он не ниспровергает вовсе  бога, делая невозможным какое  бы то ни было представление  о кем?»

 

 

 

 Атеизм Демокрита приводил  в бешенство идеалиста Платона.

 

 

 

 «О богах, дорогой  мой, подобного рода люди (демокритовцы) утверждают прежде всего следующее: боги существуют не по природе, а вследствие искусства и в силу некоторых законов, причем боги различны в разных местах сообразно с тем, какими каждый народ условился их считать при возникновении своего законодательства... Отсюда внедряется в молодых людях безверие, будто нет тех богов, признавать которых предписывает закон... Из-за этого же происходят и смуты» .

 

 

 

 В высказываниях Демокрита  звучат презрение и ирония  по адресу ученых, молящихся богам.

 

 

 

 Демокрит говорит, что «некоторые из ученых людей, простирая руки туда, где находится, как мы, эллины, теперь говорим, воздух, возглашают: «Все Зевс сам решает, и все он знает, и (все) дает и отнимает он, и он царь над всем» .

 

 

 

 Философ подвергал  критике «лживые басни о том,  что будет после смерти». Эти  басни измышляли, по его мнению, люди, ничего не знающие «о  разрушении смертной природы»  человека и вследствие того  пребывающие в «треволнениях  и страхах» .

 

 

 

 Что касается мнения  Демокрита о происхождении веры  в богов, то о нем мы узнаем  из следующего свидетельства  Секста,

 

 

 

«По мнению некоторых, мы пришли к представлению о богах, размышляя  над чудесными явлениями и  мире: кажется, этого именно мнения держался и Демокрит. Он говорит, что древние, наблюдая небесные явления, как-то: гром, молнии, перуны, сближения звезд, затмения солнца и луны, приходили в ужас и полагали, что виновники этого — боги».

 

 

 

 От Демокрита, следовательно,  идет теория, обосновывающая веру  в богов страхом перед грозными  явлениями природы, заставляющими  первобытного человека трепетать  перед ними и приписывать им  чудодейственную силу.

 

 

 

 Демокрит был одним  из творцов математической науки  и крупнейшим теоретиком в  самых разнообразных областях  знания.

 

 

 

 В списках  математических  сочинений Демокрита значатся:

 

 

 

 «О касании круга  и шара», «О геометрии», «Числа»,  «Об иррациональных линиях и  телах» и др. Диоген Лаэрций  перечисляет десятки сочинений  Демокрита по физике, астрономии, ботанике, зоологии, медицине. К сожалению,  сочинения эти не сохранились.

 

 

 

Мышление Демокрита сохраняет  общий ему со всей древнегреческой  философией стихийно-диалектический характер. Вечное движение атомов основывается на необходимом противоречии: атомы и пустота взаимно требуют и взаимно отрицают друг друга. «Материя, как полагают те, которые принимают пустое и полное, заключает в себе противоположность»

 

 

 Единица и непрерывность—единство  противоположностей. Атом— прорыв  непрерывности пустого пространства. «...Прерыв непрерывного, — атом, единица» , — отмечает Ленин.

 

  Пустота, отрицательное,  есть начало движения атомов. Пустота является условием движения не только в том смысле, что место не занято, но «содержит более глубокую мысль, что в отрицательном вообще заключается основание становления, беспокойства самодвижения».

Демокрит в понимании  движения не выходит за пределы его  низшей, простейшей формы. Вследствие этого атомизм Демокрита не может  объяснить происхождение качеств  из механического сочетания атомов. Но то, что Демокрит односторонне понимал  движение вообще как перемещение  не умаляет его величайшего значения в развитии познания. Он первый в истории философии исследовал одну из форм движения материи — его простейшую форму.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Гегелевская философия о семье, государстве и гражданском обществе