Аудит операций по учету расчетов с персоналом по оплате труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:01, курсовая работа

Краткое описание

Рассматривая проблемы аудита заработной платы, даже неискушенный в этом занятии человек может заметить, что одно только определение размера заработной платы может вызвать значительные затруднения у всех участников трудовых взаимоотношений: работник всегда желает иметь как можно более высокий уровень дохода, тогда как работодатель стремиться сократить свои издержки. . Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучение и ознакомление с трудовым законодательством и нормативной базой расчетов по оплате труда и налогообложению физических лиц;

- проверка соблюдения законодательства о труде;

- проверка документального оформления трудовых соглашений;

- проверка расчетов по оплате труда со штатным и внештатным персоналом, в том числе по прочим операциям с персоналом и расчетам по возмещению материального ущерба и операциям займа;

- проверка правильности начисления и уплаты налогов и внебюджетных платежей по расчетам с физическими лицами.

Оглавление

Ведение……………………………………………………………………………..3

Глава 1

1.1 Теоретические аспекты аудита операций по оплате труда………………..5

1.2 Программа аудита……………………………………………………............5

1.3 Методы получения аудиторского заключения…………………….............18

Глава 2

2.1 Проверка локальных документов по учету труда и заработной платы…..29

2.2 Аудит начислений и распределения средств на оплату труда…………….35

2.3 Аудит удержаний…………………………………………………………….39

2.4 Типичные ошибки………………………………………………………….…47

Заключение………………………………………………………………………..49

Список использованных источников……………………………………...…….50

Файлы: 1 файл

чистовик аудит.doc

— 389.50 Кб (Скачать)

 

Подготовка рабочей документации аудита. Цель подготовки рабочих документов – это документальное подтверждение того, что проверка была должным образом спланирована, реализация плана аудиторами ежедневно контролировалась и в ходе аудита подвергалась рассмотрению, что при необходимости выполнялись соответствующие исследования.

Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Документирование аудита» (п. 2.1б) предусмотрено описание использованных аудиторской организацией процедур и их результатов. На аудит операций по оплате труда составим описание аудиторских процедур (Таблица 3).

 

 

Таблица 3

Описание использованных аудиторских процедур и их результатов

№ п/п

Перечень аудиторских процедур

Объем информации

Техника исполнения

Характер возможных нарушений

1.

Проверка наличия штатного расписания, коллективного договора, положений о премировании

 

Последовательно просматривают все приказы об изменениях штатного расписания, изменения (дополнения) к положению о премировании

Отсутствует коллективный договор

2.

Проверка оформления учетных первичных документов, служащих основанием отражения в учете операций по оплате труда

 

Последовательно просматривают все платежные ведомости за период, предусмотренный выборкой, и выясняют:

а) имеется ли подпись руководителя и главного бухгалтера;

б) в случаях временной подмены первых лиц уполномоченными, на которых возложены обязанности письменным распоряжением руководителя предприятия, нет ли платежных ведомостей с подписями этих лиц более раннего (позднего) срока, чем дата их назначения

Отсутствуют приказы на замещение первых лиц

3.

Установление полноты документов для предоставления льгот персоналу предприятия и выплаты пособий

 

Последовательно сверяют льготы, указанные в лицевых счетах, и наличие справок по каждому из работников в проверяемом периоде

Отсутствуют заявления работников о предоставлении им льгот

4.

Проверка наличия справок-вызовов из учебных заведений, договоров на обучение, актов о выполненных работах

 

Последовательно просматривают табели рабочего времени за проверяемый период и дни отпуска по учебе сверяют с наличием справок-вызовов из учебных заведений, затем проверяют начисленную оплату в расчетно-платежных ведомостях и отражение в учете этих операций

Необоснованное списание на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения расходов на обучение, подготовку и переподготовку кадров при отсутствии: договоров с образовательными учреждениями; лицензии у организации, оказавшей услуги образовательного характера; акта о выполненных работах

5.

Проверка регистрационных документов в фондах социального страхования

 

Проверить расчеты с фондами социального страхования, соответствие данных в них Главной книге и наличие подписей уполномоченных лиц при сдаче расчетов в фонды

Организация не зарегистрирована в фонде социального страхования РФ

 

Планируя аудиторскую проверку, необходимо установить материальность (существенность) – максимально допустимый размер ошибочной суммы, которая может быть показана в публикуемых финансовых отчетах и рассматриваться как несущественная, т.е. не вводящая пользователей в заблуждение. В настоящее время считается, что отклонение показателя отчетности до 5 процентов является незначительным, а более 10 процентов – материальным (существенным).

Существенность выражает вероятность того, что применяемые аудиторские процедуры позволяют выявить ошибки в отчетности экономического субъекта и оценить их влияние на принятие соответствующих решений ее пользователей.

Под уровнем существенности понимается то предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которого квалифицированный пользователь этой отчетности с большой вероятностью будет не в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения.

Для расчета уровня существенности возьмем для примера предприятие. Сначала необходимо определить показатели, значение которых будет влиять на расчет уровня существенности (Таблица 4).

Таблица 4

Определение уровня существенности

Наименование базового показателя

Значение базового показателя бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта, тыс. руб.

Доля,
%

Значение, применяемое
для нахождения уровня
существенности

Балансовая прибыль

984

5%

49,2

Валовый объем реализации без НДС

19 105

2%

382,1

Валюта баланса

5 110

2%

102,2

Собственный капитал

5 040

10%

504

Общие затраты предприятия

5 139

2%

102,8

             

Так как значения балансовой прибыли и собственного капитала значительно отклоняются, отбросим их при расчете уровня существенности. Следовательно, в расчет уровня существенности войдут такие числовые значения как:

валовый объем реализации – 382,1 тыс. руб.;

валюта баланса – 102,2 тыс. руб.;

общие затраты предприятия – 102,8 тыс. руб.

Средняя величина этих показателей составляет 195,7 тыс. руб. Округлим данную величину до 230 тыс. руб., что и будет являться уровнем существенности для МУП «КЦР».

Важным элементом аудиторской деятельности при планировании аудита является оценка аудиторского риска. Различают два основных метода оценки аудиторского риска: интуитивный и расчетный.

Интуитивный метод заключается в том, что аудиторы, исходя из собственного опыта и знания деятельности клиента, определяют риск на основании отчетности в целом  или отдельных групп операций и используют эту оценку в планировании аудита. Интуитивная оценка риска проводится также по данным устного опроса (тестирования) администрации, специалистов и бухгалтерского персонала экономического субъекта.

Расчетный метод предполагает оценку аудиторского риска путем составления и решения специальной факторной модели относительных величин.

Аудиторский риск – вероятность того, что бухгалтерская отчетность экономического субъекта может содержать невыявленные существенные ошибки, а также искажения после подтверждения аудитором ее достоверности.

В соответствии с российскими стандартами аудитору следует дать оценку состояния бухгалтерского учета и системе внутреннего контроля в проверяемой организации. Это необходимо для установления вероятности возникновения ошибок, влияющих на достоверность показателей финансовой отчетности. На основе такой оценки определяют содержание, масштаб и количество аудиторских процедур. Четко отлаженная система внутреннего контроля существенно снижает аудиторский риск при проведении как внешнего, так и внутреннего аудита. Если в результате проверки системы внутреннего контроля аудитор установит ее эффективность, то может в достаточной степени доверять информации и, следовательно, сократить объем собственной работы. Для каждой аудиторской процедуры разрабатываются несколько тестов средств контроля.

Составим несколько тестов средств контроля на примере. Данные тесты оформим в Таблице 5.

Таблица 5

Тесты средств контроля

Содержание

ДА

НЕТ

1.

Применяются ли унифицированные первичные документы по учету личного состава:

 

 

а)

личные карточки на работающих (№ Т-2)

 

 

б)

приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска (№ Т-6)

 

 

в)

приказ о переводе на другую работу (№ Т-5)

 

 

г)

приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора (№ Т-8)

 

 

1.1.

Ведутся ли на работающих трудовые книжки

 

 

2.

В документах, не являющихся унифицированными, имеются ли обязательные реквизиты:

 

 

а)

наименование документа

 

 

б)

дата составления

 

 

в)

наименование составившей его организации

 

 

г)

содержание хозяйственной операции

 

 

3.

Заполнены ли обязательные реквизиты в документах

 

 

4.

Имеются ли незаверенные исправления в документах

 

 

5.

Существует ли приказ руководителя о перечне лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов

 

 

6.

Имеются ли все документы, подтверждающие правильность начисления заработной платы (приказы, договоры, контракты, подлинность первичных документов, объем выполненных

 

 

7.

Правильно ли составлено штатное расписание и оплата труда по штатному расписанию

 

 

8.

Правильны ли удержания из зарплаты

 

 

9.

Правильно ли используются тарифы, расценки, разряда и др. при начислении оплаты труд

 

 

10.

Обоснованны ли начисления премий, вознаграждений, отпускных, подъемных; имеются ли подтверждающие эти начисления документы (решения, приказы)

 

 

11.

Достоверны ли и правильно ли составлены первичные документы

 

 

12.

Не включены ли в табель и другие документы вымышленные лица

 

 

13.

Не было ли повторного начисления сумм по ранее оплаченным документам

 

 

14.

Нет ли в первичных документах и расчетных ведомостях арифметических ошибок

 

 

15.

Используются ли во всех случаях типовые документы и регистры учета

 

 

16.

Правильно ли отражаются на счетах операции по начислению и удержанию из заработной платы

 

 

17.

Сопоставимы ли записи аналитического учета по счетам 70, 76 в части расчетов по исполнительным листам депонированной зарплате

 

 

 

Организовано ли архивное хранение документов по аналитическому учету с работающими

 

 

 

Применяются ли ПК при расчете заработной платы и удержаний из нее

 

 


 

В процессе проверки аудитор должен составлять рабочие документы, являющиеся основными документами, подтверждающими объем и качество выполняемой им работы. Рабочие документы составляются в произвольной форме. В них должна содержаться необходимая справочная информация о клиенте, краткое описание выполненной работы. В частности, необходимо указывать:

- метод проведения проверки (сплошной или выборочный) либо объем проверенной документации;

- замечания по результатам проверки;

- перечень первичных и других документов, не представленных к проверке;

- иные выявленные несоответствия действующему законодательству;

- мнение аудитора о способах устранения выявленных недостатков;

- другие рекомендации по улучшению финансово-хозяйственной деятельности клиента.

Кроме того, в рабочих документах должна быть описана система внутрихозяйственного контроля клиента, программа аудита, а также результаты аудита за прошлый год. На основании записей, произведенных в рабочих документах, составляется аудиторское заключение.

Проверка документов позволяет аудитору убедиться в реальности определенного документа. Рекомендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение операций в учете вплоть до того первичного документа, который должен подтверждать реальность и целесообразность выполнения этой операции.

Прослеживание используется при изучении кредитовых оборотов по аналитическим счетам, ведомостям, отчетам, синтетическим счетам, отраженным в Главной книге, обращая внимание на нетиповые корреспонденции счетов.

Аналитические процедуры используются при сопоставлении фонда заработной платы отчетного периода с данными предыдущих периодов.

Поскольку аудиторская проверка соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате труда весьма трудоемка, то для сокращения сроков ее проведения можно использовать схему аудита синтетического и аналитического учета при журнально-ордерной форме счетоводства

и схему соответствия операций, отраженных в бухгалтерском учете, совершенным хозяйственным операциям.

В соответствии с Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности в Российской Федерации результатом аудиторской проверки является аудиторское заключение – документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов.

Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности экономического субъекта представляет мнение о достоверности этой отчетности. Различают четыре варианта аудиторского заключения: безоговорочно положительное мнение, мнение с оговоркой, отказ аудиторской фирмы от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности и отрицательное мнение.

Заключение аудитора по результатам проверки, проведенной по поручению государственных органов, приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.

 

1.3 Методы получения аудиторских доказательств

При проведении аудита операций по соблюдению трудового законодательства и расчетов по оплате труда используют следующие методы и приемы:

- проверка арифметических расчетов клиента (пересчет);

- проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, подтверждение;

- устный опрос персонала, руководства экономического субъекта и независимой (третьей) стороны;

- проверка документов, прослеживание, аналитические процедуры.

Проверка арифметических расчетов клиента (пересчет) используется для подтверждения достоверности арифметических подсчетов сумм по оплате труда персонала и точности отражения их в бухгалтерских записях.

Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций позволяет аудиторской организации осуществлять контроль за учетными работами, выполняемыми бухгалтерией, и корреспонденцией счетов по оплате труда.

Подтверждение используется для получения информации о реальности остатков на счетах расчетов по оплате труда бюджетом и внебюджетными фондами.

Устный опрос используется в ходе получения ответов на вопросник аудитора при предварительной оценке состояния учета расчетов с персоналом по оплате труда, а также в процессе их проверки, при уточнении у специалистов отдельных совершенных хозяйственных операций, вызывающих сомнение.

Проверка документов позволяет аудитору убедиться в реальности определенного документа. Рекомендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение операций в учете вплоть до того первичного документа, который должен подтверждать реальность и целесообразность выполнения этой операции.

Прослеживание используется при изучении кредитовых оборотов по аналитическим счетам, ведомостям, отчетам, синтетическим счетам, отраженным в Главной книге, при этом необходимо обращать внимание на нетиповые корреспонденции счетов.

Аналитические процедуры используются при сопоставлении фонда заработной платы отчетного периода с данными предыдущих периодов.

 

Подготовка рабочей документации аудита.

Цель подготовки рабочих документов - это документальное подтверждение того, что проверка была должным образом спланирована, реализация плана  аудиторами ежедневно контролировалась и в ходе аудита подвергалась рассмотрению, что при необходимости выполнялись соответствующие исследования.

Информация о работе Аудит операций по учету расчетов с персоналом по оплате труда