Роль невербальной сферы поведения в процессе общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 10:21, реферат

Краткое описание

Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному речевому каналу общения.

Файлы: 1 файл

РУС. ЯЗ. реф.docx

— 35.42 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА ИМ. Ю.А. СЕНКЕВИЧА »

ФАКУЛЬТЕТ  ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РОЛЬ  НЕВЕРБАЛЬНОЙ СФЕРЫ  ПОВЕДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ 
 
 
 

    Реферат по дисциплине «Русский язык и культура речи» 

    студентки 1-го курса очной формы обучения

    Душиной Ксении Игоревны

    (101 группа) 
     
     
     
     
     
     

       
     
                                        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва  2010

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

Каждому из нас  приходилось заниматься изучением  языков. Мы изучали родной язык, иностранный, многие изучают языки программирования. Но существует еще один международный, общедоступный и понятный язык, о котором до недавнего времени мало что знали – это язык невербального общения, язык жестов, мимики и телодвижений человека – «body language».

Что касается стороны исследования проблемы body language, то, пожалуй, наиболее влиятельной работой начала ХХ века была работа Чарльза Дарвина «Выражение эмоций у людей и у животных», опубликованная в 1872 году. Она стимулировала современные исследования в области «языка тела», а многие идеи Дарвина и его наблюдения признаны сегодня исследователями всего мира. С того времени учеными были обнаружены и зарегистрированы более 1000 невербальных знаков и сигналов.

Впервые серьезным исследованием этого  языка занялся в конце 70-х годов  признанный знаток психологии человеческого общения и автор методики обучения основам коммуникации - Аллан Пиз. Он утверждает, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств- 38%, мимики, жестов, позы - 55%. Иными словами, не столь значимо, что говорится, а как это делается.

Особенностью  языка телодвижений является то, что  его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности  подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному речевому каналу общения. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20-40% информации передается с помощью вербальных.

Невербальное  общение, как правило, спонтанно  и непреднамеренно. Его нам подарила природа как продукт многих тысячелетий естественного отбора. Поэтому невербальное общение – очень емко и компактно. Овладевая языком невербального общения, мы приобретаем эффективный и экономичный язык. Моргнув глазом, кивнув головой, помахав рукой, мы передаем свои чувства быстрее и лучше, чем сделали бы это при помощи слов. С помощью невербального общения мы:

    • подтверждаем, поясняем или опровергаем передаваемую словесным путем информацию;
    • передаем информацию сознательно или бессознательно;
    • выражаем свои эмоции и чувства;
    • регулируем ход разговора;
    • контролируем и воздействуем на других лиц;
    • восполняем недостаток слов, например, при обучении езде на велосипеде.

Разговаривая  с партнером, мы видим его мимику, жесты, которые нам говорят, что действительно думает и чувствует наш собеседник. Поэтому надо учиться понимать этот язык. 
 
 

ЭЛЕМЕНТЫ  НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ 

  1. Мимика
 

Главным показателем  чувств говорящего является его выражение  лица, то есть мимика. Лицо – зеркало души человека. Под действием испытываемых человеком рождаются скоординированные   сокращения   и   расслабления   различных  лицевых структур,  которые определяют  выражение  лица, прекрасно отражающее переживаемые чувств эмоции. 

Об искренности  человеческой эмоции  обычно  говорит  симметрия  в отображении чувства на лице - чем сильнее фальшь,  тем более

разнятся мимикой  его правая и левая половины.

Даже легко  распознаваемая  мимика  иной раз очень кратковременна

(доли секунды)  и  зачастую  остается  незамеченной;  чтобы  суметь

перехватить  ее,  нужна порядочная практика или специальная тренировка.

При этом  положительные  эмоции  (радость,  удовольствие)  узнаются

легче, чем отрицательные (печаль, стыд, отвращение).

Особой эмоциональной  выразительностью отличаются  губы  человека,

читать  которые  совсем несложно (усиленная мимика рта или закусывание

губ,  к примеру,  свидетельствуют о беспокойстве,  ну а скривленный  в

одну сторону  рот - о скепсисе или насмешке).

Улыбка на  лице,   как   правило,   выказывает   дружелюбие   или

потребность в  одобрении.  Улыбка для мужчины - это хорошая возможность

показать,  что он во всякой ситуации  владеет  собой.  Улыбка  женщины

значительно правдивее  и чаще соответствует ее фактическому настроению.

Так как улыбки сплошь и рядом отображают разные мотивы,  желательно не

слишком полагаться на их стандартное истолкование:

- чрезмерная  улыбчивость - потребность в одобрении;

- кривая улыбка - знак контролируемой нервозности;

- улыбка при  приподнятых бровях - готовность  подчиниться;

- улыбка при  опущенных бровях - выказывание превосходства;

- улыбка без  подъема нижних век - неискренность;

- улыбка с  постоянным  расширением  глаз  без  их  закрывания  -

угроза.

Для каждого, участвующего в беседе, с одной  стороны, важно уметь «расшифровывать» «понимать» мимику собеседника. С другой стороны, необходимо знать, в какой  степени он сам владеет мимикой, насколько она выразительна. 
 
 
 

  1. Жесты
 

О многом может сказать и жестикуляция собеседника. Мы даже не представляем, сколько разнообразных жестов использует человек при общении, как часто  он ими сопровождает свою речь. И  вот что удивительно. Языку учат с детства, а жесты усваиваются  естественным путем, и хотя никто  предварительно не объясняет, не расшифровывает их значение, говорящие правильно  понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, служит для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его.

В русском  языке существует немало устойчивых выражений, которые возникли на базе свободных словосочетаний, называющих тот или иной жест. Стаз фразеологизмами, они выражают состояние человека, его удивление, равнодушие, смущение, растерянность, недовольство, обиду  и другие чувства, а также различные  действия. Например: опустить голову, вертеть головой, поднять голову, покачать головой, рука не поднимается, развести руками, опустить руки, махнуть рукой, поло-ока руку на сердце, приложить руку, протянуть руку, погрозить пальцем, показать нос.

Жесты уточняют мысль, оживляют ее, в сочетании  со словами усиливают ее эмоциональное  звучание, способствует лучшему восприятию речи. Но в то же время не все жесты  производят благоприятное впечатление. Действительно, плохо, если говорящий  дергает себя за ухо, потирает кончик носа, поправляет галстук, вертит пуговицу, то есть повторяет какие-то механические, не связанные со смыслом слов жесты.

Механические  жесты отвлекают внимание слушателя  от содержания речи, мешают ее восприятию. Нередко они бывают результатом  волнения говорящего, свидетельствуют  о его неуверенности в себе.

В зависимости  от назначения жесты подразделяются на:

    • Ритмические жесты связаны с ритмикой речи, они подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз, то есть то, что обычно передает интонация.

      Например, пословицы:

      «Говорит, что воду цедит»

      «Строчит, как из пулемета, сопровождая их ритмическими жестами».

      Произнося первую пословицу, мы делаем несколько  замедленное движение рукой в  правую сторону. При этом и гласные  звуки произносятся несколько растянуто. Во втором случае производим частые вертикальные движения ребром ладони правой руки, напоминающие рубку капусты. 

    • Эмоциональные жесты – это жесты, которые передают разнообразные оттенки чувств. Волнение, радость, восторг, ненависть, огорчение, досада, недоумение, растерянность, замешательство - все это проявляется не только в подборе слов, в интонации, но и в жестах. Например: бить себя в грудь, стукнуть кулаком по столу, хлопнуть (ударить) себя по лбу, повернуться спиной, пожать плечами, развести руками, указать на дверь.
    • Указательные жесты – это жесты, которыми говорящий выделяет какой-то предмет из ряда однородных, показывает место - рядом, наверху, над нами, там, подчеркивает порядок следования - по очереди, через одного. Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, пальцем (указательным, большим), ногой, поворотом тела.

      Некоторые указательные жесты имеют условный характер. Так, когда говорящий показывает себе на грудь - слева, где сердце, говоря: «У него тут (жест) ничего нет», то понятно, речь идет о бессердечном, бесчувственном человеке. Также бывают случаи, когда расшифровка жеста определяется ситуацией. Вот несколько примеров:

      Идет  лекция. Один из слушателей, поймав взгляд другого, показывает пальцем место  на руке, где носят часы. Догадались, о чем он спрашивает? Он хочет  узнать, который час.

      Другая  ситуация. Ассистент лектора дает ему тот же знак, но жест уже равнозначен  словам: "Время истекло. Пора заканчивать лекцию".

      Наконец, этот жест может означать: "Поторопись! Настало время уходить".

      Указательный  жест рекомендуется использовать в  очень редких, необходимых случаях, когда есть предмет (или наглядное  пособие), на которые можно указать.

    • Изобразительные жесты возникают в вариантах: 
      — если не хватает слов, чтоб на сто процентов передать описание предмета, состояние человека; 
      — если одних слов недостаточно по любым причинам (завышенная эмоциональность говорящего, невладение собой, стрессовость, неуверенность в том, что адресат все осознает); 
      — если нужно усилить воспоминание и повлиять на слушателя дополнительно и наглядно.

      Например, задайте тому, кто находится сейчас рядом с вами или близко от вас, вопрос: «Что такое винтовая лестница и рябь на воде?» В ответ услышите: «Это лестница вот такая (делается вращательное движение правой рукой по вертикали). А рябь... (волнообразное движение рукой по горизонтали)».

    • Символические жесты – это условные жесты, которые больше рассчитаны на подсознательную реакцию человека, чем на сознательную.

      Символический жест нередко бывает характерен, для ряда типовых ситуаций. Так, существует жест предельности (категоричности) - сабельная отмашка кистью правой руки. Он сопровождает выражения: Никогда не соглашусь; Никто не знает; Нигде вы не найдете; Это совершенно ясно; Абсолютно не об этом.

      Жест  интенсивности - рука сжимается в кулак (вариант: два кулака). Он используется, когда говорят: Он очень упорный; Какая она упрямая; В нем чувствуется такая собранность, активность; Честолюбив он страшно.

Информация о работе Роль невербальной сферы поведения в процессе общения