Классификация частей речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 00:52, контрольная работа

Краткое описание

Классификация является разновидностью деления понятия, представляет собой вид последовательного деления и образует развернутую систему, в которой каждый ее член (вид) делится на подвиды и т. д. Чтобы классификация была правильной, необходимо выполнять все правила операции деления.

Оглавление

1. Классификация частей речи………………………………………………...2-4

2. Текст. Типы речи: описание, повествование, рассуждение.……………..5-10

3. Словарный диктант из 25 слов на тему: «Правописание наречий»……….11

Список литературы…………………………………………………………..12

Файлы: 1 файл

содержание.doc

— 70.00 Кб (Скачать)

Содержание

                           
 

1Классификация частей речи………………………………………………...2-4 

2. Текст. Типы  речи: описание, повествование, рассуждение.……………..5-10  

3. Словарный  диктант из 25 слов на тему: «Правописание наречий»……….11 

    Список литературы…………………………………………………………..12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Классификация частей речи

  

   Классификация является разновидностью деления понятия, представляет собой вид последовательного деления и образует развернутую систему, в которой каждый ее член (вид) делится на подвиды и т. д. Чтобы классификация была правильной, необходимо выполнять все правила операции деления.

   В ходе изучения любого учебного предмета учащимся приходится иметь дело с классификацией. Проанализируем некоторые из естественных классификаций, имеющихся в русском языке, в котором различаются следующие части речи: самостоятельные, служебные и междометия. Далее классифицируются самостоятельные части речи - это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, наречие, местоимение.             Классификация служебных частей речи такая: предлоги, союзы, частицы,   модальные слова.

      Наиболее общими и необходимыми категориями в грамматике каждого языка ляются части речи. С выяснения вопроса о частях речи начинается грамматическое описание любого языка. Говоря о частях речи, имеют в виду грамматическую группировку лексических единиц языка, т.е. выделение в лексике языка определенных групп или разрядов, характеризуемых теми или иными признаками. Но на каком основании выделяют группировки слов, называемые частями речи? Или иначе – на чем основано традиционное распределение слов по частям речи?

   Проблема, касающаяся сущности частей речи и принципов их выделения в различных языках мира, - одна из наиболее дискуссионных проблем общего языкознания.

   Высказывания по вопросу о том, на чем основано распределение слов по частям речи, многочисленны, разнообразны, но очень часто не ясны и противоречивы.

   Выделяются отдельные части речи на основании присущего словам, относимым группировке слов, одного ведущего признака, или они выделяются на основании совокупности разнообразных признаков, из которых не один нельзя назвать ведущим? Если верно первое, то что является ведущим признаком? Лексическое значение слова? Заключенная в нем логическая категория? Его связь с грамматической категорией? Его морфологическая природа? Его синтаксическая функция? и т.д. Выделяются ли части речи на одном или на разных основаниях?

  Познания в области природы слова, в частности его грамматической природы, еще недостаточно глубоки для того, чтобы можно было построить грамматическую классификацию слов в научном смысле этого слова, и постепенно возникшее и закрепившееся в традиции распределение слов по частям речи – еще не классификация, а только констатация того, что среди слов есть группировки, объединенные теми или другими общими и более или менее существенными, но не всегда ясными признаками.

   В определении сущности частей речи есть еще одна проблема. Это проблема универсальной природы частей речи, т.е. во всех ли языках выделяются части речи, одинаков ли набор частей речи во всех языках.

 

   По вопросу классификации частей речи ученые не пришли еще к единому мнению. Это объясняется тем, что принципы классификации определяются разными авторами по разному. В татарской морфологии до сих пор преобладал лексический принцип классификации, по которому сначала выделяются слова с самостоятельным лексическим значением—знаменательные (полнозначные) части речи, затем— слова только с грамматическим значением—служебные (неполнозначные) слова. К этим двум основным разновидностям слов добавляются еще междометия и подражательные слова. Тем самым первоначальный лексический принцип классификации обычно сводится на нет. В. А. Богородицкий еще в самом начале 30-х годов выдвинул несколько иной принцип классификации. Он проводит деление всех слов сначала на два класса: 1) слова, служащие для обозначения предметов и явлений; 2) слова, являющиеся невольным выражением эмоций. По его мнению, слова первого класса, служащие для выражения наших умственных представлений о мире, подразделяются на два отдела: многочисленный отдел слов с полным значением и небольшой отдел слов без полного значения или частиц, служащих для показания разного рода отношений в предложении между словами с полным значением. Что касается слов второго класса (восклицательных слов), то, по мнению В. А. Богородицкого, они выражают не умственные представления, а только чувствования, они невольно произносятся под влиянием аффектов, например, радости, удивления, горя, досады и т.д.

    Что касается состава знаменательных (полнозначных или самостоятельных) и служебных слов, то нет единства взглядов и по этому вопросу. В некоторых трудах знаменательные части речи делятся на три группы: 1) части речи, называющие предметы, явления или их признаки; 2) части речи, указывающие на предметы, их качество или количество, не называя их (местоимение); 3) части речи, выражающие отношение говорящего к содержанию высказывания, его чувства и волеизъявление (модальные слова и междометия) . В такой общей классификации также не выдержан единый принцип.

   Для более весомого обоснования классификации слов по частям речи обычно приводятся следующие дополнительные признаки: называют ли они явления или только указывают на них, имеют ли они морфологические формы или ограничиваются основной единственной формой, могут ли они выступать в качестве членов предложения или нет, если да, то в качестве каких членов. Однако ни один из этих принципов не является сквозным основным принципом. Кроме того, до сих пор не установлена субординация между принципами классификации слов: не выделен ведущий принцип, не определены второстепенные и третьестепенные. Вот почему нет еще от начала до конца удовлетворительной классификации слов по частям речи. 

2. Текст. Типы речи: описание, повествование, рассуждение 

   Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи (повтор, местоимения, синонимы и др.).

   Тема – то, о чём говориться в тексте, часто отражена в его заголовке.

   Основная мысль – обычно передаёт отношение автора к пре6дмету речи, его оценку изображаемого. В художественном тексте часто используются предложения со значением оценки. Выражая основную мысль, автор чаще всего движется по ступенькам, переходя от одной части к другой. Часть одной общей темы называют подтемой или микротемой. Вокруг неё группируются предложения, составляющие часть текста, которые называются абзацем. В абзаце выделяют зачин (начало), развитие мысли, конец (концовку).

   Стилистика – наука, изучающая стили речи и употребление в них языковых средств.

   Цель художественной речи – образное отражение действительности и эмоциональное воздействие на мысли и чувства читателя. Писатель мыслит образами. Анализируя действительность, он запечатляет жизнь в картинах, в образах людей, типичное раскрывает в индивидуальном и конкретном.

   Стилистические черты – образность (с помощью слов, рисующих художественный образ картины), эмоциональность и экспрессивность (гиперболы, метафоры, олицетворения).

   Соединение типов речи должно быть оправданным и должно определяться замыслом автора и основной мыслью высказывания.

   Тип речи - способ изложения, избираемый автором и ориентированный (в зависимости от содержания высказывания и характера текстовой информации) на одну из задач: статически изобразить действительность, описать ее; динамически отразить действительность, рассказать о ней; отразить причинно-следственные связи явлений действительности. В соответствии с этими целями коммуникации выделяются три основных типа речи: описание, повествование, рассуждение.

     Описание

   Тип речи, в котором с разной степенью полноты указываются признаки и свойства различных предметов или явлений.

   Способ связи предложений в тексте - параллельная связь ( 2  3  4 ).

    Первое предложение содержит тему, следующие обозначают признак, свойство предмета речи, характеризуют какую-либо деталь общей картины. Описание чаще всего статично, неподвижно.

   Используются глаголы несовершенного вида, составные именные сказуемые. Средства создания цельности и связности текста - однокоренные слова  и лексический повтор. Преимущественно используются прилагательные и существительные с оценочным значением. Изобразительно-выразительные средства используются чаще, чем в других типах текстов.

Описание может  быть представлено серией назывных предложений.

   Повествование

 Повествование - функциональный тип речи, предназначенный для изображения последовательного ряда событий или перехода предмета из одного состояния в другое. Например:

 "И доктору Старцеву, Дмитрию Ионычу, когда он был только что назначен земским врачом и поселился в Дялиже, в девяти верстах от С., тоже говорили, что ему, как интеллигентному человеку, необходимо познакомиться с Туркиными. Как-то зимой на улице его представили Ивану Петровичу; поговорили о погоде, о театре, о холере, последовало приглашение. Весной, в праздник - это было вознесение, - после приема больных, Старцев отправился в город, чтобы развлечься немножко и кстати купить себе кое-что. Он шел пешком, не спеша (своих лошадей у него еще не было), и все время напевал… В городе он пообедал, погулял в саду, потом как-то само собой пришло ему на память приглашение Ивана Петровича, и он решил сходить к Туркиным, посмотреть, что это за люди…" (А.П. Чехов. Ионыч);

   На первом плане в содержании повествовательных фрагментов текста - порядок протекания действия.

   Каждое предложение обычно выражает какой-либо этап, стадию в развитии действия, в движении сюжета. Большую роль играет временная соотнесенность сказуемых, которая может проявляться и как их временная однотипность, и как временная разнотипность. Основную смысловую нагрузку выполняют обычно глаголы совершенного вида, приставочные и бесприставочные (поселился, представили, поговорили, отправился, пообедал, погулял, решил и т. д.), которые обозначают действия предельные, сменяющиеся. Для повествования характерна конкретная лексика (доктор, больные, лошади, город, сад). Ход событий акцентируется посредством обстоятельств времени (только что, как-то зимой, весной, в праздник, после приема больных).

   По использованию синтаксических построений и типов связи предложений повествование противопоставлено описанию, что проявляется, в частности, в следующем: 1) в различии видо-временных форм глаголов - описание строится в основном на использовании форм несовершенного вида, повествование - совершенного; 2) в преобладании цепной связи предложений в повествовании - для описания более характерна параллельная связь; 3) в употреблении односоставных предложений - для повествования нетипичны номинативные предложения, безличные предложения, широко представленные в описательных контекстах.

   Повествование - тип речи, функционирующий, прежде всего, в художественных текстах и оформляющий рассказ о событиях, система которых составляет сюжет произведения. В художественно-изобразительной речи (художественных произведениях, текстах некоторых жанров публицистики - репортажа, очерка, информативно-экспрессивных заметок, текстах-рассказах в разговорном стиле) органично сочетаются элементы описательности и повествовательности. Описание включается в повествование для наглядно-образного представления героев, места действия.

   Рассуждение

   Рассуждение - функциональный тип речи, соответствующий форме абстрактного мышления - умозаключению, выполняющий особое коммуникативное задание - придать речи аргументированный характер (прийти логическим путем к новому суждению или аргументировать высказанное ранее) и оформляемый с помощью лексико-грамматических средств причинно-следственной семантики.

  Основной сферой употребления рассуждения является наука, в которой актуален логический, рациональный тип мышления.

Рассуждение функционирует  в текстах в виде нескольких коммуникативно-композиционных вариантов, типология которых представляет собой полевую структуру.

Информация о работе Классификация частей речи