Анализ функций и языка речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 20:27, практическая работа

Краткое описание

В каждом тексте можно встретить примеры тех или иных видов функций речи. Для анализа функций языка я выбрала рассказ Виктора Драгунского «Бы».

Файлы: 1 файл

анализ.docx

— 19.23 Кб (Скачать)

ЛЕКТОРАТ РУССКОГО ЯЗЫКА  И ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

Анна Сидорова

АНАЛИЗ ФУНКЦИЙ ЯЗЫКА  И РЕЧИ

Самостоятельная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012

 

 

В каждом тексте можно встретить  примеры тех или иных видов  функций речи. Для анализа функций  языка я выбрала рассказ Виктора  Драгунского «Бы».

В этом рассказе я больше всего  нашла примеров экспрессивной (эмотивной) функции речи, что неудивительно, ведь рассказ очень эмоционален. Я считаю, что к этой функции  относятся такие выражения, как  «Ишь!», «Наказание ты моё!», «Полюбуйтесь-ка на нашу бабуленьку!», «Разговорчики за столом!», «Гулёна!».  А также такие выражения, выделяемые интонацией, как «Каков вид!», «Ага, явился!», «Вылитый кощей!».

Второй по количеству нахождений являются примеры аппелятивной функции речи, которая проявляется в  различных  обращениях, вставных элементах (знаешь, понимаешь), императивах,  а также  в звательном падеже и служит для  того, чтобы воздействовать на адресата, вызвать его реакцию. Я думаю, что апеллятивная функция проявляется  в следующих выражениях: «Признавайся, опять в хоккей гоняла!», «Полюбуйтесь-ка на нашу бабуленьку!»,  «Посмотри, на кого ты похож?», «Папа! Мама!», «Ешь сейчас же, тебе говорят!»

Фатическая функция, целью которой  является установить контакт, проявляется  в выражение «Ну как поживаешь?»

Также в этом тексте есть примеры  такой функции, как перформатив. Перформатив  входит в контекст жизненных  событий, создавая такую ситуацию, влекущую за собой определённые последствия (например, объявления перерыва,  извинения, поздравления и т.д.). В данном рассказе я нашла два перформатива: «"Ничего, спасибо!", «Запомните это на всю  жизнь!».

В свою очередь, референциальная функция  речи, которую можно найти в  любом тексте, если он имеет тему, предмет речи.  Примеры референциальной  функции, которая, возможно, не совсем описывают  тему рассказа, если не знать  содержание самого рассказа: «Ведь  каждый ребёнок может провести с  собой, одного взрослого бесплатно!», «А на эту картину людям после  семидесяти вход воспрещен!»

 

 

 

 

 

 

 

…Бы

 

 Один раз я сидел,  сидел  и ни с того ни с сего  вдруг такое надумал, что

даже сам удивился.  Я  надумал,  что вот как хорошо было бы,  если бы  все

вокруг на свете было устроено наоборот.  Ну вот, например, чтобы дети были

во  всех делах главные и  взрослые должны были бы  их  во  всем,  во  всем

слушаться. В общем, чтобы взрослые были как дети, а дети как взрослые. Вот

это было бы замечательно, очень было бы интересно.

   Во-первых, я представляю  себе, как бы маме "понравилась"  такая история,

что я хожу и командую ею как  хочу, да и папе небось тоже бы "понравилось",

а  о  бабушке и  говорить нечего.  Что и говорить,  я все бы им припомнил!

Например, вот мама сидела бы за обедом, а я бы ей сказал:

   "Ты  почему это завела  моду без хлеба есть? Вот еще  новости! Ты погляди

на  себя  в зеркало, на кого ты похожа? Вылитый Кощей! Ешь сейчас же, тебе

говорят!  -  И  она  бы  стала  есть, опустив голову, а я бы только подавал

команду:  -  Быстрее!  Не  держи  за  щекой! Опять задумалась? Все  решаешь

мировые проблемы? Жуй как следует! И не раскачивайся на стуле!"

   И тут вошел бы папа  после работы,  и не успел  бы он даже раздеться, а я

бы уже закричал:

   "Ага,  явился!  Вечно  тебя надо ждать! Мой руки  сейчас же! Как следует,

как следует мой, нечего грязь размазывать. После тебя на полотенце страшно

смотреть.  Щеткой три и не жалей  мыла. Ну-ка, покажи ногти! Это ужас, а не

ногти.  Это просто когти!  Где  ножницы? Не дергайся! Ни с каким  мясом я не

режу,  а стригу очень осторожно.  Не хлюпай носом,  ты не девчонка...  Вот

так. Теперь садись к столу".

   Он бы сел и потихоньку  сказал маме:

   "Ну как поживаешь?"

   А она бы сказала тоже  тихонько:

   "Ничего, спасибо!"

   А я бы немедленно:

   "Разговорчики за столом!  Когда я ем,  то глух и  нем!  Запомните это на

всю жизнь.  Золотое правило!  Папа!  Положи сейчас же газету, наказание  ты

мое!"

   И они сидели бы у  меня как шелковые, а уж когда  бы пришла бабушка, я бы

прищурился, всплеснул руками и  заголосил:

   "Папа!  Мама!  Полюбуйтесь-ка  на  нашу  бабуленьку!  Каков  вид!  Грудь

распахнута, шапка на затылке! Щеки красные, вся шея мокрая! Хороша, нечего

сказать.  Признавайся,  опять  в хоккей гоняла! А это что за грязная палка?

Ты зачем ее в дом приволокла?  Что?  Это клюшка! Убери ее сейчас же с моих

глаз - на черный ход!"

   Тут я бы прошелся по  комнате и сказал бы им всем  троим:

   "После обеда все садитесь  за уроки, а я в кино пойду!"

   Конечно, они бы сейчас  же заныли и захныкали:

   "И мы с тобой! И  мы тоже хотим в кино!"

   А я бы им:

   "Нечего,  нечего!  Вчера  ходили на день рождения, в  воскресенье я вас в

цирк водил!  Ишь!  Понравилось  развлекаться каждый день. Дома сидите! Нате

вам вот тридцать копеек на мороженое, и все!"

   Тогда бы бабушка взмолилась:

   "Возьми хоть меня-то! Ведь каждый ребенок может  провести с собой одного

взрослого бесплатно!"

   Но я бы увильнул, я  сказал бы:

   "А на эту картину  людям после семидесяти лет  вход воспрещен. Сиди дома,

гулена!"

   И  я  бы  прошелся  мимо них,  нарочно громко постукивая  каблуками,  как

будто я не замечаю,  что у  них у всех глаза мокрые, и я  бы стал одеваться,

и долго вертелся бы перед зеркалом,  и напевал бы, и они от этого  еще хуже

бы мучились, а я бы приоткрыл  дверь на лестницу и сказал бы...

   Но я не успел придумать,  что бы я сказал, потому что  в это время вошла

мама, самая настоящая, живая, и  сказала:

   - Ты еще сидишь.  Ешь  сейчас же,  посмотри,  на кого  ты похож?  Вылитый

Кощей!


Информация о работе Анализ функций и языка речи