Культура предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 19:48, реферат

Краткое описание

Культура предпринимательства - это определенная, сложившаяся совокупность принципов, приемов, методов осуществления предпринимательской деятельности субъектами в соответствии с действующими в стране (обществе) правовыми нормами (законами, нормативными актами), обычаями делового оборота, этическими и нравственными правилами, нормами поведения при осуществлении цивилизованного бизнеса.

Файлы: 1 файл

Глава 6.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

Глава 6. Культура предпринимательства 

6.1. Сущность  культуры предпринимательства 

Культура предпринимательства  является неотъемлемым элементом организации  предпринимательской деятельности. Она базируется на общих понятиях культуры и неразрывно с ней связана. 

Культура - это  совокупность производственных, общественных и духовных потребностей людей. Так  определяется сущность этого понятия  в Словаре русского языка С.И. Ожегова. Далее в Словаре дается еще одно определение этого комплексного понятия: культура - это высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение. 

Культура предпринимательства - это определенная, сложившаяся  совокупность принципов, приемов, методов  осуществления предпринимательской  деятельности субъектами в соответствии с действующими в стране (обществе) правовыми нормами (законами, нормативными актами), обычаями делового оборота, этическими и нравственными правилами, нормами поведения при осуществлении цивилизованного бизнеса. 

Как известно, предпринимательская  деятельность - это свободная деятельность дееспособных граждан и(или) их объединений. Но экономическая свобода в осуществлении предпринимательской деятельности не означает, что ее участники свободны от неисполнения установленных принципов и методов регулирования предпринимательской деятельности. Государство устанавливает определенные преграды для ограничения проявления всемерной экономической свободы отдельными представителями предпринимательской деятельности во имя защиты интересов и экономической свободы других участников предпринимательства и других субъектов рыночной экономики, общества в целом. 

Культура предпринимательства  означает, что самостоятельность  и экономическая свобода субъектов  предпринимательской деятельности противоречат их неоправданной инициативе. Поэтому государство устанавливает меры и формы ответственности за нарушение предпринимателями правовых норм, регулирующих предпринимательскую деятельность. Так, в соответствии Конституцией РФ не допускается экономическая (предпринимательская) деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, а ст. 57 Конституции установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Уголовным законодательством установлены меры уголовной ответственности за незаконное и лжепредпринимательство и другие деяния граждан, не соответствующие законной деятельности. 

Первым всеобщим элементом культуры предпринимательской  деятельности является ее законность. Вторым элементом - строгое выполнение обязательств и обязанностей, вытекающих из правовых актов, договорных отношений и совершаемых законных сделок, из обычаев делового оборота, что проявляется в ненанесении не только имущественного, но и морального вреда партнерам, конкурентам, потребителям, наемным работникам.  

Следующим важным элементом культуры предпринимательства является честное ведение его субъектами своего бизнеса. Честное отношение к людям, потребителям, партнерам, государству - это действительно ведущий признак культуры предпринимательства. 

Важно также  соблюдение предпринимателями общих  этических норм, включающих профессиональную этику, этические кодексы фирмы, общепринятые правила осуществления бизнеса, уровень культуры и воспитания предпринимателей, степень их притязаний, соблюдение обычаев и нравов, действующих в обществе, уровень знаний, необходимых для осуществления законного бизнеса и др. 

Культура предпринимательства  как проявление правовых и этических  критериев (норм) включает следующие  отношения: с государством, с обществом, с потребителями, со служащими, с  партнерами, с конкурентами и другими хозяйствующими субъектами, а также соблюдение действующих правовых актов, стандартов, правил, норм, прямо или косвенно влияющих на развитие предпринимательства. 

Предпринимательская деятельность направлена на систематическое  извлечение прибыли, но не всяческими путями и методами, а только на законных основаниях. Культура предпринимательства означает, что предприниматели, создав собственное дело, осуществляют законный бизнес и получают доход (прибыль) на законных основаниях.  

Формирование  культуры предпринимательства определяется многими факторами, среди которых первые места занимают цивилизованная внешняя предпринимательская среда, общественный и государственный менталитет, реально действующие правовые нормы, устанавливающие права, обязанности, ответственность предпринимателей, защищающие их от агрессивной окружающей среды, и, конечно, сам предприниматель и его корпоративная культура. 

6.2. Культура  предпринимательских организаций 

Культура предпринимательства  в целом зависит от формирования культуры предпринимательских организаций, культуры самих предпринимателей, от предпринимательской этики, делового этикета и многих других элементов, в целом составляющих такое понятие, как культура. 

Схематично возникновение  культуры предпринимательской организации и дальнейшее ее формирование можно представить следующим образом (рис. 2): 
 
 

Рис. 2. Возникновение  и формирование культуры предпринимательской  организации 

Культура фирмы, как правило, определяется следующими внутренними факторами:

предметом предпринимательской деятельности, осуществляемым бизнесом;

организацией  предпринимательской деятельности;

мотивацией собственника фирмы и служащих;

уровнем управленческой культуры, механизмом взаимоотношений  руководителей фирмы и наемных  работников;

наличием особого стиля управления, который способствует достижению ведущих позиций на рынке;

созданием таких  условий деятельности служащих, которые  способствуют осознанию их полной причастности к результатам деятельности фирмы;

наличием набора четких, определенных представлений о ценностях, к которым стремится фирма;

высокой профессиональной компетентностью руководителей  фирмы, менеджеров и сотрудников  и возможностью их обучения;

достижением высокого качества и интенсивности труда  сотрудников с соответствующим  материальным вознаграждением;

ориентацией деятельности фирмы на высокую эффективность  и качество предлагаемых товаров  и услуг;

хорошо организованным сервисным обслуживанием продукции

у потребителей;

высокой культурой  производства, внедрением новых технологий, обеспечивающих необходимый уровень качества товаров и услуг;

созданием необходимых  санитарно-гигиенических и безопасных условий труда;

обеспечением  здорового морального климата в  фирме и др. 

Формирование  такой корпоративной культуры наряду с другими факторами обеспечивает предпринимательский успех. 

Можно определить, культурна ли фирма, если провести анализ по следующим критериям и получить положительный ответ на поставленные вопросы:

готова ли фирма  к риску и нововведениям;

направлена ли активность фирмы (сотрудников) на решение главных целей;

акцентируется ли внимание на внешних задачах (хорошее  обслуживание клиентов, взаимоотношения  с потребителями и др.);

не поощряются ли конформизм, индивидуализм;

стимулирование  работников ориентировано на конечные индивидуальные результаты;

принятие решений  в фирме децентрализованно;

предпочтение  отдается групповым формам принятия решений;

деятельность  подчинена заранее составленным планам;

работа сопровождается инновационными процессами;

имеется сотрудничество между группами и отдельными работниками;

сотрудники верны  интересам фирмы и преданы  ей;

они целиком  информированы о том, какова их роль в достижении целей фирмы;

отношения в  фирме неформальны;

фирма является открытой для высшей системы. 

6.3. Предпринимательская этика и этикет 

Предпринимательская этика - одна из сложных проблем формирования культуры цивилизованного предпринимательства, так как этика вообще - это учение и практика поведения индивидуумов (граждан) в соответствии с идеями о должном, о добре и в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения. Это учение о назначении человека, о смысле его жизни. Это система моральных и нравственных норм, включая общеобязательные правила поведения людей. 

Предпринимательская деятельность, как и любая экономическая, хозяйственная, профессиональная деятельность дееспособных граждан, имеет правовые и этические критерии, нормы, правила поведения, отступление от которых грозит субъектам предпринимательской деятельности негативными последствиями. Право нормы поведения предпринимателей и организаций устанавливаются законами и нормативными актами, невыполнение которых грозит серьезными мерами наказания, вплоть до банкротства и лишения свободы. Поэтому очень важным условием развития цивилизованного предпринимательства является не только принятие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, но и формирование правовой культуры. 

Этические нормы  в предпринимательстве представляют собой совокупность признаков поведения  граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в различных сферах экономики, направленную на удовлетворение потребностей рынка, конкретных потребителей, общества и государства. Предпринимательская этика базируется на общих этических нормах и правилах поведения, сложившихся в стране, в мире, а также на профессиональной этике, проявляющейся в той или иной сфере деятельности. В связи с общеэтическими нормами поведения граждан предпринимательская этика неразрывно связана с такими понятиями, как честность, совесть, авторитет, благородство, вежливость, честолюбие, самолюбие, бесстыдство, лицемерие, злорадство, злословие, месть, коварство, грубость, и с другими понятиями. Как видно, одни понятия связаны с положительными (позитивными) принципами и чертами поведения, а другие - с отрицательными (негативными). Только неполное перечисление характерных черт поведения отдельных предпринимателей свидетельствует о комплексном понятии предпринимательской этики, которая, как правило, должна базироваться на общечеловеческих, общегуманных принципах, на общих принципах осуществления рискового, новаторского, инновационного, компетентного, законного, честного предпринимательства в противоположность рутинному, незаконному, некомпетентному бизнесу. 

На формировании предпринимательской этики сказываются  формы общественного сознания (менталитета) и общественных отношений, направленных на утверждение самоценности гражданина как предпринимателя, проявление его лучших человеческих качеств, экономической свободы, его ответственности перед потребителями, обществом. Предпринимательская этика опирается на моральные принципы, относящиеся к нравам, характеру, притязаниям предпринимателей, а потому неразрывно связана с их мотивами, побуждениями. 

Этические проблемы предпринимателей постоянно возникают  и разрешаются, в первую очередь, с потребителями, при этом государство защищает интересы потребителей. Этические отношения предпринимателей как собственников дела связаны с наемными работниками. Эти отношения оказывают особое влияние на уровень предпринимательского успеха. Важное значение в развитии цивилизованного предпринимательства имеют отношения с хозяйствующими партнерами, конкурентами, обществом. Предпринимательская этика проявляется в таких категориях, как верность данному слову, принятому на себя обязательству, моральной ответственности за невыполнение установленных правовыми нормами обязанностей. 

Чтобы овладеть навыками корректного поведения, нужно  соблюдать:

правила представления  и знакомства;

правила проведения деловых контактов;

правила поведения  на переговорах;

требования к  внешнему облику, манерам, деловой одежде;

требования к  речи;

культуру служебных  документов и другие элементы предпринимательского этикета, который является составной  частью предпринимательской этики. 

Предпринимательский этикет представляет собой совокупность правил поведения предпринимателя, регулирующих его внешние проявления с окружающим миром, с другими предпринимателями, конкурентами, сотрудниками, со всеми индивидуумами, с которыми предприниматель контактирует не только при осуществлении своего бизнеса, но в любой жизненной ситуации. 

Культура предпринимательства 

Содержание 
 

1. Сущность и  значение культуры предпринимательства 

2. Деловая и  профессиональная этика 

3.Деловые отношения  -- важнейшая часть культуры предпринимательства 

Информация о работе Культура предпринимательства