Государственная поддержка малого предпринимательства в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 21:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - рассмотреть процесс государственной поддержки малого предпринимательства в РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить понятие малого бизнеса, а также проблемы его развития;
2. проанализировать основные механизмы государственной поддержки малого предпринимательства в РФ.

Файлы: 1 файл

микроресурсы готовые.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

Введение

Развитие  малого предпринимательства - это наименее затратный для государства способ создания новых рабочих мест, стимулирующий  насыщение рынка товарами и услугами, стабильная база налоговых поступлений. Поэтому эффективная политика поддержки  малого бизнеса является важным направлением повышения благосостояния населения, увеличение ВВП.

Актуальность работы обусловлена  тем, что ускоренное развитие малого и среднего предпринимательства  является принципиальным условием решения  поставленных Президентом России в Послании Федеральному Собранию РФ задач по увеличению валового внутреннего продукта в 2 раза и преодолению бедности. Поэтому политика поддержки малого бизнеса на сегодняшний день является приоритетным направлением деятельности всех органов государственной власти.

Цель работы - рассмотреть  процесс государственной поддержки  малого предпринимательства в РФ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. изучить понятие малого бизнеса,  а также проблемы его развития;

2. проанализировать основные механизмы государственной поддержки малого предпринимательства в РФ.

Теоретические основы поддержки малого предпринимательства раскрываются при использовании учебных пособий  по государственному управлению и государственному регулированию экономики, а также периодических изданий.

 

1. Малое предпринимательство:  понятие, необходимость государственной поддержки

Малое предпринимательство — это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка. Эти предприятия не входят в состав монополистических объединений и занимают по отношению к ним в хозяйственном отношении подчиненное или зависимое положение.

Под малым предпринимательством понимается экономическая деятельность субъекта экономических отношений, имеющего юридический статус предпринимателя без образования юридического лица, либо статус малого предприятия, с определенным числом работающих, объемом прибыли и производящего продукцию, оказывающего услуги от своего имени, на свой риск и под свою ответственность.

В российской практике существование  малого предпринимательства было разрешено  в 1988 г. В этот период к числу малых  отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел. В последствии  критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве.

Экономическая деятельность субъекта малого предпринимательства определяется, прежде всего, его экономическим  интересом. Так, в частности, субъект малого предпринимательства заинтересован в получении максимального дохода от своей экономической деятельности. Государство же изымает часть дохода предпринимателя в виде налогов и обязательных платежей, в целях обеспечения экономических интересов государства и общества. Наличие противоположных экономических интересов в этом случае может вести к негативным экономическим последствиям. В связи с этим учет экономических интересов субъектов экономических отношений приобретает весьма большое значение. В идеале должен быть достигнут компромисс между участниками экономических отношений, а экономический интерес позволит использовать экономические методы в управлении народным хозяйством..

К основным направлениям государственной  поддержки, позволяющим реализовывать потенциальный эффект от развития малого предпринимательства, относятся: формирование благоприятного предпринимательского климата; устранение нормативно-правовых, административных и организационных барьеров; расширение доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам; развитие лизинга оборудования и технологий, системное развитие инфраструктуры для предоставления малым предприятиям интегральной финансовой, материальной, информационной, консультационной и организационно-методической помощи.

В Федеральном законе «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации» от 14 августа 1995 г. перечислены направления, по которым  осуществляется государственная поддержка  малого предпринимательства.

1. формирование инфраструктуры его поддержки и развития;

2. создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

3. установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности; 
4.поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами; 
5. организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

Признаки являющиеся общепризнанными при качественной характеристике МП:  
•    Самостоятельность предприятия

•    Способность к достижению индивидуальных, особых результатов  
•    Соединение предпринимателя, инвестора и управляющего в одном лице  
•    Личность предпринимателя накладывает существенный отпечаток на облик предприятия, в особенности его связи (nеt- work) оказывают решающее влияние на успех предприятия

 •   Слабо выражен формальный характер связей: преобладание личных контактов между сотрудниками, а также между сотрудниками и предпринимателем.

Под субъектами МП понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица.  
Уже упомянутый Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» является основополагающим нормативным актом, в котором даны основные направления государственной поддержки малого бизнеса.  
Таким образом, важно оценить значимость развития МП, способного коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих товаров и услуг, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс. 

2.Государственная  поддержка малого предпринимательства 

Малые предприятия как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.

Поддерживать малые  предприятия правительство будет  по четырем направлениям:

  1. Будет создана региональная сеть бизнес-инкубаторов для начинающих предпринимателей.
  2. Обеспеченна потребность малых бизнесменов в кредитах.
  3. Помощь с субсидиями предприятиям, которые выпускают товары на экспорт.

4.Создание специализированных  фондов по кредитованию инновационных  научных проектов. 

 

Государственная поддержка  осуществляется в отношении как  конкретных направлений или видов  предпринимательской деятельности (например, инновационной деятельности), так и определённых субъектов  такой деятельности (например, субъектов  малого предпринимательства). Разумеется, что такое деление является условным, так как, в конечном счете, государство должно стимулировать деловую активность предпринимательства. Цель государственной поддержки — создание благоприятных организационных и экономических условий для развития предпринимательской деятельности. Организационные формы (меры) государственной поддержки малого предпринимательства входят в организационный блок системы поддержки, являются его элементами.

 

Отмечу наиболее важные из них. Первый элемент — это нормативно-правовая база создания, функционирования и развития малых предприятий. Второй элемент — это программы развития малого предпринимательства. Меры по поддержке малого бизнеса должны включаться в программы поддержки малых предприятий всех уровней власти (федерального, регионального и муниципального).

 

Методы государственной  поддержки малого предпринимательства  группируются по направленности их воздействия  и содержания. По направленности различают  методы прямого и косвенного воздействия, а по содержанию — административные (организационно-правовые), экономические и институционные. Прямые методы — это бюджетное финансирование, субвенции, безвозвратные кредиты и т.п. Косвенные методы — налоговая политика, льготы и т.п.

 

Методы административной поддержки, базирующиеся на силе государственной власти, авторитете правительства, можно подразделить на группы: запрет, разрешение и принуждение. Первые два метода реализуются путём выдачи или отказа каких-либо прав (лицензий, квот и т.п.). Принуждение используется как инструмент осуществления государственной политики по регулированию экономического цикла, цен и социальных отношений.

Экономические методы подразделяются на финансово-кредитные и бюджетные. Финансово-кредитные — это количественное изменение предложения свободных денег и изменение «цены кредитов», т.е. процента, определяющего спрос на заёмный капитал и масштабы притока вкладов. Одним из важных инструментов государственного содействия развитию малого и среднего бизнеса является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.

Институционные методы государственной поддержки направлены на организацию хозяйственной деятельности и основаны на создании субъектов и объектов институционной инфраструктуры. Субъектами являются предприятия всех форм собственности и банки, а объектами выступают хозяйственные отношения фаз и сфер воспроизводства.

Широкое развитие получили организуемые государственными органами и частными предприятиями специальные службы по оказанию различных консультационных услуг малым компаниям. Особая система государственной поддержки существует для предприятий, занимающихся научно-исследовательскими работами. Главное место в этой системе занимают финансовая помощь и информационное обеспечение исследовательских работ.

 

Финансовая поддержка  малого бизнеса реализуется по следующим  направлениям:

-долгосрочные кредиты  банков;

- краткосрочные займы  банков и кредитных кооперативов;

-бюджетные кредиты  муниципальных образований области;

-кредиты из реинвестированных  средств угольного транша;

-гарантии Администрации  области и администраций муниципальных                образований;

-субсидирование процентной  ставки по привлеченным кредитам и займам;

-субсидии на компенсацию  части затрат приобретенных основных  средств субъектам малого бизнеса  приоритетных отраслей экономики;

-субсидии на организацию  собственного дела;

-лизинг оборудования.

Активно развивается  программа микрофинансирования через систему фондов поддержки малого предпринимательства.

 

 

 

 

3.Механизмы  государственной поддержки малого  предпринимательства

К механизмам поддержки и развития малого предпринимательства необходимо отнести следующие:

1) Механизм государственной поддержки малого бизнеса, заключающейся в реализации программ развития и поддержки предпринимательства, принятых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, взаимодополняющих друг друга и финансово обеспеченных. Здесь следует отметить необходимость строгого соблюдения принятых законов и постановлений на всех уровнях власти для исполнения программных мероприятий. Зачастую наблюдается явление, когда нестыковки в законах, принятых на федеральном и региональном уровнях, служат причиной «провала» программы поддержки малого предпринимательства в регионах.

Механизм формирования и осуществления поддержки малого бизнеса может сложиться только под влиянием тех задач, которое  поставит перед собой государство. При этом отметим, что отсутствие четкого механизма реализации предусмотренных государственных мер для поддержки малого предпринимательства, проблемы с получением кредитов, арендой или приватизацией производственных помещений и затруднения в отношении материальных ресурсов создают для малых предприятий серьезные проблемы, что приводит к ориентации их деятельности преимущественно на торгово-закупочную и посредническую или к сокращению их роста.

Механизм формирования государственной политики в сфере  малого бизнеса – это система  органов, ресурсов и процедур разработки, обсуждения, экспертизы, согласования и утверждения основополагающих и дополняющих политических документов, выработанных органами государства по развитию экономики малого бизнеса, подготовленных в соответствии с объективно заданной структурой государственной политики в сфере предпринимательства как разновидности государственной политики в целом.

Информация о работе Государственная поддержка малого предпринимательства в РФ