Гуманизм в политике

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 16:31, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является изучение теоретических аспектов гуманизма в политике.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………
1. Понятие гуманизма. Мораль, совесть как воплощение гуманизма………………………
2. Личность как первичный объект и субъект политики…………………………………….
3. Права человека: понятие, история и современность………………………………………
4. Типология прав человека и гражданина. Правовой статус личности…………………….
5. Международные документы о правах человека…………………………………………
6. Конституция РФ (1993 г.) о правах и свободах человека и гражданина…………………
Заключение………………………………………………………………………………………
Литературы…………

Файлы: 1 файл

контрольная-гуманизм в политике.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

 

План

 

Введение…………………………………………………………………………………………

1. Понятие гуманизма.  Мораль, совесть как воплощение  гуманизма………………………

2. Личность как первичный  объект и субъект политики…………………………………….

3. Права человека: понятие,  история и современность………………………………………

4. Типология прав человека и гражданина. Правовой статус личности…………………….

5. Международные документы о  правах человека………………………………………

6. Конституция РФ (1993 г.) о правах  и свободах человека и гражданина…………………

Заключение………………………………………………………………………………………

Литературы……………………………………………………………………………………...

3

4

5

7

8

11

11

14

15


 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Политические ценности, понимаемые как наиболее общие ориентиры  политической практики, как элементы политических идеологий не равнозначны. Есть ценности, которые являются высшими целями. Их содержание определяется базовыми потребностями людей, удовлетворение которых есть неотъемлемое условие нормального функционирования и развития общества. В вершине ценностной пирамиды политических ценностей находится гуманизм. Гуманизм понимается как принцип, рассматривающий человека как высшую цель, как самоцель, утверждающий право любого индивида на счастье.

В наши дни почти все правительства, политические партии, организации и  движения заявляют о том, что главным  ориентиром в развитии и функционировании общества являются человек и его благо.

Формулировки, где находит отражение  принцип гуманизма в партийных программах, политических декларациях, государственных правовых актах, бывают различными. Речь идет о «благе человека (людей)», о «человеке как цели политики», о «благе народа» и др. Так во 2-й статье Конституции Российской федерации отмечается, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью»..

В любом обществе в зависимости  оттого, что считается благом для  человека, проводится соответствующая политика. Если та или иная потребность признается «истинно человеческой», то и общество прилагает свои усилия по обеспечению удовлетворения этой потребности: удовлетворение этой потребности становится политической задачей.

Целью контрольной работы является изучение теоретических аспектов гуманизма в политике.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие гуманизма. Мораль, совесть как воплощение гуманизма.

 

Наиболее полно и ярко служение политики и любой другой общественной деятельности личности, обществу и  всему человечеству отражает принцип гуманизма. Он предполагает отношение к человеку как к высшей ценности, уважение достоинства каждой личности, ее права на жизнь, свободное развитие, реализацию своих способностей и стремления к счастью. Гуманизм предполагает признание всех основополагающих прав человека, утверждает благо личности как высший критерий оценки любой общественной деятельности.

Это универсальный, планетарный принцип. Он не разделяет людей по национальному, классовому, религиозному, кровнородственному или какому-нибудь другому подобному принципу и требует равно уважительного отношения к любому представителю человеческого рода, а также оказания помощи слабым или страдающим от бедствий людям, например беженцам, голодающим.

Гуманизм в политике выражается в формах ее организации, целях и содержании, а также в средствах политической деятельности, В современных условиях наиболее гуманной формой организации политики является демократическая политическая система, базирующаяся на признании свободы и равноправия всех граждан, подконтрольности власти населению, уважении достоинства и прав человека.

Применительно к целям и содержанию политики гуманизм проявляется в  ее направленности на реализацию интересов  человека, повышение благосостояния и улучшение условий жизни населения, укрепление социальной справедливости и мира в государстве и на планете в целом. С этой точки зрения наиболее гуманной является политика, обеспечивающая наилучшие условия для удовлетворения потребностей и свободного развития личности.

Мораль — особая, специфическая сфера общественной жизни, включающая сознание, нормы и реальное поведение людей, основанная на оценке любых поступков и действий с точки зрения идеалов добра (блага) и зла, справедливости и несправедливости и других подобных критериев и идеалов1.

Мораль предполагает оценку общественных явлений не с индивидуальной, а  с коллективной и, в первую очередь, с общечеловеческой точки зрения. Хотя существует и мораль групповая, например сословная, классовая, профессиональная и т.п., однако обычно она либо выступает как специфическое выражение и преломление общечеловеческих нравственных принципов (например моральный кодекс врачей), либо является проявлением глубокого социального раскола общества (мораль рабов и мораль рабовладельцев, плебса и аристократии), либо представляет собой вырождение, дегенерацию нравственности («воровская мораль»), либо свидетельствует о низком уровне нравственного развития общности, не поднявшейся до осознания своей принадлежности ко всему роду человеческому («мораль» племени людоедов, хотя в этом случае правильнее говорить лишь об обычаях и нравах как о зачатке морали).

Мораль характеризует достаточно высокий уровень развития индивидуального  сознания, способность человека к  опосредованной собственным внутренним миром духовной мотивации своего поведения и к самоконтролю. В отличие от права и политики, нравственность для своей реализации не нуждается в специальном аппарате наказаний или в материальных ценностях, как этого требует экономическая регуляция. Хотя безнравственное поведение не исключает определенных санкций со стороны общества или окружающих (осуждения, остракизма и т.п.), в целом влияние морали основывается на внутренних, психологических механизмах самоконтроля личности, важнейшим из которых является совесть.

Совесть — это эмоциональное переживание ответственности человека перед самим собой, другими людьми, обществом, всем человечеством, Богом. Она — проводник гуманизма в глубинах человеческой души и в реальном поведении индивида. Она — внутренний судья человека, обеспечивающий самоконтроль личности во всех ситуациях и особенно там, где политический и общественный контроль затруднен или невозможен.

Совесть, соединенная с долгом и  другими нравственными механизмами  регуляции поведения людей, выступает  наиболее надежным гарантом гуманизма политики. Поэтому развитая нравственная культура общества — необходимое условие демократического политического строя.

Особенности морали как важнейшей  сферы гуманистической регуляции  действий человека в обществе, ее коллективный, общечеловеческий характер, абсолютный, универсальный и высший статус нравственных ценностей, внутриличностные, духовно-психологические механизмы ее влияния — все это важно учитывать при  рассмотрении взаимоотношений морали и политики.

 

  1. Личность как первичный объект и субъект политики.

 

Первичным субъектом политики является личность (индивид). Именно личность, ее интересы, ценностные ориентации и  цели выступают «мерой политики», движущим началом политической активности наций, классов, партий. Проблема личности в политической науке имеет, по меньшей мере, три главных аспекта:

1) личность как индивидуальные  психофизиологические(эмоциональные,  интеллектуальные и пр.) особенности  человека, его специфические привычки, ценностные ориентации, стиль поведения  и т. д. При анализе личности под этим углом зрения основное внимание обычно уделяется политическим лидерам, от индивидуальных особенностей которых часто зависит большая политика;

2) личность как представитель  группы: профессиональной, социально-этнической, классовой, правящей элиты, масс и т. д., а также как исполнитель определенной политической роли: избирателя, члена партии, парламентария, министра. Такой подход к личности как бы растворяет ее в более крупных социальных образованиях или же предписанных ей ролях и не позволяет отразить автономию и активность индивида как специфического субъекта политики;

3) личность как относительно  самостоятельный, активный участник  политической и общественной  жизни, обладающий разумом и  свободной воли, не только общечеловеческими, но и уникальными чертами, т. е. как целостность, не сводимая к ее отдельным социальным (профессиональным, классовым, национальным и т. д.) характеристикам и имеющая политический статус гражданина или подданного государства. Именно в этом своем аспекте обычно взаимодействует человек с властью, выполняет определенные политические обязанности и выступает субъектом и в то же время — объектом, т. е. предметом воздействия политики.

Заинтересованность в происходящем предопределяет возможность превращения  индивида из стороннего наблюдателя событий, безразличного к действиям властей, спокойно взирающего на перемены в руководстве государством, в субъекта политики. Для превращения человека в реального участника политических событий необходим ряд важных условий:

1. понимание индивидом собственных интересов и потребностей, а также интересов и потребностей граждан, принадлежащих к иным социальным группам;

2. понимание индивидом связи  зависимости реализации его интересов  и потребностей от действий  властных структур;

3. информированность о состоянии экономики, внутренней и внешней политики, решениях законодательных, исполнительных и судебных органов, о действиях местной администрации и т. д.;

4. социальное положение;

5. материальные возможности;

6. жизненные цели;

7. индивидуальные склонности;

8. образование;

9. темперамент;

10. уровень культуры.

 

  1. Права человека: понятие, история и современность.

 

Ориентация политики на интересы людей, живущих в обществе, ее очеловечивание осуществляются с  помощью определенных принципов, воплощающих гуманистические ценности во взаимоотношениях между индивидом, обществом и государством. Такой специфической конкретизацией гуманистических представлений применительно к миру политики являются права человека.  Они представляют собой принципы, нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению (эту часть прав обычно называют свободами) или получать определенные блага (это — собственно права).

Проблема прав человека, выражаемая в той или иной форме, сопутствует всей истории человечества. Права человека представляют собой один из способов трактовки и практического решения вопроса взаимоотношений человека и той общности, в которой он проживает и официальным представителем которой выступает власть. Они утверждают в этих взаимоотношениях свободу и достоинство личности, ее высший ценностный статус.

Исторически первой формой осмысления и утверждения индивидуального  достоинства и автономии личности по отношению к власти стали идеи естественного права, возникшие в первом тысячелетии до н.э.

Впервые эти идеи встречаются у древнегреческих  философов-софистов: Ликофрона, Антифона, Алкидама и других в VI—V вв. до н.э. Они  утверждали, что все люди равны  от рождения и имеют одинаковые, обусловленные природой права. Само же государство Ликофрон трактовал как результат общественного договора. Идею договорного происхождения государства и равенства всех людей перед небом отстаивал в V в. до н.э. китайский философ Мо-Цзы.

Значительный  вклад в концепцию прав человека внес Аристотель. Он защищал права, присущие человеку от рождения, и прежде всего его право на частную собственность.

Выдающийся вклад в массовое распространение гуманистических  ценностей, лежащих в основе концепции  прав человека, внесло христианство. Оно придало гуманистическим идеям высший ценностный статус, соединив их с религиозно-нравственными ценностями. Христианство обращается к внутреннему миру человека, его свободному выбору веры и ценностных ориентаций и тем самым способствует развитию человеческой индивидуальности.

Гуманистические идеи христианства, выступая в качестве нравственных регуляторов  поведения людей, оказали огромное влияние на все последующее развитие Старого Света. И все же они  не нашли политико-институционального признания и воплощения в реальных государственно-правовых нормах. В эпоху феодализма получили распространение принципы взаимоотношения между индивидом и властью, унаследованные от античного общества и германских обычаев и смягченные патриархальной и христианской моралью.

Во второй половине 20 века возникает  и постоянно развивается борьба за концепцию ограниченного суверенитета государства. Источники этой идеи кроются  в такой трагедии человечества как  вторая мировая война, а реализацией  становится создание различного рода надгосударственных структур: ООН, международного уголовного суда, Европейского суда по правам человека, принятие международно-правовых актов, обязывающих государства-участников к соблюдению определенных стандартов в области прав человека и межгосударственного поведения2.

В этих условиях возникает европейская система  защиты прав человека, самая жесткая  и эффективная. Кроме того, формируется  система защиты прав человека ООН. Но на сегодня при действующей роли в мировой политике США система  ООН дает сбои, т.к. не в силах противодействовать имперской мощи этого государства.

Информация о работе Гуманизм в политике