«Феминистическое движение» и его роль в политической жизни стран мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 22:32, реферат

Краткое описание

Философские и естественнонаучные исследования, литература и публицистика, изобразительное искусство и религиозные трактаты извечно обращались к проблеме женщины, ее общественного и семейного положения, равенства мужчин и женщин. В этом смысле конец XVIII в. был самым плодотворным, он заложил фундамент процесса осознания обществом женского вопроса. Французский философ-просветитель Ж.А.Кондорсе писал: «Одним из наиболее важных для общего счастья результатов прогресса человеческого разума, мы должны считать полное разрушение предрассудков, с

Оглавление

Введение………………………………………………………………… 3
1 Понятие феминизма и его историческое развитие…………………... 4
2 Роль женщины в политической деятельности……………………….. 11
3 Особенности стиля деятельности женщины – политика……………. 13
4 Некоторые моменты в политике ряда государств и политических партий в отношении женщин……………………..................................
15
Заключение……………………………………………………………… 20
Список используемой литературы…………………………………….. 21

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 47.89 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И  СПОРТА УКРАИНЫ

ГВУЗ

ДОНЕЦКИЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 
 

Кафедра социологии и политологии  
 
 
 

РЕФЕРАТ

на тему:

 «Феминистическое  движение» и его роль в политической жизни стран мира 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                 Выполнил ст.гр. ТТР-09

                                                 Русаненко Т.В,

                                                 Проверил

                                                 Гомаль В.П. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Донецк, 2012г. 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

  Введение………………………………………………………………… 3
1 Понятие феминизма  и его историческое развитие…………………... 4
2 Роль женщины  в политической деятельности……………………….. 11
3 Особенности стиля  деятельности женщины – политика……………. 13
4 Некоторые моменты  в политике ряда государств и политических партий в отношении женщин……………………..................................  
15
  Заключение……………………………………………………………… 20
  Список используемой литературы…………………………………….. 21

 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Философские и естественнонаучные исследования, литература и публицистика, изобразительное  искусство и религиозные трактаты извечно обращались к проблеме женщины, ее общественного и семейного  положения, равенства мужчин и женщин. В этом смысле конец XVIII в. был самым  плодотворным, он заложил фундамент  процесса осознания обществом женского вопроса. Французский философ-просветитель Ж.А.Кондорсе писал: «Одним из наиболее важных для общего счастья результатов  прогресса человеческого разума, мы должны считать полное разрушение предрассудков, создавших неравенство  прав между двумя полами, гибельное  даже для того кому оно благоприятствует».

     Вторая  половина XX века явила миру новый  феномен политической жизни - своего рода прорыв женщин в высшие эшелоны  власти. В ряде стран Западной Европы, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки  они взяли власть в свои руки. Процесс притока женщин в политику основательно поколебал сложившийся  стереотип: политика - для мужчин, а  семья, дети - для женщин. Но этот стереотип  еще не сломлен.

     Актуальность  изучения данной темы состоит в том, что потенциальная доля женщин на уровне принятия решений в большинстве стран даже в 21 веке остается низкой и далеко не соответствует их доле в населении и рабочей силе. Роль женщины в политике зависит от господствующей в обществе идеологии, а также социально-экономических и политических особенностей этапа развития страны.

     Цель  работы состоит в изучение процесса возникновения «феминистского движения», а также изучения результатов  воздействия данного социального явления на политическую жизнь государства. 
 
 

1.ПОНЯТИЕ  ФЕМИНИЗМА И ЕГО  ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

     Фемини́зм (от лат. femina, «женщина») — общественно-политическое движение, целью которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. В широком смысле — стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. В узком смысле — женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами. В первую очередь феминизм анализирует проблемы женщин, но поскольку феминизм стремится к равноправию полов, некоторые феминистки считают, что мужчины также страдают от сексизма и что борьба за мужские права является неотъемлемой частью феминизма.

     Появление феминизма как теории подготовлено следующими интеллектуальными течениями  Запада: либеральная философия и теория прав человека (Локк, Руссо, Миль и другие); социалистическая теория, рассмотрение сексуальности и сексуального поведения человека в социальном и политическом контексте (Зигмунд Фрейд, Вильгельм Райх, Маргарет Мид, философы Франкфуртской школы: Герберт Маркузе и Теодор Адорно). Кроме того, на феминистскую мысль большое влияние оказали идеологии молодёжного протеста новых левых, борьбы негров за гражданские права, утопии контркультуры, идеи сексуальной революции. Первоначально феминистическая литература возникла в США, а потом в Великобритании и Франции. Первоначально она была публицистической и политической. Но скоро «женская» проблематика становится предметом академических исследований в рамках целого ряда областей знания: антропологии, этнологии, социологии, психологии, философии, политологии и т. д.

     Оформилось  в середине 19 в., но его истоки восходят к периоду американской Войны  за независимость и распространения  идей Великой французской революции. В идеологии нарождавшегося феминистского  движения было немало общих черт с идеями эмансипации евреев — в основе лежало убеждение в том, что для раскрепощения угнетенной группы необходимо прежде всего устранить факторы формального правового неравенства, а это приведет к уничтожению неравенства в общественной и профессиональной сферах. В конце 18 в. – начале 19 в. в Европе такие яркие личности, как Доротея Шлегель, Генриетта Герц, Рахель Фарнхаген-Левин (1771–1833) олицетворяли одновременно и эмансипацию евреев, и эмансипацию женщин.

     Феминистки  и учёные выделяют в истории женского движения три «волны». «Первая волна» относится главным образом к суфражистскому движению XIX-го и начала XX-го веков, в котором ключевым вопросом было право голоса для женщин. Под «второй волной» понимают идеи и действия, связанные с женским освободительным движением, которое начало развиваться с 1960-х годов и выступало за юридическое и социальное равенство женщин и мужчин. «Третья волна» является продолжением «второй волны» и реакцией на её неудачу. Появление «третьей волны» относят к 1990-м годам.

     Впервые требования равноправия были выдвинуты  женщинами во время Войны за независимость в США (17751783). Первой американской феминисткой считают Абигейл Смит Адамс (17441818). Она вошла в историю феминизма благодаря своей знаменитой фразе: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов» .

     Во Франции к началу Великой французской революции 1789 года стал выходить первый журнал, посвященный борьбе женщин за равенство, возникли женские революционные клубы, члены которых участвовали в политической борьбе. Однако французская Конституция 1791 года отказала женщинам в избирательном праве. В том же году Национальному собранию была представлена Декларация прав женщины и гражданки, подготовленная Олимпией де Гуж по образцу Декларации прав человека и гражданина 1789 года, в которой содержалось требование признания полного социального и политического равноправия женщин.

     Тогда же была создана первая женская политическая организация «Общество женщин — революционных республиканок», однако в 1793 году деятельность общества была запрещена Конвентом, а вскоре была отправлена на гильотину и автор Декларации Олимпия де Гуж. Ей принадлежат слова: «Если женщина достойна взойти на эшафот, то она достойна войти и в парламент». В 1795 году женщинам Франции запретили появляться в общественных местах и на политических собраниях, а в 1804 году император Наполеон издал указ, объявлявший, что женщина не имеет никаких гражданских прав и находится под опекой у мужчины.

     В Англии требование гражданского равноправия женщин было выдвинуто Мэри Уолстонкрафт (17591797) в книге «Защита прав женщины» (1792). Эта работа — одно из немногочисленных сочинений, появившихся до XIX века, которое может быть причислено к феминистским произведениям.

     Началом организованного движения считается 1848 год, когда в городе Сенека-Фоллз (штат Нью-Йорк, США) прошёл съезд по защите прав женщин под лозунгом «Все женщины и мужчины созданы равными». На съезде была принята т. н. «Декларация чувств». Декларация поднимала такие важные вопросы, как равноправие женщин в правах собственности, в браке, в свободном выборе профессий, в получении полноценного образования и т. д. Авторами этого документа являлись Элизабет Кэйди Стэнтон и Лукреция Мотт.

     В 1869 году английский либеральный философ Джон Стюарт Милль опубликовал свою работу «Подчинение женщин», в которой отметил, что «законодательная поддержка подчинения одного пола другому вредна… и есть одно из главных препятствий на пути к общечеловеческому усовершенствованию».

     Вопрос  о праве владения собственностью для женщин занимал достаточно большое  место в женском движении. В 1860 году, после обращения Элизабет Стэнтон, Законодательное собрание штата  Нью-Йорк приняло в качестве закона Акт о собственности замужних женщин. Этот акт гарантировал женщине право оставлять за собой заработанное ею, равное с мужем право на совместное попечительство над детьми, а также имущественные права вдовы, соответствующие правам мужа в случае смерти жены.

     Важной  фигурой в женском движении второй половины XIX века является Эммелин Панкхерст (Emmeline Pankhurst) — она стала одной из основательниц движения за право женщин голосовать на выборах (т. н. «суфражизм» от англ. suffrage, 'право голоса'). Одной из её целей было развенчание сексизма, укоренившегося на всех уровнях в британском обществе. В 1903 году  Панкхерст сформировала Организацию в защиту общественных и политических прав женщин (Women’s Social and Political Union, WSPU), которая в течение года объединила 5 тысяч членов.

     После того как члены этой организации  стали постоянно подвергаться арестам  и тюремному заключению за тривиальные  проявления поддержки движению, многие из них решились на выражение своего протеста голодовкой. Результатом голодовки  стало то, что серьёзно подорвавшие  себе здоровье участники голодовки  привлекли внимание к неоправданной  жестокости законодательной системы  того времени, и, таким образом, к  идеям феминизма. Под давлением WSPU английский парламент принял ряд  законов, направленных на улучшение  положения женщин, и дал женщинам право голоса на местных выборах (1894).

     В США в 1869 году были созданы две организации такого же характера, объединившиеся в 1890 году в Национальную американскую ассоциацию за женское избирательное право. Благодаря активности её членов в ряде американских штатов женщины оказались допущены к голосованию.

       «Вторая волна» относится к  периоду феминистской деятельности  с начала 1960-х до конца 1980-х  годов. Исследователь Имельда Велехан предположила, что «вторая волна» была продолжением предыдущей фазы феминизма, включающей суфражисток в Великобритании и США[6]. «Вторая волна» феминизма продолжает свое существование и сейчас и сосуществует с тем, что называют «третьей волной» феминизма. Исследователь Эстела Фридман, сравнивая первую и вторую «волны» феминизма, говорит, что «первая волна» сосредотачивалась на таких вопросах, как избирательное право, в то время как «вторая волна» в основном касалась других вопросов равенства — таких, как ликвидация дискриминации.

Информация о работе «Феминистическое движение» и его роль в политической жизни стран мира