Бенедикт Спиноза и его политические взгляд

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 09:39, реферат

Краткое описание

Для подхода Спинозы к вопросам политики, государства и права, как и для других раннебуржуазных идеологов, характерны обращения к идеям естественного права и договорного происхождения государства и обоснование в процессе их рационалистической интерпретации по существу новых буржуазных политико-правовых концепций. Существенным аспектом разработки им теоретических основ светского «юридического мировоззрения» была критика с позиций рационализма и гуманизма средневековых религиозно-схоластических догм, борьба против теологических представлений о природе, человеке, обществе, государстве и праве. Все это определяет то общее, что было характерно для Спинозы как прогрессивного раннебуржуазного мыслителя. Политико-правовые учения Спинозы, отражая и защищая итоги буржуазных преобразований в родной Голландии, вместе с тем, не ограничиваясь этим, имели несомненно более богатое идейно-политическое содержание и познавательную ценность.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………. 3-4
1. Естественное право в понимании Спинозы …………………………….. 4-8
1.1 Суть естественного права …………………………………………. 4-5
1.2 Человек и право …………………………………………………… 5-6
1.3 Договорная теория государства …………………………………… 7-8
2. Понимание государства …………………………………………………. 8-13
2.1. Верховная власть …………………………………………………. 8-10
2.2. Полномочия государства ………………………………………….. 11-13
3. Формы государства ………………………………………………………… 13-18
3.1. Проблемы форм государства ………………………………………... 13-14
3.2. Монархия …………………………………………………………….. 14-15
3.3. Аристократия …………………………………………………........... 15-16
4. Демократия ………………………………………………………………… 16-18
Вывод …………………………………………………………………………. 19

Файлы: 1 файл

Истории политических и правовых учений.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ  ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И  ПРАВА

НИЖЕГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ 
 

Кафедра

«Общеправовых дисциплин» 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по Истории политических и правовых учений

По  теме: «Бенедикт Спиноза  и его политические взгляд»  

                                                          
 
 
 
 

                                                                          
 
 
 
 

                  Выполнила: студентка

                  2 курса заочного обучения

                  юридического  факультета

                  Евтушенко А. А.

                  Проверил:

                  к.ю. н., доцент

                  Торопкин  Александр Иванов

                        
 
 

  
 
 

Нижний  Новгород

2009г.

Содержание 

                                                                                           Стр.

Введение  ……………………………………………………………………….      3-4

  1. Естественное право в понимании Спинозы   ……………………………..      4-8
    1. Суть естественного права   ………………………………………….      4-5
    2. Человек и право    ……………………………………………………     5-6
    3. Договорная теория государства   ……………………………………     7-8
  2. Понимание государства    ………………………………………………….    8-13
    1. Верховная власть     ………………………………………………….   8-10
    2. Полномочия государства   …………………………………………..  11-13

3. Формы государства   ………………………………………………………… 13-18

     3.1. Проблемы форм государства  ………………………………………...  13-14

     3.2. Монархия   ……………………………………………………………..   14-15

     3.3. Аристократия   …………………………………………………...........   15-16

4. Демократия  …………………………………………………………………  16-18

Вывод   ………………………………………………………………………….      19 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Голландия – первая страна в Европе, где  в ходе длительной национально-освободительной  борьбы против господства феодально-монархической Испании (вторая половина XVI – начало XVII в.) к власти пришла буржуазия и была установлена буржуазная республика. Политическая жизнь молодой буржуазной республики, окруженной европейскими феодальными монархиями, протекала под знаком борьбы между сторонниками двух основных партий – республиканской и оранжистской. Борьба против теологии, религиозной догматики и духовного диктата церкви, разработка новых, рациональных и светских воззрений на мир стояли в центре внимания всей прогрессивной европейской философской и политико-правовой мысли рассматриваемой эпохи. Выдающийся вклад в разработку раннебуржуазной политико-правовой идеологии внес голландский мыслитель Барух Спиноза.

    Для подхода Спинозы к вопросам политики, государства и права, как и для других раннебуржуазных идеологов, характерны обращения к идеям естественного права и договорного происхождения государства и обоснование в процессе их рационалистической интерпретации по существу новых буржуазных политико-правовых концепций. Существенным аспектом разработки им теоретических основ светского «юридического мировоззрения» была критика с позиций рационализма и гуманизма средневековых религиозно-схоластических догм, борьба против теологических представлений о природе, человеке, обществе, государстве и праве. Все это определяет то общее, что было характерно для Спинозы как прогрессивного раннебуржуазного мыслителя. Политико-правовые учения Спинозы, отражая и защищая итоги буржуазных преобразований в родной Голландии, вместе с тем, не ограничиваясь этим, имели несомненно более богатое идейно-политическое содержание и познавательную ценность. В них содержалось теоретическое обоснование новых рационалистических идей, принципов и концепций, которые соответствовали потребностям той переходной эпохи и обозначали всемирно-историческую перспективу прогрессивного развития и совершенствования социальных и политико-правовых форм человеческой жизни. 
 
 

  1. Естественное  право в понимании Спинозы
 

1.1. Суть естественного права

    Видным  теоретиком естественного права был голландский философ-материалист Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677 гг.). Жизнь и деятельность Спинозы протекали в условиях резкого обострения нападок кальвинистского духовенства на республиканское правительство, попыток дворянства установить монархию. Спиноза был современником революции в Голландии. Острые противоречия эпохи нашли выражение в его учении. Политико-правовое учение Спинозы связано с его философией, особенно с идеей строгой закономерности, причинной обусловленности всех явлений природы. Законы природы он характеризовал как «решения Бога, открытые естественным светом», т.е. раскрытые человеческим разумом, а не данные в божественном откровении. Вместе с тем законы и правила природы, по которым извечно все происходит, это «сила и могущество действия» самой природы.

    На  таком понимании законов природы  строится и трактовка Спинозой естественного  права, поскольку человек –  это  частичка природы и на него, как  и на всю остальную природу, распространяются все естественные закономерности и необходимости. «Итак,– писал Спиноза,– под правом природы я понимаю законы или правила, согласно которым все совершается, т.е. самую мощь природы. И потому естественное право всей природы и, следовательно, каждого индивида простирается столь далеко, сколь далеко простирается их мощь». Естественное право запрещает только то, чего никто не желает и чего никто не может. По природе и по естественному праву люди – враги, и их естественно-правовые взаимоотношения в оценке Спинозы по существу совпадают с гоббсовской трактовкой «войны всех против всех» в естественном состоянии, где «человек человеку – волк». Человек такая же часть природы, как и всякая другая; стремление к самосохранению предопределяет все его страсти, аффекты, т.е. состояния тела и их осознание. На познании страстей (аффектов) людей Спиноза стремился построить свое учение о праве и государстве.

    1.2. Человек и право

    Единственно подходящим, адекватным способом рационального  познания природы, где все совершается  по необходимости, является, согласно Спинозе, дедуктивно-аксиоматический математический («геометрический») метод. Правда, при рассмотрении проблем государства и права он стремился в определенной мере учесть специфику данной предметной области познания. Так, он делил все «постижимые вещи» на те, что «законно доказываются», и те, которые принимаются на основе «моральной достоверности», хотя они «никак не могут быть доказаны». В этой связи он отмечал, что, например, теоремы Эвклида всеми постигаются и без доказательств, а затем и доказываются, а «права, постановления и нравы я зову постижимыми и ясными, хотя они не могут быть доказаны математически». В естественном состоянии, согласно Спинозе, все (люди и другие природные существа, умные и глупые, сильные и слабые) равны в том смысле, что все они одинаково, по одному и тому же основанию имеют право на все по своему произволу и желанию, хотя реальное содержание и объем этих естественных прав разных людей (и других естественных существ) различны и зависят от размера их фактической мощи (умственной и физической). В этой постоянной борьбе отдельных сил-прав «высший закон природы» состоит в стремлении каждого к самосохранению, к тому, чтобы «остаться в своем состоянии, и притом не считаясь ни с чем другим, а только с собой». Однако в естественном состоянии, где отсутствует какое-либо общее для всех право, самосохранение людей, достижение ими своих желаний и безопасного существования не могут быть обеспечены.

    Вместе  с тем сама природа и естественная необходимость показывают и диктуют  людям способ и путь выхода из тупика естественного состояния и перехода посредством общего договора в состояние гражданское (т.е. к обществу и государству, которые в учении Спинозы не различаются), согласуемое с неистребимыми требованиями природы и естественного права каждого. «Всеобщий закон человеческой природы, – утверждал Спиноза, – таков, что никто не пренебрегает чем-либо, что он считает за благо, разве только в надежде на большее благо или из-за страха перед большим вредом, и не переносит какого-либо зла, кроме как во избежание большего или в надежде на большее благо. Это значит, что каждый изберет из двух благ то, которое он сам считает большим, и из двух зол то, которое кажется ему меньшим». Этот закон, по оценке Спинозы, относится к числу вечных истин, он прочно начертан в человеческой природе, и его знают все.

    Ссылаясь  на опыт, Спиноза отмечал, что все  люди (как варвары, так и цивилизованные) повсюду находятся в общении  и живут в определенном гражданском  состоянии. Отсюда, заключает он, «ясно, что причин и естественных основ государства следует искать не в указаниях разума, но выводить из общей природы или строя людей». Требования разума, рассуждал он, имеют в виду истинную пользу людей, и никто не сомневается, что жить по этим требованиям полезнее, чем по естественному праву. Но чтобы перейти к жизни по законам разума, т.е. к жизни в мире, безопасности и вообще наилучшим образом, люди должны были договориться об этом. «Итак,– писал Спиноза,– этим способом общество может быть создано без всякого противоречия с естественным правом, а всякий договор может быть соблюдаем всегда с величайшей верностью, если, конечно, каждый перенесет на общество всю мощь, какую он имеет; оно, стало быть, одно будет иметь высшее естественное право на все, т.е. высшее господство, которому каждый будет обязан повиноваться или добровольно, или под страхом высшего наказания». 
 
 
 

    1.3. договорная теория государства

    Взгляды Спинозы на государство сложились  под сильным влиянием Гоббса и  в полемике с ним; диаметральная  противоположность программных положений (Гоббс – сторонник абсолютной монархии, Спиноза – демократ) при общности методологических основ их концепций предопределила ряд разногласий в решении проблем теории. Наиболее существенное из них – отождествление Спинозой естественного права с “мощью”, попытка последовательно провести в концепции это своеобразное понимание естественного права. Раз естественное состояние – это “состояние борьбы всех против всех”, оно вряд ли когда-нибудь существовало вообще (иначе как люди могли уцелеть?); к тому же оно не могло существовать еще и по той причине, что люди связаны разделением труда. Спиноза – сторонник идеи общественного договора, но эта идея понимается им весьма своеобразно. Своеобразие идеи общественного договора в концепции Спинозы в том, что общественный договор, состоящий в перенесении сил (мощи, права) каждого на общество, т.е. государство, рассматривается, скорее, не как факт древней истории, а как отношение, постоянно существующее между подданными и верховной властью. Между ними существует нечто вроде равновесия сил, нарушать которое опасно. К праву государства не относятся действия, подрывающие его способность руководить подданными; всеобщее возмущение может положить конец “общественному соглашению”, превратить гражданское состояние в состояние враждебности

      Необходимость государства и  законов обусловлена естественной  причиной – противоречием между  страстями и разумом людей.  Человек только тогда свободен  и могуществен, когда руководствуется  разумом; однако большинство людей  (толпа) не таково – люди одержимы пассивными аффектами, побуждающими к неразумным поступкам. Именно этим вызвана необходимость права и государства: “Если бы люди от природы так были созданы, что они ничего не желали бы, кроме того, на что им указывает истинный разум, – писал Спиноза, – то общество, конечно, не нуждалось бы ни в каких законах... Но человеческая природа устроена совсем иначе. Каждый человек стремится к своей пользе, к выгоде, но большинство руководствуется своим мнением, увлечением, а не разумом, движимо прихотями, не считается с будущим. Поэтому ни одно общество не может существовать без власти и силы, а следовательно, и без законов, умеряющих и сдерживающих страсти и необузданные порывы людей”. Законы, обеспеченные поощрением или наказанием, необходимы для того, чтобы подчинить разуму страсти, чтобы “сдержать толпу, точно лошадь уздой, насколько это возможно”.

   Важная  особенность спинозовской договорной теории государства состоит в  том, что «естественное право  каждого - в гражданском состоянии не прекращается», поскольку как в естественном, так и в гражданском состояниях человек действует по законам своей природы, сообразуется со своей пользой, побуждается страхом или надеждой. Главное различие между этими двумя состояниями заключается в том, что в гражданском состоянии имеется договорно-установленное высшее (суверенное) естественное право государства, т.е. здесь появляется общее для всех право и общий уклад, общий гарант и защитник безопасности, и все боятся одного и того же – верховной (суверенной) власти. Отличительный признак гражданского состояния – наличие верховной власти, совокупное тело которой и есть, согласно Спинозе, государство. Под верховной властью (и верховным правом, поскольку право – это сила, мощь, власть) при этом, по существу, имеется в виду суверенитет государства.

  1. Понимание государства.

2.1.Верховная власть и свободы индивида

    Верховная власть является тем общим духом  государства, которым все должны руководствоваться. Только она имеет  право решать, что есть добро и  что зло, что хорошо, что дурно, что справедливо, что несправедливо, что следует делать и от чего надо воздерживаться каждому в отдельности и всем вместе. В ведении верховной власти находятся издание, толкование и отмена законов, вопросы правосудия и прочие государственные дела, избрание должностных лиц, право войны и мира и т.д. Верховная власть, согласно Спинозе, «не связывается никаким законом, но все должны ей во всем повиноваться»; все «обязаны безусловно исполнять все приказания верховной власти, хотя бы она повелевала исполнять величайшую нелепость». Последоговорное право гражданина, именуемое Спинозой «частным гражданским правом», он характеризует, как «свободу каждого сохранять себя в своем состоянии, определяемую указами верховной власти и защищаемую только ее авторитетом». Это гражданское право – часть общего права; и то и другое право, как и вообще всякое право (кроме божественного, т.е. богооткровенного, права) в естественном и гражданском состояниях, являются по своей субстанции правом естественным, правом-силой. Частное гражданское право, следовательно, есть разрешенные в условиях гражданского состояния естественные права индивида, т.е. дозволенная верховной властью часть естественных прав. Осуществление же гражданином всех остальных (не дозволенных государством) естественных прав представляет собой преступление. В этой связи Спиноза касается и задач правосудия, которое, в соответствии с требованием общего права не вредить друг другу, определяется им как твердость в воздаянии каждому того, что ему следует на основании гражданского права. Обосновывая приказной характер отношения государства к подданным, Спиноза вместе с тем возражает против возможных обвинений его в том, что он превращает подданных в рабов: раб подчиняется приказаниям господина, имеющего в виду свою пользу, а подданный по приказанию верховной власти делает то, что полезно обществу, а следовательно, и ему.

Информация о работе Бенедикт Спиноза и его политические взгляд