Войти    Поиск   Связаться с нами

Особенности восприятия детьми формы предметов и геометрических фигур

Дата: 20 Марта 2012 в 16:40
Автор: m**********@yandex.ru
Тип: контрольная работа
Скачать в ZIP (35.03 Кб)
Файлы: 1 файл
матемтика.docx (37.84 Кб)   —   ОткрытьСкачать

 

Котласский педагогический колледж

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО МЕТОДИКЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

 

 

 

Преподаватель

Елисеева Т.Р.

3 вариант

 

 

 

 

 

 

Мардинская Анастасия Анатольевна

Домашний адрес:

Вологодская область, с. Нюксеница

Ул. Октябрьская, д 6

 

 

 

 

ПЛАН

  1. Особенности восприятия детьми формы предметов и геометрических фигур.
  2. Анализ программного содержанию по разделу «форма».
  3. Методика работы по развитию представлений о форме у детей дошкольного возраста.
  4. Анализ работы по развитию представлений о форме  у детей средней группы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение

2. Особенности восприятия детьми формы предметов и геометрических фигур.

3. Анализ программного  содержанию по разделу «форма».

4. Методика работы по  развитию представлений о форме  у детей дошкольного возраста.

5. Анализ работы по  развитию представлений о форме   у детей средней группы.

6. Заключение.

7. Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Первые представления  о форме, размерах и взаимном положении  предметов в пространстве, дети накапливают  в процессе игр и практической деятельности они манипулируют предметами, рассматривают, ощупывают их, рисуют, лепят, конструируют и постепенно вычленяют среди других свойств их форму. 
На протяжении детства ребенок все более точно начинает оценивать цвет и форму окружающих объектов, их вес, величину, температуру, свойства поверхности и др. Основой формирования у детей представлений о геометрических фигурах является способность их к восприятию формы. Эта способность позволяет ребенку узнавать, различать. изображать различные геометрические фигуры: точку, прямую, кривую, ломанную, отрезок, угол, многоугольник, квадрат, прямоугольник и т.д. Для этого достаточно показать ему ту или иную геометрическую фигуру и назвать ее соответствующим термином. Например: отрезки, квадраты, прямоугольники, круги. Восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать формы, наряду с другими его признаками, но уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других вещах. 
К завершению дошкольного периода многие дети правильно показывают предметы, имеющие форму шара, куба, круга, квадрата, треугольника, прямоугольника. Однако уровень обобщения этих понятий ещё невысок: дети могут не узнавать знакомую им форму предмета, если сам предмет не встречался в их опыте. Ребёнка приводят в замешательство непривычные соотношения сторон или углов фигур: иное, чем всегда, расположение на плоскости и даже очень большие или очень маленькие размеры фигур. Название фигур дети, часто смешивают или заменяют названиями предметов. 
Представлению формы предметов и ее обобщению способствует знание детьми эталонов – геометрических фигур. Поэтому задачей педагога является формирование у ребенка умений узнавать в соответствии с эталоном (той или иной геометрической фигурой) форму разных предметов, уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других предметах, проводить интеллектуальную переработку, выделение в предмете наиболее существенных признаков.

1. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ  ДЕТЬМИ ФОРМЫ ПРЕДМЕТОВ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ  ФИГУР.

Одним из свойств окружающих предметов является их форма. Форма  предметов получила обобщенное отражение  в геометрических фигурах. Геометрические фигуры являются эталонами, пользуясь которыми человек определяет форму предметов и их частей. Знакомство детей с геометрическими фигурами и их свойствами следует рассматривать в двух аспектах: в плане сенсорного восприятия форм геометрических фигур и использования их как эталонов в познании форм окружающих предметов, а также в смысле познания особенностей их структуры, свойств, основных связей и закономерностей в их построении, т. е. собственно геометрического материала. Чтобы знать, чему и как обучать детей на разных этапах их развития, надо прежде всего проанализировать особенности сенсорного восприятия детьми формы любого предмета, в том числе и фигуры, а затем пути дальнейшего развития геометрического мышления и, далее, как совершается переход от чувственного восприятия формы к ее логическому осознанию.

Известно, что грудной  ребёнок по форме  бутылочки узнаёт ту, из которой он пьёт молоко, а в последние месяцы первого года  жизни ясно обнаруживается тенденция к отделению одних предметов от других и выделению фигуры из фона. Контур предмета есть то общее начало, которое является исходным как для зрительного, так и для осязательного восприятия. Сенсорное восприятие формы предмета должно быть направлено не только, на то, чтобы видеть, узнавать формы наряду с другими его признаками, но уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть её в других вещах. Такому восприятию формы предметов и её обобщению и способствует знание детьми эталонов -  геометрических фигур. Поэтому задачей сенсорного развития является формирование у ребёнка умений узнавать в соответствии с эталоном (той или иной геометрической фигурой) форму разных предметов. Уже на втором году жизни дети выбирают фигуру по образцу из таких пар: квадрат и полукруг, прямоугольник и треугольник. Но различать прямоугольник и квадрат, квадрат и треугольник дети могут лишь после 2.5 лет, Отбор по образцу фигур более сложной формы доступен примерно на рубеже 4 – 5 лет, а воспроизведение сложной фигуры осуществляют отдельные дети пятого и шестого года жизни.

Вначале дети воспринимают неизвестные им геометрические фигуры как обычные предметы, называя  их именами этих предметов: цилиндр -стаканчиком, столбиком, овал -яичком, треугольник -  парусом или крышей и т. д. Под обучающим воздействием взрослых восприятие геометрических фигур постепенно перестраивается. Дети уже не отождествляют их с предметами, а лишь сравнивают: цилиндр - как стакан, треугольник - как крыша и т. д. И наконец, геометрические фигуры начинают восприниматься детьми как эталоны, с помощью которых определяется форма предметов (мяч, яблоко – это шар, тарелка, блюдце, колесо круглой формы, а платок квадратный и т. д.) Познание структуры предмета, его формы и размера осуществляется не только в процессе восприятия той или иной формы зрения, но и путем активного осязания, ощупывания её  под контролем зрения и обозначения словом. Совместная работа всех анализаторов способствует более точному восприятию формы предметов, чтобы лучше познать предмет, дети стремятся коснутся его рукой., взять в руки, повернуть; причем рассматривание и ощупывание  различны в зависимости от формы и конструкции познаваемого объекта. Поэтому основную роль в восприятии предмета и определении его формы имеет обследование, осуществляемое одновременно зрительным и двигательным анализа торами с последующим обозначением словом. Однако у дошкольников наблюдается весьма низкий уровень обследования формы предметов; чаще всего они ограничиваются беглым зрительным восприятием и поэтому не различают близкие по сходству фигуры ( овал и круг, прямоугольник и квадрат, разные треугольники).

В перцептивной деятельности детей осязательно-двигательные и зрительные приёмы постепенно становятся основным способом распознавания формы. Обследование фигур не только обеспечивает целостное их восприятие, но и позволяет ощутить их особенности (направления линий и их сочетания, образующие углы  и вершины), ребёнок учится чувственно выделять в любой фигуре образ в целом и его части. Это даёт возможность в дальнейшем сосредоточить внимание ребёнка на осмысленном анализе фигуры, сознательно выделяя в ней структурные элементы (стороны, углы, вершины).Дети уже осознанно начинают понимать и такие свойства, как устойчивость, неустойчивость и др., понимать, как образуются вершины, углы и т. д. Сопоставляя объёмные и плоские фигуры, дети уже находят уже общность между ними (У куба есть квадраты. У бруса – прямоугольники, у цилиндра – круги и т. д.) Сравнение фигуры с формой того или иного предмета помогает детям понять, что с геометрическими фигурами можно сравнивать разные предметы или их части. Так, постепенно геометрическая фигура становится эталоном определения формы предметов.

2. АНАЛИЗ ПРОГРАММНОГО  СОДЕРЖАНИЯ ПО РАЗДЕЛУ «ФОРМА»

Первая младшая  группа. Детей учат распознавать предметы по форме и называть их ( кубик, кирпичик, шар).

Вторая младшая группа. Знакомят с геометрическими фигурами круг, квадрат, треугольник и различать их. Обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание. В разделе « сенсорное развитие» у детей закрепляют умение выделять форму круглая, треугольная, квадратная.

Средняя группа . Представления о форме предполагают:

- обучение различению и названию геометрических фигур: шар, куб, цилиндр, квадрат, треугольник, прямоугольник;

- выделение особых признаков фигур осязательно – двигательным способом( наличие и отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.);

- усваивание знаний о том, что  фигуры могут быть разных размеров;

- развитие умения соотносить  форму предметов с геометрическими  фигурами ( тарелка – круг, платок, квадрат, мяч – шар, окно, дверь - прямоугольник).

Старшая группа.

- познают особенности овала, круга и прямоугольника;

- подводятся к пониманию того, что квадрат и прямоугольник является разновидностями четырёхугольника;

- продолжают учить различать геометрические фигуры, узнавать их форму в предметах ближайшего окружения;

- учить группировать геометрические фигуры по различным признакам: цвету, форме, размеру; книги, картина, одеяла, крышки столов - прямоугольные, поднос и блюдо - овальные; тарелки -  круглые и т. д.

- даются представления  о том, как из одной формы  сделать другую.

 Подготовительная  группа.

- детям даются  представления  о многоугольниках;

- уточняют и закрепляют  знания об изученных геометрических фигурах их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств;   

- закреплять умения моделировать  из нескольких треугольников один многоугольник; из нескольких маленьких квадратов один большой прямоугольник; из частей круга – круг; из четырёх отрезков – четырёх угольник, из двух коротких отрезков – один длинный и т. д.; конструировать фигуры по по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу;

- дети учатся анализировать форму предметов и её отдельные части, воссоздавать сложные по форме  предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.

3. МЕТОДИКА ПО РАЗВИТИЮ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ У ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

 Работе, обеспечивающей развитие у детей представлений о форме, посвящают основную часть на 3—4 занятиях, а также небольшую часть (от 4 до 8 мин) еще на 10-12занятиях. На занятиях по математике детей учат различать модели близких по форме фигур (круга и фигуры, ограниченной овалом), производить элементарный анализ воспринимаемых фигур, выделять и описывать их некоторые свойства. Детей знакомят с различными видами треугольников, фигур овальной формы, учат видеть изменения по форме, находить тождественные фигуры. Ребят обучают последовательно обследовать и описывать форму предметов, находить ее сходство с геометрическим образцом и отличие от него. Представления о форме развивают не только на занятиях. Существенное значение имеет использование дидактических игр. Дидактические игры органически включают в систему данной работы. Они позволяют не только уточнить и закрепить представления детей о форме, но и обогатить их. Широкое использование наглядного материала способствует формированию, обобщенных представлений о геометрических фигурах. В старшей группе каждая фигура представляется детям моделями разной окраски, разного размера и с разным соотношением сторон, сделанными из разных материалов (бумаги, картона, фанеры, пластилина и пр.). Используют таблицы и карточки для индивидуальной работы, на которых рисунки фигур одного вида или разных видов расположены в разном пространственном положении. Всю работу строят на основе сопоставления и противопоставления моделей геометрических фигур. Для выявления признаков сходства и отличия фигур их модели сначала сопоставляют попарно (круг и фигура овальной формы, квадрат и прямоугольник), затем сопоставляют сразу от 3 до 5 фигур каждого вида. 
В целях знакомства детей с вариантами фигур одного вида сопоставляют до 5 вариантов фигур данного вида: прямоугольники и треугольники с разными соотношениями сторон, фигуры, ограниченные овалом, с разным соотношением осей. Дети находят тождественные фигуры (игровые упражнения «Найди пару», «Подбери ключ к замочку»). Характерные свойства каждой из геометрических фигур выявляются путем сопоставления 4-5 ее моделей, отличающихся окраской, размером, материалом. 
В младших группах, рассматривая с детьми модели фигур, педагог придерживался определенного плана. Задавались вопросы: «Что это? Какого цвета? Какого размера? Из чего сделаны?» Теперь при рассматривании моделей фигур задают вопросы, побуждающие детей выделять элементы фигур, устанавливать соотношения между ними. Например, обследуя прямоугольник, педагог спрашивает: «Что есть у прямоугольника? Сколько сторон (углов)? Что можно сказать о размере сторон?» Определенный порядок рассматривания и сравнения моделей служит развитию умения у детей последовательно выявлять форму геометрических фигур, сравнивать их однородные признаки, выделять существенные признаки (наличие частей, их количество, соотношение по размеру) и отвлекаться от несущественных (окраска, размер, материал и др.). 
Дети получают первые навыки индуктивного мышления. На основе ряда фактов они делают простейшие умозаключения: у красного квадрата стороны равны, у синего квадрата — равны, у зеленого квадрата тоже равны, значит, у любого квадрата стороны равны. Варьирование частного признака моделей квадрата (окраски) позволило выявить общее, характерное для квадрата — равенство его сторон. Сопоставляя фигуры, воспитатель предоставляет ребятам максимум инициативы и самостоятельности. Для детей шестого года жизни существенное значение по-прежнему имеет использование приема осязательно-двигательного обследования моделей. Педагог напоминает детям прием обведения контура фигуры пальцем и предлагает им следить за движением пальца или указки по контуру. Для выявления признаков отличия фигур друг от друга продолжают использовать приемы наложения и приложения. Дети считают элементы фигур, сравнивают количество сторон и углов моделей фигур одного вида, но разного цвета или размера, а также количество сторон и углов квадрата и треугольника, прямоугольника и треугольника. 
Примечание. Важно с самого начала сформировать у них правильные навыки показа элементов. Вершина -это точка. Дети должны ставить палец или указку точно в точку соединения сторон. Стороны многоугольника — отрезки. Показывая их, ребенок должен провести пальцем вдоль всего отрезка от одной вершины до другой. Угол — часть плоскости, заключенная между двумя лучами (сторонами), исходящими из одной точки (вершины). Показывая угол, педагог накладывает указку на одну из его сторон и поворачивает ее до совпадения с другой стороной. Дети показывают угол, производя движение рукой от одной стороны до другой. Для закрепления представлений о фигурах наряду с приемами, которые применялись в средней группе, используют и новые. Так, дети делят фигуру на равные части различными способами, составляют целые фигуры из частей. Из одних фигур составляют другие, выкладывают из палочек разной длины фигуры одной и той же формы с различным соотношением сторон, лепят пространственные фигуры (куб, шар, цилиндр)из пластилина. В старшей группе усложнение упражнений в группировке предметов по сравнению с предыдущей выражается в следующем: увеличивают количество сопоставляемых фигур и видов фигур; используют модели, отличающиеся большим количеством признаков (окраской, размером, материалом); одни и те же модели группируют по разным признакам: форме, цвету, размеру; упражнения в группировке сочетают с обучением порядковому счету, с изучением состава чисел из единиц и связей между числами. Педагог побуждает детей делать предположение, как могут быть сгруппированы фигуры, сколько групп получится. Высказав предположение, они группируют фигуры. 
Большое внимание уделяют упражнениям в установлении взаимного положения геометрических фигур, так как они имеют существенное значение для развития геометрических представлений. Сначала детям предлагают определить взаимное положение 3 фигур, а позднее 4-5. Рассматривание узора, составленного из геометрических фигур, проводят в определенном порядке: вначале называют фигуру, расположенную в центре (посередине), затем — вверху и внизу, слева и справа, соответственно в верхнем левом и правом углу, в нижнем левом и правом углу (в последнем случае используют карточки с 5 разными геометрическими фигурами, рекомендованные Е. И. Тихеевой). 
Дети должны научиться не только последовательно выделять и описывать расположение фигур, но и находить узор по образцу и описанию. Позднее они учатся воспроизводить узор, составленный из геометрических фигур, по зрительно воспринимаемому образцу и по указанию педагога. 
Упражнения в установлении взаимного положения фигур чаще проводят в форме дидактических игр («Что изменилось?», «Найдите такой же узор!», «Найди пару!»). Дети постепенно приобретают навык расчленять сложный узор на составляющие его элементы, называть их форму и пространственное положение. 
Создаются предпосылки для развития аналитического восприятия формы предметов, состоящих из частей. Анализ и описание формы предметов. Очень важно с начала учебного года закреплять умение детей соотносить предметы по форме с геометрическими образцами, описывать форму предметов, состоящих не более чем из 1 - 3 частей (форма их близка к геометрическим образцам). Дети определяют форму предметов, нарисованных на картинке, представленных аппликацией. На занятиях эти упражнения занимают 3—5 мин. Воспитатель предлагает детям вне занятий поиграть, используя игры «Геометрическое лото», «Семь вряд», «Домино».  В дальнейшем упражнения данного вида усложняют: ребятам предлагают определить форму предметов, состоящих из всё большего количества частей. Это способствует овладению умением анализировать и описывать форму предметов. Большое внимание этой работе уделяют вне занятий. В процессе дидактических игр («Найди по описанию!», «Какая избушка?», «Кто больше увидит?», «Цветочный магазин») дети учатся не только анализировать форму сложных по конструкции предметов, но и, играя, воссоздавать ее («Мы составляем Петрушку», «Быстрое выкладывание форм» и др.).

4. АНАЛИЗ РАБОТЫ ПО  РАЗВИТИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ  У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ.

Обучение дошкольников началам  математики наиболее успешно будет  проходить в контексте практической и игровой деятельности, в процессе решения детьми проблемных задач, которые специально придумываются воспитателем. Игровая форма поможет педагогу привлечь внимание детей к занятию, создать у них положительный эмоциональный настрой. Но игровая задача, предлагаемая детям, должна способствовать усвоению программного материала. Педагог ставит цель научить детей, упражнять их в чем либо и т. д. ; перед ребёнком стоит совсем иная задача – игровая.

Подбирается игры, в которых идет учёт различных свойств предметов  определяет результат действий ребёнка. Например, игра « Найди своё место» умение различать геометрические фигуру и соотносить их, находя такую же, оказывается необходимым условием игрового действия. Игра « Найди свою фигуру», в этой игре можно наиболее ярко продемонстрировать, как достижение игрового результата ведет к усвоению программного материала. Из картона делается ящик, в котором прорезаны отверстия треугольной, круглой, квадратной формы. Цель -  научить детей различать и правильно называть геометрические фигуры. Дети делятся на две группы, у одних – геометрические фигуры, подобранные соответственно прорезям на ящике; у других – конверты с изображением круга, треугольника, квадрата. Игра заключается в том, что одни дети опускают в ящик геометрические фигуры (каждую в соответствующую прорезь), а другие должны выбрать их из ящика, ориентируясь по изображениям на своих конвертах. В такой игре обязательно возникает познавательное общение детей, благодаря чему проявляется речевая активность играющих, Например, ребёнку всегда важно не только, правильно ли он нашёл свою фигуру его товарищ. При этом дети очень хорошо видят ошибки друг друга: « Что берёшь? У тебя же треугольник» или « Это, это бери! Видишь: здесь квадрат и вот квадрат».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одним из самых сложных  для познания является такой признак, как форма предмета. Чтобы его  определить, надо познать эталоны  формы. Такими эталонами являются геометрические фигуры.

В дошкольном возрасте закладываются  основы знаний, необходимых ребенку  в школе. Математика представляет собой  сложную науку, которая может  вызвать определенные трудности  во время школьного обучения. К  тому же далеко не все дети имеют  склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить  ребенка с геометрическими фигурами. Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное - это привить ребенку интерес к познанию геометрических  фигур.

Краткое описание
Первые представления о форме, размерах и взаимном положении предметов в пространстве, дети накапливают в процессе игр и практической деятельности они манипулируют предметами, рассматривают, ощупывают их, рисуют, лепят, конструируют и постепенно вычленяют среди других свойств их форму.
На протяжении детства ребенок все более точно начинает оценивать цвет и форму окружающих объектов, их вес, величину, температуру, свойства поверхности и др.
Оглавление
1. Введение
2. Особенности восприятия детьми формы предметов и геометрических фигур.
3. Анализ программного содержанию по разделу «форма».
4. Методика работы по развитию представлений о форме у детей дошкольного возраста.
5. Анализ работы по развитию представлений о форме у детей средней группы.
6. Заключение.
7. Литература.