Oсoбeннoсти формирования пoзнaвaтeльных интeрeсoв млaдших шкoльников

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2015 в 11:03, реферат

Краткое описание

Проблема развития познавательного интереса младших школьников не имеет однозначного решения, по причине ее многофакторности. М.Н. Скаткин утверждает, что на развитие познавательного интереса младших школьников влияет и содержание материала, и методы обучения, и организационные формы, и постановка воспитательной работы, и материальная база школы, и, наконец, личность учителя [28, с.186].
При формировании познавательного интереса младших школьников при выполнении разного рода заданий важно учитывать внутреннюю и внешнюю его стороны. Но так как учитель не может в полном объеме воздействовать на мотивы, потребности личности, то необходимо сосредоточить внимание на средствах обучения и, следовательно, учитывать внешние условия.

Оглавление

Ввeдeниe………………………………………………………….3
Глaвa I. Тeoрeтичeскиe oснoвы фoрмирoвaния пoзнaвaтeльнoгo интeрeсa у млaдших шкoльникoв вo внeурoчнoй дeятeльнoсти при изучeнии курсa «Мaтeмaтикa»…………………………………………………………….6
1.1. Пoнятиe внeурoчнoй дeятeльнoсти в психoлoгo-пeдaгoгичeскoй литeрaтурe…………………………………………….6
1.2. Oсoбeннoсти формирования пoзнaвaтeльных интeрeсoв млaдших шкoльников на уроках математики ........................................................................10
Вывoды пo I глaвe……………………………………………26
Глaвa II. Мeтoдичeскиe oснoвы фoрмирoвaния пoзнaвaтeльнoгo интeрeсa у млaдших шкoльникoв вo внeурoчнoй дeятeльнoсти пo курсу «Мaтeмaтикa»……………………………………..……………………28
2.1. Методика изучения геометрического материала в курсе «Математика» для начальной школы
2.2. Дидактическое обеспечение внеурочной деятельности по математике в 3 классе, направленной на формирование познавательных интересов младших школьников
Вывoды пo II глaвe………………………...…………………47
Зaключeниe……………...………………………………………49
Списoк испoльзoвaнных истoчникoв инфoрмaции…………………………………………………………….51

Файлы: 1 файл

диплом исправленный.docx

— 37.91 Кб (Скачать)

 

Иначе игру представляет Б.П. Никитин, а именно как набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона, пластика. Технология развивающих игр Б.П. Никитина интересна тем, что программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем многообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями [27, с.66].

 

Наиболее точно и широко игровой метод обучения описал А.А. Вербицкий, он наиболее точно определил принципы деловой игры, он совершенно прав, говоря, что ДИ позволяет студентам приобретать опыт познавательной и профессиональной деятельности, составил структуру или игровую модель, выявил особенность деловой игры. Большой вклад в развитие деловых игр внес Ю.Н.Кулюткин, описавший основные этапы проведения игры [20, с.422].

 

Чуть позже возникло такое понятие как игровая технология или что означает в нашем понимании процесс реализации игры.

 

В структуру игровой технологии как деятельности ограничено входят целеполагание, планирование, реализации цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. В структуру игровой технологии как процесса входят:

 

а) роли, взятые на себя играющими;

 

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

 

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

 

г) реальные отношения между играющими;

 

д) сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.

 

Значение игровой технологии невозможно исчерпать и оценить развлекательно- рекреативными возможностями. В том и состоит ее

 

феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая технология используется в следующих случаях:

 

в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

 

как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

 

в качестве технологии занятия или его фрагмента( введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

 

как технология внеклассной работы (игры типа «Зарница» и т.д.) [20, с.84].

 

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме различных дидактических игр.

 

Деятельность учащихся должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в учебно-воспитательном процессе с младшими школьниками, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности данной категории учеников.

 

Исходя из значимости игровых технологий для развития познавательных интересов, а также последовательности и системности включении игры и игровых приемов в творческую познавательную деятельность, нами выделены общие условия применения игры в процессе обучения младших школьников: а) необходимость оценивания каждодневного применения игры по двойному критерию; по ближайшему эффекту и в соответствии с перспективой развития познавательных интересов; б) понимание игры как формы организации коллективной, руководимой учителем, учебной деятельности; в) необходимость обеспечения непосредственного обучающего эффекта игры, то есть, познавательную направленность, нацеленную на овладение способами учебных действий; г) создание положительного эмоционального настроя, способствующего вызвать у ребенка состояние творческого поиска и инициативы в процессе игры [28, с.140].

 

Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

 

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

 

При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:

 

1) соответствие игры учебно-воспитательным  целям урока;

 

2) доступность для учащихся  данного возраста;

 

3) умеренность в использовании  игр на уроках.

 

Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:

 

1) ролевые игры на уроке;

 

2) игровая организация  учебного процесса с использованием  игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);

 

3) игровая организация  учебного процесса с использованием  заданий, которые обычно предлагаются  на традиционном уроке (найди  орфограмму, произведи один из  видов разбора и т.д.);

 

4) использование игры  на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым  материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация  изученного);

 

5) различные виды внеклассной  работы по русскому языку (лингвистический  КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и  т.п.), которые могут проводиться  между учащимися разных классов  одной параллели.

 

Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

 

1)правильно организованная  с учётом специфики материала  игра тренирует память, помогает  учащимся выработать речевые  умения и навыки;

 

2) игра стимулирует умственную  деятельность учащихся, развивает  внимание и познавательный интерес  к предмету;

 

3) игра - один из приёмов  преодоления пассивности учеников.

 

Таким образом, рассмотрев теоретические основы использования игровых технологий как средство развития познавательных интересов младших школьников, мы пришли к выводами:

 

1. Познавательные интересы  – это активная познавательная  направленность, связанная с положительным  эмоционально окрашенным отношением  к изучению предмета с радостью  познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением  и утверждением развивающейся  личности.

 

2. В младшем школьном  возрасте развитие познавательных  интересов имеет свои особенности. Познавательный интерес как мотив  учения побуждает ученика к  самостоятельной деятельности, при  наличии интереса процесс овладения  знаниями становится более активным, творческим, что в свою очередь, влияет на укрепление интереса. Развитие познавательных интересов  младших школьников должно происходить  в доступной для них форме, то есть через применение игр, использование игровых технологий.

 

3. Занятия, пронизанные элементами  игры, соревнования, содержащие игровые  ситуации значительно способствуют  развитию познавательных интересов  младших школьников. Во время  игры ученик – полноправный  участник познавательной деятельности, он самостоятельно ставит перед  собой задачи и решает их. Для  него игра – это не беззаботное  и легкое времяпрепровождение: играющий  отдает ей максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Познание  окружающего мира в игре облекается  в формы, непохожие на обычное  обучение: здесь и фантазия, и  самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение и расширение знаний и умений, установление связей, сходства и различия между отдельными событиями. Но самое важное – не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время игр происходит многократное повторение материала в его различных сочетаниях и формах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования,  новая социальная роль ученика, принципиально новый вид  деятельности - учебная деятельность  - ведущая в младшем школьном возрасте.  Именно в этот период происходит формирование  основной структуры учебной деятельности, ее субъекта, развивается желание и умение учиться. Изучением понятия учебной деятельности занимались многие педагоги, психологи. Вот как трактует это понятие  В.В. Давыдов в своей работе «Учебная деятельность в младшем школьном возрасте» -  «учебная деятельность как ведущей в младшем школьном возрасте имеет свое особое содержание и строение, и ее необходимо отличать от других видов деятельности, выполняемых детьми, как в младшем школьном возрасте, так и в других возрастах (например, от игровой, общественно-организационной, трудовой деятельности и т.д.). Она детерминирует возникновение основных психологических новообразований данного возраста, определяет общее психическое развитие младших школьников, формирование их личности в целом».

 

Одно из важнейших условий эффективности учебной деятельности - воспитание познавательного интереса у младших школьников. Познавательный интерес - это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Познавательный интерес не является чем-то внешним, дополнительным по отношению к учению. Наличие интереса является одним из главных условий успешного протекания учебной деятельности и свидетельством её правильной организации. Отсутствие интереса у школьников является показателем серьезных недостатков в организации обучения.

 

Познавательный интерес выражен в своём развитии различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными.

 

Формирование познавательных интересов у младших школьников происходит в форме любопытства, любознательности с включением механизмов внимания. Переход интереса с одной стадии своего развития на другую не означает исчезновения предыдущих. Они остаются и функционируют наравне с вновь появившимися формами.

 

Любопытство - элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. На стадии любопытства ребенок довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия ещё не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И, тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком.

 

Любознательность - ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворённостью деятельностью. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности.

 

Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, явной избирательной направленностью учебных предметов, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы.

 

Теоретический интерес связан как со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и с использованием их как инструмента познания. Эта ступень характеризует не только познавательное начало в структуре личности, но и человека как деятеля, субъекта, личность.

 

Методические и научные исследования развития познавательных интересов младших школьников в трудах С. В. Арутюняна, О. С. Газмана, В. М. Григорьева, О. А. Дьячковой. Проблеме познавательных интересов, способам и методам активизации учебной деятельности были посвящены исследования Л. С. Выготского, П. И. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, А. В. Петровского, Д. Б. Эльконина, И. С. Якиманской.

 

Исходя из этого, можно сделать вывод, что проблема познавательных интересов актуальна в любое время. Этой проблемой занимаются, изучают, находят все больше нового, неизученного.

 

Современная проблема, связанная с изучением познавательного интереса - это задержка учащегося младшего школьного возраста на стадии любопытства и возможное не появление и не проявление стадии любознательности.

 

Проявление такой проблемы означает подмену интеллектуального желания (любознательность) на кратковременную эмоциональную вспышку (любопытства), в связи с техническим прогрессом.

 

Было проведено исследование познавательного интереса младших школьников. Им была предложена анкета, которая включала, в частности, такие вопросы, как: «Часто и вы проявляете интерес к новому, неизученному?», «Если задание начинает вызывать у вас сложность, бросаете ли вы его, недоделав?». В результате было выявлено, что у 75% учащихся начальных классов в ходе обучения чаще проявляется обычное любопытство, а не любознательность как таковая.

 

Следует сделать вывод, что современный технический прогресс тормозит развитие познавательного интереса, его стадий. И как следствие того тормозит развитие механизмов внимания.

Информация о работе Oсoбeннoсти формирования пoзнaвaтeльных интeрeсoв млaдших шкoльников