Бихивиорестические теории Дж. Уотсона

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 10:52, реферат

Краткое описание

Данные об экспериментальном формировании поведенческих реакций были использованы психологами-бихевиористами. Дж. Уотсон (1878-1958), автор манифеста нового направления «Психология с точки зрения бихевиориста» , считал, что психология должна стать точной и достоверной наукой, поэтому необходимо изучать поведение человека, открытое и доступное наблюдению и измерению.

Оглавление

Содержание:
1.Бихевиористская теория Дж. Уотсона
2.Оперантное наущение Э. Трондайка

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 45.50 Кб (Скачать)

Содержание: 

1.Бихевиористская теория Дж. Уотсона

2.Оперантное наущение Э. Трондайка 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Бихевиористская теория Дж. Уотсона. 

Данные об экспериментальном формировании поведенческих реакций были использованы психологами-бихевиористами. Дж. Уотсон (1878-1958), автор манифеста нового направления «Психология с точки зрения бихевиориста» , считал, что психология должна стать точной и достоверной наукой, поэтому необходимо изучать поведение человека, открытое и доступное  наблюдению и измерению. В классическом бихевиоризме схема «стимул-реакция»(S-R)рассматривается как механизм образования новых форм поведения и считается достаточной для описания процесса образования поведенческого акта любой сложности. Главная детерминанта , определяющая направление психического развития ребёнка , -это воздействия окружающей среды.

    Что бы доказать это положение, Уотсон обратился к изучению поведения младенцев и пришёл к выводу ,что ребёнок может быть рассмотрен как «кусочек мяса, способный давать небольшое число простых реакций» . Он исходил из того ,что у человеческих детёнышей всего три врождённые формы поведения (реакций): гнев (в ситуации ограничения движений новорожденного), страх (при потере опоры или резком звуке удара молотка по стальному бруску), любовь (проявления удовольствия у ребёнка вызываются поглаживаниями, похлопываниями). Постепенно над этими инстинктивными реакциями надстраиваются условные реакции, и возникает расширяющийся поток поведения . Из всех возможных реакций отбираются и закрепляются те, которые способствуют наилучшей адаптации к условиям жизни .

    Уотсон экспериментально показал, как на основе безусловного реагирования у ребёнка может возникать реакция страха на новый стимул. Одиннадцатимесячному мальчику, известному в истории психологии под именем «Маленький Альберт», который сначала не испытывал страха перед крысой, стали показывать белую крысу( условный стимул), сопровождая демонстрацию громким ударом  в гонг(безусловный стимул) за его спиной. Несколько повторений громкого звукового сигнала в сочетании с показом крысы привели к тому, что, как только показывали животное, мальчик начинал плакать и стремиться скрыться, что свидетельствовало выработке реакции сильного страха ( обусловленной реакции). К тому же реакция страха у Альберта распространилась на множество предметов-стимулов,в чем-то сходных с крысой, включая кролика, шубу, вату, белые волосы и бороды (Такой способ объективного экспериментального подхода к исследованию детской психики, без учёта возможных негативных последствий, вызвал широкую критику. Позже были разработаны этические нормы поведения психологических исследований и поставлен вопрос о соблюдении психологом профессиональных этических принципов.)

   Исходя из результатов экспериментов с младенцами бихевиористы подчёркивали важность особой организации среды (стимуляции), что бы контролировать поведение ребёнка, предсказывать возможные реакции, вызывать желательные формы поведения и избегать появления и закрепления неподходящих (страхов, капризов, избалованности).

   Этот ребёнок удобный для взрослых (« никогда не плачет», «умеет всецело заниматься», «быстро выучивается»,а «не беит за помощью к взрослым», « своевременно вырабатывает», « не претендуя на специальное внимание к нему»), напоминает собой хорошо отлаженный механизм в котором не остаётся места активности, эмоциональности и саморазвитию.

   В работе « Психологический уход за ребенком» Уотсон наметил некоторые условия, которые помогут воспитать физически и психологически здоровых детей. Прежде всего речь идёт о жёстком режиме дня, о наличии специальной комнаты для ребёнка, в которой его можно было бы оградить от воздействия не подходящих стимулов, а также о дозированности в проявлениях нежности и любви по отношению к ребёнку (дабы избежать позиции снисходительности у взрослого и ощущения вседозволенности у детей).

   Уотсон категорически заявлял о приоритетной силе воздействия окружения на формирование определённой строго заданной модели поведения у всех людей. Он говорил, что из дюжины нормальных, здоровых младенцев при направленной организации среды можно вырастить кого угодно: или абсолютно одинаковых людей, с одинаковыми вкусами и поведением, или каждого сделать специалистом в отдельной области - врачом, торговцем или вором.

    Слабость позиции Уотсона в том, что при классическом обусловливании происходит связывание уже имеющихся в репертуаре индивида реакций и новых стимулов. Научение сложным навыкам, требующим активности самого человека( таким, как речь, решение математических задач или игра на музыкальном инструменте), объяснить с точки зрения классического обусловливания весьма затруднительно. Выяснение вопроса о том, как же возникают совершенно новые для индивида формы поведения, потребовало разработки новых моделей наущения.

2. Оперантное научение      

Экспериментальное исследование условий приобретения действительно нового поведения, а так же динамики научения

находилось в центре внимания американского психолога Э. Торндайка. В работах Торндайка изучались преимущественно закономерности решения проблемных ситуаций животными. Животное( кошка, собака, обезьяна) должно было самостоятельно найти выход из специально сконструированного «проблемного ящика» или из лабиринта. Позже в качестве испытуемых в аналогичных опытах участвовали и маленькие дети.

   При анализе такого сложного спонтанного поведения, каким представляется поиск способа решения лабиринтной задачи или отпирания дверцы (в отличие от ответного, респондентного), трудно выделить стимул, вызывающий определённую реакцию. По данным Торндайка, первоначально животные совершали множество хаотичных движений- проб и лишь случайно производили нужные, которые приводили к успеху. При последующих попытках выйти из этого же ящика наблюдалось уменьшение числа ошибок и сокращение количества затраченного времени. Тип наущения, когда испытуемый, как правило, не осознано пробует разные варианты поведения, операнты , из которых « отбирается» наиболее подходящий , наиболее адаптивный, получил название оперантного обусловливания.

    Метод «проб и ошибок» в решении интеллектуальных задач стал рассматриваться как общая закономерность характеризующая поведение и животных, и человека.

    Торндайк сформулировал 4 основных закона наущения.

1. Закон повторения(упражнения). Чем чаще повторяется связь между стимулом и реакцией, тем быстрей она закрепляется и тем она прочнее

2.Закон эффекта (подкрепления). При выучивании реакций закрепляются те из них, которые сопровождаются подкреплением( положительным или отрицательным.

3. Закон готовности. Состояние субъекта ( испытываемые им чувство голода, жажды) небезразлично для выработки новых реакций.

4. Закон ассоциативного сдвига( смежности во времени ). Нейтральный стимул , связанный по ассоциации со значимым, тоже начинает вызывать нужное поведение. 

Информация о работе Бихивиорестические теории Дж. Уотсона