Авторская школа Виктора Николаевича Сороки-Расинского

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:17, доклад

Краткое описание

Проблемы воспитания трудных детей
Решительно выступал против понимания трудных детей как морально или психически дефектных. В. Н. Сорока-Росинский считал, что это вполне нормальные дети, попавшие в тяжелые жизненные условия. Они вполне поддаются педагогической коррекции.
В работе с трудными подростками «лучшим орудием воспитания является личность педагога, его пример…», учитель должен быть «породистым».

Файлы: 1 файл

Педагогические взгляды Сорока.docx

— 26.80 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 

Авторская школа  Виктора Николаевича Сороки-Расинского 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Виктор Николаевич Сорока-Росинский (1882 — 1960) — российский и советский педагог. 

Педагогические  взгляды Сорока-Росинского В.Н.

  Цели воспитания:
  • воспитать умение самостоятельно мыслить, отстаивать свои убеждения, принципиальность, ответственность, самостоятельность мысли;
  • воспитать чувство собственного достоинства;
  • раскрыть и обогатить творческие способности каждого ученика, объединяя их в единое целое, в один творческий коллектив.
    

  Принципы воспитательной  системы:

  • Национальная школа и национальная психология. Основные принципы должны закладываться в семье; через религиозное воспитание и труд воспитание на традициях устного народного творчества.
  • Демократичность воспитания и обучения.
  • Принцип коллективного воспитания с учетом индивидуальности каждого воспитанника.
  • Переход от принуждения к принципу добровольчества на основе самодеятельности, самоуправления, соревновательности и самокритичности. Всякое знание превращать в деяние.
  • Принцип игры как естественной потребности растущего организма в организации всей жизнедеятельности воспитанников и учебы.
  • Принципы суворовской педагогики, положенные в основу своей воспитательной системы: «Глазомер, быстрота, натиск», «Тяжело в учении, легко в бою».
    

  Проблемы воспитания  трудных детей 
    
Решительно выступал против понимания трудных детей как морально или психически дефектных. В. Н. Сорока-Росинский считал, что это вполне нормальные дети, попавшие в тяжелые жизненные условия. Они вполне поддаются педагогической коррекции. 
    
В работе с трудными подростками «лучшим орудием воспитания является личность педагога, его пример…», учитель должен быть «породистым». 
    
Классификация учителей:

  1. учителя-теоретисты;
  2. педагоги-реалисты и утилитаристы;
  3. педагоги-артисты;
  4. учителя-интуитивисты.
    

 

Выступал за смягчение  беспрерывной «артельной» жизни  в детских домах, предложил создавать  специальные уединенные помещения  для индивидуального творчества и размышления [4, с.162]. 
    
В. Н. Сорока-Росинским были выработаны и сформулированы принципы новой педагогики коллектива как наиболее необходимого инструмента для воспитания трудновоспитуемых детей. 
    
В школе для трудных подростков создал мастерские, в которых дети занимались различными ремеслами. 
    
Разработал методику преподавания русского языка в средних классах. 
    
Организовал детский клуб на дому – «академию», как ,шутя, называл ее В.Н. Сорока-Росинский, где собирались дети из окрестных школ и семей. В тесно набитой комнатке занятия проходили в несколько смен. Дети не только «подтягивали школьные хвосты», но и слушали увлекательные рассказы по истории, литературе, искусству, и вообще говорили про жизнь. 80-летний педагог бродил с детьми по городу, знакомил их с историей. Архитектурой, ездил с ними на море, мечтал о ребячьей флотилии. Это была его давнишняя голубая мечта [3, с.9]. 
    
Теоретически обосновал и апробировал в практике оригинальную систему воспитания трудных подростков-сирот на основе развития их творческих способностей. Своих воспитанников В. Н. Сорока-Росинский относил к одарённым натурам, но с отклонениями от нормы в результате специфичного развития и особого душевного и психического склада. Для таких детей В. Н. Сорока-Росинский предлагал создавать учебно-воспитательные учреждения, осуществляющие гармоничное воспитание и специальную коррекцию психики подростков. Главным в учебно-воспитательном процессе он считал фундаментальную образовательную подготовку (10 уроков ежедневно) и самостоятельную, творческую деятельность воспитанников, способную «дать надлежащий выход той буйной беспокойной энергии, которой полны эти дети». Воплощение детских чувств в активные действия позволяло лучше изучать личность и развивать индивидуальность учащихся. Широко использовал метод длительных игр: инсценировки, постановки; журналистское творчество; соревнования. 
    
В. Н. Сорока-Росинский в период всеобщего увлечения трудовой школой – плетением корзин, изготовлением пособий, обработкой грядок – имел незаурядную смелость придать своей школе иную направленность – на творческую интеллектуальную познавательную деятельность. 
    
Тонкий психолог и психиатр, он подобрал верные ключи к исковерканным войной и лишениями душам своих питомцев. Многие из них были богато одаренные натуры, но с искалеченной психикой. Но главным воспитателем в школе оказывалось творчество. Журналы, которые создавали сами подростки, спектакли, постоянно ставившиеся педагогами и их воспитанниками, увлекали всех атмосферой соревновательности, стремления подняться к вершинам творчества. Дух напряженной интеллектуальной деятельности заражал всех. Неудивительно, что из питомцев школы вышли десятки писателей, ученых, художников [2, c.81]. 
    
Одной из характерных особенностей воспитательной системы, созданной в школе имени Достоевского, было всемерное стимулирование художественной деятельности, пробуждение и развитие у детей интереса к литературе, создание общей творческой атмосферы. Любой воспитанник имел право на выпуск своей газеты, своего журнала, право на полемику. Здесь не было жесткого контроля и навязывания мнений. В.Н. Сорока-Росинский был сторонником «духа соревнования и состязания», побуждающих к достижению максимальных успехов. Как подлинный педагог-гуманист он умел направлять импульсы, приходящие извне и находящие отклик в школьной среде, в русло работы самопознания, общественной активности, формирования личности. В этом была одна из главных черт педагогической системы В.Н. Сороки-Росинского. 
    
Воспитывая у подростков принципиальность, ответственность, самостоятельность мысли, В.Н. Сорока-Росинский не только формировал их интересы, но в некоторых случаях, когда считал это целесообразным, сам шел навстречу интересам подростков, даже если они не совпадали с его убеждениями. Например, В.Н. Сорока-Росинский считал, что школа должна быть вне политики. Но когда ребята потребовали ввести политграмоту в программу обучения и даже создали «подпольную организацию РКСМ», (для трудновоспитуемых не разрешалось создание такой ячейки в школе), он с пониманием отнесся к их желанию. Вдумчивый педагог увидел в этом не очередное увлечение, а стремление отстоять свое право быть наравне с прочими гражданами страны. В признании гражданских прав ребят – залог их перевоспитания. Даже кружок юных коммунаров был организован при поддержке Виктора-Николаевича. Воспитанию чувства собственного достоинства во многом способствовало и самоуправление, введенное в школе. Само по себе оно вовсе не было оригинальным: учкомы в то время были повсеместно и играли очень заметную роль. Но здесь был особый случай – школа для трудновоспитуемых. И тем не менее В.Н. Сорока-Росинский ввел самоуправление. Выборные старосты были не только по спальням и классам, но даже по кухне и гардеробу, что, учитывая полу уголовное прошлое большинства учеников, было нелегким решением. Однако, предоставляя своим подопечным самоуправление, директор ввел и соответствующие методы контроля. Был и изолятор, к которому прибегали лишь в критических случаях, и система пяти разрядов, в зависимости от которых предоставлялись поощрения, в первую очередь отпуска. Самые примерные, если таковые были, имели первый разряд, самые бесшабашные – пятый. Система на первый взгляд кажется антипедагогичной. Но, как это часто бывает, дело заключалось не столько в системе, сколько в практике ее применения. Все опиралось на заработанное во многих испытаниях доверие ребят к своему заведующему и основному коллективу педагогов. 
    
Решая задачи единства обучения и воспитания, В.Н. Сорока-Росинский подчеркивал необходимость формирования тесно спаянного учительского и ученического коллектива. Эта идея была заложена в основу созданной им воспитательной системы. «Лучшим критериумом воспитательской работы любого педагогического коллектива, – отмечал он, – является ответ на вопрос: удалось ли педагогам преодолеть то противостояние «мы» и «они», которое обычно возникает в любом учебном заведении». Для решения этой задачи в таком коллективе, каким являлась школа имени Достоевского, требовались педагоги особого закала, обладавшие тонким педагогическим чутьем. Их отбирала сама жизнь. Из шестидесяти педагогов, в разное время пришедших в школу, удержалось всего десять. Но это были, как писал В. Н. Сорока-Росинский, «породистые», с четко выраженной личностью педагоги. Именно поэтому в школе удалось создать единый дружный коллектив, объединенный общими целями. 
    
Школа, руководимая В.Н. Сорокой-Росинским, не знала социальных различий. Там учились ребята из разных семей – рабочих, ремесленников, интеллигенции, даже аристократов. Столь же различны по происхождению были и педагоги. Учителя и ученики жили общей жизнью, жизнью школы, со всеми ее повседневными заботами, радостями и драмами, не ведая социальных различий. Это было, пожалуй, основное, что отличало школу от внешнего мира, как бы многочисленны ни были взаимосвязи. Работая в условиях антигуманной среды, В.Н. Сорока-Росинский и его сподвижники воспитывали в детях гуманизм. 
    
Опыт школы имени Достоевского, как и других воспитательных учреждений, возглавляемых видными педагогами-гуманистами 20-х годов, неповторим во всех своих деталях, ибо он слагается из бесчисленных обстоятельств, которые никогда не вернутся вновь. Но останется главное, характерное для этих коллективов – общий гуманистический настрой, преданность педагогов своему делу, преданность общечеловеческим ценностям и зреющее на этой почве понимание их воспитанниками чувства гражданственности, веры в будущее, понимание того, что оно достижимо и ради него стоит работать. 
    
Думая о том, чем важен опыт В.Н. Сороки-Росинского для новой российской школы, стоящей на пороге XXI века, хочется, прежде всего, сказать о его понимании роли культуры, значения постижения знаний для гуманистического и гражданского воспитания молодежи. С этим неразрывно связано уважение к личности ребенка или подростка, основанное на сочетании требовательности и доброты. Опыт Виктора Николаевича учит педагога умению уважать интересы ребенка, и, формируя эти интересы, быть готовым к пересмотру своей собственной педагогической позиции, если она оказывается насилием над личностью воспитанника. И, наконец, вся деятельность В.Н. Сороки-Росинского, как и его педагогические размышления, – это постоянный поиск истинно гуманистических отношений между учителями и учащимися, высокая требовательность к профессиональным и личным качествам учителя. 
    
Осмысливая путь, пройденный Виктором Николаевичем, вчитываясь в его работы, видишь главный мотив, звучавший на протяжении всей его жизни: чувство любви к Родине, к своему народу. В.Н. Сорока-Росинский всегда стремился делать то, что было нужно его стране – будь то размышления о путях развития русской национальной школы или перевоспитание трудных детей. Какие бы тяготы ни выпадали на его долю, вера в силы народа позволила ему выстоять и остаться в нашей памяти [1, c.5-15]. 
    
Причины успешности взглядов В.Н. Сорока-Росинского 
    
В последние годы значительно возрос интерес широкой педагогической общественности к имени Виктора Николаевича Сороки-Росинского. Этому способствовало появление целого ряда статей и книг, авторы которых высоко оценивают деятельность замечательного педагога и справедливо относят его к числу классиков советской педагогической науки. Он начал осуществлять трудовое воспитание, но только посредством не физического, а умственного труда. 
    
В современных условиях весьма актуальна мысль В.Н. Сороки-Росинского об объединяющей роли русской культуры для представителей многочисленных народностей России, вынужденных в силу исторических, экономических и, культурных условий жить «под одной крышей». Это вовсе не означает насильственного насаждения русской культуры, силовых методов ее внедрения. Будучи высшей этической и художественной ценностью, она может очаровывать, привлекать и пленять любого человека независимо от его национальности. 
    
Думая о том, чем важен опыт В.Н. Сороки-Росинского для новой российской школы XXI века, хочется, прежде всего, сказать о его понимании роли культуры, значения постижения знаний для гуманистического и гражданского воспитания молодежи. С этим неразрывно связано уважение к личности ребенка или подростка, основанное на сочетании требовательности и доброты. Опыт В.Н. Сороки-Росинского учит педагога умению уважать интересы ребенка, и, формируя эти интересы, быть готовым к пересмотру своей собственной педагогической позиции, если она оказывается насилием над личностью воспитанника. И, наконец, вся деятельность Виктора Николаевича, как и его педагогические размышления, – это постоянный поиск истинно гуманистических отношений между учителями и учащимися, высокая требовательность к профессиональным и личным качествам учителя. 
    
Осмысливая путь, пройденный В.Н. Сорокой-Росинским, вчитываясь в его работы, видишь главный мотив, звучавший на протяжении всей его жизни: чувство любви к Родине, к своему народу. Виктор Николаевич всегда стремился делать то, что было нужно его стране – будь то размышления о путях развития русской национальной школы или перевоспитание трудных детей. Какие бы тяготы ни выпадали на его долю, вера в силы народа позволила ему выстоять и остаться в нашей памяти.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Деятельность В.Н.  Сорока-Росинского в «Школе-коммуне им.Ф.М. Достоевского»

Виктор Николаевич Сорока-Росинский теоретически обосновал и апробировал в практике оригинальную систему воспитания трудных подростков-сирот на основе развития их творческих способностей.

Своих воспитанников  В.Н. Сорока-Росинский относил к «супранормному-эндогенному типу», т.е. к одарённым натурам, но с отклонениями от нормы в результате специфического развития и особого душевного и психического склада. Для таких детей он предлагал создавать учебно-воспитательные учреждения, осуществляющие гармоничное воспитание и специальную коррекцию психики подростков.

Главным в воспитательно-учебном процессе В.Н. Сорока-Росинский считал фундаментальную образовательную подготовку и самостоятельную творческую деятельность воспитанников, способную «дать надлежащий выход той буйной беспокойной энергии, которой полны эти дети». Широко использовал метод длительных игр: инсценировки, постановки; журналистское творчество; соревнования.

К основным стадиям  формирования коллектива относил: сборище; стадность; организованный самодеятельный коллектив, стремящийся в совместной деятельности осуществлять общие цели.

Анализируя проблему наказания в воспитании, педагог  пришёл к выводу о необходимости  постепенного перехода от стадии развития коллектива, на которой преобладали  принудительные меры воспитания, через  формирование коллективной ответственности  и выборности к высшей стадии –  самодеятельности и самоорганизации  воспитанников.

Самовоспитанию В.Н. Сорока-Росинский всегда придавал большое значение. Ставил вопрос о создании специальной науки – автогогики, помогающей каждому человеку развивать свою индивидуальность.

К работе в ШКИД стремился  привлечь творчески работающих педагогов. Одним из первых стал изучать психологию педагогов и предложил своеобразную типологию «пород» учителей: теоретики, реалисты, утилитаристы, интуитивисты .

Исследовал проблемы создания русской школы как национального  феномена. Основными путями формирования национальной культуры и национального  самосознания считал семейное воспитание, опирающееся на религию, труд, народные традиции, песенное и сказочное творчество, родительский авторитет. Главная нравственная идея – народность воспитания, подготовка человека к самоотверженному служению высшим ценностям – Родине, благо  народа. По мысли Сорока-Росинского, «воспитание превращается в долг каждого – и для воспитывающего и для воспитываемого, в нравственную обязанность перед народом, Родиной и Богом». 
 
 
 

Информация о работе Авторская школа Виктора Николаевича Сороки-Расинского