Тема блудного сына в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:24, курсовая работа

Краткое описание

Прозе А.С.Пушкина свойственны широта охвата явлений и разнообразие характеров. Как художник-прозаик Пушкин выступил изданием в конце октября 1831 года "Повестей покойного Ивана Петровича Белкина". Драгоценное благоприобретение Болдинской осени, "Повести Белкина" представляют собой первое завершенное произведение пушкинской прозы.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………...3
Глава I …………………………………………………………………......5
Глава II………………………………………………………………….….8
Заключение……………………………………………………………..…20
Список использованной литературы…………………………………..21

Файлы: 1 файл

курсовая х2.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

                                           МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«ВОЛГОГРАДСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    (ГОУ ВПО «ВГСПУ») 
 
 
 
 

Филологический  факультет

Кафедра литературы 
 
 
 
 
 
 
 

Тема  блудного сына

в повести А.С. Пушкина  «Станционный смотритель» 
 

Курсовая  работа 
 
 
 

«Допущена к защите» Исполнитель:

Горина Е.В. (гр. 3 Б)

_______________________________________

  Научный руководитель:

Гольденберг А.Х.,

доктор филологических наук, профессор 

 
 
 
 
 
 
 
 

Волгоград – 2011

 

Оглавление

 

Введение  …………………………………………………………………...3                                                                                               

Глава I …………………………………………………………………......5

Глава II………………………………………………………………….….8

Заключение……………………………………………………………..…20

Список  использованной литературы…………………………………..21

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

 

     Прозе А.С.Пушкина свойственны широта охвата явлений и разнообразие характеров. Как художник-прозаик Пушкин выступил изданием в конце октября 1831 года "Повестей покойного Ивана Петровича Белкина". Драгоценное благоприобретение Болдинской осени, "Повести Белкина" представляют собой первое завершенное произведение пушкинской прозы.

     Оригинальность и своеобразие "Повестей Белкина" заключаются в том, что Пушкин выявил в них простое и безыскусственное на первый взгляд отношение к жизни. Реалистический метод Пушкина-прозаика складывался в условиях, требовавших подчеркнутого противопоставления его повестей сентиментальной и романтической традиции, занимавшей господствующее положение в прозе этого периода. Сказалось это и в стремлении Пушкина изобразить жизнь такой, какой он ее находил в действительности, объективно отразить типические ее стороны, воссоздать образы рядовых людей своего времени. Обращение к жизни поместного дворянства средней руки ("Метель", "Барышня-крестьянка"), армейской среды ("Выстрел"), внимание к судьбе "мученика четырнадцатого класса" ("Станционный смотритель"), наконец, к быту мелких московских ремесленников ("Гробовщик") наглядно свидетельствует об этой устремленности "Повестей Белкина". Воссоздавая жизнь своих ничем не примечательных героев, Пушкин не приукрашивает ее и не скрывает тех ее сторон, которые представлялись подлежащими преодолению. В качестве орудия критики действительности поэт избирает иронию.

     Об  этих повестях Пушкина, занимающих заметное место в русской классической литературе, написано столько, что сама история их восприятия достойна самостоятельных  исследований. В кругу литературоведов авторитетны классическая монография В.В. Виноградова о Пушкине, где много говориться о «белкинских» повестях, работы об этом цикле Н.Я. Берковского, С.Г. Бочарова (статья «Белкин и Пушкин»); существует монография Н.Н. Петруниной, в которой немало внимания уделено пушкинской прозе 1830 года.

     Об  исполнении «закона Господнего», то есть о праведной жизни и отступлениях от нее, - повесть «Станционный смотритель», теснейшим образом cвязана с притчей о блудном сыне.

     Притча  о блудном сыне едва ли не самая популярная из всех Евангельских притч. К её сюжету обращались прославленные художники всех столетий, отголоски этой притчи слышатся и в литературе. Тема сбившегося с пути и покаявшегося затем человека актуальна в любое время и для любого возраста.

     Цель  данной курсовой работы - понять смысл  притчи о блудном сыне, проследить, как она отразилась в одной из повестей цикла «Станционный смотритель».

     Отсюда вытекают следующие задачи курсовой работы:

- проследить идейное содержание притчи о блудном сыне;

-  проанализировать структуру повести «Станционный смотритель»;

- выявить специфику образов, составляющих тему блудного сына в повести;

- определить особенности повествования темы о блудном сыне в первую встречу рассказчика с персонажами повести;

- проследить особенность переосмысления данной темы А.С. Пушкиным;

- отследить  пародийный прием как средство  раскрытия неразрешимого конфликта между героями повести.

Объект  исследования – своеобразие прозы А.С.Пушкина.

Предмет исследования – система образов составляющих тему о блудном сыне в "Станционном смотрителе».

Методологической  основой работы послужили труды известных отечественных ученых: М.М. Бахтина, В.В. Виноградова, С.Г. Бочарова, Д.Д. Благого, В.Е. Хализева, С.В. Шешунова, Н. Я. Берковского и др.

Методы  исследования: историко-литературный и структурно-семантический.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 
 
 
 

Глава 1. Притча о блудном сыне

 

    Притча  – иносказательный рассказ, в котором обычно нет художественно развернутых картин и характеров, а есть некие абстрактные герои и события, воплощающие в себе определенные идеи, поэтому мы и не встречаем там собственных имен, портретов, пейзажей и т.п. Возник этот жанр на Востоке, в древности, где любили говорить иносказаниями. Притча – маленькая нравоучительная история вроде басни, но без морали, без прямого поучения. Мораль каждый должен извлечь из нее сам. Притча – лаконичный и емкий жанр, в нем нет ни одного случайного слова. Слово «сын» в ее названии подсказывает нам, что драма, о которой она будет повествовать, коснется не только сына, но и его отца, семьи, иначе незачем было бы называть молодого человека сыном, можно было обойтись словами «человек» или «грешник».

    Итак, раз в названии звучит слово «сын», следовательно, в притче важна идея родства, с которой связан каждый человек на земле: ведь все мы - чьи-то дети... Задумаемся, какую роль в нашей жизни играют родители. Чему они стремятся научить детей? Почему отношения детей и родителей часто складываются непросто?

    Родители  дают жизнь детям, воспитывают их, стараются научить добру, любви, честности, хотят, чтобы они стали настоящими людьми, но отношения детей и родителей часто складываются непросто из-за разницы взглядов на жизнь. Отсюда нередки конфликты и что бы понять правоту родительского слова, дети должны пройти нелегкий путь ошибок.

    В евангельской притче блудный сын  воплощает в себе образы грешника и греха, его возвращение ассоциируется  с покаянием, а отец олицетворяет собой всепрощающего Бога. Образы этой притчи содержат распространенное в Библии уподобление отношений Господа и человека отношениям отца и сына. Мы видим, как обычный житейский сюжет наполнился глубоким нравственным и философским смыслом.

    Притча  о блудном сыне послужила основой  для создания многих произведений живописи. Сюжет этой притчи запечатлён на полотнах таких художников, как Дюрер, Босх, Мурильо, П. Батони, де Шаванн, Г. Доре и  других. На мой взгляд, наиболее глубоко  она отражена на картине Рембрандта «Возвращение блудного сына». Этот художник запечатлел момент встречи отца с сыном. В объятиях отца раскаявшийся сын находит прощение и утешение, заботу и сострадание. Невольные свидетели этой встречи застыли, потрясённые увиденным. Они смотрят и не понимают, что на их глазах происходит чудо.  Сюжет притчи о блудном сыне издавна привлекал внимание не только живописцев, но и мастеров слова. В русской литературе эта притча получила распространение ещё в XVII веке. Ярким примером тому служит «Повесть о Горе-Злочастии». Основу сюжета повести составляет трагическая история жизни Молодца, отвергнувшего родительские наставления и пожелавшего жить по своей воле, «как ему любо». Герой повести проходит тот же путь, что и блудный сын. Только путь покаяния у него иной – он уходит в монастырь, а не возвращается к отцу. Писатели и поэты XX века тоже не раз обращались к притче о блудном сыне. В стихотворении В. Брюсова «Блудный сын» лирический герой сожалеет о покинутом доме, в который ему хочется вернуться. Поэт чувствует себя блудным сыном по отношению к родному дому. Но в этом произведении нет образов Бога и отца. Поэма Н. Гумилёва «Блудный сын» - поэтическое переложение Евангельского сюжета. Здесь есть и образ отца, и образ Господа. У А. И. Бунина в стихотворении «И цветы, и шмели…» встреча блудного сына с Господом происходит в момент смерти, перехода человека в другой мир. Человек кается в содеянных грехах, а Господь его прощает. Бунину удалось постичь высший смысл Евангельской притчи, согласно которому блудный сын – всё человечество, а отец – Господь. Ярким примером использования сюжета притчи о блудном сыне является и рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма». Настя, дочка умершей Катерины Петровны, слишком поздно осознала свою вину перед мамой. В конце повествования она плачет, но простить её некому, слёзы не приносят облегчения, никто не может снять с её души тяжёлый груз вины. Вся мировая культура: музыка, живопись, литература – проникнуты Евангельской мудростью. Без знания Евангельских заповедей, сюжетов, притч невозможно приобщиться к великой культуре. Притча о блудном сыне несёт идею покаяния и прощения. Никогда не поздно понять свои ошибки, покаяться в грехах, вернуться на путь истинный и получить прощение. Тема блудного сына актуальна и сегодня. Она будет актуальна и важна всегда. Потому что в любую эпоху человек проходит путь сомнений, ошибок, отступничества и возвращения. И спасение человека от всех бед и напастей, что выпадают на его долю, в умении критично отнестись к самому себе, оценить свои ошибки, покаяться в грехах и обрести веру в спасение.

    Итак, Притча несет идею покаяния и прощения. Никогда не поздно признать свои ошибки, покаяться в грехах, вернуться на путь истинный и получить прощение.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава II

 

     Повесть «Станционный смотритель» явно выделяется из всех пяти «Повестей Белкина» прежде всего из-за своего трагического звучания, обусловленного фигурой главного героя – Самсона Вырина. Основное сюжетное происшествие повести и ее герой принципиально отличаются от сюжетно-образной структуры «Выстрела», «Метели» и «Гробовщика». Вырину свойственны более развитые, нежели у героев предыдущих повестей, формы самосознания и самовыражения. Если Сильвио, Владимир, Марья Гавриловна, Бурмин пытались «инсценировать» стереотипные шаблоны сентименталистской и романтической литературы, то Самсону Вырину это не свойственно, так как следование литературным клише в тексте повести передано фигуре персонифицированного рассказчика – титулярного советника А.Г.Н.

     Повесть начинается с длинного пролога, который структурно можно разделить на две смысловые части.

     В части первой чувствуются явные  мотивы сентименталистского дискурса, здесь присутствует жалоба рассказчика  на незаслуженную дурную славу русских  станционных смотрителей, их действительно трудную жизнь: «Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда....» Тема и стиль этого отрывка по замечанию многих исследователей напоминает «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева – образец радикально - просветительской социальной критики, выдержанной в архаическом стиле и в характерном для сентиментализма жанре путешествия. Титулярный советник А.Г.Н., пытаясь подражать рассказчикам сентиментальных повестей, сочувствует «мученикам четырнадцатого класса» и оппонирует мнению П.А. Вяземского, слова из «Станции» которого вынесены эпиграфом к тексту: «Коллежский регистратор//Почтовой станции диктатор». «Какова должность сего диктатора?» - вопрошает А.Г.Н. – «Не настоящая ли каторга?». И далее перечисляет все несправедливые нападки на бедного смотрителя: «Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе... Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага... В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам... Приезжает генерал; дрожащий смотритель отдает ему две последние тройки...Генерал едет, не сказав ему спасибо...» Рассказчик сентиментально просит вникнуть «во все это хорошенько» и тогда «вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием».

Информация о работе Тема блудного сына в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»