Писатели лауреаты нобелевской премии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 15:49, реферат

Краткое описание

Биография и творчество писателей лауреатов Нобелевской премии

Файлы: 1 файл

Писатели лауреаты нобелевской премии.docx

— 52.09 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТАМБОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ИМЕНИ Г. Р. ДЕРЖАВИНА

АКАДЕМИЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 
 

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ  И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

ПО ИСТОРИИ  ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ:

ПИСАТЕЛИ  ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ 
 
 
 

Выполнила студентка 5 курса о/о 

Специальности «Педагогика и МНО»

Павловская  Е. А.

Проверила:

Первова Г.М. 
 

ТАМБОВ 2010

ВВЕДЕНИЕ

 В  1895 году Нобель огласил своё  Завещание, согласно которому  весь его капитал (а это около  10 млн. долларов) составил особый  фонд, проценты с которого ежегодно  присуждались в виде премий  за научные открытия. Сначала  именных премий было 4: в области  математики, физики, химии и медицины. Позже Нобель добавил литературную  премию – за создание произведений, наиболее полно отражающих «стремление  к идеалу». Итого премий стало  5. Но вскоре математика – «царица  наук» - была лишена премии.

     Премии Нобеля вручаются в  Стокгольме – столице Швеции, размер премии – 1 миллион долларов. Лауреаты получают памятный диплом  и золотую медаль. На медалях  с одной стороны изображен  профиль Альфреда Нобеля, а на  другой – фигуры, символизирующие  различные области знания. Так,  на медали, вручаемой лауреатам  по литературе, изображена муза  поэзии Эрато. Решение о награждении  выносит Шведская Академия. Согласно  официальному списку Нобелевскими  премиями награждены 17 россиян. Литературной  премией Нобеля отмечены 5 граждан  России: Иван Бунин (1933), Борис  Пастернак (1958), Михаил Шолохов  (1965), Александр Солженицын (1970), Иосиф  Бродский (1987). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  БУНИН ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ

  (10 октября 1870 г. – 8 ноября 1953 г.)

Лауреат Нобелевской премии по литературе за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы, 1933 г.

    Родился 10 октября 1870 г. в Воронеже в старинной, обедневшей дворянской семье. Когда Бунину едва минуло три года, семья была вынуждена переехать из Воронежа в Елецкий уезд, в наследственное поместье на хуторе Бутырки, где и прошло детство писателя, полное, по его словам, «поэзии печальной и своеобразной».  
   В 1881 Бунин поступил в первый класс Елецкой гимназии. Отчислен в 1886 за неявку с каникул. Дальнейшая судьба во многом отмечена двумя важными обстоятельствами: будучи дворянином, он не получил даже гимназического образования, а после ухода из-под родительского крова никогда не имел собственного дома и провел всю жизнь в отелях, чужих домах и съемных квартирах. Первые стихи начал писать 7–8 лет, подражая Пушкину и Лермонтову. 
   1890-е–1900-е – время напряженной работы и бурного роста популярности Бунина. Выходят книга «На край света» и другие рассказы (1897) и стихотворный сборник «Под открытым небом» (1898). Самостоятельно выучив английский язык, Бунин переводит и издает в 1896 поэму американского писателя
Г.Лонгфелло «Песнь о Гайавате». Эта работа сразу была оценена как одна из лучших в русской переводческой традиции, и за нее в 1903 Российская академия наук присуждает Бунину Пушкинскую премию. А уже в 1902–1909 издательство «Знание» выпускает его первое собрание сочинений в 5 томах. В ноябре 1906 Бунин знакомится с В.Н.Муромцевой (1881–1961), ставшей его женой, самым близким человеком, а после смерти мужа – его биографом, издателем и комментатором.

   Весной 1907 Бунин с супругой отправляются  в первое «заветное странствие»  – в Египет, Сирию, Палестину,  стремясь найти «освобождение  от времени, от земного тления... в этих погибших царствах Востока и Юга, в области мертвых, забытых стран, их руин и некрополей». (Записи 1907). Впечатления от путешествий разных лет сложились в книгу «Тень птицы» (Париж, 1931).  К этому времени в сознании читателей и критиков Бунин – один из первых писателей России. В 1909 ему присуждается вторая Пушкинская премия и его избирают почетным академиком Российской академии наук.

    Хотя его популярность у массового  читателя начала XX в. никак не  могла соперничать со славой  или М.Горького, в первой половине 1910-х Бунин среди литературной  элиты завоевывает репутацию  едва ли не ведущего современного  прозаика: в 1910 выходит повесть  «Деревня», в 1912 – сборник «Суходол: повести и рассказы» 1911–1912, в  1913 – книга «Иоанн Рыдалец:  Рассказы и стихи» 1912–1913, в 1916 –« Господин из Сан-Франциско:  Произведения» 1915–1916. Эти книги  – безусловные шедевры дореволюционной  прозы Бунина. И уже в 1915 издательство  А.Ф.Маркса выпустило второе собрание  сочинений писателя – в 6 томах.  
   Томительная боль разлуки с Родиной и упрямое нежелание смириться с неизбежностью этой разлуки парадоксальным образом приводят к расцвету творчества Бунина периода эмиграции. Его мастерство достигает предельной филигранности. Почти все произведения этих лет – о былой России. Вместо вязкого ностальгического елея и «ресторанных» стонов о «Москве златоглавой» со «звонами колоколов» – иное ощущение мира. В нем трагичности бытия человека и его обреченности может противостать лишь неуничтожимый опыт личной памяти, русских образов и русского языка. В эмиграции Буниным написано десять новых книг прозы, в том числе «Роза Иерихона» (1924), «Солнечный удар» (1927), «Божье древо» (1931), повесть» Митина любовь» (1925). В 1943 (полное издание – 1946) писатель издает вершинную книгу своей малой прозы, сборник рассказов «Темные аллеи». «Все рассказы этой книги только о любви, о ее „темных" и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях», – сказал Бунин в одном из писем. 
   В 1933 Бунин стал первым русским лауреатом Нобелевской премии по литературе – «за правдивый артистический талант, с которым он воссоздал в прозе типичный русский характер». Среди номинантов на премию того года фигурировали также М.Горький и
Д.Мережковский. Во многом чашу весов в пользу Бунина склонило появление к тому времени в печати первых 4 книг «Жизни Арсеньева». 
    Умер Бунин 8 ноября 1953 в Париже и похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. 
  Классик русской литературы И.А.Бунин вошел в историю, по точной характеристике Вл.Ходасевича, уникальным «архаистом-новатором». Бунин сочленил высокую традицию русского слова с тончайшей передачей опыта трагически изломанной, приобщившейся к иррациональному, но взыскующей цельности человеческой личности XX века. И опыт этот не разлагал язык классики, а подчинялся ему и поверялся им.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПАСТЕРНАК БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ

29 января 1890 г. –  30 мая 1960 г.

Лауреат Нобелевской премии по литературе  за значительные достижения в современной  лирической поэзии, а также за продолжение  традиций великого русского эпического романа, 1958 г.

   Будущий поэт родился в Москве в интеллигентной еврейской семье. Родители Пастернака, отец — художник, академик Петербургской Академии художеств Леонид Осипович (Исаак Иосифович) Пастернак и мать — пианистка Розалия Исидоровна Пастернак (урождённая Райца Срулевна Кауфман, 1868—1939), переехали в Москву из Одессы в 1889 году, за год до его рождения. Кроме старшего, Бориса, в семье Пастернаков родились Александр (1893—1982), Жозефина (1900—1993) и Лидия (1902—1989). 
   Семья Пастернаков поддерживала дружбу с известными художниками (И. И. Левитаном, М. В. Нестеровым, В. Д. Поленовым, С. Ивановым, Н. Н. Ге), в доме бывали музыканты и писатели, в том числе Лев Толстой. В 1900 году Райнер Рильке познакомился с семьёй Пастернаков во время второго визита в Москву. В 13 лет, под влиянием композитора А. Н. Скрябина, Пастернак увлекся музыкой, которой занимался в течение шести лет (сохранились две написанные им сонаты для фортепиано). 
   В 1903 году при падении с лошади сломал ногу и из-за неправильного срастания (лёгкая хромота, которую Пастернак скрывал, осталась на всю жизнь) был освобождён от воинской повинности. В дальнейшем поэт уделял особое внимание этому эпизоду как пробудившему его творческие силы (он произошёл 6 августа, в день Преображения — ср. позднейшее стихотворение «Август»). В 1905 году попал под казачьи нагайки — эпизод, вошедший в книги Пастернака. 
   В 1900 году Пастернак не был принят в пятую гимназию (ныне московская школа № 91) из-за процентной нормы, но по предложению директора на следующий 1901 год поступил сразу во вторoй класс. С 1906 по 1908 год в пятой гимназии на два класса младше, чем Пастернак, в одном классе с братом Пастернака Шурой учился Владимир Маяковский. Пастернак окончил гимназию с золотой медалью и всеми высшими баллами, кроме закона Божьего, от которого был освобождён. После ряда колебаний отказался от карьеры профессионального музыканта и композитора. В 1908 году поступил на юридическое отделение историко-филологического факультета Московского университета (впоследствии перевелся на философское).

  Первые стихи Пастернака были опубликованы в 1913 году (коллективный сборник группы «Лирика»), первая книга — «Близнец в тучах» — в конце того же года (на обложке 1914), воспринималась самим Пастернаком как незрелая. В 1928 половина стихотворений «Близнеца в тучах» и три стихотворения из сборника группы «Лирика» были объединены Пастернаком в цикл «Начальная пора» и сильно переработаны (некоторые фактически переписаны полностью); остальные ранние опыты при жизни Пастернака не переиздавались. Тем не менее, именно после «Близнеца в тучах» Пастернак стал осознавать себя профессиональным литератором. 
   В 1916 году вышел сборник «Поверх барьеров». Опасаясь возможного призыва в армию, зиму 1916 годa Пастернак провёл на Урале, под городом Александровском Пермской губернии, приняв приглашение поработать в конторе управляющего Всеволодо-Вильвенскими химическими заводами Б. И. Збарского помощником по деловой переписке и торгово-финансовой отчётности. Широко распространено мнение, что прообразом города Юрятина из «Доктора Живаго» является город Пермь, расположенный неподалеку от поселка Всеволодово-Вильве. 
   Родители Пастернака и его сёстры в 1921 году покидают советскую Россию по личному ходатайству А. В. Луначарского и обосновываются в Берлине. Начинается активная переписка Пастернака с ними и русскими эмиграционными кругами вообще, в частности, с Мариной Цветаевой, а через неё — с Р.-М. Рильке. В 1922 гoду Пастернак женится на художнице Евгении Лурье, с которой проводит в гостях у родителей в Берлине вторую половину года и всю зиму 1922-23 гoдoв. В том же 1922 году выходит программная книга поэта «Сестра моя — жизнь», большинство стихотворений которой были написаны ещё летом 1917 года. В следующем 1923 году в семье Пастернаков рождается сын Евгений. 
   В 20-е годы созданы также сборник «Темы и вариации» (1923), роман в стихах «Спекторский» (1925), цикл «Высокая болезнь», поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт».

   В 1928 году Пастернак обращается к прозе. К 1930-му году он заканчивает автобиографические заметки «Охранная грамота», где излагаются его принципиальные взгляды на искусство и творчество. 
На конец 20-х — начало 30-х годов приходится короткий период официального советского признания творчества Пастернака. Он принимает активное участие в деятельности Союза писателей СССР и в 1934 году выступает с речью на его первом съезде, на котором Н. И. Бухарин призывал официально назвать Пастернака лучшим поэтом Советского Союза. Его большой однотомник с 1933 по 1936 год ежегодно переиздаётся. 
Познакомившись с Зинаидой Николаевной Нейгауз (в девичестве Еремеевой, 1897—1966), в то время женой пианиста Г. Г. Нейгауза, вместе с ней в 1931 году Пастернак предпринимает поездку в Грузию, где знакомится с поэтами Т. Табидзе, П. Яшвили. Прервав первый брак, в 1932 году Пастернак женится на З. Н. Нейгауз. В том же году выходит его книга «Второе рождение» — попытка Пастернака влиться в дух того времени. В 1938 гoду во втором браке у Пастернака рождается сын Леонид. 
   В 1935 году Пастернак участвует в работе проходящего в Париже Международного конгресса писателей в защиту мира, где с ним случается нервный срыв (последняя его поездка за границу). В январе 1936 гoдa Пастернак публикует два стихотворения, обращенные со словами восхищения к И. В. Сталину, однако уже к середине 1936 гoдa отношение властей к нему меняется — его упрекают не только в «отрешённости от жизни», но и в «мировоззрении, не соответствующем эпохе», и безоговорочно требуют тематической и идейной перестройки. Это приводит к первой длительной полосе отчуждения Пастернака от официальной литературы. По мере ослабевающего интереса к советской власти, стихи Пастернака приобретают более личный и трагический оттенок. К концу 30-х он обращается к прозе и переводам, которые в 40-х годах становятся основным источником его заработка. В тот период Пастернаком создаются ставшие классическими переводы многих трагедий
Шекспирa, «Фауста» Гёте, «Марии Стюарт» Ф. Шиллера. 
   В 1935 году Пастернак заступился за мужа и сына Ахматовой, которые были освобождены из тюрьмы после писем Сталину Пастернака и Ахматовой. В 1937 году проявляет огромное гражданское мужество — отказывается подписать письмо с одобрением расстрела Тухачевского и других, демонстративно посещает дом репрессированного Пильняка. 1942—1943 провёл в эвакуации в
Чистополе. Помогал денежно многом людям, в том числе дочери Марины Цветаевой. 
   В 1952 году у Пастернака произошёл первый инфаркт, описанный в стихотворении «В больнице», полном глубокого религиозного чувства: 
«О Господи, как совершенны дела Твои, — думал больной» 
   С 1946 по 1950 годы Пастернак ежегодно выдвигался на соискание Нобелевской премии по литературе. В 1958 году его кандидатура была предложена прошлогодним лауреатом Альбером Камю, и Пастернак стал вторым писателем из России (после И. A. Бунина), удостоенным этой награды. 
   Несмотря на то, что премия была присуждена Пастернаку «За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа», усилиями официальных советских властей она должна была надолго запомниться только как прочно связанная с романом «Доктор Живаго», антисоветская сущность которого постоянно выявлялась в то время агитаторами, литературными критиками, лекторами общества «Знание». На Пастернака было оказано и личное давление, которое, в конечном счёте, принудило его отказаться от премии. В телеграмме, посланной в адрес Шведской академии, Пастернак писал : «В силу того значения, которое получила присуждённая мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от неё отказаться. Не сочтите за оскорбление мой добровольный отказ». 
Несмотря на исключение из Союза Писателей СССР, Пастернак продолжает оставаться членом Литфонда, получать гонорары, публиковаться. Из-за опубликованного на Западе стихотворения «Нобелевская премия» он был вызван к Генеральному прокурору СССР Р. А. Руденко в феврале 1959 года, где ему было предъявлено обвинение по статье 64 «Измена Родине», однако никаких последствий для него это событие не имело, возможно потому, что стихотворение было опубликовано без его разрешения. 
   Летом 1959 гoдa Пастернак начинает работу над оставшейся незавершённой пьесой «Слепая красавица», но обнаруженная вскоре болезнь (рак лёгких) в последние месяцы жизни приковывает его к постели. 
Дмитрий Быков, биограф Пастернака, считает, что болезнь развилась на нервной почве во время травли и возлагает на власти ответственность за смерть Бориса Леонидовича. 
Пастернак умер от рака желудка 30 мая 1960 в
Переделкине. Сотни людей (среди них Н. Коржавин, Б. Ш. Окуджава, А. A. Вознесенский) пришли 2 июня 1960 года на его похороны, несмотря на опалу поэта. 
 
 
 
 
 
 

ШОЛОХОВ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ

11мая  1905 г. – 21 февраля  1984 г.

Лауреат Нобелевской премии по литературе  за роман «Тихий Дон» , 1965 г.

   Отец — Александр Михайлович  Шолохов— выходец из Рязанской  губернии, сеял хлеб на арендованной  казачьей земле, был приказчиком,  управляющим паровой мельницы. Мать  — Анастасия Даниловна Черникова   — дочь крепостного крестьянина,  пришедшего на Дон с Черниговщины. Михаил Шолохов родился на  хуторе Кружилин казачьей станицы  Вёшенская в Ростовской области. 
   В связи с началом Первой мировой, а затем и Гражданской войны, получил лишь четыре класса образования. В 15 лет записался добровольцем в ряды Красной Армии. В 1922 году, когда большевики окончательно взяли власть в свои руки, Шолохов приехал в Москву. Здесь он принял участие в работе литературной группы «Молодая гвардия», одним из организаторов которой был С.А. Малахов, а чтобы прокормиться работал грузчиком, разнорабочим, каменщиком. В 1923 году в газете «Юношеская правда» были напечатаны его первые фельетоны, а в 1924 году, в той же газете, его первый рассказ. Чувствуя нехватку образования, пытается поступить в
вуз, однако в связи с отсутствием должного для поступления трудового стажа, поступить не удается. Летом 1924 года Шолохов вернулся в родную станицу. К тому времени он женился и стал жить в семье своего тестя, редактора областной газеты. Там с 1926 по 1938 годы у него родились старшая дочь Светлана, старший сын Александр, сын Михаил и дочь Мария. 
      Российскую и мировую известность Шолохову принёс роман «Тихий Дон» (тт. 1-3, 1927—1928, т. 4 опубликован в 1940 г.) о донском казачестве в Первой мировой и Гражданской войнах; это произведение, объединяющее несколько сюжетных линий, называют эпопеей. Несмотря на вполне коммунистическую авторскую позицию, высказанную в романе, значительное место в романе занимает белое казачество, а главный герой — Григорий Мелехов — в конце повествования не «приходит к красным», что вызвало нарекания коммунистической критики. Однако после поддержки Сталина роман перестал преследоваться и стал советской классикой. Во время Второй мировой войны «Тихий Дон» был переведён на европейские языки и приобрёл популярность на Западе, а после войны переведён на восточные языки и нашёл широкого читателя также и на востоке, в том числе в Японии. 
   Роман «Поднятая целина» (Т. 1 1932 и Т. 2 1959) посвящён коллективизации на Дону и движению коммунистов-"25-тысячников". Здесь также высказанная авторская позиция соответствует официальной (приводятся даже цитаты из статей Сталина); однако образы главных персонажей (коммунистов и кулаков) и картины коллективизации далеко не столь однозначны. Второй том «Поднятой целины» Шолохову не давался, писал он его почти тридцать лет; среди специалистов и простых читателей бытует мнение, что он заметно слабее первого, композиционно растянут. 
     Впоследствии Шолохов опубликовал несколько отрывков из так и не дописанного романа «Они сражались за Родину» (1942—1944, 1949, 1969), повесть «Судьба человека» (1956); в последнем впервые поднята тема военнопленных в Великой Отечественной войне. В 1941—1945 гг., работая военным корреспондентом, опубликовал несколько очерков («На Дону», «На юге», «Казаки» и др.) и рассказ «Наука ненависти» (1942), а в первые послевоенные годы — несколько публицистических текстов, выдержанных в ключе официальной советской идеологии («Слово о Родине», «Борьба продолжается» (1948), «Свет и мрак» (1949), «Не уйти палачам от суда народов!» (1950) и др.). 
   В 1965 году получил Нобелевскую премию по литературе. Шолохов — единственный советский писатель, получивший Нобелевскую премию с согласия властей СССР. 
   В 1966 году выступил на XXIII съезде КПСС и высказался о деле Синявского и Даниэля: Это высказывание сделало фигуру Шолохова одиозной для значительной части интеллигенции в СССР и на Западе 
До конца дней жил в своём доме в Вёшенской (ныне музей). Сталинскую премию передал в фонд обороны, Нобелевскую — на постройку школы в Вёшенской. Увлекался охотой и рыбной ловлей. С 1960-х годов фактически отошёл от литературы. Умер от рака горла, вызванного курением 
   Проблема авторства текстов, опубликованных под именем Шолохова, поднималась ещё в 1920-е годы, когда был впервые издан «Тихий Дон». Основной причиной сомнений в авторстве Шолохова (как тогда, так и в более позднее время) стал необычайно молодой возраст автора, создавшего, причём в весьма сжатые сроки, столь грандиозное произведение, и особенно обстоятельства его биографии: роман демонстрирует хорошее знакомство с жизнью донского казачества, знание многих местностей на Дону, событий Первой мировой и Гражданской войны, происходивших, когда Шолохов был ребёнком и подростком. Другой аргумент — крайне низкий, по мнениям некоторых критиков, художественный уровень шолоховских «Донских рассказов», якобы непосредственно предшествовавших гениальному роману. 
   Основным аргументом сторонников единоличного авторства Шолохова до 1999 года считался черновой автограф значительной части текста «Тихого Дона» (более тысячи страниц), обнаруженный в 1987 году и хранящийся в Институте мировой литературы РАН. Сторонники авторства Шолохова всегда утверждали, что эта рукопись свидетельствует о тщательной авторской работе над романом, а неизвестная ранее история текста объясняет отмеченные их оппонентами ошибки и противоречия в романе. Кроме того, в 1970-е годы норвежский славист и математик Гейр Хьетсо провёл компьютерный анализ бесспорных текстов Шолохова, с одной стороны, и «Тихого Дона», с другой, и пришёл к выводу об авторстве Шолохова. В 1999 году после многолетних поисков Институту мировой литературы им. А. М. Горького РАН удалось разыскать считавшиеся утерянными рукописи 1-й и 2-й книг «Тихого Дона».
 

Информация о работе Писатели лауреаты нобелевской премии