Гражданское и патриотическое воспитание младших школьников на уроках «Мая Радзiма Беларусь»

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 01:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - раскрыть сущность, содержание и особенности гражданского и патриотического воспитания младших школьников.
Для реализации поставленной цели исследования решается ряд конкретных задач:
-определить значение и основы гражданско-патриотического воспитания личности;
-рассмотреть формирование гражданственности младших школьников как интегративного качества личности;
- рассмотреть методику гражданско-патриотического воспитания в начальной школе;
- ознакомиться с организацией воспитательной работы по формированию гражданско-патриотической культуры личности в Республике Беларусь;
- выявить особенности гражданско-патриотического воспитания младших школьников;
- проанализировать формы гражданско-патриотического воспитания младших школьников
-использовать наиболее эффективные формы гражданского и патриотического воспитания младших школьников на уроках «Мая Радзiма Беларусь».

Оглавление

Введение 3
Глава I 6
1.1. Значение и основы гражданско-патриотического воспитания личности 6
1.2. Формирование гражданственности младших школьников как интегративного качества личности 13
1.3. Методика гражданско-патриотического воспитания в начальной школе 19
Выводы по первой главе 22
Глава II 23
2.1.Организация воспитательной работы по формированию гражданско-патриотической культуры личности в Республике Беларусь 23
2.2. Особенности гражданско-патриотического воспитания младших школьников 29
2.3.Формы гражданско-патриотического воспитания младших школьников 32
Заключение 36
Приложение 37
Список Использованная литература 47

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА НОВАЯ 222.doc

— 349.00 Кб (Скачать)

Сценарий N 4. Гражданское  образование не ограничивается рамками школьной жизни, а способствует превращению школы в центр общественных и культурных связей, установлению партнерских взаимоотношений с учреждениями культуры, дополнительного образования, дворцами детского и юношеского творчества, клубами и комнатами школьников своего района.

Происходящий в рамках институциональной формы гражданского образования процесс самоидентификации  школ крайне важен в плане осознания школой степени ответственности перед обществом в деле воспитания граждан. Духовная сфера гражданского общества предвидит верховенство закона плюрализма в области идеологии, реальную свободу слова, печати, совести, высокий уровень политической, моральной, правовой культуры. В таком обществе обязанности гражданина стоят выше, нежели обязанности власти во главе с президентом.

Одной из ведущих форм гражданского образования является воспитательная. Это форма, которая способствует формированию общественного сознания и которая, как отмечает В.А. Караковский, должна иметь свою идеологию, базирующуюся на общечеловеческих и общественных ценностях. Успешность использования этой формы гражданского образования во многом зависит от принципов создания воспитательной системы, так как по словам Л.И. Новиковой, «воспитание успешно, если оно системно».

Одним из ведущих принципов  такой системы является принцип  народности, подразумевающий учет национальных особенностей, который осуществляется через деятельностное активное участие подрастающего поколения в общественных делах своего государства, приобщения к языку, национальным культурам, обычаям и историческим традициям народов. Подтверждением этого служат слова К.Д. Ушинского: «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью… Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа…» [43].

Вот почему особенностью воспитания гражданина Беларуси является его многонациональный характер. При этом надо иметь в виду, что одна из главных особенностей национальной культуры – ее высокая духовность.

Особую значимость в  воспитании гражданина имеет принцип  личностного подхода. Личностный подход предполагает знание не только личности школьника, но и всех отношений, воздействующих на него. Личностный подход в воспитании – это не пассивное приспособление педагога к особенностям воспитанника, а активные поиски наиболее эффективных путей воспитательного воздействия на него с учетом личностных качеств. Известно, что каждая личность уникальна и стремится к самореализации своего неповторимого внутреннего мира. Согласно А. Маслоу, каждый человек обладает мотивационным набором, который помогает ему удовлетворить потребности пяти уровней: выживание и биологические потребности; безопасность и уверенность в будущем; любовь и принадлежность к конкретной социальной группе; самооценка и самореализация. Каждый последующий уровень достигается при условии удовлетворения потребностей на предыдущем. Самореализация – основная цель личностного развития.

Большое значение в воспитании гражданина имеет развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке и регуляции в поведении, чувства собственного достоинства, самоуважения.

Подводя итог сказанному, приходим к выводу, что гражданское  образование может быть эффективным только тогда, когда деятельность всех государственных общественных институтов будет для подрастающего поколения эффективной и общественной. [33].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Методика  гражданско-патриотического   воспитания  в начальной школе.

 

Патриотическое   воспитание  подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство  и  юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У  школьников  должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину  и  свой народ, уважение к его великим свершениям  и  достойным страницам прошлого.  Воспитание  гражданина - это многогранный процесс, в его основе лежит целый комплекс задач, которые предстоит решить учителю:  воспитание  любви  и  преданности семье, родному дому, школе, деревне, стране; формирование бережного отношения к природе  и  всему живому;  воспитание  уважения к людям своей страны; развитие любознательности детей к общественной жизни, народным традициям. [48].

Известная эмоциональность  младших   школьников  диктует  педагогу  необходимость облекать знания об обществе, Родине  и  ее истории в яркую образную форму, опираться на эмоции  и  чувства детей. Все дела, проводимые в классе, наглядные, конкретные. Сухость здесь противопоказана. Если ребенок эмоционально не пережил то, о чем рассказывает учитель, или то, что он делает сам (участвует в озеленении школы, обустройстве школьной территории, украшении класса, поздравлении ветеранов, в общественно ценных акциях), то услышанное или сделанное не оставит глубокого следа в его душе. Так запланированная встреча с ветераном может оставить детей равнодушными. Но если дети заранее готовились к встрече (готовили подарки, придумывали вопросы, красочно оформляли приглашения), она надолго запомнится  и  ее захочется повторить.

 Младшие   школьники,  в силу конкретности мышления, еще не могут осознать сущности общественных явлений  и  понятий. Так, понятие Родина сужается у них до того узкого окружения, в котором они живут. Поэтому воспитание  патриотизма начинаем  с воспитания  любви к близким: маме, папе, дедушке, бабушке, сестренке; с любви к дому, в котором ребенок живет; саду, дереву, которое растет у дома; речке, в которой купается летом; близкому окружению - к тому, что рядом, что понятно, взаимодействие с которым проникнуто эмоциями  и  переживаниями: в саду растет яблонька, посаженная в честь его рождения; под этим деревом он сидел, когда играли в прятки; в лесу он собирал спелую душистую землянику; в огороде он помогал сажать  и  убирать картошку; в родном доме всегда тепло  и  уютно. Это  и  есть для малыша Родина - близкая, понятная, родная, наполненная звуками  и  запахами. Это то, что называют малой родиной - тот клочок земли, где человек родился  и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые победы  и неудачи.

Тема малой родины является очень продуктивной для  патриотического   воспитания. Уметь в малом, увидеть черты большого, в обычном - не простое, но очень важное умение человека. Ведь не случайно в критические минуты своей жизни мы вспоминаем не огромную страну, а Родину своего детства.

Учитывается  и  такая  особенность  младших   школьников, как активность. Готовность к активным действиям, к поиску новых впечатлений  и  новых друзей, открытость любому жизненному опыту, неумная энергия детей этого возраста предоставляют педагогу широкие  и  разнообразные возможности в организации  патриотического   воспитания. Дети с удовольствием участвуют в различных видах деятельности, выполняют поручения, трудятся на пользу общества. Работа в группе, общественно значимая  и  общественно оцениваемая, очень нравится детям.

Для  младших   школьников  необходимо объяснение реальных понятий добра  и  зла, обращение сознания  школьников  к высоким идеалам отечественной истории. С первых школьных дней следует формировать у детей такие важные понятия, как «Родина», «патриот», «подвиг», «воин-освободитель». Учащихся подводят к осознанию того, что патриотизм – это любовь к Родине, любовь активная, действенная, стремление своими силами укрепить ее могущество. В начальной школе определенная система мероприятий, направленная на  воспитание   гражданско-патриотических  качеств ребенка. Первые знания, которые получают воспитанники – знания о родной деревне, ее жителях, о родном районе, городе, Республике Беларусь.

Особое внимание необходимо уделять проведению первого урока в новом учебном году.

Создание условий для  воспитания   гражданско-патриотических  качеств должно происходить повседневно: на уроках  и  на внеклассных мероприятиях. Для  воспитания   гражданско-патриотического  сознания в классах необходимо использовать различные формы работы: классный час, классное собрание, информационный час, час общения, тематические  и  ролевые игры, марафон, викторины, турниры, встречи с ветеранами войны и знаменитыми людьми района, города, уроки мужества. Как итог занятий – написание мини-сочинения, отражение своих чувств в рисунке, поделке, фотографии, рассказ о боевом прошлом своих прадедов.

Во время изучения курса «Мая Радзiма Беларусь» для учеников следует организовывать экскурсии по родному городу, по району, области где они знакомятся с историей  и современностью Гомельщины, узнают откуда пошли названия деревень, района, знакомятся с традициями, которыми славится местность. В самостоятельной поисковой деятельности, в которой ученикам помогают их родители, старшие  школьники, одноклассники. Большим воспитательным потенциалом обладают уроки литературного чтения, курса «Человек  и  мир», занятия факультатива «Мое Отечество», который можно организовать. На факультативных занятиях ребят знакомить с различными аспектами жизни Республики Беларусь: о ее территориальном положении, символике, соседях, обычаях, определять в чем смысл слов «гражданин», «гражданственность», какими качествами должен обладать гражданин Республики Беларусь.

 Патриотическое   воспитание   младших   школьников  более эффективно тогда, кода оно осуществляется на основе краеведческой работы. Использование местного краеведческого материала во внешкольной воспитательной работе затрагивает близкие детям чувства, активизирует наглядно-образное мышление, познавательную деятельность, содействует более легкому  и  твердому усвоению материала, формирует их коммуникативные навыки. Участвуя в краеведческой работе и совершая свои маленькие открытия,  школьники  начинают воспринимать исторические события не как что-то далекое и нереальное, они становятся участниками боевых подвигов земляков, вместе с ними переживают горечь потерь и радость побед. Такие дети вырастут не безразличными и пассивными наблюдателями, а активными гражданами своей страны.

Большое значение имеет волонтерская работа, ученики хорошо знают свои подшефных, заботятся о них, с удовольствием слушают их рассказы, оказывают постоянную помощь ветеранам войны, поздравляют в дни праздников. Те, в свою очередь, знакомят  школьников  с конкретными, яркими фактами героизма советских воинов, с героическими поступками детей-пионеров и  школьников.

Представляют интерес  уроки мужества, проводимые в классах. О главных страницах истории своей страны дети узнают от ветеранов войны  и  труда, которые приглашаются в начальные классы. Это почетные гости в праздничные даты к различным праздникам  и датам: Дню пожилых людей, Дню Победы, Рождественским праздникам, Дню защитника Отечества. Младшие школьники хорошо понимают: им оказана большая честь – готовить важное общешкольное дело  и непосредственно участвовать в нем.

Необходимо придавать  очень важное значение проведению цикла бесед, посвященных символике страны: создания Государственного герба, флага, текста  и  музыки гимна Республики Беларусь.  И  если ребенок с детства будет бережно относится к своим национальным символам, то с большей уверенностью можно сказать, что станет патриотом своей страны.

В работе следует использовать народную тематику: народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию  и  лексику родного языка, многообразие видов декоративно-прикладного искусства, народные обряды  и  традиции, т.е. все те духовные ценности, чем богата наша великая Родина, что составляет стержень национального характера. Интересны  и  познавательны встречи со знаменитыми людьми своего края.

В течение учебного года необходимо проводить выставки детских работ, тематические праздники, создать  и ежегодно пополнять классные уголки «Наше Отечество – Беларусь».

Таким образом,  гражданско-патриотическое   воспитание   младших   школьников  характеризуется появлением ряда новых форм, причем таких, которые предполагают включение учащихся в непосредственную военно-патриотическую деятельность:  патриотические  акции и церемониалы, шефская работа, поиск материалов о подвигах родных  и  близких, героев-земляков, помощь в пополнении экспозиций школьного музея, разработка проектов детских инициатив. Важная предпосылка эффективности гражданско-патриотического   воспитания   младших   школьников  – своевременное приобщение их к традициям, родившимся в школе  и  нацеленным на подготовку патриотов [11].

 

Выводы по первой главе 

 

 Младший  школьный возраст - наиболее подходящий для  воспитания  интереса к общественным явлениям, к жизни своей страны. Важно не упустить этот момент  и  вовлечь каждого в насыщенную интересную жизнь, деятельность коллектива, направленную на проявление заботы о ближайшем, а затем  и  дальнем окружении детей. Но при этом необходимо дать каждому ребенку реальную возможность занять активную позицию в организации групповой деятельности: определении ее цели, планировании, поиске способов  и  средств ее выполнения, анализе  и  оценке результатов. Умелая организация общих дел, где дети по-настоящему могут проявить себя - хорошая школа воспитания  социальной активности, гражданственности, а в конечном итоге - патриотизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

 

2.1. Организация воспитательной работы по формированию гражданско-патриотической культуры личности в Республике Беларусь

 

Воспитание гражданственности  и патриотизма - это целенаправленная и систематическая деятельность школ, училищ, техникумов, вузов, различных молодежных организаций и мест отдыха детей и подростков по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направленно на развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Патриотизм и гражданственность  включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними [16.

В системе работы по гражданско-патриотическому  воспитанию учащихся целесообразно использовать календарь государственных праздников, праздничных дней, памятных дат. Например, основным событием текущего года является празднование годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков. Организация воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях проводится под девизом «Беларусь. История Победы!» с акцентом на мероприятия, подчеркивающие вклад белорусского народа в победу над фашизмом, его героизм и трудолюбие, миролюбивую внешнюю политику нашего государства, нацеленность белорусского общества на создание сильной и процветающей страны и воспитывающие патриотизм, гордость и ответственность за Беларусь. В общеобразовательных учреждениях запланированы и проводятся патриотические акции «Мы победили», «Мирный рассвет», «За Беларусь», акция «Мы - граждане Беларуси!» по вручению паспортов молодым гражданам, достигшим 16-летнего возраста.

Информация о работе Гражданское и патриотическое воспитание младших школьников на уроках «Мая Радзiма Беларусь»