Анатомия

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 21:09, курсовая работа

Краткое описание

Введение
Актуальность исследования: Одним из важнейших физических качеств человека является быстрота - способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени, поэтому ей должно уделяться особое внимание с первых уроков физической культуры в школе.

Оглавление

Введение
.Возрастные особенности развития детей 7-10 лет
.1 Анатомо-физиологические особенности
.2 Психолого-педагогические особенности
.Методика развития скоростных способностей у младших школьников на уроке физической культуры
.1 Средства развития быстроты
.2 Методы развития быстроты
.3 Методика развития скоростных способностей у младших школьников
.Контроль и оценка скоростных способностей младших школьников
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

куровая.docx

— 47.92 Кб (Скачать)

 

Оглавление

 

Введение

.Возрастные особенности  развития детей 7-10 лет

.1 Анатомо-физиологические  особенности

.2 Психолого-педагогические  особенности

.Методика развития скоростных  способностей у младших школьников  на уроке физической культуры

.1 Средства развития быстроты

.2 Методы развития быстроты

.3 Методика развития скоростных  способностей у младших школьников

.Контроль и оценка  скоростных способностей младших  школьников

Заключение

Список используемой литературы

 

Введение

 

Актуальность исследования: Одним из важнейших физических качеств  человека является быстрота - способность  человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий  отрезок времени, поэтому ей должно уделяться особое внимание с первых уроков физической культуры в школе.

Быстроту с давних пор  особо выделяют в ряду двигательных и непосредственно связанных  с ними качеств человека, позволяющих  совершать двигательные действия в  пределах краткого времени. К ней  относят, во первых, способность экстренно  реагировать в ситуациях, требующих  срочных двигательных реакций; во-вторых, способность обеспечивать скоротечность  организменных процессов, от которых  непосредственно зависят скоростные характеристики движений.

В возрасте 8-10 лет имеются  благоприятные возможности для  воспитания быстроты движений, особенно путем увеличения их частоты и  темпа бега. В этом возрастном диапазоне  значительное повышение максимальной скорости бега обусловлено естественным развитием быстроты движений. Происходит созревание двигательного анализатора, оформление важнейших локомоторных актов бега. Все это свидетельствует  о необходимости начинать воспитывать  быстроту уже в этом возрастном периоде.

Объект исследования: процесс  воспитания скоростных способностей младших  школьников.

Предмет исследования: методика развития скоростных способностей младших  школьников на уроке физической культуры.

Цель исследования: Изучить  особенности методики развития скоростных способностей у младших школьников.

Задачи исследования:

). Изучение научно-методической  литературы по методике воспитания  скоростных способностей у младших  школьников.

). Изучить основные возрастные  закономерности формирования скоростных  способностей у младших школьников.

). Определить средства  и методы развития быстроты  у младших школьников.

). Определить тесты для  контроля и оценки скоростных  способностей у младших школьников.

Для решения поставленных задач использовались следующие  методы исследования: теоретический  анализ и обобщение литературных источников.

 

1. Возрастные особенности  развития детей 7-10 лет

 

.1 Анатомо-физиологические  особенности

 

Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов[13] отмечают, что при организации  физического воспитания детей раннего  возраста следует помнить о физиологической  слабости их костной системы и  мышечно-связочного аппарата и строго дозировать физические нагрузки.

П.Н. Казаков[12] считает, что  при правильной методике спортивные занятия в детском возрасте оказывают  положительное влияние на формирование организма. Это влияние проявляется  двояко: морфологическими изменениями  в виде повышенного прироста антропометрических признаков и функциональными  сдвигами в виде повышения работоспособности.

Особенно заметно влияние  физических упражнений на развитие костной  системы, которая в детском возрасте ещё претерпевает глубокие изменения. Так, многие исследования говорят о  большей податливости детского позвоночника и о возможных искривлениях при  неправильных положениях, сопровождаемых длительными напряжениями. Наибольшей подвижностью обладает позвоночник  детей 8-9-летнего возраста. К началу школьного периода у детей  формируется шейный и грудной  изгибы. Поясничный изгиб полностью  формируется только к периоду  совершеннолетия.

В.П. Филин и Н.А. Фомин[9] отмечают, что в период от 8 до 11 лет  происходит окостенение эпифизарных  хрящевых дисков тел позвоночников.

С возрастом изменяется абсолютная величина мышечной массы, ее относительный  вес, а также морфологическая  структура мышц. К 7-8 годам удельный вес мышечной массы увеличивается  до 28% (у новорожденного она составляет 23-24% веса тела). Существенные изменения  претерпевает микроструктура мышц: увеличивается число миофибрилл - сократительных элементов мышечных клеток, повышаются их энергетические запасы, снижается количество воды. Так если у новорожденного в мышечном волокне содержится от 50 до 150 миофибрилл, то у 7-летнего школьника - от 1000 до 3000. Становятся более прочными связки, удлиняются сухожилия мышц.

П.Н. Казаков[12] отмечает, что  о функциональных возможностях вегетативных систем организма детей можно  судить по характеру реакции этих систем на мышечную работу. Период врабатываемости  у детей в среднем короче, чем  у взрослых, поэтому разминка в  тренировочном занятии по времени  не должна быть длительной. Это обусловливается  функциональными особенностями  центральной нервной системы  и функционально-морфологическими особенностями мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. Отмечая способность детей 9-12 лет  быстро приспосабливаться к совершаемой  работе, необходимо указать на некоторые  особенности вегетативной деятельности младших школьников. У детей за период с 8-9 до 16-18 лет частота сокращений сердца снижается на 30%, а энергетические затраты в состоянии покоя - на 40-45%. При большой физической нагрузке эти показатели у более старших  детей растут значительнее, чем у  младших.

В тесной связи с сердечно-сосудистой системой функционируют органы дыхания. Размеры и функциональные возможности  дыхательного аппарата с возрастом  увеличиваются. Окружность грудной  клетки и размеры при дыхательных  движениях прогрессивно возрастают. У мальчиков в возрасте от 7 до 12 лет окружность грудной клетки увеличивается с 59,9 до 67,8 см, жизненная  емкость легких возрастает с 1400 мл до 2200 мл.

Развитие силы дыхательных  мышц детей обеспечивает большую  глубину дыхания, создает возможность  значительного увеличения легочной вентиляции, необходимой во время  интенсивной мышечной работы. У мальчиков  сила дыхательных мышц с возрастом изменяется, однако наибольшее ее увеличение наблюдается в возрасте от 8 до 11 лет. У детей при мышечной работе потребление кислорода на 1 кг веса выше, чем у взрослых. В связи с этим уроки физической культуры, проводимые на открытом воздухе, имеют большое значение для улучшения работы органов дыхания и для всего организма в целом.

П.Н. Казаков[12] считает, что  возрастная динамика развития быстроты у младших школьников имеет свои особенности. В возрасте от 7 до 12 лет  интенсивно растет темп движений. Организм детей и подростков хорошо приспосабливается  к скоростным нагрузкам. Поэтому  возраст от 8 до 15 лет является наиболее благоприятным для развития быстроты и повышения скорости движений.

 

.2 Психолого-педагогические  особенности

 

И.В. Шаповаленко[14] считает, что в младшем школьным возрасте (7-10 лет) у ребенка возникает множество  позитивных изменений и преобразований. Это сензитивный период для формирования познавательного отношения к  миру, навыков учебной деятельности, организованности и саморегуляции.

Познавательное развитие. В процессе школьного обучения качественно  изменяются, перестраиваются все  сферы развития ребенка. Начинается эта перестройка с интенсивного развития интеллектуальной сферы. Основное направление развития мышления в  школьном возрасте - переход от конкретно-образного  к словесно-логическому и рассуждающему  мышлению. Согласно положениям Л.С. Выготского о системном характере развития высших психических функций, в младшем  школьном возрасте «системообразующей»  функцией является мышление, и это  сказывается на других психических  функциях, которые интеллектуализируются, осознаются и становятся произвольными.

И.В. Шаповаленко[14] подчеркивает, что отличие от ребенка-дошкольника  при решении задач опирающегося на стихийно сложившиеся представления  о чувственно воспринимаемых свойствах  вещей или на усвоенные в общении  со взрослыми «житейские понятия», школьнику приходится учитывать  такие свойства вещей, которые отражаются и фиксируются в форме подлинно научных понятий.

Но уровень усвоения этих понятий может существенно различаться  в зависимости от организации  обучения. Складывающееся мышление может  быть эмпирическим, абстрактно-ассоциативным, сводящимся к оперированию заранее  заданными признаками предмета (как  правило, при традиционном обучении). В системе развивающего обучения ставится задача выработки так называемого  содержательно-теоретического мышления, позволяющего ученику понять внутреннюю сущность изучаемого предмета, закономерности его функционирования и преобразования.

Интеллектуальная рефлексия (способность к осознанию содержания своих действий и их оснований) является новообразованием, знаменующим начало развития теоретического мышления у  младших школьников. Теоретическое  мышление обнаруживается в ситуации, требующей не столько применения правила, сколько его открытия, конструирования.

В процессе обучения изменяются и другие познавательные процессы - внимание, восприятие, память. На первом плане - формирование произвольности этих психических функций, что может  происходить либо стихийно, в виде стереотипно приспособления к условиям деятельности учения, либо целенаправленно, как интериоризация особых действий контроля.

И.В. Шаповаленко[14] отмечает, что с первых дней школьного обучения предъявляются чрезвычайно высокие  требования к вниманию, особенно с  точки зрения его произвольности, управляемости. Ребенок по указанию учителя должен направлять и удерживать внимание на таких предметах, которые не обладают чертами непосредственной привлекательности или необычности. Направление развития внимания в младшей школе: от концентрации внимания в условиях, созданных учителем, к самоорганизации внимания, распределению и переключению его динамики в пределах задания и всего рабочего дня.

Восприятие из процесса узнавания, различения, опирающегося на очевидные  признаки, становится деятельностью  наблюдения. Наблюдение сначала осуществляется под руководством учителя, который  ставит задачу обследования предметов  или явлений, знакомит учеников с  правилами восприятия, обращает внимание на главные и второстепенные признаки, обучает способам регистрации результатов  наблюдений (в виде записей, рисунка, схемы). Восприятие становится синтезирующим  и устанавливающим связи, преднамеренным, целенаправленным наблюдением за объектом.

Память приобретает осмысленный  характер, если опирается на приемы логической обработки материала. Важно  донести до ребенка идею необходимости  активной работы с запоминаемым материалом и его определенной организации.

И.В. Шаповаленко[14] замечает, что сторонники концепции «развивающего  обучения» критикуют традиционную систему обучения за то, что она  провоцирует выработку своеобразного  типа специфически «школьной памяти», опирающейся на заучивание формы  изложения учебного материала и  характеризующейся крайне ограниченными  возможностями его произвольного  избирательного воспроизведения. На основе теоретического мышления формируется  новый тип подлинно произвольной памяти, обеспечивающей осмысленное  усвоение сложного учебного материала.

Развитие личности в младшем  школьном возрасте. В возрасте 7-10 лет  активно развивается мотивационно-потребностная  сфера и самосознание ребенка. Одними из важнейших становятся стремление к самоутверждению и притязание на признание со стороны учителей, родителей и сверстников, в первую очередь связанное с учебной деятельностью, с ее успешностью. Учебная деятельность требует от детей ответственности и способствует ее формированию как черты личности.

И.В. Шаповаленко[14] считает, что в условиях развивающего обучения учебный познавательный интерес  становится действенным. Все большее  значение приобретает содержательная оценка способов и результатов учебной  деятельности со стороны учителя, соучеников, а к концу младшего школьного  возраста и самооценка.

В этом возрасте развивается  самопознание и личностная рефлексия, как способность самостоятельно установить границы своих возможностей («могу или не могу решить эту  задачу?», «чего мне не хватает  для ее решения?»), внутренний план действий (умение прогнозировать и планировать  достижение определенного результата), произвольность, самоконтроль. Ребенок  овладевает своим поведением. Он более  точно и дифференцированно понимает нормы поведения дома и в общественных местах, улавливает характер взаимоотношений  со взрослыми и сверстниками, начинает более сдержанно выражать свои эмоции, особенно негативные. Нормы поведения  превращаются во внутренние требования к себе, что порождает переживания  мук совести. Развиваются высшие чувства: эстетические, моральные, нравственные (чувство товарищества, сочувствия, негодования от ощущения несправедливости). Тем не менее для младшего школьника  неустойчивость нравственного облика, непостоянство переживаний и  отношений вполне характерны.

В зависимости от организации  и содержания ведущей учебной  деятельности уровень самих новообразований  младшего школьника может существенно  различаться. Уже отмечалось, что  мышление может быть теоретическим  или эмпирическим, как и рефлексия - содержательной или формальной, а  планирование - по существенным признакам  или по частичным основаниям.

Информация о работе Анатомия