Акцизы налогообложения в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 09:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ сложившейся ситуации в области акцизного налогообложения в Республике Казахстан. Реализуют соответствующую цель следующие задачи:

1. Обозначить основные положения законодательства об акцизах;

2. Выявить реального плательщика акцизов;

3. Конкретизировать действенный механизм акцизов и проблемы его совершенствования.

Файлы: 1 файл

курсовая по финансам.doc

— 205.50 Кб (Скачать)

     4. акцизы;

     5. рентный налог на экспорт;

     6. специальные платежи и налоги  недропользователей;

     7. социальный налог;

     8. налог на транспортные средства;

     9. земельный налог;

     10. налог на имущество;

     11. налог на игорный бизнес;

     12. фиксированный налог;

     13. единый земельный налог;

     2) другие обязательные платежи  в бюджет:

     1. государственная пошлина;

     2. сборы:

     3. регистрационные сборы;

     4. сбор за проезд автотранспортных  средств по территории Республики  Казахстан;

     5. сбор с аукционов;

     6. лицензионный сбор за право  занятия отдельными видами деятельности;

     7. сбор за выдачу разрешения  на использование радиочастотного  спектра телевизионным и радиовещательным  организациям; плата:

-за пользование земельными участками;

-за  пользование водными ресурсами поверхностных источников;

-за  эмиссии в окружающую среду;

-за  пользование животным миром; 

-за  лесные пользования; 

-за  использование особо охраняемых  природных территорий;

-за использование радиочастотного спектра;

-за  предоставление междугородной и (или) международной телефонной связи, а также сотовой связи;

-за  пользование судоходными водными  путями;

-за  размещение наружной (визуальной) рекламы.

     2. Суммы налогов, других обязательных  платежей в бюджет поступают  в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определенном Бюджетным кодексом Республики Казахстан и законом о республиканском бюджете.

     Налоговые системы могут представлять довольно сложные модели, поскольку существует множество налогов, их плательщиков, способов взимания налогов, налоговых льгот. Налоги можно классифицировать по разным принципам:

-От объекта обложения и взаимоотношений плательщика и государства;

-По использованию;

-От органа, взимающего налог;

-По экономическому признаку;

     1) От объекта обложения и взаимоотношений  плательщика и государства налоги подразделяются на прямые и косвенные.

     К прямым относятся налоги, которые  устанавливаются непосредственно  на доход или имущество (налог  на прибыль, на имущество, землю, подоходный).

     Прямые  налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные и личные. Реальными облагается имущество по внешним признакам, то есть при налогообложении принимается во внимание объект налога, а не эффективность его использования; к реальным прямым налогам относятся земельный, имущественный, промысловый, на денежный капитал.

     В личных налогах учитывается не только доход, но и финансовое положение  плательщика, например семейное положение; к ним относятся подоходный налог; налог с наследств и дарений, подушный и др.

     Косвенные налоги взимаются опосредственно—через цены товаров, услуг (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины). Налоговые суммы после реализации товаров и услуг передаются владельцем государству. «Критерием деления на прямые и косвенные, - пишет А. И. Кочетков, - является установление окончательного плательщика налога. Если окончательным плательщиком налога является владелец обложенной собственности или получатель обложенного дохода, то такой налог является прямым. Окончательным плательщиком косвенного налога является потребитель, на которого налог перекладывается через надбавку».

     В качестве преимуществ прямых налогов  отмечаются следующие:

-прямые  налоги дают государству верный  и определенный по величине  налог;

-прямые  налоги могут точнее учитывать  реальную платежеспособность плательщика, чем косвенные налоги;

-при  платеже прямых налогов государство  непосредственно вступает в контакт  с носителями налога и точно  может определить их обязанности;

-прямые  налоги в основном взимаются  с дохода самого налогоплательщика.

     Косвенные налоги опасны непредсказуемостью своего влияния на различные сферы экономики.

     2) По признаку использования налоги  подразделяются на общие и  специальные. Общие налоги поступают  государству и при использовании  обезличиваются. Специальные налоги  имеют строго определенное назначение (например, налог на транспортные средства, налог на приобретение транспортных средств, ранее используемые для формирования дорожного фонда).

     3) В зависимости от органа, взимающего  налоги и распоряжающегося ими,  различаются центральные (общегосударственные) и местные налоги.

     В Республике Казахстан действуют  общегосударственные налоги, которые  являются регулирующими источниками  государственного бюджета Республики Казахстан, суммы отчислений по ним  поступают в доходы соответствующих  бюджетов в порядке, определенном в Законе Республики Казахстан о республиканском бюджете на очередной год, и местные налоги и сборы, являющиеся доходными источниками местных бюджетов.

     По  специальным экономическим зонам  общегосударственные и местные  налоги и сборы поступают в доход финансового фонда (бюджета) специальных экономических зон в порядке, определяемом законодательством о специальных экономических зонах.

     К общегосударственным налогам относятся:

-подоходный налог с юридических и физических лиц;

-налог на добавленную стоимость;

-акцизы;

-налог на операции с ценными бумагами;

-специальные платежи и налоги недропользователей.

     К местным налогам и сборам относятся:

-земельный налог;

-налог на имущество юридических и физических лиц;

-налог на транспортные средства;

-сбор за регистрацию физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и юридических лиц;

-сборы за право занятия отдельными видами деятельности;

-сбор с аукционных продаж.

     4) По экономическим признакам объекта  различаются налоги на доходы  и налоги на потребление. Налоги на доходы взимаются с доходов, получаемых плательщиком от любого объекта обложения; налоги на потребление—это налоги на расходы, которые уплачиваются при потреблении товаров и услуг.

     Налоги  исчисляются и уплачиваются в  тенге, за исключением случаев, когда налоговым законодательством Республики Казахстан и положениями контрактов на недропользование, заключенных Компетентным органом, уполномоченным Правительством Республики Казахстан, предусмотрена натуральная форма уплаты, а также, когда уплата налогов осуществляется в иностранной валюте в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан.

     Освобождение  от какого-либо налога или уменьшение налоговой ставки, предусмотренной  настоящим Указом, может производиться  в порядке внесения изменений и дополнений в настоящий Указ, а также на основании контракта, заключенного с Государственным комитетом Республики Казахстан по инвестициям в соответствии с настоящим Указом и Законом Республики Казахстан "О государственной поддержке прямых инвестиций".

     Запрещается предоставление налоговых льгот  другими актами, в том числе  льгот, носящих индивидуальный характер, за исключением льгот, предоставляемых  Государственным комитетом Республики Казахстан по инвестициям в соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственной поддержке прямых инвестиций". 

 

      II.АКЦИЗЫ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

2.1 Роль акцизов в налоговой системе РК

Если  мы заглянем в энциклопедический  словарь, то найдем там, что акциз  – вид косвенного налога, преимущественно на предметы массового потребления, а также услуги. Включается в цену товаров или тарифы на услуги. В настоящий момент акцизы выполняют в большей части фискальную функцию, что выражается в стремлении властей при введении тех или иных акцизов не столько к регулированию производства и потребления товаров, сколько к пополнению бюджета. Акцизы выступают одними из немногих рычагов воздействия государства на экономические процессы, имеющие место быть в обществе, совершенствование налогообложения в сфере акцизов может выступать одним из важнейших условий улучшения экономической ситуации, пополнения республиканского и местных бюджетов.

     Основные  положения законодательства об акцизах:

     Акцизами  облагаются товары, произведенные на территории Республики Казахстан и импортируемые на территорию Республики Казахстан.

     Плательщики акцизов:

  1. Плательщиками акцизов являются физические и юридические лица, которые:
  2. производят подакцизные товары на территории Республики Казахстан;
  3. импортируют подакцизные товары на таможенную территорию Республики Казахстан;
  4. осуществляют оптовую, розничную реализацию бензина  
    (за исключением авиационного) и дизельного топлива на территории Республики Казахстан;
  5. осуществляют реализацию конфискованных, бесхозяйных, перешедших по праву наследования к государству и безвозмездно переданных в собственность государства на территории Республики Казахстан подакцизных товаров, если по указанным товарам акциз на территории Республики Казахстан ранее не был уплачен в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
  6. осуществляют реализацию конкурсной массы подакцизных товаров, если по указанным товарам акциз на территории Республики Казахстан ранее не был уплачен в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
  7. Плательщиками акцизов с учетом положений пункта 1 настоящей статьи являются также юридические лица-нерезиденты и их структурные подразделения.
  8. Плательщиками акцизов не являются уполномоченные государственные органы, осуществляющие реализацию конфискованных, бесхозяйных, перешедших по праву наследования к государству и безвозмездно переданных в собственность государства на территории Республики Казахстан подакцизных товаров.

     Подакцизными  товарами являются:

  1. все виды спирта;
  2. алкогольная продукция;
  3. пиво с объемным содержанием этилового спирта не более

     0,5 процента;

  1. табачные изделия;
  2. бензин (за исключением авиационного), дизельное топливо;
  3. легковые автомобили (кроме автомобилей с ручным управлением или адаптером ручного управления, специально предназначенных для инвалидов);
  4. сырая нефть, газовый конденсат.

     Объект налогообложения

  1. Объектом  обложения акцизом являются:
    1. следующие операции, осуществляемые плательщиком акциза, с произведенными и (или) добытыми, и (или) разлитыми им подакцизными товарами:

-реализация подакцизных товаров;

-передача подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;

-передача подакцизных товаров, являющихся продуктом переработки давальческих сырья и материалов, в том числе подакцизных;

-взнос в уставный капитал;

-использование подакцизных товаров при натуральной оплате;

-отгрузка подакцизных товаров, осуществляемая производителем своим структурным подразделениям;

-использование производителем произведенных и (или) добытых, и (или) разлитых подакцизных товаров для собственных производственных нужд и для собственного производства подакцизных товаров;

-перемещение подакцизных товаров, осуществляемое производителем с указанного в лицензии адреса производства;

    1. оптовая реализация бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива;
    2. розничная реализация бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива;
    3. реализация конкурсной массы, конфискованных и (или) бесхозяйных, перешедших по праву наследования к государству и безвозмездно переданных в собственность государства подакцизных товаров;
    4. порча, утрата подакцизных товаров.
  1. Порча, утрата акцизных марок, учетно-контрольных марок рассматривается как реализация подакцизных товаров.
  2. Не подлежат обложению акцизом:
    1. экспорт подакцизных товаров, если он отвечает требованиям, установленном в настоящем Кодексе;
    2. спирт этиловый в пределах квот, определяемых уполномоченным государственным органом по контролю за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции, отпускаемый:

Информация о работе Акцизы налогообложения в Республике Казахстан