Знание и власть в философии постмодернизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 15:52, реферат

Краткое описание

Актуальность реферата. Вторая половина XX - начало XXI веков ознаменовались становлением и бурным развитием нового типа культуры, получившего в современной философской и культурологической литературе название постмодерна. Значительные изменения, произошедшие во всех сферах жизни общества - экономике, политике, искусстве и др., - привели к существенной трансформации мировоззренческих оснований культуры.

Файлы: 1 файл

Печать.docx

— 48.17 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК 
 
 
 
 
 

ЗНАНИЕ  И ВЛАСТЬ В ФИЛОСОФИИ  ПОСТМОДЕРНИЗМА (ЖАН-ФРАНСУА ЛИОТАР) 
 

Реферат 
 
 
 
 
 

                                          Рубацкой Вероники Александровны

                                          студентки 2 курса

                                          отделения философии

                                          дневной формы обучения 
 
 
 

Минск 2011

ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность  реферата. Вторая половина XX - начало XXI веков ознаменовались становлением и бурным развитием нового типа культуры, получившего в современной философской и культурологической литературе название постмодерна. Значительные изменения, произошедшие во всех сферах жизни общества - экономике, политике, искусстве и др., - привели к существенной трансформации мировоззренческих оснований культуры.

     Изучение  культуры постмодерна представляет определенную сложность, обусловленную  отсутствием временного расстояния, позволяющего видеть данную культуру в целом, в её истоках и развитии. Эпоха постмодерна далеко не завершена, она находится в фазе становления, но достигла определенной стадии своего развития, позволяющей судить о ее характерных признаках и чертах. Данные признаки оказывают заметное влияние на всю совокупность социальных процессов, включая политические, правовые, нравственные, философские, эстетические аспекты социального и индивидуального бытия.

     Актуальность темы обусловлена целым рядом причин. Прежде всего, не вызывает сомнений внутрифилософская актуальность проблематики: в последние десятилетия вокруг постмодернистской культуры и философии развернулась очень бурная полемика, связанная с попытками описать и сам постнеклассический дискурс, и новое понимание различных аспектов культуры в пределах этого дискурса. В этот период происходит акцентирование внимания на онтологическом аспекте языка, которое ведёт к изменению всего круга проблем, связанных с бытием человека в культуре. Кроме того, всеми исследователями признаётся, что новому культурному состоянию должен соответствовать новый способ ориентации в нём.

     Таким образом, основная проблема работы состоит в том, что существующее теоретическое знание о связи знания и власти оказалось несоответствующим той ее фундаментальной роли, которую она играет в уже властно заявившей о себе культуре постмодерна. Исследование феномена знания и власти представляется актуальным и в теоретическом, и практическом аспектах. В современном философском знании, посвященном феномену связи этих понятий, существует широкий диапазон трактовок и определений, значительные разночтения, которые носят междисциплинарный характер. Несмотря на то, что знание и власть привлекает внимание исследователей, начиная с эпохи античности, до сих пор не существует единого мнения относительно их природы, специфики, социальных функций и т.д. Вопросы о сущности, роли и значении знания и власти в обществе, о возможности открытия универсальных законов их функционирования (прежде всего в эпоху постмодерна) вызывают споры философов, культурологов, психологов, филологов, социологов.

     Объектом  исследования является полисемичная сфера культуры постмодернизма.

     Предмет исследования – феномены знания и власти, эксплицирующиеся на разных уровнях культурной деятельности человека.

     Целью данной работы является рассмотрение постмодернизма в свете не только деструктивных, но и регенерирующих интенций с особым акцентированием внимания на феноменах знания и власти.

     Поставленная  цель предопределила ряд конкретных задач реферата:

  • определение различных аспектов постмодернистской действительности у Ж.-Ф. Лиотара;
  • характеристика Ж.-Ф. Лиотаром феноменов знания и власти в эпоху постмодернизма.

     В качестве опорных в данном реферате используются следующие понятия:

    • нарратив;
    • метарассказ;
    • знание;
    • власть;
    • дискурс;
    • консенсус;
    • легитимация знания;
    • языковые игры;
    • социальная связь;
    • постмодерн.

     Представленный  понятийно-категориальный аппарат  данного реферата определяется его  проблемным полем и позволяет  осуществить поставленные задачи, учитывая целевую ориентацию реферата.

. 

     ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ

     Культура  постмодерна возникла во многом благодаря  интеллектуальным усилиям мыслителей-теоретиков и художников-практиков, ориентированных  на осмысление уроков двух мировых  войн, определивших бытие и сознание не только европейской культуры, но и всей мировой культуры XX - начала XXI веков. Подобно тому, как романтизм  был духовной реакцией на уроки Великой  Французской революции, принесшей  с собой не только идею Просвещения, но и кровавый массовый террор, так  и постмодернизм - духовная реакция  на состояние развитой научно-технической  цивилизации, принесшей не только освобождение в сфере труда, политики, права, но и сопровождающейся тоталитарными  диктаторскими режимами, гибелью  десятков миллионов людей, идеологией, оправдывающей насилие против идейных  врагов, не совершивших никаких других преступлений, кроме «инакомыслия».

     Если  говорить о людях, чьи судьбы припадают  на эпоху постмодернизма, следует  упомянуть Жан-Франсуа Лиотара. Жан-Франсуа Лиотар – это французский философ-постмодернист и теоретик литературы. Родился в Версале (Франция) в 1924 году. Изучал философию в Сорбонне, где испытал влияние Луи Марена. С 1950 года преподавал философию в восточном Алжире, в городе Константине, оккупированном в то время французами.

     В 1954 году Лиотар стал членом французской политической организации «Социализм или варварство», образовавшейся в 1948 году как реакция на несоответствие троцкистской доктрины той тоталитарной форме правления, которая приняла отчетливые формы в Советском Союзе. «Социализм или варварство» приобретала все более антимарксистскую направленность, и его письма в этот период выражают обеспокоенность крайне левой политикой, сложившейся вокруг алжирской ситуации. Эти свои мысли он открыто излагал в процессе преподавания философии в Константине.

     С начала 1970-х и до 1987 года Лиотар преподавал в Университете Париж VIII. Под конец карьеры получил звание Заслуженного Профессора. В течение следующих двух десятилетий он читал лекции за пределами Франции: в Калифорнийском университете, в Ирвине. Также как приглашенный профессор — в университетах по всему миру: Беркли, Йельский университет, Сан-Диего в США, Université de Montréal в Канаде и Университет в Сан-Пауло в Бразилии. Он стал также основателем и совещательным членом Международной Коллегии Философии в Париже. Незадолго до смерти он делил свое время между Парижем и Атлантой, где преподавал в Университете Эмори как Профессор Философии и французского языка.

     Лиотар  любил возвращаться к понятию  «постмодернизма» в своих многочисленных эссе. В 1998 году, как раз при подготовке конференции по Постмодернизму и Теории СМИ, он неожиданно скончался от быстро прогрессировавшей лейкемии.

     Чтобы лучше понять его творческий путь, следует отметить философские течения, оказавшие влияние на Ж.-Ф. Лиотара. На его творчество заметно повлияло неокантианство, философия жизни, экзистенциализм, аналитическая традиция и «философия власти» Фуко. Время написания основных его работ ("Экономика похоти", 1974; "Спор", 1983; "Склеп интеллигенции", 1984 и др.) приходится на 70-80-е, наиболее известной является "Состояние постмодерна" (1979).

     В «Состоянии модерна» Ж.-Ф. Лиотар впервые  заговорил о постмодернизме как  характеристике состояния философии  в целом. Более того здесь он проявил  себя как один из самых влиятельных  теоретиков концепции особого характера  мирочувствования человека конца 20 века и соответствующих ему форм теоретической  рефлексии. Это поставило Лиотара  в один ряд с сегодняшними мэтрами  французской философии, и поэтому  не случайно он сменил Ж. Деррида на посту руководителя международного колледжа философии в Париже.

     Если  попробовать определить общее содержание концепта постмодернизм, то, вероятно, можно говорить о некоторых основных смыслах.

     Прежде  всего, термин «постмодернизм» отражает состояние духовности европейского типа в наши дни, связанное с чувством пройденности какого-то важного этапа  в развитии цивилизации, изжитости  «современности» или модерна.

     Во-вторых, постмодернизм – это комплекс философских учений, так или иначе  провозглашающих конец Истории, когда структурированность и  упорядоченность человеческого  мира будут разрушены и исчезнет само разделение на «моё» и «иное».

     В-третьих, это характеристика современной  художественной практики, основывающейся на особом типе письма, связанной с  энтропией смысла, деканонизацией материала, радикальной иронией, карнавализацией  и т. д.

     Так или иначе, многочисленные авторы, используя  термин «постмодернизм» пытаются охарактеризовать сегодняшнее состояние и перспективы  динамики человеческой культуры.

     Определяя предметное поле своего исследования, автор отмечает: «Предметом этого исследования является состояние знания в современных наиболее развитых обществах. Мы решили назвать его "постмодерн". Это слово появилось на свет на американском континенте из-под пера социологов и литературных критиков. Оно обозначает состояние культуры после трансформаций, которым подверглись правила игры в науке, литературе и искусстве в конце XIX века»1.

     Указывая  на проблему, которой посвящена книга, Лиотар называет основное противоречие постсовременности. Оно состоит  в том, что основные или макро-, мета-нарративы2 современности (эпохи, которая изжита) потеряли свою легитимрующую силу3. «Наука изначально находится в конфликте с нарративами. По мерке их собственных критериев большинство из них становится не более чем баснями, небылицами. Но если только она не сводится к критерию полезности, а заставляет искать истину, она должна легитимировать их правила игры. Вот уж кто имеет в своём, собственном статусе дискурс легитимации, так это философия. Когда её метадискурсы вновь обращаются с целью объяснения к тому или иному макронарративу, такому как диалектика Духа, герменевтика смысла, освобождение мыслящего или действующего субъекта, развитие богатства, мы решаем назвать её «современной»4.

     Вот эти великие метарассказы философии  нового времени, по мнению Лиотара, и  организуют буржуазное общество, выступая наряду с объяснительными системами  религии, науки, искусства основой  его самоопределения. Показателен  здесь нарратив Просвещения, где  герой познаяния действует во имя отвлечённого этико-политического  блага, всеобщего мира. На этом примере  видно, отмечает автор, что, легитимируя  знание с помощью метанарратива, который содержит в себе философия  истории, мы волей-неволей вынуждены задать себе вопрос об обоснованности тех установлений, которые управляют социальной связью. Они также требуют легитимации. Так справедливость, добро, прогресс и т. д. на том же основании, что и истина, оказываются приписанными к разряду макронарративов.

     Христианский  нарратив Лиотар тоже характеризует  как относящийся к современности. Но наиболее яркое воплощение спекулятивного духа этой эпохи, по его мнению, являет философия Гегеля, которая вобрала  в себя все просвещенческие нарративы: развитее разума, прогресс свободы, освобождение человека и т. д. В целом предназначение нарративов очень широко, они обеспечивают легитимацию социальных институтов во всём их многообразии: от законодательства до способов мышления. И в этом они похожи на мифы.

     Нарративы современности вместе с тем отличаются от мифов, отмечает Лиотар, общей направленностью легитимирующей аргументации. Если мифы основу легитимности фиксируют в прошлом, то нарративы – в будущем. То есть, если мифологическое обоснование построено по классическому правилу, «по прецеденту», то нарративное – по принципу «истинная идея обязательно должна осуществиться». Таким образом, смысловое единство современности задаётся тем, что она – проект будущего.

Информация о работе Знание и власть в философии постмодернизма