Значение трудов Р.Декарта для науки и философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2011 в 11:12, контрольная работа

Краткое описание

Философское осмысление человека связано с определенными трудностями. Размышляя о человеке, исследователь ограничен и уровнем естественнонаучных знаний своего времени, и условиями исторической или житейской ситуации, и собственными политическими пристрастиями. Все перечисленное, так или иначе влияет на философское толкование человека. Поэтому современная социальная философия, изучая проблемы человека, интересуется не только собственно проблемами человека, но и другой вечно актуальной проблемой, которую В.С.Барулин назвал "сопряженностью человека и философии".

Оглавление

1. Философия о происхождении и сущности человека

1.1. что такое человек?

1.2. сопряженность человека и философии

1.3. параметры эволюции философии

1.4. исторические периоды изучения человека

1.5. особенности философии ХIХ века

1.6. вывод

2. Русская философия об исторической самобытности России

2.1. принцип самосознания

2.2. взгляды классиков русской философии

2.3. первопроходцы русской философии

2.4. вывод

3. Значение трудов Р.Декарта для науки и философии

3.1. основы философии Декарта

3.2. проблема движения в философии Декарта

3.3. основы теории познания Декарта

3.4. методология Декарта

3.5. заключение

4. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная по философии.docx

— 54.92 Кб (Скачать)

План:

1. Философия о происхождении и сущности человека

1.1. что такое человек?

1.2. сопряженность человека и философии

1.3. параметры эволюции философии

1.4. исторические  периоды изучения человека

1.5. особенности философии ХIХ века

1.6. вывод

2. Русская философия об исторической самобытности России

2.1. принцип самосознания

2.2.  взгляды классиков русской философии

2.3. первопроходцы русской философии

2.4. вывод

3. Значение трудов Р.Декарта для науки и философии

3.1. основы философии Декарта

3.2. проблема движения в философии Декарта                     

3.3. основы теории познания Декарта

3.4. методология Декарта                                                  

3.5. заключение

4. Список используемой литературы 

 

  1. Философия о происхождении  и сущности человека
 

      Что такое человек? Вопрос, на который не так просто ответить, как это кажется на первый взгляд. Известный русский философ А.А.Богданов писал: "Для обывателя "человек" - это вовсе не загадка, не "проклятый вопрос", а просто живой факт его обывательского опыта: "человек" - это он сам и другие обыватели, и все, кто обладает достаточным сходством с ними... Для философа-метафизика "человек" - великая загадка... - это существо, одаренное разумом, "нравственною свободою", "стремлением к абсолютному" и тому подобными возвышенными свойствами...". Философское осмысление человека связано с определенными трудностями. Размышляя о человеке, исследователь ограничен и уровнем естественнонаучных знаний своего времени, и условиями исторической или житейской ситуации, и собственными политическими пристрастиями. Все перечисленное, так или иначе влияет на философское толкование человека. Поэтому современная социальная философия, изучая проблемы человека, интересуется не только собственно проблемами человека, но и другой вечно актуальной проблемой, которую В.С.Барулин назвал "сопряженностью человека и философии".

      Сопряженность человека и философии - это выражение существа философской культуры. Философская культура является формой самопознания человека, его мировоззренчески ценностной ориентации в мире. Поэтому человек всегда находится в основании философской ориентации, он выступает и как ее естественно-гуманитарная предпосылка и столь же естественная цель, сверхзадача философии. Иначе говоря, как уже отмечалось выше, человек является и субъектом, и объектом философского познания. Какими бы конкретными вопросами ни занималась философия на том или ином этапе своего развития, ее всегда пронизывает реальная человеческая жизнь и устремленность к решению насущных человеческих проблем. Эта связь философии с человеком, его потребностями и интересами постоянна и непреходяща.

      Взаимосвязь философии и человека, как и социально-философская проблема в целом, исторически изменялась и развивалась. При этом в истории философии можно выделить два параметра эволюции философии:

      1) Степень понимания проблемы человека  в качестве методологически исходного  принципа философствования. Иначе  говоря, насколько философ осознает, что именно человек - центр,  критерий и высшая цель всего  философствования, насколько этот  принцип важен.

      2) Степень философского осмысления  самого человека, его бытия, его  смысла существования, его интересов  и целей. Другими словами, насколько  человек превратился в отдельный и специальный предмет философской рефлексии, с какой теоретической глубиной, с какой степенью привлечения всех средств философского анализа он рассматривается.

      Таким образом, проблема человека всегда стояла в центре философских исследований: какими бы проблемами философия ни занималась, человек всегда был для нее проблемой наиважнейшей. Современный немецкий ученый Э.Кассирер выделил в истории изучения человека четыре исторические периода:

      1) изучение человека метафизикой  (античность).

      2) изучение человека теологией  (средневековье),

      3) изучение человека математикой  и механикой (Новое время).

      4) изучение человека биологией.

      Первые  представления о человеке возникают  задолго до появления философии - в мифологическом и религиозном сознании. При этом в верованиях древних людей человек, как специфический объект рассмотрения, еще не выделяется из окружающего его природного мира, а представляет собой лишь "младшего родственника" природных объектов. Это наиболее наглядно проявляется в тотемизме - форме первобытных верований, заключающейся в поклонении растениям и животным, с которыми якобы существует кровнородственная связь и которые являются сверхъестественными покровителями рода или племени.

      Первыми философскими взглядами на проблему человека можно считать выводы, сложившиеся  в древневосточной философии. Однако при этом не следует забывать, что  в Древнем Египте философское  мировоззрение еще не отделилось от обыденного знания, в Древней  Индии философия срослась с религиозным  мировоззрением, а в Древнем Китае  она была нерасторжима с нравственной формой общественного сознания.

      Слияние с вечностью, в той или иной форме характерное для всей древневосточной  философии, не предполагает активности в реализации личностного начала. Уподобление вечному и неизменному  абсолюту предполагает статичность, безоговорочное следование традиции и ориентацию человека на почтительное и бережное отношение  к внешнему миру, как природному, так и социальному. При этом особо  подчеркивалась необходимость совершенствования  внутреннего мира человека. В глубокой древности появляется одна из основ  восточного образа жизни - требование приспособления человека к обществу, государству, старшему по чину или возрасту.

      Античная  философия сформировала основные западноевропейские подходы к выделению человека в качестве отдельной и специальной философской проблемы. Западная философия берет начало в Древней Греции и Древнем Риме. Уже в ионийской натурфилософии (6-5 вв. до н.э.) была предпринята первая попытка определить место человека в мире. Алкмеон из Кротона первым дал определение человеку как существу, которое отличается от других животных тем, что только оно способно понимать, в то время как другие, хотя и воспринимают, но не понимают.

      И еще одна важная черта античной философии. Сформулировав принцип разумного миропонимания, она пришла к открытию человека как самостоятельной ценности и признала за ним право на активность и инициативу. Это дало возможность, говоря словами А.Ф.Лосева, "развернуть свое внутреннее самочувствие, углубиться в свою собственную личность и сделать для себя второстепенными все вопросы объективного миропорядка" (Лосев А.Ф. История античной эстетики: Ранний эллинизм. М.,1979. С.12.), что наглядно демонстрируют софисты, эпикурейцы, но прежде всего - Сократ.

      Сократа по праву считают основоположником не только западноевропейской философии человека, но и основоположником этики. Его, прежде всего, интересовал внутренний мир человека, его душа и добродетели. Сократу принадлежит вывод о том, что "добродетель есть знание", поэтому человеку нужно познать сущность добра и справедливости и тогда он не будет совершать дурных поступков. Учение о человеческой душе и разуме занимает центральное место в сократовской философии, а самопознание человека выступает в ней главной целью философии.

      Великому  ученику Сократа Платону принадлежит идея о том, что человек есть не просто единство души и тела, но что именно душа - та субстанция, которая делает человека человеком. От качества души зависит общая характеристика человека. По его мнению, существует "иерархия душ", на первом месте в которой стоит душа философа, на последнем - душа тирана. В чем причина такого странного расположения душ? Дело в том, что душа философа ближе всех приближена к мудрости и восприимчива к знаниям. А это как раз и есть главные, сущностные черты человека, отличающие его от животного.

      Следующий шаг в философском постижении человека сделал Аристотель. У него этика и политика образуют единый комплекс "философии о человеческом", занимающейся изучением практической деятельности и поведения человека. Важнейшее достижение Аристотеля в философском понимании человека связано с обоснованием его социальных характеристик. Знаменитой стала фраза античного мыслителя: "Человек есть общественное животное". Человек - такое живое существо, которое предназначено для жизни в государстве. Он способен направлять свой ум как на доброе, так и на злое; он живет в обществе и управляется законами.

      В обыденном сознании средневековый период развития европейского общества нередко воспринимается как время мракобесия, крепостной зависимости крестьянства, костров инквизиции и т.п. В определенной мере это действительно так. Но нельзя не учитывать и то обстоятельство, что религиозно-философский взгляд на человека задает довольно высокий уровень оценки его сущности, жизнедеятельности, назначения в мире. Это не безбрежный, непонятный, а потому нередко устрашающий космос античности, а Бог, понимаемый как носитель глубоких нравственных истин, эталон созидания и добродетели. Поэтому в средневековой философии проблема человека была поставлена по-новому, более широко. Она включила в поле своего внимания духовность и осмысленность человеческой жизни, а также ее возвышенность над эмпирической повседневностью. Так, Августин Блаженный решающее для человека значение придавал не интеллекту, а воле, не теории, а любви, не знанию, а вере, не рациональному, а живой надежде.

      Одной из особенностей общественной мысли, а вместе с нею и философии, эпохи Возрождения является антропоцентризм. Центром любого исследования - будь то литература, живопись, скульптура или философские трактаты - становится человек. Натуралистическая и религиозная направленность философских исследований уступает место антропоцентрической.

      Философия Нового времени формируется под влиянием развития капиталистических отношений и расцвета наук, прежде всего механики, физики, математики, чем был открыт путь к рациональному истолкованию человеческой сущности. Достижения точных наук отразились в своеобразном взгляде на человеческий организм как на специфическую машину, которая заводится аналогично часовому механизму (французская философия XVIII века - Ж.О.Ламетри, П.Гольбах, К.А.Гельвеций, Д.Дидро).

      Но, пожалуй, самый интересный и значительный вклад в философское осмысление человека был сделан немецким философом  И.Кантом. С его именем связано становление одной из первых в истории философии антропологических программ. И.Кант исходил из понимания человека как существа, принадлежащего двум мирам одновременно - миру природной необходимости и миру нравственной свободы. Он разграничивает антропологию в "физиологическом" и "прагматическом" отношениях. Первая исследует то, что делает из человека природа, вторая - то, что человек, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам.

      Перечисляя  основные вопросы философии, И.Кант заключает их вопросом: ЧТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК? По его мнению, именно этот вопрос объединяет в себе все остальные  основные вопросы философии.

      В философии человека ХIХ века можно  выделить несколько  особенностей:

      1) углубление изучения духовности  человека, внимание к его внутреннему миру, его чувствам и переживаниям (С.Кьеркегор, В.Дильтей, Ф.Ницше);

      2) формирование целостного взгляда  на общественную жизнь, на отношение  общества и человека (О.Конт, Г.Спенсер,  К.Маркс);

      3) антиметафизическую направленность  появляющихся с середины XIX века  концепций человека. Эту особенность  нужно пояснить. У многих философов  этого времени появляется мысль,  что метафизика и религия - это вторичные явления культуры, выводимые из первичных оснований,  поэтому традиционные философские  проблемы становятся излишними.  Возникшие в середине ХIХ века  науки о человеке (психология, социология, биологическая теория эволюции) сделали прежний философский  образ спекулятивным (рассудочным,  умозрительным), лишенным опытных  оснований и практической ценности.

      В ХХ веке произошло становление специальной  отрасли философского знания, которая  сложилась в Германии в 20-е годы и занимается изучением человека. Она получила название философской антропологии. Основой для выводов философской антропологии стали общие догадки Ф.Ницше о том, что человек не является биологическим совершенством, человек - это нечто несостоявшееся, биологически ущербное.

Информация о работе Значение трудов Р.Декарта для науки и философии