Зарождение и становление философии

Автор: Светлана Викторова, 26 Октября 2010 в 19:42, контрольная работа

Краткое описание

Мировоззрение человека

Оглавление

нет

Файлы: 1 файл

контр философия.docx

— 81.86 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ 

Негосударственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

Институт  управления и права 
 
 

Факультет :  Управления

Специальность:  Менеджмент организации 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

По  дисциплине: «Философия» 

 

    
 
 
 

  1. Мировоззрение человека

В самом  простом, наиболее распространённом понимании

мировоззрение – это совокупность взглядов человека на

мир, который его окружает. Есть и другие, близкие мировоззрению слова: миропонимание, миросозерцание. Все они предполагают, с одной стороны, мир, который окружает человека, а с другой – то, что связано с деятельностью человека: его ощущения, созерцания, понимания, его воззрения, взгляд на мир.

   Мировоззрение отличается от других элементов духовного

мира человека тем, что оно, во – первых, представляет собой взгляды человека не на какую – то отдельную сторону мира, а именно на мир в целом. Во – вторых, мировоззрение представляет собой отношение человека к окружающему его миру: боится, страшится ли человек этого мира, или он живёт в ладу, в гармонии с ним?

   Таким образом, мировоззрение – сложное явление духовного мира человека. Мировоззрение человека носит исторический характер: каждая эпоха человеческой истории обладает своим уровнем знаний, своими проблемами,стоящими перед людьми, своими подходами к их решению,

своими духовными  ценностями.

     Классификация типов мировоззрения может быть раз личной. Так, в истории философии  прослеживается несколько подходов к выработке мировоззренческих  установок. Одни  из них приоритет  отдают Богу (теоцентризм) или природе (природоцентризм), другие – человеку (антропоцентризм), либо обществу   (социоцентризм), либо знаниям, науке (знаниецентризм, наукоцентризм). Иногда мировоззрение  делят на прогрессивное и реакционное.Распространено выделение следующих типов мировоззрения: обыденное, религиозная, научное.

   Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением. Взгляды человека в этом случае не обосновываются религиозными доводами или данными науки. Оно формируется стихийно,  особенно если человек не интересовался мировоззренческими вопросами в учебном заведении, не изучал самостоятельно философию, не знакомился с содержанием религиозных учений. Конечно, нельзя полностью исключить влияние религий или достижений науки, ибо человек постоянно общается с различными людьми; ощутимо и влияние общедоступных средств массовой информации. Но преобладает житейская, обыденная основа. Обыденное мировоззрение опирается на непосредственный жизненный опыт человека – и в этом его сила, но оно мало использует опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры – в этом его слабость.

     Обыденное мировоззрение распространено очень  широко,поскольку усилие учебных  заведений и пастырей церкви зачастую задевают лишь самую поверхность  сферы духовной жизни человека и  не всегда оставляют в ней заметный след.

   Религиозное мировоззрение – мировоззрение, основной которого являются религиозные учения, содержащиеся в таких памятниках мировой духовной культуры, как Библия, Коран, священные книги буддистов, Талмуд и ряде других. Религиозное мировоззрение также имеет сильные и слабые стороны. К его сильным сторонам можно отнести тесную связь с мировым культурным наследием, ориентацию на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека, стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей.

   Слабыми сторонами религиозного мировоззрения являются непримиримость к другим жизненным позициям, недостаточное внимание к достижениям науки, а подчас их игнорирования. Правда, в последнее время многие богословы высказывают мысль о том, что перед теологией стоит задача выработки нового пути мышления.

     Научное мировоззрение законным наследником  того направления мировой философской  мысли, которое в своем развитии постоянно опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную  картину мира, обобщенные итоги достижения человеческого познания, принципы взаимоотношения  человека с естественной и искусственной  средой обитания.

     Научное мировоззрение также имеет достоинства  и недостатки. К достоинствам отнесём  его прочную обоснованность достижениями науки, реальность содержащихся в нём  целей и идеалов, органическую связь  с производственной и социальной практической деятельностью людей. Но нельзя закрывать глаза на то, что человек ещё не занял в  нем преобладающего места. Человек, человечество, человечность –это поистине глобальная проблема настоящего и будущего.

     Разработка  этой триады – задача неисчерпаемая, но неисчерпаемость задачи требует  не отстранения от неё, а настойчивости  в её решении. Это и является доминантой современной науки, призванной обогащать  мировоззрение.

   Поворот к человеку, человечеству, человечности, если он примет всеобъемлющий характер, может стать решающим облагораживающим фактором для всех типов мировоззрения; тогда их главной общей чертой станет гуманистическая направленность.

   Такое мировоззрение наиболее перспективно для деятельности людей, стремящихся осуществить развитие общества по пути научно – технического, социального и экологического прогресса, однако человечество стоит ещё в самом начале пути к широкому овладению его основами.

     В обществе издавна существовало и  сознательное стремление выработать целостное  и обоснованное мировоззрение,в рамках которого была бы осмыслена вся история человечества, его познавательная и преобразовательная деятельность, культура и ценностные ориентации. Разработка мировоззрения обычно идёт в русле определённой традиции,опираясь на то или иное направление в философии. Сознательное стремление выработать целостное мировоззрение проявляют различные социальные группы людей, политические партии, которые видят в нем основу не только своего духовного единения, но и программ конкретных действий по преобразованию общества. Сегодня все здравомыслящие люди признают, что каждый человек должен быть свободен в выборе своего мировоззрения. Однако он не может быть свободен от общественных отношений, и потому его выбор зависит не только от него самого, но и от общества, в котором он живёт. 

  1. Основные  философские школы  Древнего Китая
 

   Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа:  

   • VII в. до н. э. - III в. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ;

   • III — XIX вв. н. э. — проникновение в Китай из Индии буддизма ( III в. н. э.) и его влияние на национальные философские школы;

   • ХХ в. н. э. — современный этап — постепенное  преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии  достижениями европейской и мировой  философии.

   Древнейшими национальными философскими учениями в Китае являлись:

   • даосизм;

   • конфуцианство;

   • легизм.

   Меньшее распространение получили:

   • моизм;

   • натурфилософия;

   • номинализм.

   После проникновения в Китай буддизма ( III в. н. э.) и до конца XIX в. (второй этап) основу китайской философии составляли:

   • чань-буддизм (национальный китайский буддизм, возникший  в результате влияния китайской  культуры на индийский буддизм, заимствованный Китаем;

   • неодаосизм;

   • неоконфуцианство.  

   1. Даосизм  — древнейшее философское учение  Китая, которое пытается объяснить  основы построения и существования  окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать  человек, природа и космос.

   Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый Учитель), живший в конце VI — начале V вв. до н. э. Главные источники —  философские трактаты "Даоцзин" и "Дэцзин", совместно именуемые "Даодэцзин". Основными понятиями  даосизма являются "Дао" и "Дэ". "Дао" имеет два значения:

   • путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный  мировой закон, обеспечивающий существование  мира;

   • субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически  емкую пустоту. "Дэ" — благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря  которой первоначало "Дао" преобразовалось  в окружающий мир.

 Философия  даосизма несет в себе ряд  основных идей:

   • все  в мире взаимосвязано, нет ни одной  вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими  вещами и явлениями;

   • материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе ("все происходит из земли и  уходит в землю"), то есть сегодняшний  человек вчера был воплощен в  виде иных форм, существующих во вселенной  — камня, дерева, частей животных, и  после смерти то, из чего состоял  человек, станет "строительным материалом" иных форм жизни или явлений природы;

   • мировой  порядок, законы природы, ход истории  незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип  жизни человека — покой и недеяние ("у-вэй");

   • особа  императора священна, только император  имеет духовный контакт с богами и высшими силами; через личность императора на Китай и все человечество сходит "Дэ" — животворящая сила и благодать; чем ближе человек  к императору, тем больше "Дэ" перейдет от императора к нему;

   • познать "Дао" и получить "Дэ" можно  лишь при полном соблюдении законов  даосизма, слиянии с "Дао" —  первоначалом, послушании императору и близости к нему;

   • путь к счастью, познанию истины — освобождение от желаний и страстей;

   • необходимо во всем уступать друг другу.

 Социально-философские  школы Древнего Китая -конфуцианство  и легизм 

   2. Конфуцианство  — древнейшая философская школа,  которая рассматривает человека  прежде всего как участника  социальной жизни. 

   Основоположником  конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 — 479 гг. до н. э., главным  источником учения - произведение Лунь Юй ("Беседы и суждения").

   Основные  вопросы, решаемые конфуцианством:

   • Как  необходимо управлять людьми?

   • Как  вести себя в обществе?

   Представители данной философской школы выступают  за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в  качестве главного условия — отношение  подчиненных к начальникам как  сыновей к отцу, а начальника к  подчиненным — как отца к сыновьям.

   Конфуцианское золотое правило поведения людей  в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.

 Учение Конфуция  содержит ряд основополагающих  принципов: 

   • жить в обществе и для общества;

   • уступать друг другу;

   • слушаться  старших по возрасту и по званию;

   • подчиняться  императору;

   • сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;

   • быть человечным.  

   Учение  Конфуция сыграло большую роль в  объединении китайского общества. Оно  остается актуальным и в настоящее  время, спустя 2500 лет со времени жизни  и деятельности автора.  

   3. Другим  важнейшим социальным учением  Древнего Китая являлся легизм (школа законников, или Фацзя). Его  основателями были Шан Ян (390 - 338 гг. до н. э.) и Хань Фэй  (288 - 233 гг. до н. э.). В эпоху императора  Цинь-Ши-Хуа ( III в. до н. э.) легизм  стал официальной идеологией.

Основной вопрос легизма.(как и конфуцианства): как  управлять обществом?

Информация о работе Зарождение и становление философии