Зарождение античной философии, ее духовные предпосылки

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 21:16, реферат

Краткое описание

Античная философия являет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль и охватывает период свыше тысячи лет – с конца VII в. до н.э. вплоть до VI в. н.э. Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная философия вместе с тем есть нечто единое. Несмотря на наличие в профилософские времена в Элладе различных специальных знаний, древнегреческая наука возникает одновременно с философией.
Как и в других странах, философия возникла на основе мифологии и долго сохраняла с ней связь. На заре истории человечества были еще сильны родовые принципы в хозяйственной и культурной жизни, и господствующей формой мировоззрения была мифология. Мифология выступала для потребности объяснить мир и разобраться в явлениях природы. В мифологии происходило метафорическое сопоставление природных и социокультурных явлений, очеловечивание окружающей природы, одушевление фрагментов Космоса. Как начальная форма мировоззрения, мифология выражала не только наивные формы объяснения природных и социальных явлений, но и нравственное и эстетическое отношение к миру. В качестве нерасчлененного, единого целого мифология включала в себя зачатки не только религии, но и философии, политических воззрений, различных форм искусства, в том числе

Файлы: 1 файл

Реферат по философии Зарождение античной философии.doc

— 80.50 Кб (Скачать)

Зарождение  античной философии, ее духовные предпосылки 

     Античная  философия являет собой последовательно  развивавшуюся философскую мысль  и охватывает период свыше тысячи лет – с конца VII в. до н.э. вплоть до VI в. н.э. Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная философия вместе с тем есть нечто единое. Несмотря на наличие в профилософские времена в Элладе различных специальных знаний, древнегреческая наука возникает одновременно с философией.

     Как и в других странах, философия  возникла на основе мифологии и долго сохраняла с ней связь. На заре истории человечества были еще сильны родовые принципы в хозяйственной и культурной жизни, и господствующей формой мировоззрения была мифология. Мифология выступала для потребности объяснить мир и разобраться в явлениях природы. В мифологии происходило метафорическое сопоставление природных и социокультурных явлений, очеловечивание окружающей природы, одушевление фрагментов Космоса. Как начальная форма мировоззрения, мифология выражала не только наивные формы объяснения природных и социальных явлений, но и нравственное и эстетическое отношение к миру. В качестве нерасчлененного, единого целого мифология включала в себя зачатки не только религии, но и философии, политических воззрений, различных форм искусства, в том числе и словесного: мифологический эпос, сказки, легенды, предания.

     Мифологическая  культура, вытесненная в более  поздний период философией, конкретными  науками и искусством, сохраняет  свою значимость на всем протяжении всемирной  истории вплоть до настоящего времени.

     Итак, как уже было сказано выше, греческая  философская мысль носит на первом этапе, который часто называют досократовским, космоцентрический характер и сохраняет  вначале черты мифологии. Это  принципиально важный этап становления философии как сферы рационального постижения исходных оснований Космоса, стремления проникнуть через видимое в невидимое, а также начало различения явления и сущности, бытия и небытия. Тем самым происходит становление философской системы.

     На  первом этапе развития античной философии не всегда осознается различие между понятиями и реальностью, бытием и мышлением, что приводит к их неявному или явному отождествлению. Это нашло отражение в построениях философов милетской школы, Гераклита, у которых нелегко провести границу между водой Фалеса, воздухом Анаксимена, огнем Гераклита как всеобщими сущностями, образующими начало бытия, с одной стороны, и соответствующими чувственно воспринимаемыми природными стихиями — с другой.

     Противоречие  между чувственной всеобщностью и всеобщностью понятия начинает стимулировать развитие мысли. Начинают осознаваться конструктивные возможности разума. Последнее находит отражение в философских системах Сократа, Демокрита, Платона, Аристотеля.

     Второй  этап — период расцвета греческой философской мысли — отличается от первого, во-первых, значительным качественным расширением предметного поля философии, во-вторых, развитием категориальных средств постижения бытия и богатством мыслей, опередивших свое время; в-третьих, появлением в рамках общефилософских представлений зачатков научного знания и логики, которые впоследствии оказали существенное влияние на все сферы человеческой деятельности. В частности, к Платону восходит мысль о философии как интеллектуально-духовной деятельности по преодолению противоречия между несовершенством наличной материальной данности и совершенством мира идей. Подобное противоречие — не внешнее для мыслящего субъекта, а выступает как личная проблема, решение которой приводит к совершенствованию, преображению, одухотворению человека.

     Аристотель  различает два уровня философии. Первая философия занимается вопросами  бытия как такового, бытия вообще, тогда как вторая философия, или физика, исследует бытие сущего, причастного к движению. Проблема соотношения первой и второй философии, как показана дальнейшая история мысли, не проста. Античная философия в эпоху Сократа, Платона и Аристотеля получает свое наивысшее, классическое развитие.

     Это этап расцвета греческого типа философии, наиболее полная реализация конструктивных возможностей спекулятивного разума.

     Третий  этап греческой философии — эллинистический  — характеризуется включением элементов  восточной культуры, снижением уровня философских исследований, распадом высоких философских школ Платона  и Аристотеля. Так, стоики и эпикурейцы больше интересуются философией практически, нежели с точки зрения Истины и Блага в традиционно греческом их смысле. Тем самым меняются акценты в понимании предмета философии, сужается сфера ее интересов, возрастают скептицизм и критицизм в противовес конструктивному мышлению предшественников, появляются эклектические философские течения.

     Сама  античная философия зарождается  на основе ближневосточной научной  профилософии (многие из первых античных философов побывали в Египте, Вавилонии, где обучались различным «наукам»).

     На  первых порах философия возникает  еще и как мировоззрение городского класса. Связь с производством, получившим возможность резкого ускорения  развития в связи с переходом  к железу, развитие товарно-денежных отношений, городская культура, переход от авторитарных аристократических к тираническим, а через них и к демократическим формам государственного устройства - все это способствовало реализации той возможности возникновения философии, которая была заложена в профилософии.

     Вместе  с тем античная философия в  целом – философия рабовладельческого общества, что наложило на нее свою печать. Попытка мировоззренческого обоснования социального института  рабства, духовный аристократизм, отсутствие методов экспериментального исследования, созерцательность и умозрительность подавляющего большинства философских доктрин, отсутствие непосредственной связи с практикой – все это ограничивало возможности античной философии.

     Несмотря  на это античная философия сделала  попытку построить рационализированную картину мира, разумно решить основной вопрос мировоззрения. При этом в античной философии имелись в зародыше почти все дальнейшие разновидности философских видов мировоззрения, как философского идеализма, так и философского материализма.  

Становление и смысл античной диалектики (Гераклит). Истоки и смысл  античного атомизма (Демокрит) 

     Древнегреческая философия, зародившись на основе мифологии, сохраняла с ней связь. Особенно тесно эта связь прослеживается в ранний период развития философии. Из мифологии были унаследованы представление о четырех основных стихиях, из которых состоит все сущее (Вода, Воздух, Огонь, Земля), идея организации Космоса (Порядка) из Хаоса (Смешения), устройство Космоса и ряд других.

     Фалес увидел первоначало в воде, Анаксимен – в воздухе. Гераклит же узрел субстанциально-генетическое начало всего сущего в огне.

     Гераклит  из Эфеса (ок. 530 – 470 до н.э.) был великим  диалектиком античного мира. Он принадлежал  к царскому роду, но отказался от предложенного ему высшего сана в государстве в пользу своего брата (афинского царя Кодра).

Все существующее по Гераклиту, постоянно переходит  из одного состояния в другое. Ему  принадлежат слова: «Все течет!», «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», «В мире нет ничего неподвижного: холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется».

     Возникновение и исчезновение, жизнь и смерть, рождение и гибель – бытие и  небытие – связаны между собой, обусловливая и переходя друг в друга.

     Для подчеркивания единства мира при всем его многообразии Гераклит вводит понятие Логоса, который также носит космический характер. Согласно воззрениям Гераклита, переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он называл вечным всеобщим Логосом, т.е. единым, общим для всего существования законом: «не мне, но Логосу внимая, мудро признавать, что все – едино». По Гераклиту огонь и Логос «эквивалентны»: «огонь разумен и является причиной управления всем», а то, что «всем управляет через все», он считает разумом. Гераклит учил, что мир, единый из всего, не создан ни кем из богов и никем из людей. Он был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим.

     Огонь – образ вечного движения. Огонь  как видимая форма процесса горения является наиболее подходящим определением для стихии, понимаемой как субстанция, для которой характерно, что она есть вечный процесс, «пылающая» динамика сущего. Но Гераклит не ставил на место воды и воздуха огонь. Хотя Космос, по его мнению – это вечно полыхающий огонь, но это живой огонь. У Гераклита он отождествлялся божеству. Пантеизм, учение, сближающее понятия «бог» и «природа» с тенденцией к их отождествлению, обретает у Гераклита наиболее совершенное выражение.

     Огонь, как душа Космоса предполагает разумность и божественность. А разум обладает силой управления всем сущим: он всем управляет и всему дает форму. Разум, т.е. Логос, правит всем через все. При этом объективная ценность человеческого разума определяется степенью его адекватности Логосу, т.е. общему миропорядку. Он разделял идею бессмертия души, считая смерть рождением души для новой жизни.

     Гераклит  одним из первых создает учение о  движении и развитии материального  мира, источник и причина развития и движения находятся в самом мире. По сути, это исторически первая форма античной диалектики как учения о движении и самодвижении мира. И она носила материалистический характер.

     Виднейшим представителем материалистической традиции в античной философии был Демокрит из Абдер (460 – 350 гг. до н.э.). Он является наиболее последовательным проводником материализма, как принципа объяснения и понимания мира. Он считал, что первовеществом всего существующего являются атомы, мельчайшие, неделимые частицы. Они меньше пыли, а посему зрительно не воспринимаемы. Он становится создателем атомической картины мира.

     Демокрит  разрешает и такой сложный  и трудный вопрос: «Если все  состоит из атомов, то почему мир  предметов так многообразен по своим  свойствам?» То есть, он столкнулся с фундаментальной философской проблемой – единства и многообразия мира. И в рамках философии и натурфилософии того периода он дает ее рациональное решение. Атомы бесконечны в числе, но отличаются по 1) величине; 2)тяжести (тяжелые и легкие); 3) геометрическим фигурам (плоские, круглые, крючковатые и т.д.). Существует бесконечная неисчерпаемость форм атомов. Отсюда бесконечное многообразие свойств предметов. Это связано с тем, из каких атомов они состоят. Кроме того, изменение свойств зависит от изменения порядка связи, соотношений между различными атомами. Комбинации атомов бесконечны в своем многообразии. Поэтому Вселенная, Космос есть движущая материя, состоящая из атомов. Под материей он понимает все то, что состоит из атомов. Атомы, согласно Демокриту, неделимы вследствие своей абсолютной плотности, отсутствия в них пустых промежутков и исключительной малости. Атомы и пустота – единственная реальность.

     Под движением он понимает и перемещение  атомов (вечно носятся в беспредельной  пустоте, не имеющей ни верха ни низа, ни конца ни края, сталкиваясь, сцепляясь и разъединяясь). А само движение обладает ритмичностью, повторяемостью и устойчивостью. Соединения атомов образуют все многообразие природы. Атомы обладают силой самодвижения: такова их извечная природа. Демокрит склоняется к признанию существования в мире необходимости, т.е. обязательности и объективности происходящего, устойчивой упорядоченности событий, и отрицания теологии. В этом плане философию Демокрита можно охарактеризовать как атеистическую. В мире нет случайностей, а господствует жесткая необходимость. Поэтому бытие мира, есть существование в необходимости. А небытие есть пустота, когда разрушаются связи и отношения, а предметы утрачивают свои свойства.

     Принцип материализма Демокрит последовательно  применяет к объяснению сущности познания, получению истинного знания о чем-либо. Под истиной в данном случае мы понимаем совпадение, адекватность наших представлений, образов, понятий реальным свойствам вещей. Можно сказать, что Демокрит одним из первых создает достаточно стройную теорию познания, в основе которой лежит принцип отражения, воспроизведения мира и его свойств в мышлении. Обычно теорию познания Демокрита характеризуют как "теорию истечения", суть которой заключается в следующем. Атомы покрыты тончайшей пленкой, "eidola" – образами. Они срываются, "истекают" с поверхности атомов, воздействуют на наши органы чувств, отпечатываются в них, сохраняются и закрепляются в памяти. Это чувственный уровень познания, который обладает признаком достоверности. Правда, чувственное познание он называет, "темным", в силу его неполноты, фрагментарности и поверхностности. Истинное знание есть хотя и продолжение чувственного знания, но уже результат деятельности ума, который посредством понятий, обобщает отдельные факты, дает полное и неискаженное знание о сокрытой от чувств подлинной сущности вещей. А это уже результат деятельности мышления, деятельности ума посредством понятий. Познание как бы переходит от чувственного, эмпирического познания, к знанию теоретическому, рациональному, рассудочному, в котором нам открывается истинная природа вещей.

Информация о работе Зарождение античной философии, ее духовные предпосылки