Законы диалектики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 17:16, реферат

Краткое описание

Закон единства и борьбы противоположностей.
Согласно данному закону противоречие выступает источником и движущей силой всякого развития. “Противоречие - вот что на самом деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить”, - писал в свое время Гегель.

Файлы: 1 файл

27.docx

— 20.13 Кб (Скачать)

 

27) Законы диалектики.

Закон единства и борьбы противоположностей.

Согласно данному закону противоречие выступает источником и движущей силой всякого развития. “Противоречие - вот что на самом  деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить”, - писал в свое время Гегель.

В материалистической диалектике противоречие представляет собой динамическую систему (процесс), которая в своем  развитии проходит три этапа: 1) возникновение, 2) собственно развитие, 3) разрешение.

При подобном понимании различий можно выделить две их группы: 1) различия еще  несущественные для возникновения  противоречия, (эти различия отражают начальную стадию появления тенденции  к нарастанию разности предметов, ее пока ещё несущественность); 2) различия, уже  существенные для появления  противоречия. Данные различия отражают такую степень развития тенденции  к увеличению разности предметов, что  они приобретают статус противоположностей.

Противоположности — это  различия между предметами, выросшие до предельных размеров в том смысле, что они оформились в определенный субстрат (сторону явления, элемент  системы, часть целого), который “принуждает” своей активностью (своим существованием) предметы, находящиеся в единстве (то есть в системе), развиваться  в противоположных направлениях.

Противоречие  - это взаимодействие противоположностей. (Развернутое определение  противоречия приведено при рассмотрении принципов диалектики).

Для характеристики развития противоречия обычно используется два  ряда понятий: 1) “единство противоположностей”  и “борьба противоположностей” (данные понятия используются для  раскрытия механизма развития противоречия); 2) ”гармония”, “дисгармония”, “конфликт” (эти понятия обозначают как то, в какой форме может происходить  развитие противоречия, так и состояния  этого развития).

Важной характеристикой  развития противоречия являются состояния, в которых оно протекает. Как  правило, выделяют три таких состояния - гармонию, дисгармонию, конфликт. Развитие противоречия может осуществляться как в одном из данных состояний, так и с их чередованием чаще всего  либо в сторону конфликта (гармония a дисгармония a конфликт), либо в сторону  гармонии (конфликт a дисгармония a гармония).

Гармония - это такое состояние  развития противоречия, при котором  существует (обеспечивается) порядок  взаимодействия противоположностей, основанный на существенной связи между ними и позволяющий системам развиваться: а) естественным образом (естественная гармония природы); б) в соответствии с установленными закономерностями и целями (благополучный полет  самолета). Гармония есть характеристика того, что система нормально функционирует  и развивается в соответствии с естественным ходом вещей и/или  их культурным назначением.

Дисгармония отражает наличие  определенных деформаций в развитии противоречия, которые приводят к  некоторым нарушениям в функционировании системы, но не затрагивают основ  ее развития в соответствии с назначением. Дисгармония как состояние в  развитии противоречия имеет две противоположные тенденции изменений: к уменьшению деформаций существующего порядка взаимодействия противоположностей — тогда она стремится к переходу в состояние гармонии; к увеличению данных деформаций — тогда она выступает в качестве основы коллизии в развитии системы и подготавливает конфликт.

Конфликт — это такое  состояние развития противоречия, когда  столкновение противоположностей достигает  предела, за которым происходит разрушение существенных связей и соответственно — сокрушение системы путем отрицания, как правило, одной из противоположностей. (Конфликтное развитие противоречия в системе “самолет - Земля” может  привести к катастрофе самолета, если не удается перевести конфликт в  дисгармонию).

Третий этап - процесс разрешения противоречия. Он происходит путем  отрицания: а) состояния, в котором  оно находилось прежде (например, переход  из состояния дисгармонии в состояние  гармонии при сохранении противоположностей); б) одной из противоположностей; в) обеих  противоположностей, их уничтожение, сопровождающееся коренным преобразованием системы (примером может служить всеобщее социальное разрушение как предполагаемый итог глобальной ядерной войны).

Такова сущность диалектического  противоречия и закона единства и  борьбы противоположностей.

Основываясь на содержании данного  закона, можно определить ряд методологических умений, которые целесообразно сформировать у субъекта управления любым конкретным процессом развития.

•  Умение осознавать противоречия в развитии соответствующей предметной области. Это умение тождественно умению видения проблем, поскольку любая  проблема - это осознанное и требующее  решения противоречие. Сколь многообразна область, нуждающаяся в управлении, столь она и противоречива. В  связи с этим субъекту управления следует уметь выделять: а) основное противоречие, которое определяет все  другие противоречия данной области; б) главные противоречия, отличающиеся от постоянно существующего в  своем статусе основного противоречия тем, что выходят на первый план лишь на определенных этапах развития и  требуют первоочередного решения; внутренние противоречия (между компонентами, составляющими данную область) и  внешние,- вытекающие из ее отношений  с внешней средой.

•  Умение адекватно определять этапы развития противоречия, то есть то, в какой стадии своего существования  оно находится. Здесь важно точное определение противоположностей, составляющих структуру противоречия, а также  то, на каком уровне сформировалась их противоположность (на уровне противоположных  потребностей, на уровне противоположности  интересов, и т.д.). Это позволяет  прогнозировать возможные состояния, которые будут преобладающими при  развитии противоречия (гармония, дисгармония, конфликт).

•  Умение определить, какая  из противоположных сторон полнее выражает в тенденции своего развития существо дела, ради которого создана данная система.

•  Умение разрешать противоречие, сообразуясь с этапом его развития, с состоянием, в котором оно  пребывает, а главное - с целью, ради которой данная система создана.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

Согласно данному закону, развитие происходит путем количественных изменений, которые, переходя меру предмета, вызывают качественные изменения, протекающие  в форме скачков. Содержание закона раскрывается с помощью категорий  “качество”, “количество”, “свойство”, “количественное изменение”, “качественное  изменение”, “мера”, “скачок” и посредством  выяснения отношений между ними.

Прежде чем ответить на вопрос, что такое качество, отметим, что, выделяя из окружающего мира какой-либо предмет, мы основываемся на знании его определенности. Каждый предмет имеет свою определенность, которая в свою очередь имеет  две стороны - внешнюю и внутреннюю.

Качество — это внутренняя определенность предмета, в которой  выражается его специфика, своеобразие, отличие от других предметов. Изменяя  качество предмета, мы получаем другой предмет, у которого уже будет  иная внутренняя определенность, иное качество. Как правило, качество представляется через свойства. Качество - это совокупность существенных свойств предмета, отражающих его коренное отличие (или общность) с другими предметами. В данном отношении качество предмета сближается с его сущностью, но в отличие от последней характеризует предмет с точки зрения того, что он представляет собой в отличие от других предметов, указывает на то, чем он является. В выполнении этой функции качеству “помогает” свойство.

Свойство - категория, отражающая проявление отдельных сторон качества предмета во внешней среде.

Предмет однокачественен и многосвойственен. Предмет можно считать однокачественным, поскольку «основное его качество, связанное с сущностью, выражается совокупностью свойств, присущих предмету от возникновения до гибели».

Количество , определяя степень развития свойств предмета, становится внешней, более доступной восприятию, характеристикой его качества, определенностью пространственно-временных границ предмета и возможностей его изменений.

Характеристика предмета в его качественной и количественной определенности выражается мерой. Мера  определяет те количественные границы, в которых качество предмета сохраняется.

Количественные изменения  предмета, то есть прибавление к  нему или убавление от него вещества, энергии, информации, непрерывны до тех  пор, пока они не перейдут меру предмета. Качественные изменения  представляют собой коренное преобразование существенных свойств предмета. Они происходят в форме скачка. Скачок — это разрыв непрерывности количественных изменений, дающий начало новому качеству. В окружающем нас мире существуют различные скачки: скоротечные и длительные, прогрессивные и регрессивные и т.д. Однако при всех своих видоизменениях он обязательно должен коренным образом преобразовать существенные свойства предмета.

Исходя из содержания данного  закона, можно назвать несколько  методологических умений, которые должны быть сформированы у субъекта управления:

•  умение оценивать качественное состояние управляемой системы;

•  умение поддерживать систему  в необходимом качественном состоянии;

•  умение преобразовывать  систему, переводя ее в новое качество, то есть создавать новую систему.

Закон отрицания отрицания

Закон отрицания отрицания объясняет направление развития из последовательности сменяющих друг друга диалектических отрицаний. Основная категория закона - отрицание. Под отрицанием  понимается переход объекта в новое качество, обусловленное развитием свойственных ему внутренних и/или внешних противоречий. При диалектическом отрицании объекта в нем, как правило, осуществляются четыре процесса: что-то уничтожается; что-то преобразуется; что-то сохраняется; что-то создается новое.

По глубине преобразования объекта выделяются два вида отрицаний: отрицание-снятие и отрицание-трансформация. Они отличаются главным образом  тем, что при отрицании-снятии коренному  преобразованию подвергается интегрирующая  основа, благодаря которой объект существует в данном качественном состоянии. Старая основа устраняется в качестве определяющей бытие объекта, а в  процессе созидания появляется новая  основа. В то время как при отрицании-трансформации  прежняя основа сохраняется. Примером социального отрицания-снятия является социальная революция, в ходе которой  происходит существенное преобразование социально-экономического основания  бытия общества и создание принципиально  новой формы данного основания.

Однако следует иметь  в виду, что действие закона отрицания  отрицания обнаруживается лишь в целостном, относительно завершенном процессе, через цепь взаимосвязанных переходов, когда можно зафиксировать более или менее законченный (с точки зрения направления развития) результат .

Устанавливаемое на основе данного  закона направление развития оказывается  зависимым от цикличности как  способа закономерной связи в  цепи отрицаний. Каждый цикл отрицаний  состоит из трех стадий: 1) исходное состояние объекта; 2) его превращение  в свою противоположность путем  отрицания-снятия; 3) превращение этой противоположности в свою противоположность.

Исторически отрицанию-снятию может предшествовать ряд отрицаний-трансформаций, которые как бы подготавливают отрицание-снятие, но цикл развития завершается только со вторым отрицанием-снятием, то есть когда происходит отрицание отрицания.

Таким образом, при втором отрицании-снятии завершается цикл развития, который по форме напоминает виток спирали. Продолжение цикличного развития адекватно передается образом  спирали, символизирующим в диалектике не только направление развития, но и его поступательный характер. Закон  действует при поступательном развитии.

Завершая характеристику закона, еще раз отметим, что условием его действия является рассмотрение прогрессивного развития в аспекте  отрицания, а признаком его действия является завершение цикла отрицания, когда обнаруживается преемственность  между исходным состоянием объекта  и его существованием после второго  отрицания-снятия.


Информация о работе Законы диалектики