Невербальные средства коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 20:39, контрольная работа

Краткое описание

Каждая культура имеет свою языковую систему, с помощью которой ее носители имеют возможность общаться друг с другом. В науке различные формы языкового общения получили название вербальных средств коммуникации, наряду с которыми существует и невербальная коммуникация. Существует предположение, что большинство информации при общении передается невербально, в связи с чем интерес к изучению невербальной коммуникации в настоящее время постоянно растет.

Оглавление

Роль невербальной коммуникации. 3
Общая характеристика невербальных средств коммуникации. 3
Виды невербальных средств общения. 4
Мимика. 5
Взгляд. 6
Жесты. 9
Открытые жесты и позы тела 11
Закрытые жесты и позы (защита, подозрительность, скрытность) 12
Жесты размышления и оценки 12
Жесты сомнения и неуверенности 13
Жесты и позы, свидетельствующие о нежелании слушать 13
Жесты доминирования 14
Тактильные движения 15
Одежда 17
Пространственные движения 20
Список использованной литературы 24
Статья Татьяна Егорова «Невербальные средства общения» 2007 г. 24

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 63.16 Кб (Скачать)

 

Оглавление

Роль невербальной коммуникации. 3

Общая характеристика невербальных средств коммуникации. 3

Виды невербальных средств общения. 4

Мимика. 5

Взгляд. 6

Жесты. 9

Открытые жесты и позы тела 11

Закрытые жесты и позы (защита, подозрительность, скрытность) 12

Жесты размышления и оценки 12

Жесты сомнения и неуверенности 13

Жесты и позы, свидетельствующие о нежелании слушать 13

Жесты доминирования 14

Тактильные движения 15

Одежда 17

Пространственные движения 20

Список использованной литературы 24

Статья Татьяна Егорова «Невербальные средства общения» 2007 г. 24

 

 

 

Роль невербальной коммуникации.

Каждая культура имеет  свою языковую систему, с помощью  которой ее носители имеют возможность общаться друг с другом. В науке различные формы языкового общения получили название вербальных средств коммуникации, наряду с которыми существует и невербальная коммуникация. Существует предположение, что большинство информации при общении передается невербально, в связи с чем интерес к изучению невербальной коммуникации в настоящее время постоянно растет. Понятие невербальной коммуникации выходит за рамки понятия речевого общения, поскольку реализуется в других системах передачи информации, например, в сфере полисенсорного взаимодействия человека с внешним миром (кожно-тактильная рецепция) и обеспечения его жизнедеятельности. Анализ всех систем невербальной коммуникации (физиогномическая маска, одежда, особенности телосложения, обмен предметами, жесты, позы, расстояние между собеседниками, взаимное расположение собеседников, выражение глаз, направление взгляда, выражение лица, акустические (связанные с речью) невербальные средства общения, акустические (не связанные с речью) невербальные средства общения, тактильные невербальные средства общения, запах, кожные реакции) показывает, что они, несомненно играют большую роль в коммуникативном процессе и наряду с вербальной коммуникацией эти системы обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для жизнедеятельности.

В нашем внешнем поведении  проявляется то многое, что у нас  происходит и есть внутри. Только эти  проявления нужно уметь распознать. За отдельными, едва заметными проявлениями рук, глаз, позы, можно увидеть настроение, желания, помыслы вашего партнера. Как  заметил однажды признанный знаток людей, легче изменить свое мировоззрение, чем свой в высшей степени индивидуальный способ подносить ложку ко рту.

В общение людей оказываются закономерно включены эмоции общающихся. Это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует невербальный аспект обмена информацией – невербальную коммуникацию.

Общая характеристика невербальных средств коммуникации.

К средствам невербальной коммуникации принадлежат жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и прочее, которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации – слова. Согласно исследованиям, 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жесты, а 38% — через интонации и модуляции голоса. Отсюда следует, что всего 7% остается словам, воспринимаемым получателем, когда мы говорим. Это имеет принципиальное значение. Другими словами, во многих случаях то, как мы говорим, важнее слов, которые мы произносим. Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами. Многим высшим животными, в том числе и более всего собакам, обезьянам и дельфинам, дана способность невербального общения друг с другом и с человеком.

Благодаря невербальному  общению человек получает возможность  психологически развиваться еще  до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2-3 лет). Кроме  того, само по себе невербальное поведение  способствует развитию и совершенствованию  коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становиться более  способным к межличностным контактам  и открывает для себя более  широкие возможности для развития.

Средства невербальной коммуникации как своеобразный язык чувств являются таким же продуктом общественного  развития, как и язык слов, и могут  не совпадать в разных национальных культурах. Болгары несогласие с  собеседником выражают кивком головы, который русский воспринимает как  утверждение и согласие, а отрицательное  покачивание головой, принятое у  русских, болгары могут легко  принять за знак согласия.

В разных возрастных группах  для осуществления невербальной коммуникации тоже выбираются различные  средства. Так, дети часто используют плач, как средство воздействия на взрослых и способ передачи им своих  желаний и настроений. Коммуникативный  характер, который приобретает у  детей плач, хорошо передает их нередко  встречающееся предупреждение “Я не тебе плачу, а маме!”

Виды невербальных средств  общения.

Различаются три основных вида невербальных средств передачи информации ( или их еще называют паралингвистические средства общения): фонационные, кинетические и графические.

К фонационным невербальным средствам относятся тембр голоса, темп и громкость речи, устойчивые интонации, особенности произнесения звуков, заполнения пауз (э, мэ…).

К кинетическим компонентам речи относятся жесты, позы, мимика.

Графические невербальные средства коммуникации выделяются в письменной речи.

Мимика.

Под мимикой мы понимаем движения мускулатуры лица. Ее не следует путать с физиогномикой (наука, с помощью которой по форме лица можно судить о психических свойствах того или иного человека).

Как установлено еще Дарвином, мимика человека уходит корнями в  мир животных. У животных и человека немало общих мимических выражений  – мимика страха, испуга, тревожности  и т.п. Однако у человека имеются  специфические чувства и их мимические выражения – состояние вдохновения, восхищения, сочувствия, энтузиазма и  др. Многие выразительные средства человека развились из движений, которые  в мире животных имели приспособительное  значение. Так, выражение ненависти  у человека приподниманием верхней  губы филогенетически связано с  устрашающим обнажением клыкову животного, готовящегося к борьбе.

Мимика связана с распространением интенсивного возбудительного процесса на двигательную зону коры головного  мозга – отсюда её непроизвольный характер. При этом происходит и  соответствующее возбуждение всей симпатической нервной сиситемы. Выражая недовольство, мы сжимаем губы и вытягиваем их вперед, морщим лицо - все эти движения производятся и в тех случаях, когда срабатывает рефлекс отвержения не пригодной к употреболению пищи. Это свидетельствует о том, что многие наши мимические выражения генетически связаны с органическими ощущениями.

Мимика бывает разная:

Сильно подвижная  мимика. Сильно подвижная мимика свидетельствует об оживленности и быстрой сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний, о легкой возбудимости от внешних раздражителей. Такая возбудимость может достигать маниакальных размеров.

Малоподвижная мимика. Указывает в принципе на постоянство душевных процессов. Она свидетельствует о редко изменяющемся устойчивом настроении. Подобная мимика ассоциируется со спокойствием, постоянством, рассудительностью, надежностью, превосходством и уравновешенностью. Малоподвижная мимическая игра может при сниженной активности (двигательная сила и темперамент) производить также впечатление созерцательности и уюта.

Монотонность  и редкая смена форм.  Если такое поведение сопровождается медлительностью и слабой напряженностью, то можно сделать вывод не только о психическом однообразии, но и о слабой импульсивности. Причиной этого могут явиться меланхолические двигательные нарушения, скованность или парализованность. Такое поведение характерно при исключительно монотонных душевных состояниях, скуке, печали, равнодушии, отупении, эмоциональной бедности, меланхолии и вытекающем из утрированно унылого доминирующего чувства депрессивном ступоре (полная скованность).

Сопряженная мимика. Большинство мимических процессов состоят из множества отдельных выражений. Высказывания вроде “он разинул рот и раскрыл глаза”, ”холодные глаза противоречат смеющемуся рту” и другие свидетельствуют о том, что анализ возможен лишь при наблюдении за отдельными выражениями и на основе выводов, полученных при этом.

Также мимические движения подразделяются на:

  • мимику агрессивно-наступательную – гнев, злость, жестокость и др.;
  • мимику активно-оборонительную – отвращение, презрение, ненависть и др.;
  • мимику пассивно-оборонительную – покорность, приниженность и др.;
  • мимику ориентировочно-исследовательской направленности;
  • мимику удовольствия-неудовольствия;
  • маскировочные выражения – мимика сокрытия истины, двусмысленности, нечестности и т.п.

Взгляд.

Одним из наиболее важных элементов  мимики является взгляд. Взгляд живого существа, и особенно взгляд человека, - один из самых сильных раздражителей, несущий в себе большую информацию. В процессе общения взгляды людей выполняют синхронизирующую функцию – ритмика взглядов образует определенное русло общения. При этом говорящий меньше смотрит на партнера, чем слушающий. Но примерно за секунду до окончания отдельного речевого блока говорящий переводит взгляд на лицо слушателя, как бы подавая сигнал о наступлении его очереди говорить и оценивая произведенное им впечатление. Партнер, взявший слово, в свою очередь отводит глаза, углубляясь в свои мысли. Слушающий же подает глазами сигналы своего отношения к содержанию высказываний говорящего – это могут быть одобрение и порицание, согласие и несогласие, радость и печаль, восторг и гнев. Глаза выражают всю гамму человеческих чувств. И не только сами глаза, но и вся окологлазная область.

Впечатление, производимое взглядом, зависит от просвета зрачков, положения век и бровей, конфигурации рта и носа, общего абриса лица. По мнению антрополога Эдуарда Т. Холла, лидер ООП Ясир Арафат носит темные очки, чтобы люди не могли наблюдать  за его реакциями по расширению его  зрачков. Ученые недавно установили, что зрачки расширяются, когда вас  что-то заинтересовывает. По Холлу, о  реакции зрачков в арабском мире знают уже сотни лет. Сочетание  этих признаков разнообразно. Положительные  эмоции увеличивают количество обменов  взглядами, отрицательные – сокращают  это количество.

Контакт глаз является неоспоримо важным процессом коммуникации. Как  вы уже знаете, человек получает именно через зрение около 80% впечатлений  от всех органов чувств. С помощью  глаз можно передать самые различные  выражения, благодаря им мы можем осуществлять процесс управления ходом беседы, обеспечить обратную связь в поведении человека. Взгляд помогает в обмене репликами, так как большинство высказываний без участия глаз было бы бессмысленным. 

Вспомните, как остро собеседники  в Интернете нуждаются в разнообразных  смайликах, которые являются заменой  такого средства невербального общения  как обмен взглядами, выражения  лица. Ведь не видя друг друга, гораздо  труднее передать испытываемые чувства. Разработчики программ мгновенного  обмена сообщениями, улучшая их программные  характеристики, стараются включить и расширить функцию выражения  глаз, общей мимики и различные  жесты руками. И, как показывает практика, спрос на такие программы типа Аськи, весьма велик. Люди жаждут полноценного общения и в Сети. А появление функции видеозвонков в сотовых телефонах и установка видео оборудования на компьютер, позволяющего общаться в интерактивном режиме, созерцая друг друга, как раз и является ответом на потребность в живой коммуникации на удаленном расстоянии.

Также взгляд принимает участие  в выражении интимности, откровенности. С его помощью вы можете устанавливать  степень приближенности к человеку.

В общении взгляд, как  правило, осуществляет информационный поиск, например, слушающий смотрит  на говорящего, и если тот сделал паузу, молча ожидает продолжения, не прерывая контакта глаз; дает сигнал о свободном канале связи, например, говорящий знаком глаз сообщает, что разговор окончен; помогает установить и поддержание социальных отношений, когда мы ищем взгляд человека, чтобы вступить в беседу. 
В психологии существуют несколько видов взглядов, каждый из которых несет весьма существенную информацию о мыслях человека:

  1. Деловой взгляд – когда мы смотрим на лоб и в глаза собеседника. Часто мы себя так ведем при встрече с малознакомыми людьми, руководителями и начальниками.
  2. Социальный взгляд – когда мы направляем глаза на зону лица человека в области рта, носа и глаз. Он характерен в ситуациях непринужденного общения с друзьями и знакомыми.
  3. Интимный взгляд – проходит через линию глаз собеседника и опускается на уровень ниже подбородка, шеи на другие части тела. Может быть расширение зрачков, как предвкушение удовольствия.

Информация о работе Невербальные средства коммуникации