Непрерывное образование

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 20:33, реферат

Краткое описание

Цель работы состоит в определении понятия непрерывного образования в современном обществе.
Для выполнения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
- определить понятие непрерывного образования;
- охарактеризовать современное состояние непрерывного образования и перспективы его развития;
- раскрыть зарубежный опыт развития непрерывного образования.

Оглавление

Введение 3
1. Непрерывное образования: история становления и определение понятия 5
2. Современное состояние и перспективы развития непрерывного образования 10
3. Зарубежный опыт развития непрерывного образования 14
Заключение 19
Список использованной литературы 21

Файлы: 1 файл

Непрерывное образование 2014.docx

— 52.91 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В конце XX в. в развитых странах мира произошел переход к новым принципам организации производства: непрерывному инновационному процессу гибкой автоматизации, индивидуализации спроса, изменившимся видам общественного потребления. Главной движущей силой в рамках всеобщей конкуренции стал творческий и интеллектуализированный труд, основанный на научных знаниях и современных технологиях. Отсюда задачи, связанные с необходимостью совершенствования процесса подготовки кадров, способных решать инновационные задачи, обладающих навыками научного творчества, приобретают особенную остроту.

Актуальность выбранной темы работы. В последнее время обозначенной проблеме уделяется повышенное внимание, как со стороны государственной системы образования, так и со стороны представителей работодателей. Значимым становится вопрос о развитии системы непрерывного профессионального образования, в котором профессиональное образование и профессиональное обучение должны быть ориентированы на подготовку специалиста, способного обеспечить прогресс в своей отрасли. Быстрое развитие современного рынка труда требует работника нового типа, обладающего разносторонними знаниями, отличной специальной подготовкой, активной жизненной позицией, готовностью адаптироваться к новым ситуациям, развиваться и повышать свой уровень. Все это говорит о том, что образование должно быть ориентировано на опережающее обучение специалиста, на его широкие знания, должно быть непрерывным профессиональным образованием.

«Основой прогрессивного развития каждой страны и всего человечества в целом является сам Человек, его нравственная позиция, многоплановая природосообразная деятельность, его культура, образованность, профессиональная компетентность»1.

Таким образом, непрерывное профессиональное образование должно представлять собой всесторонне направленную обучающую деятельность, осуществляемую на постоянной основе с целью повышения уровня знаний, навыков и профессиональной компетенции.

Научной базой исследования послужили работы таких авторов как С.А. Белякова, А.А. Иванова, А.А. Городнова, Ж.К. Далабаев, Л.И. Евенко, А.М. Новиков, Т.Ю. Цибизова, Ю.А. Читаева.

Научная работа Т.Ю. Цибизовой «Интеграция науки и образования как элемент системы непрерывного профессионального образования» посвящена вопосам интеграции науки и образования как элемента системы непрерывного профессионального образования.

В статье Ю.А. Читаева «Непрерывное образование как одно из условий развития современного образования: прошлое, настоящее, перспективы на будущее» рассматриваются вопросы развития системы непрерывного образования, описаны этапы развития, состояния и перспективы на будущее с учетом тенденций развития образования.

Цель работы состоит в определении понятия непрерывного образования в современном обществе.

Для выполнения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:

- определить  понятие непрерывного образования;

- охарактеризовать  современное состояние непрерывного  образования и перспективы его  развития;

- раскрыть  зарубежный опыт развития непрерывного  образования.

 

 

 

 

1. Непрерывное образования: история становления и определение  понятия

Концепция непрерывного образования как научная теория зародилась в первой половине ХХ века в связи с расширением образования взрослых и на первых этапах отождествлялась с ним. Исследования, проведенные В.В. Арнаутовым, А.М. Новиковым и другими учеными, показали, что в европейских странах идея непрерывного образования и обучения в течение всей жизни была выдвинута еще в 20-х гг. ХХ века.

Идея «непрерывного образования» в 60-х-70-х гг. ХХ века стала основной идеологической и организационно - практической установкой во многих странах мира.

При этом само возникновение и развитие идеи «непрерывного образования» явилось антитезой существующих программ: «автоматизация образования», подчинения образования производственным задачам, где осуществляется «специализированная» подготовка2.

Сама концепция «непрерывного образования» начала формироваться в 70-х гг. ХХ века.

В зависимости от вида и содержания образования складывалась система под разными названиями: «продолженное образование», «возобновляющееся образование», «пожизненное образование» и т.д., затем первоначальное видение было существенно дополнено как на содержательном, так и на организационном уровнях.

В 70-90-е гг. ХХ века отечественные и зарубежные ученые акцентируют внимание на вопросах более четкого определения сущностных характеристик непрерывного образования: понятие, цели, функции, принципы, интегрированность, вычисление базовых подсистем, определение специфики их взаимосвязей и функционального назначения в целостной системе образования и др.

В конце 80-х - начале 90-х гг. ХХ века в отечественной литературе появились публикации теоретического характера, в которых рассматривались вопросы становления идеи непрерывного образования:

- постоянное развитие личности как активного субъекта труда, познания, общения;

- реально функционирующая система государственных и общественных учреждений, обеспечивающих возможность общеобразовательной и профессиональной подготовки индивидуума с учетом общественных потребностей и личных его запросов;

- принципы, отражающие современные общественные тенденции построения образования как целостной системы, направленной на развитие личности и составляющей условия социального прогресса.

Потребность в переходе к непрерывной системе образования в России была основана на первых движениях к рыночной экономике; еще в начале 90-х гг. ХХ века.

В Указе Президента Российской Федерации В.В. Путина «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» № 597 от 07.05.2012г. поставлена задача «увеличение к 2020 г. числа высококвалифицированных работников, с тем, чтобы оно составляло не менее трети от числа квалифицированных работников»3.

Современный этап развития образовательных структур характеризуется широким спектром различных форм включения населения в процесс профессиональной подготовки, что определяет необходимость обеспечения преемственности образовательных программ и взаимодействия образовательных учреждений, ориентированных на принцип непрерывности.

Концепция «непрерывного образования» приобрела международные масштабы благодаря деятельности ЮНЕСКО, она связана с динамичным характером развития общества, постоянной структурной перестройкой и сменой технологий, ведущими к изменению содержания труда.

На настоящий момент непрерывное образование относится к одной из важнейших направлений научных исследований в области образования в целом, оно разработано, исследовано, апробировано многими учеными, педагогами, практиками, но в то же время остается одним из самых сложных в теории и практике образования.

Согласно определению Р. Даве «непрерывное образование – это процесс личного, социального и профессионального развития индивида на протяжении его жизни, осуществляемый в целях совершенствования качества жизни. Это всеобъемлющая и объединяющая идея, включающая формальное, внеформальное и неформальное обучение». Непрерывное образование в его понимании как Life-Long Learning (LLL – образование на протяжении всей жизни) предполагает любое целенаправленное обучение, осуществляемое на постоянной основе, с целью совершенствования знаний, умений и навыков (компетенций) в условиях информатизации общества, глобализации мировых процессов и стремительного научно-технического прогресса4.

Непрерывное образование - это комплекс государственных, частных и основанных на другой форме собственности образовательных учреждений, обеспечивающих организационное и содержательное единство, преемственность и взаимосвязь всех звеньев образования, переподготовку и повышение квалификации каждого человека с учетом настоящих и перспективных общественных и экономических потребностей и личных образовательных целей и возможностей.

В непрерывном образовании делается упор на личностную ориентацию. При центрированности на личность акцентируется его непрерывность в мире личности - то, что позволяет осуществлять средствами образования собственные стремления личности, помогает ее самореализации.

Главной задачей в реализации концепции «непрерывного образования» является создание четкой сети взаимосвязанных форм обучения, способной обслуживать различные группы населения.

Фундаментальными положениями организационных и содержательных основ концепции «непрерывного образования» являются:

- основная идея - образование осуществляется на протяжении всей жизни человека в соответствии с интересами общества и потребностями личности вне зависимости от возраста, образовательного ценза, других внешних и внутренних ограничений;

- непрерывное образование - система - реализация организации последовательного образования от дошкольной ступени до перманентного образования взрослых в различных формах дополнительного образования, переподготовки и повышения квалификации, включая, современные формы заочного обучения и процесса самообразования;

- принципы - демократизм, социальная открытость, целостность, непрерывность, гибкость и вариативность системы образования, завершенность;

- реализация концепции - условие - реорганизация сети образовательных учреждений на принципах многофункциональности, многопрофильности и многоступенчатости5.

Ко всему вышеизложенному необходимо отметить, что обучение в течение всей жизни, или непрерывное образование – насущная необходимость наших дней.

Причин тому несколько:

1. Прогресс  цивилизации привёл к быстрому  устареванию знаний. В прошлом, когда  объём знаний был относительно  невелик, а прирастали они относительно  медленно, постепенно изменяясь, процесс  формального образования завершался  за несколько лет. По оценке  экспертов, в начале ХХ века  обновление знаний происходило  каждые 20–30 лет, и общество, сохраняя  консервативную систему образования, не так остро чувствовало недостаток  современных знаний. Сегодня знания  в среднем обновляются на 15 % в  год, т. е. каждые шесть лет. В наиболее  наукоёмких отраслях период «полураспада»  знаний составляет менее 2,5 лет6. Традиционное базовое образование в большинстве стран в силу своей инерционности не успевает за изменением картины мира и потребностей производства. По мере нарастания объёма знаний для их охвата потребовалось расширение структуры формального образования. В силу увеличения темпов роста объёма знаний возрастает необходимость в их периодическом обновлении. «Непрерывное образование» после окончания школы стало неотъемлемой частью нашей культуры. Отсюда вытекает необходимость постоянного обновления знаний в избранной сфере деятельности, то есть повышения квалификации7.

2. Рост  социальной динамики всё чаще  приводит к необходимости смены  профессии и/или области деятельности, определяемой высшим образованием, полученным человеком. Это приводит  к необходимости приобретения  новой квалификации, которая зачастую  должна быть подтверждена соответствующим  дипломом.

3. Повышение  уровня жизни приводит к увеличению  разнообразия занятий, связанных  с досугом человека, некоторые  виды которого требуют специальной  подготовки. Это направление связано  с развитием личности человека.

Таким образом, роль «непрерывного образования» только усиливается, поскольку влияние перечисленных факторов на жизнь человека будет только усиливаться, поэтому их нельзя игнорировать.

 

2. Современное состояние и перспективы развития непрерывного образования

Конец ХХ начало ХХI вв. ознаменовали новые ориентиры в развитии непрерывного образования, в настоящее время оно рассматривается в нескольких аспектах:

- педагогический - разработка целостного и преемственного содержания образования, поиск и апробация эффективных технологий;

- управленческий - разработка и реализация моделей функционирования и развития системы непрерывного образования;

- правовой - нормативно - правовое обеспечение не только самой системы непрерывного образования, но и всех его субъектов;

- социально-психологический - возможность получения непрерывного образования различными социальными группами с учетом потребностей и способностей личности и производства.

В России развитие непрерывного образования в новых социально-экономических условиях в рамках инновационной экономики приобретает принципиально иное качество, оно обусловлено не только постоянно обновляющимися социальными требованиями к профессиональным качествам высококвалифицированных работников, но и необходимостью учета индивидуально проявляемых личностных мотивов.

В настоящее время непрерывное образование, особенно в условиях реализации Болонского процесса в высшем образовании и рекомендаций Копенгагенской декларации в профессиональном образовании, имеет своей целью наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей личности, которые являются как выражением ее стремления к наиболее полной самореализации, так и адаптацией к условиям быстро меняющегося мира.

Для дальнейшего развития современной системы непрерывного профессионального образования необходимо: создать условия для обеспечения образовательной мобильности обучающихся, сформировать общенациональную систему оценки качества образования, разработать программу профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, построенную на принципах модульности, расширить перечень организаций, имеющих право на предоставление услуг в системе непрерывного профессионального образования8.

Информация о работе Непрерывное образование