Немецкая классическая философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 23:03, контрольная работа

Краткое описание

Иммануил Кант родился в 1724г в Кенигсберге. Здесь же учился, стал ректором университета, писал свои труды, и умер в 1804. Он был не только философом, но также крупным ученым в области естествознания. Преподавал. Философское развитие Канта делится на 2 периода. В первый период (до начала 70-х гг.) пытался решать философские проблемы о бытии, философии природы, религии, этики, логики исходя из убеждения, что философия могла быть разработана и обоснована как умозрительная наука.(без обращения к опытным данным).

Оглавление

1. Философское учение И. Канта.……………………………………….……3
2. Система и метод Гегеля …………….…...……………….…………….…..8
3. Антропологический материализм Л. Фейербаха ……………………..…23
4. Историческое значение немецкой классической философии ……….....29
Задача 1 ………………………………………………………………………32
Задача 2 ……………………………………………………………………....34
Литература ……………………………………………………………….…..40

Файлы: 1 файл

готовая философия.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

      ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФИЛИАЛ 

      Государственного образовательного учреждения

      высшего  профессионального  образования 

      РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ 
 

      ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

      ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

      (ЮРИДИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ) 
 
 
 

      КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    По  дисциплине «Философия»

                     

      «Немецкая классическая философия» 

                                                        Выполнил:

                                                                  студент 2-го курса

                                                                                заочной формы обучения

                                                   Лушников И.Е.________

                                                                      фамилия, и., о. 
 

      Преподаватель:

      __________________________________

      ученая  степень, ученое звание, должность

      _____________________________________

      фамилия, и., о. 

      Дата  представления работы

      «___»___________20___г. 
 
 

      Воронеж

      2010 

СОДЕРЖАНИЕ

№ стр.

1. Философское учение И. Канта.……………………………………….……3

2. Система и метод Гегеля …………….…...……………….…………….…..8

3. Антропологический материализм Л. Фейербаха ……………………..…23

4. Историческое значение немецкой классической философии ……….....29

Задача 1 ………………………………………………………………………32

Задача 2 ……………………………………………………………………....34

Литература  ……………………………………………………………….…..40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Философское учение И. Канта

     Иммануил  Кант родился в 1724г в Кенигсберге. Здесь же учился, стал ректором университета, писал свои труды, и умер в 1804. Он был не только философом, но также крупным ученым в области естествознания. Преподавал. Философское развитие Канта делится на 2 периода. В первый период (до начала 70-х гг.) пытался решать философские проблемы о бытии, философии природы, религии, этики, логики исходя из убеждения, что философия могла быть разработана и обоснована как умозрительная наука.(без обращения к опытным данным).

Во 2-й  период (критический) Кант пытается строго отделить явления от «вещей в себе». Последние не могут быть даны в опыте. Вещи непознаваемы. Мы познаем лишь явления или тот способ, которым эти вещи в себе действуют на нас. Это учение - агностицизм. Кант называл его «критикой разума». Это учение ограничивает разум, поскольку оно отказывает ему в познании сущности вещей. Развивая эту «критику» Кант пытался:

1. выяснить  источники различного вида знаний - научного и философского; 2. Выяснить, на чем основывается достоверность знаний;

3.исследовать формы и категории научного мышления.  
           Учение «Критическая философия» сформировалось к началу 80-х гг. Оно изложено в трактатах «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения» (теоретического познания, этика и эстетика (учение о целесообразности в природе) соответственно).  
            Познание начинается с того, что «вещи в себе» воздействуют на наши органы чувств и вызывают ощущения. Это конечно материализм. Но дальше Кант - идеалист. Идеализм состоит в убеждении, что ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теоретические знания о «вещах в себе». Достоверное знание существует - это математика и естествознание. Истины этих наук всеобщие и необходимые. Но это не есть знание о «вещах в себе», а только о свойствах вещей, к которым приложимы формы нашего сознания: ощущения, понятия. «Вещи  в себе» принципиально непознаваемы.  
Учение о знании. Кант опирается на теорию суждения. Знание всегда выражается в форме суждения, в котором мыслится связь между двумя понятиями - субъектами и предикатами суждения. Существует 2 вида этой связи. В одних суждениях предикат не дает нового знания о предмете сравнительно с тем знанием, которое уже мыслится в субъекте. Это аналитические суждения. Пример: все тела имеют протяжения (предикат - имеют протяжения). Если предикат не выводится из субъекта, а соединяется с субъектом, то это синтетические суждения. Пример: некоторые тела тяжелы. Есть 2 класса синтетических суждений:

1. апостериорные: связь предиката с суждением мыслится потому, что обнаруживается в опыте (некоторые лебеди черны).

2. априорные суждения эта связь не может основ на опыте. Она мыслится как связь, предшествующая опыту и независящая от него ( все, что случается имеет причину).

Априорным суждениям Кант придает большое значение. Вопрос о априорных синтетических суждениях он ставит в следующей форме:

1. как  возможны такие суждения в математике?

2.как  возможны они в теоретическом естествознании?

3.возможны  ли они в метафизике?

Решение этих вопросов он связывает с исследованием 3 основных способностей познания: чувственности, рассудка, разума.  
Чувственное познание. Вопрос о возможности априорных синтетических суждений в математике Кант рассматривает в учении о формах чувственного познания. По Канту элементы математического знания - не понятия, а наглядные представления. В суждении математики синтез субъекта с предикатом основывается либо на чувственном созерцании пространства, либо времени. Пространство - априорная форма внешнего чувств созерцания (время - внутреннего), что и придает созерцанию пространству их безусловную всеобщность и необходимость. Таким образом, у Канта пространство и время перестают быть формами сущности вещей. Они становятся априорными формами нашей чувственности.  
Априорные формы рассудка. Условием возможного априорного синтетического суждения в теоретическом естествознании являются категории. Это независимые от поставляемого опытом содержания понятия рассудка, под которые рассудок подводит всякое содержание, получаемое из опыта. То есть категории не формы бытия, а понятия рассудка. Это только формы, под которые рассудок подводит доставляемый чувственностью материал. Категории априорны. По Канту ни ощущения, ни понятия сами не дают знания. Ощущения без понятий - слепы, а понятия без ощущений - пусты. Знание есть синтез ощущений с понятиями. Возникает вопрос: каким образом разнообразие чувств созерцаний превращается посредством априорных форм в единство? Условием такого единства состоит в единстве самосознания.  
На этих основах И.Кант разработал ответ на вопрос о возможности теоретического естествознания. В основе всех суждений естественных наук лежат общие и необходимые законы. Научным знанием предмета и явления наук могут быть при условии, если рассудок мыслит предметы и явления как подчиненные 3 законам:

1.сохранения  субстанции 

2.причинности  и следствия

3.взаимодействия  субстанций.

Эти законы принадлежат не самой природе, а только нашему разуму. Наше сознание само строит предмет не в том смысле, что оно порождает его или дает ему бытие, а в том, что оно придает познаваемому предмету ту форму, под которой он только и может познаваться - форму всеобщего и необходимого знания. То есть не формы нашего ума сообразуются с вещами природы, а напротив, вещи природы - с формами ума. Отсюда вывод, что вещи сами по себе непознаваемы. Ни формы чувственности, ни категории рассудка, ни эти 3 закона не составляют определения самих вещей в себе. Природа как предмет всеобщего и необходимого знания строится самим сознанием.  
Этика. Противоречие необходимости и свободы - не настоящее: человек поступает необходимо в одном отношении и свободно в другом. Необходимо, так как человек есть явление среди других явлений природы и в этом отношении подчинен необходимости. Но человек также и нравственное существо, субъект нравственного сознания. Как нравственное существо человек принадлежит к миру умопостигаемых «вещей в самих себе». И в этом качестве он свободен. Нравственный закон И.Кант понимает как безусловное предписание или «категорический императив».  
Закон этот требует, чтобы каждый поступал так, чтобы правило его личного поведения могло стать правилом для всех. Поступок может быть моральным, только если он совершен из уважения к нравственному закону.  
Кант стремился ослабить зависимость этики от веры. Он утверждает, что не нравственность основана на религии, а наоборот. Опыт показывает, что между моральным или аморальным поведением человека и его счастьем не существует необходимого соответствия. Противоречие между моральным поведением человека и результатом этого поведения в эмпирической жизни не мирится с нашим нравственным сознанием, которое требует справедливого соответствия. Не находя его в мире явлений, нравственное сознание вынуждено верить, будто соответствие осуществимо в мире «умопостигаемом». Существование понятий как свобода, бессмертие и бог Кант объясняет верой в «умопостигаемый» мир. Их бытие не есть истина, доказуемая теоретически, но есть необходимый постулат или требование «практического разума».

     И.Кант достиг значительного расширения и  углубления философского анализа по сравнению с его предшественниками. Он попытался разрешить такие  важные вопросы, как происхождение  необходимости, логической структуры  опыта и идеальных объектов науки, выяснить синтез эмпирического и теоретического, обосновать совмещение счастья и долга. Он поставил проблемы научности философии и противоречивости познания. Постановкой проблемы синтеза чувственного и рационального, синтетического и аналитического в знании и учением о категориях и антиномиях и о возможностях рассудка и разума И.Кант положил начало развитию классической немецкой диалектики, центральным принципом которой стало выдвинутое и обоснованное им положение об активности субъекта в познании, моральной практике и художественном творчестве.

     В западной философии после И.Канта  многие философские системы прямо  или косвенно связаны с кантовским учением. Это и фихтеанство, и  гегельянство, и неокантианство и  др. На современном этапе философского развития можно говорить о связи с философией И.Канта таких направлений в философии как феноменология, экзистенциализм, герменевтика и др.

2. Система и метод Гегеля

     Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) родился в Штутгарте - столице  Вюртембергского княжества. Его отец, секретарь казначейства, входил в состав высшего чиновничества. В гимназии Гегель, бывши образцовым учеником, особый интерес проявлял к античной литературе. В семье готовили Гегеля к карьере пастора, для чего он прошел курс обучения в Тюбингенском теологическом институте (1788-1793). В течение первых двух лет обучения здесь преподавалась Лейбнице - вольфианская философия; защитив написанное в ее духе сочинение о границах нравственных обязанностей, Гегель получил степень магистра философии. В течение последующих трех лет он изучал курс теологии, за успешное освоение которого Гегелю была присвоена степень кандидата теологии. Сильное впечатление на Гегеля произвела французская революция. Живой интерес к глубоким социальным преобразованиям, возникший у Гегеля в эти годы и сохраненный им до последних дней, обусловил его внимание к социальной философии, в которой он особенно ценил учение Руссо. Гегель разочаровался в карьере пастора и его интеллектуальные интересы сосредоточились на философии, однако, заниматься только ею он смог лишь спустя несколько лет, в течении которых он, подобно своим предшественникам к немецкой классической философии, вынужден был трудиться домашним учителем и воспитателем- сначала в Швейцарии, в Берне (1793-1796), а затем в немецком городе Франкфурт-на-Майне (1797-1800). В Берне началось, а во Франкфурте продолжалось философское творчество Гегеля- создание ряда работ, посвященных в основном весьма критическому осмыслению причин возникновения и распространения христианства, а также его роли в жизни народов от античности до современности. Уже в этих работах философская мысль Гегеля выступает как диалектичная : она выявляет внутренние противоречивые процессы и в сфере общественного сознания, и в сфере общественного бытия, понимаемого как отражаемого в этом сознании; причем и то и другое рассматривалось в их развитии. Получив после смерти отца свою долю наследства и имея собственные сбережения из педагогических заработков, Гегель получает возможность всецело отдаться философской деятельности. В начале 1801 г. Гегель приезжает в Йену, где после защиты двух диссертаций получает право преподавать в местном университете как приват-доцент философии. Первой значительной философской публикацией Гегеля, сделавшей его известным, была объемистая работа «Различие между системами философии Фихте, Шеллинга» (1801). В том же духе Гегель написал ряд статей в 1802 г. для « Критического журнала философии», который он издавал совместно с Шеллингом. Из-за этих публикаций многие, начиная с самого Шеллинга, считал Гегеля вплоть до завершения йенского периода (1801-1807) последовательным шеллингианцем. Гегель заявляет о себе как об оригинальном философе как раз в то время, когда шеллинговская мысль вслед за фихтиевской исчерпала потенциал прогрессивного развития и повернула в теософские тупики. Читая в Йенском университете лекции по логике, метафизике, философии природы, философии духа, естественному праву, истории философии, Гегель постепенно осуществляет разработку своей оригинальной философской системы. Из набросков этой системы 1801-1802 гг. и 1804-1806 гг. оформляется к концу 1806 г. «Феноменология духа», которая после написания обширного предисловия публикуется в начале 1807 г. Оккупация Йены французскими войсками, сопровождавшаяся закрытием на время университета, побудила Гегеля перебраться в баварский город Бамберг, где он с помощью своего влиятельного друга Нитхаммера был назначен редактором местной газеты. Гегель пробыл на этой должности полтора года, после чего из-за столкновений с цензурой газета была закрыта. После этого Гегель при содействии того же Нитхаммера был назначен директором гимназии в Нюрнберге. Наряду с исполнением административных обязанностей Гегель читал гимназистам введение в философию (философскую «пропедевтику»). Длительный Нюрнбергский период жизни Гегеля (1808-1816) оказался очень плодотворным в творческом отношении. Именно в Нюрнберге Гегель неспешно и продуманно работал над своим главным философским произведением – Наукой логики», первый том которой был опубликован в 1812 г., а второй – в 1816 г. Эта публикация послужила основанием для приглашения Гегеля на кафедру философии в Гейдельбергском университете. Непродолжительный гейдельбергский период (1816-1818) важен тем, что здесь Гегель завершил и опубликовал новую, итоговую версию своей философской системы под названием «Энциклопедия философских наук» (1817). Это произведение, состоящее из трех частей, включает в себя сокращенный и переработанный вариант «Науки логики» (именуемый «малой логикой» в отличии от исходной «большой логики»), «Философию природы» и «Философию духа». После «Критической философии» Канта эта была первая в Германии основательно разработанная философская система, важнейшим объективным достоинством которой была ее насыщенность диалектическими идеями. Гегель по праву был признан крупнейшим немецким философом современности. Важнейшим выражением этого, по сути дела, общественного признания явилось приглашение Гегелю занять кафедру философии Берлинского университета. К тому времени Берлин уже выдвинулся на положение философского центра Германии, а деятельность Гегеля в столичном университете (1818-1831) окончательно упрочнила данное положение. В Берлине Гегель опубликовал сравнительно немного произведений. Из них новыми работами были «Основоположения философии права» (1821) и «Философия права» (1826). Большое внимание Гегель уделял доработке прежних фундаментальных трудов. В 1827 г. вышло на свет второе издание «Энциклопедия философских наук», в которое Гегель внес немало дополнений. Он взялся за подготовку значительно расширенного издания «Науки логики», но успел внести дополнения лишь в первую часть из ее трех частей. Входе лекционной курсов Гегель, интенсивно разрабатывал некоторые существенные аспекта своей системы. Гегель был полон творческих сил и планов, когда 14 ноября 1831 г. эпидемия холеры скоропостижно оборвала его жизнь на 62-м году. Он ушел из жизни в апогее авторитета созданной им философии, на базе которой появилась целая школа - гегельянство. Гегель оказался единственным из корифеев немецкой классической философии, не дожившим до времени массированного наступления на свою систему взглядов и вызванного упадком их влияния. Ученики и последователи Гегеля успешно потрудились над изданием уже в 30-е годы его лекционных курсов, используя для этого их наброски, планы, а также сделанные слушателями записи. Это «Лекции по истории философии», «Лекции по эстетике», «Лекции по философии религии», включенные в изданное тогда 18-и томное сочинение трудов Гегеля.

Информация о работе Немецкая классическая философия