Немецкая классическая философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 00:44, доклад

Краткое описание

Иммануила Канта (1724-1804) считают родоначальником немецкой классической философии — грандиозного этапа в истории мировой философской мысли, охватывающего более чем столетие духовно-интеллектуального развития — напряженного, очень яркого по своим результатам и чрезвычайно важного по своему воздействию на человеческую духовную историю. Он связан с поистине великими именами: наряду с Кантом это Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814), Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775-1854), Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) — все в высшей степени оригинальные мыслители

Файлы: 1 файл

Немецкая классическая философия.docx

— 21.57 Кб (Скачать)

Немецкая  классическая философия. 

 Иммануила Канта (1724-1804) считают родоначальником немецкой классической философии — грандиозного этапа в истории мировой философской мысли, охватывающего более чем столетие духовно-интеллектуального развития — напряженного, очень яркого по своим результатам и чрезвычайно важного по своему воздействию на человеческую духовную историю. Он связан с поистине великими именами: наряду с Кантом это Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814), Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775-1854), Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) — все в высшей степени оригинальные мыслители. Каждый настолько своеобразен, что трудно не задаться вопросом, а можно ли вообще говорить о немецкой классической философии как относительно едином, целостном образовании? И все-таки это возможно: при всем богатом разнообразии идей и концепций немецкую классику отличает приверженность ряду существенных принципов, которые преемственны для всего этого этапа в развитии философии. Они-то и позволяют рассматривать немецкую классическую философию как единое духовное образование.  

  Первая особенность учений мыслителей, причисляемых к немецкой классике, — сходное понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры Философии. они вверяли высочайшую духовную миссию — быть критической совестью культуры. Философия, впитывая живые соки культуры, цивилизации, широко понятого гуманизма, призвана осуществить по отношению к человеческой жизнедеятельности широкую и глубокую критическую рефлексию (отрежение). Это была очень смелая претензия. Но немецкие философы XVIII-XIX вв. достигли в ее претворении несомненного успеха. Гегель сказал: "Философия есть... современная ей эпоха, постигнутая в мышлении". И представителям немецкой философской классики действительно удалось запечатлеть ритм, динамику, запросы своего тревожного и бурного времени — периода глубоких социально-исторических преобразований. Они обратили свои взоры и к человеческой истории как таковой, и к человеческой сущности. Конечно, для этого потребовалось разработать философию весьма широкого проблемного диапазона — охватить мыслью существенные особенности развития мира природы и человеческого бытия. При этом через все проблемные разделы красной нитью была проведена единая идея высочайшей культурно-цивилизующей, гуманистической миссии философии. Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель еще и потому так высоко возносят философию, что мыслят ее как строгую и систематическую науку, правда, науку специфическую по сравнению и с естествознанием, и с дисциплинами, более или менее конкретно изучающими человека. И все-таки философия питается живительными истоками научности, ориентируется на научные образцы и стремится (да и должна) строить себя как науку. Однако философия не просто опирается на науку, подчиняясь критериям научности, но и сама дает науке и научности широкие гуманистические и методологические ориентации.  

 Вместе  с тем, было бы неверно представлять  дело так, будто другие области  человеческой жизнедеятельности  и культуры только от философии  обретают саморефлексию. Критическое самосознание — дело всей культуры.  

  Вторая особенность немецкой классической мысли заключается в том, что ей выпала миссия придать философии облик широко разработанной и значительно более дифференцированной, чем раньше, специальной системы дисциплин, идей и понятий, системы сложной и многоплановой, отдельные звенья которой увязаны в единую интеллектуальную цепь философских абстракций. Не случайно немецкая философская классика чрезвычайно трудна для освоения. Но вот в чем парадокс: именно эта высокопрофессиональная, крайне абстрактная, трудная для понимания философия смогла оказать огромное воздействие не только на культуру, но и на социальную практику, в частности на сферу политики.  

 Итак, немецкая  классическая философия представляет  единство также и в том отношении,  что ее представители Кант, Фихте,  Шеллинг, Гегель строят свои  очень сложные и разветвленные  учения, системы, включающие философскую  проблематику весьма высокой  обобщенности. Они прежде всего философски рассуждают о мирео мире в целом, о закономерностях его развития. Это так называемый онтологический аспект философии — учение о бытии. В тесном единстве с ним строится учение о познании, т.е. теория познания, гносеология. Философия разрабатывается и как учение о человеке, т.е. философская антропология. Вместе с тем, классики немецкой мысли стремятся рассуждать о человеке, исследуя различные формы человеческой деятельности, в том числе социальную жизнедеятельность человека. Они размышляют об обществе, общественном человеке в рамках философии права, нравственности, всемирной истории, искусства, религии — таковы были в эпоху Канта различные области и Дисциплины философии. Итак, философия каждого из представителей немецкой классики — разветвленная система идей, принципов, концепций, связанных с предшествующей философией и новаторски преобразующих философское наследие. Всех их объединяет еще и то, что проблемы философии решаются ими на базе весьма широких и фундаментальных мировоззренческих размышлений, всеобъемлющего философского взгляда на мир, человека, на все бытие.  

 Еще задолго  до Канта такое широкое и  фундаментальное размышление охватывалось  понятием "метафизика". Немецкая  классическая философия критикует  и в то же время преобразует  метафизику, давая образцы "метафизической", т.е. общемировоззренческой культуры, образцы концептуальной целостности, "сплачиваемой" метафизическим  подходом. Немецкой классической  философии была присуща метафизика  в смысле целостного мировоззренческого  подхода, но отнюдь не в смысле  отличного от диалектики метафизического  (или механического) метода.  

 Напротив, третья особенность немецкой  классической философии как раз  и заключается в том, что  благодаря ей господство метафизического — недиалектического — метода было поколеблено. Именно немецкая классическая философия проложила путь новому по отношению к метафизике методу мышления и познания — методу диалектическому, разработала целостную и разветвленную диалектическую концепцию развития, приложимую к исследованию всех областей человеческой жизни: мира природы, общества и человека, познания, науки, культуры, нравственности. Тем самым открылись поистине грандиозные возможности применения диалектического метода.  

 Диалектические  идеи проходят через всю немецкую  классическую философию, обогащаясь  и развиваясь от одного философского  учения к другому. Хотя самую,  пожалуй, развитую форму диалектическому  методу, идеям диалектики придал  Гегель, у истоков диалектической  мысли — в форме порой и  более интересной, чем гегелевская, — лежали размышления именно Канта.  

 Четвертый  момент, который нельзя обойти, характеризуя  немецкую классическую философию  как относительно единое образование,  — это некоторые общие принципы  в подходе к проблеме исторического  развития. Несмотря на довольно  существенные различия в трактовке  развития истории общества Кантом, Фихте, Шеллингом и Гегелем,  главное состоит в том, что  к истории и ее пониманию  прилагаются рациональные мерки  и критерии: историческое развитие  предполагается исследовать не  с помощью прозрения — интуиции, а научно-теоретически; считается возможным выделить некоторые закономерности истории. Законы истории понимались как принципы исторической "разумности". Вместе с тем, немецкие философы полагали, что главным двигателем истории являются взгляды, идеи, побуждения людей, т.е. идеальные мотивы, объединяемые в понятия сознания, "духа"', мышления, познания, центральных для немецкой классической философии.  

 И наконец,  последнее, что объединяет немецкую  классику в единое целое: в  своем рассмотрении человека  и истории эта философия четко  и ясно сконцентрирована вокруг  принципа свободы и других  гуманистических ценностей. При  этом она не просто прокламирует  гуманистические принципы (что само  по себе было несомненной заслугой  мыслителей в те времена, когда  только началось освобождение  народов Западной и Центральной  Европы от крепостного права), но и пыталась проанализировать  противоречия и трудности, которые  возникали на пути реализации, воплощения в жизнь этих принципов.  

 Немецкая  классическая философия остается  непреходящим достижением философской  мысли, к которому примыкают  и многие другие философские  достижения человечества после  немецкой классики. Она потому  имеет общечеловеческое значение, сходное со значимостью искусства  и науки, что пыталась ответить  на вопросы, которые человечество  задавало себе с самого начала  развития философии, на те вопросы, которые оно задает себе и сегодня. То был временем, эпохой обусловленный ответ, но ответ, который выходит за пределы эпохи. Он обращен и к нам, людям сегодняшнего дня. В немецкой классике есть очень много проблем, которые весьма актуальны. Есть много вопросов, которые не могут не проникнуть в сердце современного человека, в наше сердце, потому что они — общечеловеческие вопросы. И немецкие классики по большей части предлагают на них общечеловеческий тип ответов.  

 Философия  немецкой классики и в наши  дни продолжает свою жизнь  как относительно единое образование.  Но немецкая классическая философия  — созвездие, которое состоит  из ярчайших звезд. На всю  последующую жизнь человечества  они зажглись на небосклоне  немецкой, европейской, мировой культуры. И одна из самых ярких звезд  — Иммануил Кант. Жизнь и поистине бессмертные идеи Канта станут предметом наших дальнейших размышлений. Пусть разговор о Канте, неспешный, постепенный, основательный, систематический, поможет отвлечься от суеты, бешеных скоростей современной жизни и погрузиться в прекрасный, интеллектуально богатый, хотя и сложный мир кантовских идей. С каждым существенным шагом вдумчивый читатель наверняка обогатит свое понимание вечных для человечества проблем.

Информация о работе Немецкая классическая философия