Немецкая классическая философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 18:31, реферат

Краткое описание

Немецкая классическая философия - это значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Она представлена философским творчеством Иммануила Канта (1724-1804), Иоганна Готлиба Фихте (1762- 1814), Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775-1854), Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770- 1831), Людвига Андреаса Фейербаха (1804- 1872).

Файлы: 1 файл

Немецкая классическая философи1.docx

— 15.20 Кб (Скачать)

Немецкая классическая философия - это значительнейший  этап в развитии философской мысли  и культуры человечества. Она представлена философским творчеством Иммануила Канта (1724-1804), Иоганна Готлиба Фихте (1762- 1814), Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775-1854), Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770- 1831), Людвига Андреаса Фейербаха (1804- 1872).  

Каждый из названных  философов создал свою философскую  систему, отличающуюся богатством идей и концепций. Вместе с тем немецкая классическая философия представляет собой единое духовное образование, которое характеризуется следующими общими чертами:  

1. Своеобразным пониманием  роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы  полагали, что философия призвана  быть критической совестью культуры, "конфронтирующим сознанием", "усмехающимся над действительностью", "душой" культуры.  

2. Исследовались  не только человеческая история,  но и человеческая сущность. У  Канта человек рассматривается  как нравственное существо. Фихте  подчеркивает активность, действенность  сознания и самосознания человека, рассматривает устройство человеческой  жизни согласно требованиям разума. Шеллинг ставит задачу показать  взаимосвязь объективного и субъективного. Гегель расширяет границы активности самосознания и индивидуального сознания: самосознание индивида у него соотносится не только с внешними предметами, но и с другими самосознаниями, из чего возникают различные общественные формы. Он глубоко исследует различные формы общественного сознания. Фейербах создает новую форму материализма - антропологический материализм, в центре которого стоит реально существующий человек, который является субъектом для себя и объектом для другого человека. Для Фейербаха единственными реальными вещами являются природа и человек как часть природы.  

3. Все представители  классической немецкой философии  относились к философии как  к специальной системе философских  дисциплин, категорий, идей. И.  Кант, например, выделяет в качестве  философских дисциплин, прежде  всего, гносеологию и этику.  Шеллинг - натурфилософию, онтологию.  Фихте, считая философию "наукоучением", видел в ней и такие разделы, как онтологический, гносеологический, социально-политический. Гегель создал широкую систему философских знаний, в которую вошли философия природы, логика, философия истории, история философии, философия права, философия морали, философия религии, философия государства, философия развития индивидуального сознания и др. Фейербах рассматривал онтологические, гносеологические и этические проблемы, а также философские проблемы истории и религии.  

4. Классическая немецкая  философия разрабатывает целостную  концепцию диалектики.  

Кантовская диалектика - это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума.  

Диалектика Фихте  сводится к исследованию творческой активности Я, к взаимодействию Я  и не-Я как противоположностей, на основе борьбы которых происходит развитие самосознания человека. Шеллинг переносит на природу разработанные Фихте принципы диалектического развития. Природа у него - становящийся, развивающийся дух. 

Великим диалектиком  является Гегель, который представил развернутую, всестороннюю теорию идеалистической  диалектики. Он впервые представил весь естественный, исторический и  духовный мир в виде процесса, т.е. исследовал его в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, противоречиях, количественно-качественных и качественно-количественных изменениях, прерывах постепенности, борьбе нового со старым, направленном движении. В логике, философии природы, в истории философии, в эстетике и т.д. - в каждой из этих областей Гегель стремился найти нить развития.  

Вся классическая немецкая философия дышит диалектикой. Особо  надо сказать о Фейербахе. До последнего времени в советской философии  данная Ф. Энгельсом оценка отношения  Фейербаха к диалектике Гегеля трактовалась как отрицание Фейербахом всякой диалектики вообще. Однако следует  разделить этот вопрос на две части: первое - отношение Фейербаха не к диалектике только, а в целом  к философии Гегеля; второе - Фейербах действительно, критикуя гегелевскую  систему объективного идеализма, "выплеснул  с водой и ребенка", т.е. не понял  диалектики Гегеля, ее познавательного  значения и исторической роли.  

Однако сам Фейербах в своих философских исследованиях  диалектики не избегает. Он рассматривает  связи явлений, их взаимодействия и  изменения, единство противоположностей в развитии явлений (дух и тело, сознание человека и материальная природа). Им предпринята попытка найти  взаимосвязь индивидуального и социального. Другое дело, что антропологический материализм не выпускал его из своих "объятий", хотя диалектический подход при рассмотрении явлений не был полностью ему чужд.  

5. Классическая немецкая  философия подчеркивала роль  философии в разработке проблем  гуманизма и предприняла попытки  осмыслить человеческую жизнедеятельность.  Шло это осмысление в разных  формах и разными путями, но  проблема была поставлена всеми  представителями данного направления  философской мысли. К социально значимым следует отнести: исследование Кантом всей жизнедеятельности человека как субъекта нравственного сознания, его гражданской свободы, идеального состояния общества и реального общества с непрекращающимся антагонизмом между людьми и т.д.; идеи Фихте о первенстве народа перед государством, рассмотрение роли нравственного сознания в жизнедеятельности человека, социального мира как мира частной собственности, который охраняет государство; гегелевское учение о гражданском обществе, правовом государстве, частной собственности; упование Шеллинга на разум как средство реализации нравственной цели; стремление Фейербаха создать религию любви и гуманистическую этику. Таково своеобразное единство гуманистических устремлений представителей классической немецкой философии.  

Можно определенно  сказать, что представители классической немецкой философии пошли вслед  за просветителями XVIII в. и прежде всего  французскими просветителями, провозгласив человека господином природы и духа, утверждая могущество разума, обратившись  к идее закономерности исторического  процесса. Одновременно они явились и выразителями той социально-экономической, политической и духовной атмосферы, которая их окружала непосредственно, выступала в качестве их собственного бытия: феодальная раздробленность Германии, отсутствие национального единства, ориентация развивающейся буржуазии на различные компромиссы, так как она после Великой французской революции испытывала страх перед любым революционным движением; желание иметь сильную монархическую власть и военную мощь.  

Именно этот компромисс находит свое философское обоснование  в работах Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха. И хотя последний  является представителем другой мировоззренческой  ориентации - материалистической, но и  он рассматривает решение социальных проблем на путях реформ, обещая в обществе гражданский мир и  спокойствие.  

Классическая немецкая философия - одно из важнейших выражений  духовной культуры XIX в.

Информация о работе Немецкая классическая философия