Немецкая классическая философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 15:58, реферат

Краткое описание

Во-первых, философов, причисляемых к немецкой классической философии, объединяет сходное понимание роли философии в истории человечества и культуры. Они считали, что философия призвана критически осмысливать историю человечества.
Во-вторых, в философских системах немецких мыслителей была разработана целостная, диалектическая концепция развития, позволяющая исследовать все сферы человеческой жизни.
В-третьих, для немецкой классической философии характерен научно-теоретический подход к исследованию истории, отказ от ее интуитивного постижения. Философы пытались выделить закономерности исторического развития, которые они понимали как принципы исторической «разумности».

Оглавление

Основные принципы немецкой классической философии ……………………3
Философия И. Канта: активность субъекта познания, постулаты практического разума……………………………………………………………..4
Система и метод философии Гегеля……………………………………………..7
Сущность антропологического материализма Л. Фейербаха………………...11
Список использованной литературы …………………………………………..13

Файлы: 1 файл

Философия (немецкая классическая философия).docx

— 29.05 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЮДЖЕТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

Дисциплина «Философия»

 

 

 

Немецкая классическая философия.

Реферат

 

 

 

 

 

Выполнила:_______________

Курс:_______

Форма обучения:_________

Группа:_________

Дата сдачи: _________

Проверил: ____________

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2013

 

Оглавление

Основные принципы немецкой классической философии ……………………3

Философия И. Канта: активность субъекта познания, постулаты практического разума……………………………………………………………..4

Система и метод философии Гегеля……………………………………………..7

Сущность антропологического материализма Л. Фейербаха………………...11

Список использованной литературы …………………………………………..13

 

 

Основные принципы немецкой классической философии

Немецкая классическая философия охватывает более чем столетний период. Она связана с именами великих философов И. Канта (1724-1804), И.Г. Фихте (1762-1814), Ф.В. Шеллинга (1775-1854), Г.В. Гегеля (1770-1831), Л. Фейербаха (1804-1872).

 Несмотря на то, что каждый  из этих мыслителей удивительно  своеобразен, можно говорить о  немецкой классической философии  как о едином, целостном образовании, поскольку ее отличает приверженность  к ряду общих принципов.

 Во-первых, философов, причисляемых  к немецкой классической философии, объединяет сходное понимание  роли философии в истории человечества  и культуры. Они считали, что философия  призвана критически осмысливать  историю человечества.

 Во-вторых, в философских системах  немецких мыслителей была разработана  целостная, диалектическая концепция  развития, позволяющая исследовать  все сферы человеческой жизни.

 В-третьих, для немецкой классической  философии характерен научно-теоретический  подход к исследованию истории, отказ от ее интуитивного постижения. Философы пытались выделить закономерности  исторического развития, которые  они понимали как принципы  исторической «разумности».

 Все эти принципы развивались  на идеалистической основе. Впервые  выступил против таких основ  немецкой философии Л. Фейербах.

 

Философия И. Канта: активность субъекта познания, постулаты практического разума

Творчество И. Канта разделяется на два периода:

  • «докритический»;
  • «критический».

В работах первого периода важное место занимали вопросы естествознания и философии природы, в которых решались проблемы происхождения и развития солнечной системы.

 В критический период с  позиций дуализма (дуализм, от лат. dualis двойственный, - это философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал - духа и материи) он исследует специфику познавательных способностей субъекта, законы деятельности разума и его границы.

 Впервые в философии Кант  ставит вопрос о том, что не  познаваемый объект, о познающий  субъект является главным фактором, определяющим способ познания  и конструирующим предмет знания. Процесс познания у Канта строится  на дуалистическом расчленении  действительности на два мира - мира материальных вещей и  мира человеческого сознания, неспособного  познать этот объективный мир.

 Познание начинается с того, что предметы объективного мира, которые Кант называет «вещами  в себе», воздействуют на наши  органы чувств и вызывают ощущения. В этой части своего учения Кант – материалист. Но в учении о формах познания, его границах он придерживается идеализма и агностицизма (агностицизм – философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания человеком окружающей действительности), поскольку утверждает, что «вещь в себе» принципиально непознаваема.

 Учение о непознаваемости  «вещи в себе» основывается  на утверждении Канта о существовании  у познающего субъекта априорных (т.е. до опытных и независимых  от опыта) форм познания.

 Нашей чувственности присущи априорные формы познания – это пространство и время. Пространство – априорная форма внешнего созерцания, а время – априорная форма внутреннего созерцания.

 Рассудку присущи такие априорные  формы мышления, как понятия и суждения, а разуму – априорные умозаключения, доходящие до идей о безусловном.

 Кант утверждает, что ни чувственное  созерцание, ни понятия рассудка  не дают научного знания, поскольку  ощущения без понятий слепы, а  понятия без ощущений пусты. Научное  знание есть синтез чувственности  и рассудка. Поэтому вопрос состоит  в том, как осуществить этот  синтез и как обосновать всеобщность  и необходимость научного знания. Условием синтеза многообразия  чувственного созерцания с рассудочными  формами, которыми' охватывается это  содержание, является единство человеческого  сознания, которое тоже априорно. Другим связующим звеном между  рассудком и чувственностью становится  воображение.

 Таким образом, сознание субъекта  само строит предмет исследования. Не в том смысле, что оно  создает этот предмет, а в том, что оно придает ему форму, в которой он только и может познаваться – форму всеобщности и необходимости. Человеческий ум может находить и находит в природе лишь то, что он сам в него и вложил до опыта и независимо от опыта. Ум вкладывает в природу не содержание опыта, которое дается воздействием «вещей в себе» на наши органы чувств, а всеобщие и необходимые формы опыта, согласно которым сознание может мыслить любые объекты знания. Отсюда Кант и делает вывод, что вещи, как они существуют сами по себе, независимо от априорных форм сознания, являются непознаваемыми. Ни формы чувственности – пространство и время, ни формы рассудка – понятия и суждения, не могут дать человеку определения «вещей в себе», поскольку со стороны формы знания объект познания строится самим сознанием.

 Высшей познавательной способностью  человека, по Канту, является разум, руководящий деятельностью рассудка  и способный порождать идеи, т.е. понятия о безусловной целостности  и единстве обусловленных явлений (понятия о душе, мире, о Боге).

 Кантовские идеи – это не сверхчувственные сущности, это представление о цели, к которой стремится наше сознание. Разум побуждает рассудок стремиться к абсолютному знанию, но эта цель оказывается недостижимой.

 Невозможность разумного, теоретического  исследования мира, души, Бога как, безусловно, целого Кант показывает на антиномиях. Антиномии – это противоречащие друг другу и одновременно доказуемые положения. Так, например, можно логически доказать прямо противоположные положения: «мир конечен» и «мир бесконечен». Возникновение антиномий, считает Кант, свидетельствует о том, что предметы, которым приписываются эти определения, непознаваемы.

 Оценив антиномии как иллюзии  внеопытного применения разума, Кант устанавливает границы знания  и открывает место вере. Но, утверждая, что нельзя ни доказать, ни  опровергнуть существование Бога, он выступает против вмешательства  религии в дела науки. Однако  он говорит, что вера в Бога  необходима, так как без нее  нельзя примирить требования  нравственного сознания с царящим  в жизни людей злом.

 

Система и метод философии Гегеля

Философия Гегеля – это высший этап развития идеалистической философии второй половины XVIII и начала XIX в.в. Учение Гегеля относится к объективному идеализму, сам философ называл его абсолютным идеализмом. Основой всего существующего Гегель считал движение понятий – развитие абсолютной идеи, т.е. абстрактную, оторванную от человека мысль.

 Абсолютная идея Гегеля – это действенное начало. Сначала она представляет собой «чистое бытие», лишенное конкретного содержания, т.е. «ничто». Но из-за присущей абсолютной идее противоречивости она, развиваясь, порождает все более богатые по содержанию понятия. В процессе своего развития абсолютная идея порождает природу и начинает существовать в виде своего «инобытия» - материальных явлений.

 Материальные процессы, развиваясь, приводят к появлению жизни, человека  и человеческого общества. С появлением  человека абсолютная идея прорывает  чуждую ей материальную оболочку  и начинает существовать в  своей собственной форме –  в форме сознания и мышления  людей. На этой стадии абсолютная  идея выступает в форме абсолютного  духа, который представляет собой  обогащенную в ходе своего  саморазвития абсолютную идею.

 Ступень абсолютного духа  выступает в трех формах:

  • в форме субъективного духа – индивидуального сознания;
  • в форме объективного духа, т.е. общества;
  • в форме абсолютного духа, т.е. таких форм общественного сознания, как искусство, религия, философия.

 Абсолютный дух развивается  от чувственного созерцания (искусство) к представлению (религия) и от  них к мышлению в понятиях (философия). В гегелевской трактовке ярко  обнаруживается стремление поставить  философию над науками, изобразить  ее как некую «науку наук». Но вместе с тем Гегель отчетливо ставит вопрос о связи философии с эпохой, с определенными историческими условиями. Он утверждал, что с изменением условий меняется и философия. Исходя из этого, Гегель выдвинул концепцию истории философии как концепцию ее поступательного движения к абсолютной истине.

 Заканчивается история философии  Гегеля тем, что свое учение  он объявляет конечным пунктом  развития философской мысли. Таким  образом, им самим провозглашенный  принцип развития вступает в  противоречие с его замкнутой  системой.

 Гегель, как и все мыслители  до него, под философской системой  понимал достижение полного, абсолютного  исчерпывающего знания. В угоду  этой традиции Гегель объявляет  свою философскую систему венцом  • развития абсолютной идеи. В  практической области абсолютный  дух, по Гегелю, олицетворяет прусская  монархия, на которой и заканчивается  развитие общества.

 Центральное место в философской  системе Гегеля занимает логика  – учение о саморазвитии понятий, образующих основу всего существующего. Такая трактовка процесса развития  мира имеет свои гносеологические  корни, лежащие в процессе самого  познания (напомним, что гносеология  – это учение о познании  мира человеком).

 Философия Гегеля дает описание  реального процесса производства  и накопления знаний, описания  положения вещей, на почве которого  действует профессиональный теоретик, узкий специалист в сфере духовного  производства. В этой философии  предстает иллюзорное отражение  деятельности чистого теоретика, его труда в обществе. Знание, которое он получает в процессе  образования, дается ему в форме  понятий, т.е. в форме словесно-знакового  выражения. И понятия являются  для теоретика и исходным, и  конечным пунктом его специфической  деятельности, целью этой деятельности. Теоретик не исследует вопрос  о природе понятий, причине их возникновения и развития, а при таком подходе объективно-идеалистическая трактовка мира становится неизбежной.

 Заслуга Гегеля состоит в  разработке диалектики и во  всесторонней критике метафизического  метода мышления (как уже отмечалось, диалектика – это учение о  развитии; противоположное учение, тяготеющее к построению статичной, однозначной картины мира, носит  название метафизики).

 Философия Гегеля – это идеалистическая диалектика, представляющая собой совокупность логических законов и категорий. Он обосновывает принцип всеобщности и необходимости развития, осуществляющегося путем выявления и преодоления внутренних противоречий, взаимопревращения противоположностей. Гегель учил, что переход количества в качество осуществляется скачкообразно, что развитие идет через отрицание старого новым. Согласно гегелевскому диалектическому методу, основу саморазвития, самодвижения составляет внутреннее противоречие, которое существует объективно в абсолютной идее и является формой ее движения. Гегель утверждал, что противоречие движет миром и является основой его жизненности.

 До Гегеля было широко  распространено мнение, что все  процессы мира протекают постепенно, без прерывов постепенности. Гегель  отверг эту метафизическую концепцию  и обосновал положение, что на  основе постепенных количественных  изменений через прерыв постепенности (скачок) старое качество превращается  в новое.

 Характеризуя форму самодвижения  понятий, Гегель сформулировал положение  о диалектическом отрицании, развитии  через отрицание отрицания. Каждое  положение - тезис порождает свое  отрицание – антитезис, результатом  которого является синтез, удерживающий  и сохраняющий в себе некоторые  черты отрицаемого старого.

 Отсюда Гегель сделал вывод  о том, что движение идет от  низших форм к высшим, т.е. поступательно, но в этом поступательном движении  имеет место цикличность, как бы возврат к старому, но на новой высшей основе.

Информация о работе Немецкая классическая философия