Немецкая классическая философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:10, реферат

Краткое описание

Особенности немецкой классической философии: идеи рационализма и активно-деятельной духовной сущности человека (И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг, Им. Кант, Г.В.Ф. Гегель).
Идея границ познания и учение о нравственности и долге в философии Им. Канта.
Диалектический метод Г.В.Ф. Гегеля.
Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Файлы: 1 файл

Философия контрольная.docx

— 51.00 Кб (Скачать)

Тема 8. Немецкая классическая философия

 

  1. Особенности немецкой классической философии: идеи рационализма и активно-деятельной духовной сущности человека (И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг, Им. Кант, Г.В.Ф. Гегель).
  2. Идея границ познания и учение о нравственности и долге в философии Им. Канта.
  3. Диалектический метод Г.В.Ф. Гегеля.
  4. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

 

Литература

 

Учебные пособия: 1, 3, 4, 6, 13, 16, 14 (Курбатов), 20, 23, 25, 12.

Рассел  Б. История западной философии… В 3 кн. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1999.

История философии: энциклопедия / Науч. ред. Т. Г. Румянцева, М. А. Можейко; сост. и гл. науч. ред. А. А. Грицанов. Мн.: Интерпрессервис, Книжный Дом, 2002.

Кондрашов В. А. Новейший философский словарь: спр. изд. / Под ред. А. П. Ярещенко. Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

Хрестоматия по истории философии. Учеб. пособие для вузов. В 3-х ч. Ч. 1. От Лао-цзы до Фейербаха. М.: Владос, 1997.

 

 

 

 

 

 

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………3
  2. Особенности и главные черты немецкой классической философии..4
  3. Идея границ познания Им. Канта…………………………………...…7
  4. Учение о нравственности и долге в философии Канта…………..…10
  5. Диалектический метод Г.В.Ф. Гегеля…………..................................15
  6. Антропологический материализм Л.Фейербаха…………………….20
  7. Заключение………………………………………………………….…22
  8. Список используемой литературы…………………………………...24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Немецкая классическая философия — это значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Она представлена философским творчеством Иммануила Канта (1724—1804), Иоганна Готлиба Фихте (1762— 1814), Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775—1854), Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770—1831), Людвига Андреаса Фейербаха (1804—1872).

Каждый из названных философов  создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций. Они  полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «конфронтирующим сознанием», «усмехающимся над действительностью», «душой» культуры. Исследовались не только человеческая история, но и человеческая сущность. У Канта человек рассматривается как нравственное существо. Фихте подчеркивает активность, действенность сознания и самосознания человека, рассматривает устройство человеческой жизни согласно требованиям разума. Шеллинг ставит задачу показать взаимосвязь объективного и субъективного. Гегель расширяет границы активности самосознания и индивидуального сознания.

Все представители классической немецкой философии относились к  философии как к специальной  системе философских дисциплин, категорий, идей. Классическая немецкая философия разрабатывает целостную концепцию диалектики.

Можно определенно сказать, что представители классической немецкой философии пошли вслед  за просветителями XVIII в. и прежде всего французскими просветителями, провозгласив человека господином природы и духа, утверждая могущество разума, обратившись к идее закономерности исторического процесса. Одновременно они явились и выразителями той социально-экономической, политической и духовной атмосферы, которая их окружала непосредственно, выступала в качестве их собственного бытия: феодальная раздробленность Германии, отсутствие национального единства, ориентация развивающейся буржуазии на различные компромиссы, так как она после Великой французской революции испытывала страх перед любым революционным движением; желание иметь сильную монархическую власть и военную мощь.

Именно этот компромисс находит  свое философское обоснование в  работах Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха. И хотя последний  является представителем другой мировоззренческой  ориентации — материалистической, но и он рассматривает решение  социальных проблем на путях реформ, обещая в обществе гражданский мир  и спокойствие.

Классическая немецкая философия  — одно из важнейших выражений  духовной культуры XIX в.

 Целью моей работы является показать особенности немецкой классической философии: идеи рационализма и активно-деятельной духовной сущности человека; идею границ познания и учение о нравственности и долге в философии Иммануила Канта; диалектический метод Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, а также рассмотреть антропологический материализм Людвига Андреаса Фейербаха.

Особенности и  главные черты немецкой классической философии

Понятие «немецкая классическая философия» охватывает воззрения Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха. Хронологически творческая деятельность названных мыслителей занимает почти целое столетие.

С Канта  началась философия  новейшего времени. Но не только философия, но и наука. Он считал, что для  того чтобы решить проблемы бытия, морали и религии нужно знать возможности  человеческого познания и установить его границы. Необходимые условия  познания заложены в самом разуме и составляют основу знания. Они  придают знанию характер необходимости  и всеобщности. Он различал воспринимаемые человеком явления вещей и вещи как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта. В результате воздействия «вещей самих по себе» на органы чувств возникает хаос ощущений. Приводим мы этот хаос в единство и порядок силами нашего разума. Миру явлений соответствует независимая от человеческого сознания сущность вещей – «вещи сами по себе». Абсолютное познание их невозможно. Они для нас только ноумены, то есть умопостигаемая, но не данная в опыте сущность. Философия Канта не свободна от компромисса с идеализмом. 
Стремясь примерить науку и религию, он говорил, что должен был ограничить область знания, чтобы дать место вере.

В классической немецкой философии  исследовались не только человеческая история, но и человеческая сущность. У Канта человек рассматривается  как нравственное существо. Фихте  подчеркивает активность, действенность  сознания и самосознания человека, рассматривает устройство человеческой жизни согласно требованиям разума. Шеллинг ставит задачу показать взаимосвязь  объективного и субъективного. Гегель расширяет границы активности самосознания и индивидуального сознания: самосознание индивида у него соотносится не только с внешними предметами, но и с другими самосознаниями, из чего возникают различные общественные формы. Он глубоко исследует различные формы общественного сознания. Фейербах создает новую форму материализма — антропологический материализм, в центре которого стоит реально существующий человек, который является субъектом для себя и объектом для другого человека. Для Фейербаха единственными реальными вещами являются природа и человек как часть природы.

Еще одной особенностью является то, что все представители классической немецкой философии относились к  философии как к специальной  системе философских дисциплин, категорий, идей. И. Кант, например, выделяет в качестве философских дисциплин, прежде всего, гносеологию и этику. Шеллинг — натурфилософию, онтологию. Фихте, считая философию «наукоучением», видел в ней и такие разделы, как онтологический, гносеологический, социально-политический. Гегель создал широкую систему философских знаний, в которую вошли философия природы, логика, философия истории, история философии, философия права, философия морали, философия религии, философия государства, философия развития индивидуального сознания и др. Фейербах рассматривал онтологические, гносеологические и этические проблемы, а также философские проблемы истории и религии.

Также, классическая немецкая философия разрабатывает целостную  концепцию диалектики.

Кантовская диалектика —  это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума.

Диалектика Фихте сводится к исследованию творческой активности Я, к взаимодействию Я и не - Я  как противоположностей, на основе борьбы которых происходит развитие самосознания человека. Шеллинг переносит  на природу разработанные Фихте  принципы диалектического развития. Природа у него — становящийся, развивающийся дух.

Великим диалектиком является Гегель, который представил развернутую, всестороннюю теорию идеалистической  диалектики. Он впервые представил весь естественный, исторический и  духовный мир в виде процесса. Подробнее  об этом я расскажу в своей работе позже.

Фейербах в своих философских  исследованиях тоже не избегает диалектики. Он рассматривает связи явлений, их взаимодействия и изменения, единство противоположностей в развитии явлений (дух и тело, сознание человека и материальная природа). Им предпринята попытка найти взаимосвязь индивидуального и социального. Другое дело, что антропологический материализм не выпускал его из своих «объятий», хотя диалектический подход при рассмотрении явлений не был полностью ему чужд.

Классическая немецкая философия  подчеркивала роль философии в разработке проблем гуманизма и предприняла попытки осмыслить человеческую жизнедеятельность. Шло это осмысление в разных формах и разными путями, но проблема была поставлена всеми представителями данного направления философской мысли. К социально значимым следует отнести: исследование Кантом всей жизнедеятельности человека как субъекта нравственного сознания, его гражданской свободы, идеального состояния общества и реального общества с непрекращающимся антагонизмом между людьми и т.д.; идеи Фихте о первенстве народа перед государством, рассмотрение роли нравственного сознания в жизнедеятельности человека, социального мира как мира частной собственности, который охраняет государство; гегелевское учение о гражданском обществе, правовом государстве, частной собственности; упование Шеллинга на разум как средство реализации нравственной цели; стремление Фейербаха создать религию любви и гуманистическую этику.

Таково своеобразное единство гуманистических устремлений представителей классической немецкой философии.

Идея границ познания Им.  Канта.

Иммануила Канта (1724-1804), основоположника немецкой классической философии, по праву можно оценить как одного из величайших умов всех времен и народов.

Он родился в Прусском королевстве, в городе Кенигсберг и  провел в нем всю свою жизнь. Основными  его трудами являются «Критика чистого  разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения», «Пролегомены ко всякой будущей метафизике». Все  его творчество делится на «докритический период» и «критический период». В «докритическом» философствовании Канта сочетались естественнонаучный материализм и лейбницевская метафизика. Он интересовался космологией и натурфилософией, разработал концепцию исторического изменения небесных тел, провозгласив тезис, что «... Вселенная будет создавать новые миры, дабы восполнить ущерб, нанесенный ей в каком-либо месте». Это нашло свое отражение в опубликованной им работе «Всеобщая естественная история и теория неба». В ней он развил также идеи Ньютона о природе как единой системе.

   Философское миросозерцание  Канта выработалось в окончательном  виде в течение 1762- 1756 годов. 

В своей работе «Критика чистого разума» Кант нападает и на философский идеализм, и на философский материализм, называя оба направления догматическими. В своей критике традиционного рационализма, равно как и в критике сенсуализма, он развивает оригинальную философскую концепцию, названную трансцендентальным идеализмом. Корни этой концепции лежат в его гносеологии — теории познания. Он расчленяет способности человеческой души на способность познания, чувства удовольствия и желания. Первая способность является определяющей деятельность рассудка. На ее основе формируется наука о природе.

Вторая — способность  суждения, формирующая философию  природы и искусство. Третья —  направляет разум через поиски окончательных  целей к достижению нравственности и свободы, то есть, становится основанием веры.

В основе теории познания Канта  лежит одна главная мысль: прежде чем научно познавать, необходимо исследовать  возможности самих познавательных инструментов человеческого познания. Он ставит такой вопрос: что я  могу узнать? Потом к этому вопросу  добавляются и следующие: что я должен делать? На что я могу надеяться? Что такое человек и чем он может стать?

Кант приступил к разработке своей критической метафизики как  исследования познавательных способностей человека, которое позволило бы разуму самому себе определить свои познавательные возможности и границы. В этой формулировке слово «разум» означает совокупность всех познавательных способностей человека, включая его чувственность. Слово «чистый», использованное Кантом применительно к разуму, означает «свободный» от эмпирии и практических мотивов и побуждений, от абстрактных теоретических гипотез и вымыслов.

Кант рассматривает разные науки и приходит к выводу, что  логика не расширяет знания, а имеет  дело только с «чистой» формой мышления. Значит, ее суждения априорно-аналитические. Эмпирическое естествознание основывается на апостериорно-синтетических суждениях. Вопрос о возможности синтетических  суждениях априори, по сути, есть вопрос о возможности философского познания мира.

Полагая, что синтетические  суждения априори существуют, Кант обосновывает возможность новой  «критической» философии. Для этой цели он расчленяет познавательные способности  человека, выделяя чувственность, рассудок и разум. Каждой из способностей соответствует  свой вопрос: как возможна «чистая» математика? Как возможно «чистое» естествознание? Как возможна «чистая» метафизика?

Информация о работе Немецкая классическая философия