Немецкая классическая философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 07:39, контрольная работа

Краткое описание

В конце 18 и начале 19 века Германия, преодолевая экономическую и политическую отсталость, приближалась к буржуазной революции, и "подобно тому, как во Франции в 18 веке, в Германии в 19 веке философская революция предшествовала политическому перевороту". Маркс рассматривал немецкую классическую философию как немецкую теорию французской революции.

Оглавление

1. Введение…………………………………………………………………….…..3 стр.
2. Общая характеристика немецкой классической философии………………..5 стр.
3. Основные принципы немецкой классической философии…………………..6 стр.
4. Критическая философия И. Канта……………………………………………8 стр.
5. Идеалистическая философия И. Фихте и Ф. Шеллинга……………………..10 стр.
6. Объективный идеализм Г. Гегеля………………………………………….....12 стр.
7. Антропологический материализм Л. Фейербаха…………………………....15 стр.
8. Заключение………………………………………………………...…………..17 стр.
9. Используемая литература…………………………………………………….18 стр.

Файлы: 1 файл

Копия КР Философия.doc

— 117.00 Кб (Скачать)


 

Содержание:

 

1.        Введение…………………………………………………………………….…..3 стр.

2.        Общая характеристика немецкой классической философии………………..5 стр.

3.        Основные принципы немецкой классической философии…………………..6 стр.

4.        Критическая философия И. Канта……………………………………………8 стр.

5.        Идеалистическая философия И. Фихте и Ф. Шеллинга……………………..10 стр.

6.        Объективный идеализм Г. Гегеля………………………………………….....12 стр.

7.        Антропологический материализм Л. Фейербаха…………………………....15 стр.

8.        Заключение………………………………………………………...…………..17 стр.

9.        Используемая литература…………………………………………………….18 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

В  конце  18  и  начале  19  века   Германия,    преодолевая экономическую  и  политическую   отсталость,    приближалась    к буржуазной революции, и "подобно тому, как во Франции в 18 веке, в Германии  в  19  веке  философская    революция    предшествовала политическому   перевороту".    Маркс    рассматривал    немецкую классическую философию как немецкую теорию французской революции.

Важную  роль  в  формировании  немецкой  философии   сыграли достижения естествознания и общественных наук: стали развиваться физика  и  химия,  продвинулось  вперед  изучение    органической природы.  Открытия  в  области  математики,  позволившие   понять процессы в их точном количественном выражении, учение Ламарка  об обусловленности    развития    организма    окружающей    средой,

астрономические, геологические, эмбриологические  теории,  теории развития  человеческого   общества,    развитие    свободомыслия, противостоящего    стремлениям    правящих    кpyгов    закрепить господствующее положение  в  духовной  жизни  страны  официальной религии и церкви - все  это  со  всей  остротой  и  неизбежностью выдвигало на  первый  план  идею  развития,  как  теорию  и  метод познания действительности.

Понятие  "немецкая  классическая    философия"    охватывает воззрения  Канта,  Фихте,  Шеллинга,    Гегеля    и    Фейербаха. Хронологически  творческая  деятельность  названных    мыслителей занимает почти целое столетие: со второй  половины  XVIII  века до первой половины XIX в. включительно. С Канта (1724-1804) началась философия новейшего времени. Но не только философия, но и  наука. Он считал, что для того чтобы решить  проблемы  бытия,  морали  и религии  нужно  знать  возможности  человеческого   познания    и установить его границы. Необходимые условия познания  заложены  в самом разуме и  составляют  основу  знания.  Они  придают  знанию характер необходимости и всеобщности. Он различал  воспринимаемые человеком явления вещей, и вещи как они существуют сами  по  себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а  только  так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления  вещей (феномены), составляющие содержание нашего  опыта.  В  результате воздействия "вещей самих по себе" на органы чувств возникает хаос ощущений. Приводим мы этот  хаос  в  единство  и  порядок  силами нашего  разума.  Миру  явлений  соответствует   независимая    от человеческого сознания сущность вещей  -  "вещи  сами  по  себе". Абсолютное познание их невозможно. Они для нас только ноумены, т.е. умопостигаемая, но не данная в опыте сущность.

 

Общая характеристика немецкой классической философии.

 

Немецкая философия XIX века – уникальное явление мировой философии. Ее уникальность состоит в том, что ей удалось глубоко исследовать проблемы, которые определили будущее развитие философии, совместить в себе почти все известные в тот период философские направления, открыть имена выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени: Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Людвига Фейербаха.

В немецкой классической философии были представлены три ведущих фи­лософских направления:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вклад немецкой классической философии в мировую философскую мысль заключается в следующем:

                              учения немецкой классической философии способствовали разработке диалектического мировоззрения;

                              немецкая классическая философия значительно обогатила логико-теоретический аппарат;

                              рассматривала историю как целостный процесс, а так же обратила серьезное внимание на исследование человеческой сущности.

 

 

 

 

Основные принципы немецкой классической философии.

         

Иммануила Канта (1724-1804) считают родоначальником немецкой классической философии - грандиозный этап в истории мировой философской мысли. Охватывающего более чем столетие духовного развития - напряжённого, очень яркого по своим результатам и важного по своему воздействию на человеческую духовную историю. Он связан поистине с великими именами: наряду с Кантом это И. Г. Фихте (1762-1814), Г. Гегель (1770-1831), Л. А. Фейербах (1804-1872) - все они в высшей степени оригинальные мыслители.

Прежде всего, мыслителей немецкой классики, объединяло исходное понимание роли философии в истории человечества, в развитие мировой культуры. Гегелю, принадлежат крылатые слова: "Философия есть... современная ей эпоха, постигнутая в мышлении". И представителям немецкой классики удалось запечатлеть ритм, динамику, запросы своего тревожного и бурного времени - периода грандиозных социально-исторических преобразований. Они обратили свои взоры и к человеческой истории как таковой, и к человеческой сущности.

Кант, Фихте, Гегель возносят философию высоко, т. к. мыслят её как строгую и систематическую науку, науку как специфическую по сравнению с естествознанием.

Вторая особенность немецкой классической мысли заключается в том, что ей выпала миссия придать философии облик широко разработанной и значительно более дифференцированной, чем раньше, специальной системы дисциплин, идей и понятий, системы сложной, отдельные звенья, которой взаимосвязаны в единую интеллектуальную цепь философских абстракций. Именно немецкая классика, несмотря на свою трудность при усвоении, смогла оказать огромное воздействие не только на культуру, но и на социальное действие.

Кант и другие представители философски рассуждают о мире - о мире в целом, о закономерностях её развития. Это так называемый онтологический аспект философии - учение о бытие. В тесном единстве с ним строится учение о познании, т. е. Теория познания, гносеология. Философия разрабатывается и как учение о человеке, т. е. философская антропология. Вместе с тем классики немецкой мысли стремятся рассуждать о человеке, исследуя различные формы человеческой деятельности, в том числе социальную жизнедеятельность человека. Они размышляют об обществе, общественном человеке в рамках философии права, нравственности, всемирной истории, искусства, религии - таковы были в эпоху Канта дисциплины философии. Еще задолго до Канта охватывалось понятие "метафизика". Немецкой классической философии была присуща метафизика в смысле целостного мировоззренческого подхода.

Поэтому третья особенность этой философии заключается в проложении пути новому по отношении к метафизике методу мышления и познания - методу диалектизму, разработала целостную и разветвленную диалектическую концепцию развития, приложимый к исследованию всех областей человеческой жизни. Диалектические идеи проходят через всю немецкую классическую философию, обогащаясь и развиваясь от одного философского учения к другому.

Четвертый момент - это некоторые общие принципы подхода к проблеме исторического развития. В трактовке развития общества прилагаются рациональные мерки и критерии: историческое развитие предполагается исследовать не с помощью прозрения - интуиции, а научно - теоретически. Законы истории понимались как принципы исторической "разумности". Немецкие философы полагали, что главным двигателем истории являются взгляды, идеи, побуждения людей, т. е. идеальные мотивы, объединяемые в понятия сознания "духа", мышления, познания, центральных для немецкой классической философии.

И наконец, последнее, что объединяет немецкую классику в единое целое: в своем рассмотрении человека и истории эта философия чётко и ясно сконцентрирована вокруг принципа свободы и других гуманистических ценностей.

Немецкая классическая философия является непреходящим достижением философской мысли, к которому примыкают и многие другие философские достижения человечества немецкой классики. Она потому имеет общечеловеческое значение, что пыталась ответить на вопросы, которые человечество задавало себе с самого начала развития философии, нате вопросы, которые оно задаёт себе и сегодня.

Философия немецкой классики и в наши дни продолжает свою жизнь как относительно единое образование. Но немецкая классическая философия - созвездие, которое состоит из ярчайших звёзд. На всю последующую жизнь человечества они зажглись на небосклоне немецкой, европейской, мировой культуры. И одна из самых ярких этих звёзд - Иммануил Кант.

 

Критическая философия И. Канта

 

 

Основоположником немецкой классической философии являлся Иммануил Кант – профессор Кенигсбергского университета, преподавал, логику, физику, математику, философию.

Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: «докри­тический»  и «критический». В «докритический» пе­риод И. Кант стоял на позициях естественнонаучного материализма. В центре его интересов были проблемы космологии, механики, антропологии и физической географии. Под влиянием Ньютона И. Кант сформировал свои взгляды на космос, мир в целом.

В «критический» период И. Канта занимали проблемы познания, этики, эсте­тики, логики, социальной философии. В этот период появились три фундамен­тальных философских работы: «Критика чистого разума», «Критика практиче­ского разума», «Критика способности суждения».

Теория развития И. Канта базируется на  космологической гипотезе, согласно которой Земля и другие планеты возникли естественным путем из первичной туманности. Природа находится в постоянном изменении и развитии. Движение и покой - относительны. Все живое на Земле, в том числе и человек – результат естественной биологиче­ской эволюции. В то же время Кант признает первоначалом Бога, приводящего в действие силы природы.

В теории познания И. Кант отстаивает идею агностицизма. Разум человека наталкивается на неразрешимые противоречия, которые И. Кант называл антиномиями. Например, антиномия:  Мир конечен – Мир бесконечен.

Процесс познания, по И. Канту, проходит три ступени:  чувственное позна­ние,  рассудок, разум. Посредством чувствительности мы предмет воспринимаем, но мыслится он посредством рассудка. Познание возможно лишь в результате их синтеза. Инст­рументом рассудочного познания являются категории. Научное знание есть знание категориальное. И. Кант выделяет двенадцать  категорий и делит их на четыре класса: количество, качество, отношение, модальность. Например: в класс количества включены категории – единство, множество, цельность.

И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной дея­тельности: апостериорное знание, априорное знание, «Вещь в себе».

Этические взгляды И. Канта отражены в его высказывании: «Две вещи напол­няют душу всегда новым и все более сильным удивлением, благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Нравственный долг И. Кант формулирует в форме нравственного закона (категорического императива): «Поступай так, что бы максима твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства».

В центре эстетического учения находится исследование категорий «пре­красное» и «возвышенное», а так же проблема «гения» - художника. Оригиналь­ность кантовского понимания прекрасного заключается в том, что философ связывает его с «незаинтересованным», бескорыстным, чистым созерцанием: чувство прекрасного свободно от жажды обладания, от любых помыслов вожде­ления, и поэтому оно выше всех других чувств. Воплощением эстетического духа является художник, который творит свой мир свободно.

Социально – политические взгляды И. Канта базируются на следующих по­стулатах. Человек наделен изначально злой природой. Спасение человека – в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону.

И. Кант выдвинул идею демократии и правового порядка, как в каждом от­дельном обществе, так и в международных отношениях, осуждал войны как наиболее тяжелое заблуждение и преступление человечества. Философ предска­зал в будущем «вечный мир». Войны будут либо запрещены правительством, либо станут экономически невыгодными.   

 

 

 

 

 

Идеалистическая философия И. Фихте и Ф. Шеллинга

 

Философские взгляды  Иоганна Фихте изложены в его работах: «Опыт критики всяческого откровения», «Наукоучение», «Основы естественного права».

Свою философию мыслитель называет «наукоучением». Ключевым момен­том философии И. Фихте было выдвижение так называемой «Я – концепции», согласно которой «Я» имеет сложные взаимоотношения с окружающим миром, которые по И. Фихте описываются  схемой

      «Я» первоначально само себя полагает, само себя созидает,

      «Я» полагает (образует) «не – Я», т.е. свою противоположность – внеш­нюю окружающую действительность (антитезис),

      «Я» полагает «Я» и «не – Я». Взаимодействие между «Я – человеком» и «не – Я» - окружающим миром происходит внутри «Абсолютного Я» (вмести­лища, высшей субстанции) с двух сторон:  с одной стороны, «Я» творит «не – Я», а с другой «не – Я» передает опыт, информацию «Я».

Информация о работе Немецкая классическая философия