Немецкая классическая философия кант

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 15:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью реферата стало рассмотрение вклада Иммануила Канта в философию и естествознание, для чего были поставлены следующие задачи:
рассмотрение общих черт возникновения и развития немецкой классической философии;
ознакомление c биографией И.Канта;
рассмотрение двух периодов творчества И. Канта;
выявление вклада И. Канта в естествознание и философию;
выявление роли трудов Канта для немецкой классической философии в целом.

Оглавление

Введение 3
1. Немецкая классическая философия 4
2. Иммануил Кант 7
3. Творчество Иммануила Канта 11
3.1. Отражение философии И.Канта в естествознании 11
3.2. «Критика чистого разума». Теория Познания 14
3.3. «Критика практического разума» 16
3.4. «Критика способности суждения» 19
3.5. Философия права 20
3.6. О конце сущего 22
Заключение 23
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

Kant_Referat.doc

— 324.00 Кб (Скачать)

Содержание 
 

 

 

Введение

  Философия Просвещения сумела реализоваться  практически – в лозунгах и  идеалах Великой французской буржуазной революции 1789-1794 гг. Это крупнейшее событие европейской истории XVIII в. в свою очередь дало мощный импульс процессу обновления самой философии. Принципиально новым этапом ее развития стало творчество классиков немецкого идеализма конца ХVIII-ХIХ вв. – Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Гегеля. Важную роль в формировании немецкой философии сыграли достижения естествознания и общественных наук: стали развиваться физика и химия, продвинулось вперед изучение органической природы. Открытия в области математики, позволившие понять процессы в их точном количественном выражении, учение Ламарка об обусловленности развития организма окружающей средой, астрономические, геологические, эмбриологические теории, а также теории развития человеческого общества — все это со всей остротой и неизбежностью выдвигало на первый план идею развития как теорию и метод познания действительности. Философия становилась рефлексией, т.е. самопознанием всей многообразной человеческой культуры. А начал это «перевооружение» философии выдающийся немецкий мыслитель И. Кант. Его творчество явилось, с одной стороны, как бы завершением философии Просвещения, а с другой – ее нелицеприятной критикой. Именно с Канта занималась утренняя заря 
философии новейшего времени. Но не только в философии, а и в 
науке Кант был глубоким, проницательным мыслителем.

  Целью реферата стало рассмотрение вклада Иммануила Канта в философию и естествознание, для чего были поставлены следующие задачи:

  • рассмотрение общих черт возникновения и развития немецкой классической философии;
  • ознакомление c биографией И.Канта;
  • рассмотрение двух периодов творчества И. Канта;
  • выявление вклада И. Канта в естествознание и философию;
  • выявление роли трудов Канта для немецкой классической философии в целом.
  1. Немецкая  классическая философия

  В конце XVIII и начале XIX в. Германия, преодолевая 
экономическую и политическую отсталость, приближалась к 
буржуазной революции, и «подобно тому, как во Франции в XVIII 
веке, в Германии в XIX веке философская революция 
предшествовала политическому перевороту», - так говорили в своих 
трудах К.Маркс и Ф. Энгельс. Маркс рассматривал немецкую 
классическую философию как немецкую теорию французской 
революции.

  Можно определенно сказать, что представители  классической немецкой философии пошли  вслед за просветителями XVIII века и, прежде всего французскими просветителями, провозгласив человека господином природы и духа, утверждая могущество разума, обратившись к идее закономерности исторического процесса. Следует отметить, что они явились и выразителями той социально-экономической, политической и духовной атмосферы, которая их окружала непосредственно, выступала в качестве их собственного бытия: феодальная раздробленность Германии, расколотой Реформацией и Контрреформацией на католическую и протестантскую церкви, ослабленную Крестьянской войной, отсутствие национального единства, ориентация развивающейся буржуазии на различные компромиссы, т.к. она после Великой французской революции испытывала страх перед любым революционным развитием; желание иметь сильную монархическую власть и военную мощь.

  Попытка найти компромисс в обществе  отражается в работах Иммануила Канта (1724-1804), Иогана Готлиба Фихте (1762-1814), Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775-1854), Георга Вильгельмана Фридриха Гегеля (1770-1831), Людвига Андреаса Фейербаха (1804-1872). И хотя последний является представителем другой мировоззренческой ориентации — материалистической1, но и он рассматривает решение социальных проблем на путях реформ, обещая в обществе гражданский мир и спокойствие.

  Каждый  из перечисленных философов создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций. Вместе с тем немецкая классическая философия представляет собой единое духовное образование, которое характеризуется следующими общими чертами:

  1. Своеобразным пониманием роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «конфронтирующим сознанием», «усмехающимся над действительностью», «душой» культуры.
  2. Исследовались не только человеческая история, но и человеческая сущность. У Канта человек рассматривается как нравственное существо. Фихте подчеркивает активность действенность сознания и самосознания. Шеллинг ставит задачу показать взаимосвязь объективного и субъективного. Гегель расширяет границы активности самосознания и индивидуального сознания: самосознание индивида у него соотносится не только с внешними предметами, но и с другими самосознаниями, из чего возникают различные общественные формы. Фейербах создает новую форму материализма – антропологический материализм2, в центре которого стоит реально существующий человек, который является субъектом для себя и объектом для другого человека.
  3. Классическая немецкая философия разрабатывает целостную концепцию диалектики3.
  4. Классическая немецкая философия подчеркивала роль философии в разработке проблем гуманизма и предприняла попытки осмыслить человеческую жизнедеятельность.

    Родоначальником немецкой классической философии стал Иммануил Кант (1724-1804). Его философия  отразила противоречивость и непоследовательность, склонность к компромиссу и даже примирение непримиримого: материализма с идеализмом4, рационализма5 с сенсуализмом6 и эмпиризмом7.

 

  Иммануил  Кант

    Иммануи́л Кант (нем. Immanuel Kant; 22 апреля 172412 февраля 1804) родился в Кёнигсберге8 в небогатой семье ремесленника-седельщика. Мальчик был назван в честь святого Эммануила, в переводе это еврейское имя означает «с нами Бог». Под попечением доктора теологии Франца Альберта Шульца, заметившего в Иммануиле одарённость, Кант окончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затем поступил в Кёнигсбергский университет. Его мать, Ф.Шульц и глава гимназии, первоначально предназначали мальчика в проповедники, однако Канта гораздо больше интересовали древние языки. В  университете, он, хотя и был записан по факультету теологии, прослушал лишь несколько курсов по этому предмету, сосредоточившись на изучении физики и философии.

   На  протяжении большей части жизни  Канта преследовали денежные затруднения. Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, Кант на 10 лет становится домашним учителем. Именно в это время, в 17471755, он разработал и опубликовал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности, не утратившую актуальности до сих пор.

   Только  в 1755 ему удалось завершить магистерскую диссертацию («Об огне»), стать членом факультета и получить звание приват-доцента, т.е. внештатного преподавателя. Начались сорок лет преподавательской деятельности. Кёнигсбергский университет дважды отказывал Канту в профессуре, пока, наконец, в 1770 он не был назначен ординарным профессором логики и метафизики. В этом звании Кант оставался все последующие годы, когда его работы принесли ему славу, а Кёнигсберг стал Меккой для студентов-философов.

   Естественнонаучные  и философские изыскания Канта  дополняются «политологическими»  опусами: в трактате «К вечному миру»  он впервые прописал культурные и  философские основы будущего объединения Европы в семью просвещённых народов, утверждая, что «просвещение — это мужество пользоваться собственным разумом».

   С 1770 принято вести отсчёт «критического» периода в творчестве Канта. В этом году в возрасте 46 лет он назначен профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где до 1797 преподавал обширный цикл дисциплин — философских, математических, физических.

К этому  времени вызрело принципиально  важное признание Канта о целях  его работы: «Давно задуманный план относительно того, как нужно обработать поле чистой философии, состоял в  решении трёх задач:

  • 1) что я могу знать? (метафизика);
  • 2) что я должен делать? (мораль);
  • 3) на что я смею надеяться? (религия);
  • наконец, за этим должна была последовать четвёртая задача — что такое человек? (антропология9, лекции по которой я читаю в течение более чем двадцати лет)».

    В этот период Кантом были написаны фундаментальные  философские работы, принёсшие учёному репутацию одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли:

  • «Критика чистого разума» (1781) — гносеология (эпистемология)10
  • «Критика практического разума» (1788) — этика11
  • «Критика способности суждения» (1790) — эстетика12
 

    Кант  был человеком небольшого роста  и тщедушного телосложения. Сложилось мнение, что он был великим педантом. Но в юности он вовсе не был обязательным и весьма вольно трактовал само понятие "пунктуальность". К скрупулезной точности во всем будущего мыслителя чуть ли не силой приучил его друг - английский купец Грин. Британец не прощал Канту малейших опозданий и устраивал по каждому поводу разнообразные демарши и откровенные выволочки. С возрастом педантичная точность и аккуратность вошли в привычку. Будучи слаб здоровьем, Кант вынужден был подчинить свою жизнь строгому режиму. Горожане сверяли часы, завидев пожилого Канта на прогулке. Он не любил неопрятно одетых студентов, решительно игнорировал беззубых собеседников. Пунктуальность, педантизм и приверженность традициям настолько определяли уклад жизни Канта и душевный комфорт, что доходило до абсурда: скажем, избавление от хамоватого и заносчивого слуги Мартина Лямке послужило причиной сердечного приступа.

    Однако  став эталоном аккуратности и даже аскетизма, Кант сумел сохранить в себе задор отчаянного студента Кёнигсбергского университета.

    Он  обожал вино и презирал пиво. В одном из своих трудов Кант дал напитку из солода и хмеля весьма нелестную оценку: "Пиво - пища дурного вкуса". К женской красоте всегда относился с благоговением. Будучи уже глубоким стариком, во время приемов и торжественных обедов он всегда просил одну из юных красавиц сесть за стол рядом с ним с правой стороны. В то время все в Кенигсберге знали: философ слеп на левый глаз.

    Несмотря  на преклонение перед прекрасным полом, Кант так никогда и не был  женат. Причина, по которой он не смог решиться на создание семьи, достаточно банальная: бедность. Кант иронизировал по поводу своего холостяцкого бытия: мол, когда была нужна женщина, он не мог ее прокормить, когда же положение позволило содержать жену, надобность в женщине отпала.13

    Его жизнь была посвящена преподаванию и постоянному труду за конторкой. Говорят, что Кант никогда не пересекал границ Восточной Пруссии. Быть может, о его внутренней жизни лучше всего говорят его собственные слова: «Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, – звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

    В 1792 Кант столкнулся с цензурой. Первая часть его «Религии в пределах только разума» получила необходимое одобрение цензуры и была напечатана в «Берлинском ежемесячнике». Однако когда он представил вторую часть работы, ему было отказано в разрешении на публикацию. Фридрих Вильгельм II потребовал от Канта обещания, что он не станет более публично высказываться по данному вопросу. После смерти короля Кант более не считал себя связанным данным обещанием и опубликовал переписку с королем по этому вопросу. Однако этот эпизод омрачил его душу. В 1794 он сократил преподавательскую деятельность до одной лекции в неделю, а через два года вообще прекратил читать лекции. Его физические и умственные силы все более истощались; своей последней работы, которая, как он полагал, должна была стать венцом его метафизических исследований, Кант так и не завершил. Умер Кант в Кёнигсберге 12 февраля 1804.

Информация о работе Немецкая классическая философия кант