Неклассический этап развития науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 23:11, реферат

Краткое описание

Наука зародилась в древности, гении Аристотеля, Архимеда, Евклидатому свидетельство. Ее колыбелью стала Древняя Греция. Но длительное время научное знание находилось в зачаточном состоянии, даже в этом состоянии оно было доступно немногим. Ситуация изменилась в XVI-XVII вв. Именно в новое время произошло то, что дало основание говорить о научной революции — радикальной смене основных компонентов содержательной структуры науки, выдвижении новых принципов познания, категорий и методов.

Оглавление

1.Введение…………………………………………………………………………………..1
2.Периодизация науки…………………………………………………………....2-6
3.Неклассическая наука………………………………………………………….7-13
4.Особенности Неклассической науки………………………………………14
5.Принцыпи Неклассической науки……………………………………………15
6. История естествознания как смена научных парадигм…..…16-18
7.Заключение………………………………………………………....19
8.Список Литературы………………………………………………...20

Файлы: 1 файл

Реферат по методологии научного познания.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА»

 

 

 

 

Реферат

по  дисциплине: «Методология научного познания»

на  тему:  Неклассический этап развития науки

 

Руководитель:                                                                                                                                           Быданов Е.В.

Исполнитель:                                                студентка гр. 4-ВД-23                Казарян Ш.А.

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

 

Содержание

 

1.Введение…………………………………………………………………………………..1

2.Периодизация науки…………………………………………………………....2-6

3.Неклассическая наука………………………………………………………….7-13

4.Особенности Неклассической науки………………………………………14

5.Принцыпи Неклассической науки……………………………………………15

6. История естествознания как смена научных парадигм…..…16-18

7.Заключение………………………………………………………....19

8.Список Литературы………………………………………………...20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Наука зародилась в древности, гении Аристотеля, Архимеда, Евклидатому свидетельство. Ее колыбелью стала Древняя Греция. Но длительное время научное знание находилось в зачаточном состоянии, даже в этом состоянии оно было доступно немногим. Ситуация изменилась в XVI-XVII вв. Именно в новое время произошло то, что дало основание говорить о научной революции — радикальной смене основных компонентов содержательной структуры науки, выдвижении новых принципов познания, категорий и методов. Наука становится широко распространенным явлением, появляется много образованных людей. Становление и развитие индустриального общества без науки невозможно. Научное знание не отменяет обыденное знание. Знание становится научным тогда, когда оно достигает некоторого, достаточно высокого уровня развития, порога научности. Наука не стоит на месте, познаются новые  объекты, уточняются старые знания, корректируются законы и теории. Благодаря этому происходят количественные изменения знаний. На этапах количественных изменений знаний наблюдается их преемственность. При этом каждая последующая ступень развития науки формируется на основе сведений, полученных на предшествующих ступенях, сохраняя все наиболее ценное из накопленного наследия. Объективной основой преемственности является то, что в самой изучаемой действительности имеет место поступательное развитие предметов и явлений. Этих ступеней насчитывается три: развитие классической науки, развитие неклассической науки и развитие постнеклассической науки. В данной работе будет рассматриваться развитие неклассической науки.                                                                   

 

 

1

 

Периодизация  науки

Поскольку наука - явление  историческое и представляет собой  развивающуюся целостность, исторический феномен, проходящие в своем развитии ряд качественно своеобразных этапов, то возникает проблема периодизации истории науки.

Наука как целостное развивающееся  формообразование, включает в себя ряд частных наук, которые подразделяются в свою очередь на множество научных дисциплин. Выявление структуры науки в этом ее аспекте ставит проблему классификации наук - раскрытие их взаимосвязи на основании определенных принципов и критериев и выражение их связи в виде логически обоснованного расположения в определенный ряд. Обе проблемы решаются по-разному в зависимости от предмета исследования отдельных наук, их методов, целей научного познания и других многообразных обстоятельств. Что касается классификаций современных наук, то они проводятся по самым различным основаниям. По предмету и методу познания можно выделить науки о природе: естествознание, обществознание и о самом познании, мышлении (логика, гносеология, диалектика, эпистемология и др.). Отдельную группу оставляют технические науки. Очень своеобразной наукой является современная математика. По мнению некоторых ученых, она не относится к естественным наукам, но является важнейшим элементом их мышления.

В свою очередь каждая группа наук может быть подвергнута  более подробному членению. Так, в  состав естественных наук входят механика, физика, химия, геология, биология и другие, каждая из которых подразделяется на целый ряд отдельных научных дисциплин. Наукой о наиболее общих законах действительности является философия, которую нельзя, однако, полностью относить только к науке.                                          2

По своей "удаленности" от практики науки можно разделить  на два крупных типа: фундаментальные, которые выясняют основные законы и  принципы реального мира и где  нет прямой ориентации на практику, и прикладные - непосредственное применение результатов научного познания для решения конкретных производственных и социально-практических проблем. Вместе с тем границы между отдельными науками и научными дисциплинами условны и подвижны.

Науке как таковой предшествует преднаука (доклассический этап), где зарождаются элементы (предпосылки) науки. Здесь имеются в виду зачатки знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме, а также в средние века, вплоть до XVI-XVII столетий. Именно этот период считают чаще всего началом, исходным пунктом естествознания (и науки в целом) как систематического исследования реальной действительности.

Наука как целостный  феномен возникает в Новое  время вследствие отпочкования от философии  и проходит в своем развитии три  основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический (современный). На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы, нормы и методы научного исследования, формулируется определенный стиль мышления, своеобразный понятийный аппарат и т.п. Критерием данной периодизации является соотношение объекта и субъекта познания:

1. Классическая наука  (XVII-XIX вв.), исследуя свои объекты,  стремилась при их описании  и теоретическом объяснении устранить  по возможности все, что относится  к субъекту, приемам, средствам и операциям его деятельности. Такое устранение рассматривалось как необходимое условие получения объективно-истинных знаний о мире. Здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом.

3

2. Неклассическая наука  (первая половина XX в.), исходный пункт,  которой связан с разработкой  релятивистской и квантовой теории, отвергает объективизм классической  науки, отбрасывает представление  реальности как чего-то не зависящего  от средств ее познания, субъективного фактора. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира.

3. Существенный признак постнеклассической науки (вторая половина XX - начало XXI в.), постоянная включенность субъективной деятельности в "тело знания". Она учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности познающего субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами.

Каждая из названных  стадий имеет свою парадигму (совокупность теоретико-методологических и иных установок), свои фундаментальные идеи свою картину мира. Классическая стадия имеет своей парадигмой механику, ее картина мира строится на принципе жесткого детерминизма, ей соответствует образ мироздания как часового механизма. С неклассической наукой связана парадигма относительности, дискретности, квантования, вероятности, дополнительности.

Постнеклассической стадии соответствует парадигма становления  и самоорганизации. Основные черты  нового (постнеклассического) образа науки  выражаются синергетикой, изучающей  общие принципы процессов самоорганизации, протекающих в системах самой  различной природы (физических, биологических, технических, социальных и др.). Ориентация на "синергетическое движение" - это ориентация на историческое время, системность (целостность) и развитие как важнейшие характеристики бытия.

4

При этом смену классического образа науки неклассическим, а последнего - постнеклассическим нельзя понимать упрощенно в том смысле, что каждый новый этап приводит к полному исчезновению представлений и методологических установок предшествующего этапа. Напротив, между ними существует преемственность. Налицо "закон субординации": каждая из предыдущих стадий входит в преобразованном, модернизированном виде в последующую. Неклассическая наука вовсе не уничтожила классическую, а только ограничила сферу ее действия. Например, при решении ряда задач небесной механики не требовалось привлекать принципы квантовой механики, а достаточно было ограничиться классическими нормативами исследования.

Следует иметь в виду, что историю науки можно периодизировать  и по другим основаниям. Так, с точки  зрения соотношения таких приемов познания, как анализ и синтез  можно выделить две крупные стадии:

Первая стадия: Аналитическая, куда входит - по предыдущей периодизации - классическое и неклассическое естествознание. Причем в последнем идет постоянное и неуклонное нарастание "синтетической тенденции". Особенности этой стадии: непрерывная дифференциация наук; явное преобладание эмпирических знаний над теоретическими; акцентирование внимания прежде всего на самих исследуемых предметах, а не на их изменениях, превращениях, преобразованиях; рассмотрение природы, по преимуществу неизменной, вне развития, вне взаимосвязи ее явлений.

Вторая стадия: Синтетическая, интегративная стадия, которая практически совпадает с постнеклассическим естествознанием. Ясно, что строгих границ между названными стадиями провести невозможно: во-первых, глобальной тенденцией является усиление синтетической парадигмы, во-вторых, всегда имеет место взаимодействие обеих тенденций при преобладании одной из них.                                                                                                                            5

 Характерной особенностью интегративной  стадии является возникновение  (начавшееся уже, по крайней  мере, со второй половины предыдущей  стадии) междисциплинарных проблем и соответствующих "стыковых" научных дисциплин, таких как физхимия, биофизика, биохимия, психофизика, геохимия и др. Поэтому в современном естествознании уже нет ни одной науки "в рафинированном чистом виде" и идет процесс построения целостной науки о природе и единой науки о всей действительности в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

Неклассическая  наука

 

Понятием «неклассическая  наука» оперируют как представители  самой науки, так и специалисты  в области философии науки. Толкование данного понятия весьма неоднозначно. Смысл  понятия «неклассическая наука» сформировался в первую очередь в исследованиях по философским проблемам физики. В этой области исследований это понятие используют для описания событий в физике рубежа XIX–ХХ вв. При этом представ-

ление о неклассической науке формируется главным образом через

ее противопоставление классической физике. В философских  исследованиях по физике понятие  неклассическая наука отождествляется  с понятием  неклассической физики. Неклассическая физика противопоставляется  классической физике. Она возникает в начале ХХ столетия через разрыв с предшествующим этапом классической физики, через ее отрицание. Разрыв и отрицание – наиболее емкие и точные характеристики их соотношения, поскольку неклассическая физика радикально отличается от классической по всем основополагающим параметрам: по объекту исследования (макромир  – микромир), особенностям лежащего в их основании эксперимента, способу мышления, математическому формализму,  языку.  В сравнении с

классической  физикой, неклассическую называют новой, а иногда и

новейшей. Тогда  оппозиция классической и неклассической физики предстает как оппозиция  – «старая – новая». Подрыву классических представлений в естествознании способствовали некоторые идеи, которые зародились еще в середине XIX века, когда классическая наука находилась в зените славы. Среди этих первых неклассических идей, в первую очередь, следует отметить эволюционную теорию Ч. Дарвина. Как известно, в соответствии с этой теорией биологические процессы в природе протекают сложным, необратимым, зигзагообразным путем, который на индивидуальном уровне совершенно непредсказуем.

7

 Явно не  вписывались в рамки классического  детерминизма и первые попытки  Дж. Максвелла и 

Л. Больцмана применить  вероятностно-статистические методы к исследованию тепловых явлений. Г. Лоренц, А. Пуанкаре и Г. Минковский. Еще в конце XIX века начали развивать идеи релятивизма, подвергая критике устоявшиеся представления об абсолютном характере пространства и времени. Эти и другие революционные с точки зрения классической науки идеи привели в самом начале XX века к кризису естествознания, коренной переоценке ценностей, доставшихся от классического наследия. Научная революция, ознаменовавшая переход к неклассическому этапу в истории естествознания, связана с именами двух великих ученых XX века – М. Планком и А. Эйнштейном. Первый ввел в науку представление о квантах электромагнитного поля, но по  истине революционный переворот в физической картине мира совершил великий физик-теоретик А. Эйнштейн (1879–1955), создавший специальную и общую теорию относительности. В механике Ньютона существуют две абсолютные величины – пространство и время. Пространство неизменно и не связано с материей. Время – абсолютно  не связано ни с пространством, ни с материей. Эйнштейн отвергает эти положения, считая, что пространство и время органически связаны с материей и между собой. Тем самым задачей теории относительности становится определение законов четырехмерного пространства, где четвертая координата – время. Эйнштейн, приступая к разработке своей теории, принял в качестве исходных два положения: скорость света в вакууме неизменна и одинакова во всех системах, движущихся прямолинейно и равномерно относительно друг - друга, и для всех инерциальных систем все законы природы одинаковы, а понятие абсолютной скорости теряет значение, так как нет возможности ее обнаружить. В течение первой четверти века был полностью перестроен весь фундамент естествознания, который в целом остается достаточно прочным и в настоящее время.

Информация о работе Неклассический этап развития науки