Неклассическая философия, как противовес классической рациональной философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 17:17, контрольная работа

Краткое описание

В данной работе предлагается рассмотреть современную западную философию на рубеже 19 – 20 веков, которая отличается от классического этапа своего развития рядом особенностей. Философия 19 -20 века включает в себя огромное многообразие направлений, течений, школ и концепций. В ней представлены течения, как продолжающие традиции классической философии, так и совершенно новые течения.

Оглавление

1. О ценностях неклассической и классической рациональной философии.
2. Ф.Ницше и «философия жизни».
3. Критическая работа представителей «философии жизни» по переоценке классических философских воззрений.
4. Заключение.
5. Литература.

Файлы: 1 файл

ГС в таможенных органах.docx

— 53.44 Кб (Скачать)
 
 
 

       План  работы 

      «Неклассическая философия», как противовес классической рациональной философии. 
       
       
       

    1. О ценностях  неклассической и классической рациональной философии.
    2. Ф.Ницше и «философия жизни».
    3. Критическая работа представителей «философии жизни» по переоценке классических философских воззрений.
    4. Заключение.
    5. Литература.
 
 
 
 
 
 

       Введение 

       В данной работе предлагается рассмотреть современную западную философию на рубеже 19 – 20 веков, которая отличается от классического этапа своего развития рядом особенностей. Философия 19 -20 века включает в себя огромное многообразие направлений, течений, школ и концепций. В ней представлены течения, как продолжающие традиции классической философии, так и совершенно новые течения.

       Противоборство  и взаимодействие разнообразных  философских учений составляет богатое  содержание духовной мысли этого периода.

       Одной из стержневых проблем, вокруг которой  происходит развитие философской мысли  в 19 -20 веке является отношение к классической философии, особенностями которой являлись вера (культ) в разум (под которым понималась не только мыслительная деятельность человека, но и внутренняя разумность природы, истории), вера в рациональное познание, в науку и прогресс, вера в человека и его неограниченные возможности (Знание - сила), что в человеке всё может быть познано, признаны и познаны общечеловеческие идеалы и принципы. А идейным течениям, противостоящим рационализму в целом не придавалось особого значения. На фоне этого не трудно предположить появление новых, кардинально отличающихся от рационализма течений.

       Так на рубеже 19 – 20 века зарождается новое  направление в современной философии, являющиеся иррационалистическим направлением, сложившемся в Германии и Франции в этот период. Возникновение этого направления было связано с быстрым развитием биологии, психологии и других наук, обнаруживших несостоятельность механистической картины мира. Новая философия была политикой преодолеть ограниченность механистического материализма с идеалистических позиций. В центре этой философии лежит понятие жизни как абсолютного, бесконечного уникального начала мира, которое в отличие от материи и сознания активно, многообразно, вечно движется. Жизнь нельзя понять с помощью чувства или разума, она постигается только интуитивно, доступна лишь переживанию. Таковы основные идеи «философии жизни», одного из направлений иррациональной философии. 
 
 
 
 
 
 
 
 

       О ценностях неклассической и классической рациональной философии 

       Чтобы разобраться в вопросе – что  же есть классическая и неклассическая философия, стоит обратиться к основным постулатам и ценностям того и  другого течения и подробно рассмотреть  их.

       Следуя  хронологии событий, рассмотрим классическую немецкую философию. В 19 столетии высокое признание и широкое распространение получили философские учения, которые были продолжением, а в известной мере и завершением духовного поворота, начавшегося в эпоху Возрождения. Наиболее ярким воплощением этого идейного движения была немецкая философия 18-19 веков, не случайно названная классической. Она отстояла и развила принципы, вокруг которых можно объединить основные концепции европейской философии нового времени — несмотря на все разнообразие и противоборство ее идей. Классическая философия, с точки зрения современной, характеризуется как некая общая ориентация, суммарная тенденция или стилистика мышления, свойственная в целом примерно трехсотлетнему периоду развития западной мысли. Мыслительная структура классики была пронизана оптимистическим чувством присутствия естественного порядка, рационально постижимого в познании. Классическая философия полагала, что разум есть главный и лучший инструмент преобразования человеческой жизни. Знание и рациональное познание провозглашались решающей силой, позволяющей надеяться на разрешение всех проблем, которые встанут перед человеком.

       В классической философии возник и  утвердился культ разума. Мыслители  этой эпохи пришли к широкому толкованию разума, предполагая, что природа, история, человеческая деятельность движимы  внутренне присущей ей “разумностью”. Разум рассматривался как синоним  закономерности, целесообразности природы  и восходящего движения истории  к некоей “разумной цели”, как  высший судья над существующим, как  носитель “подлинной” истины и  гарант “высшей” нравственности. Концентрированным  и логически завершенным вариантом  философского рационализма классического  типа является гегелевский панлогизм: согласно Гегелю, бытие определяется развитием Абсолютной идеи (“божественного разума”). “Хитрость разума”, по мнению Гегеля, в конечном счете, должна победить “косность” природы и случайности  истории.

       Главные философские идеи относительно природы, истории, человека не были достоянием одной только философии, а выражали господствующие принципы, идеалы, ценности культуры той эпохи, обнимающей несколько  столетий.

       Итак, в новое время господствовала вера в совершенствование разума через прогресс науки. Она перерастала  у большинства философов того периода в уверенность в том, что разум есть главный и наилучший  инструмент преобразования человеческой жизни. Наиболее яркой формой такого разума считалось научное познание, но немалые надежды возлагались и на воспитание рассудка, здравого смысла, способностей к познанию, присущих каждому отдельному человеку. На этой основе разум объединяли с просвещением масс, а просвещение — с демократией.

       Знание  и рациональное познание провозглашались  главной, решающей силой, позволяющей  со временем надеяться на разрешение всех проблем, которые встают перед  человеком и человечеством. Чтобы  выполнить возлагаемые на него грандиозные  задачи, знание, считали классические философы, должно быть ясным, доказательным, преодолевающим сомнения, приведенным  в логически стройную систему. Между  таким знанием и окружающим миром  есть внутренняя согласованность. Ибо  в окружающем человека мире, согласно классическому миропониманию, царит  скрытый внутренний — разумный —  порядок, открыть который в принципе доступно человеческому уму, если он найдет "простые ясные правила"  познания и доказательства, т.е. найдет правильный метод познания.

       Не  только проблемы окружающего мира, познания, знания, метода познания, но и вопросы о Боге, вере и религии  предполагалось трактовать рационалистически. Философы-классики разделяли убеждение  в том, что могут, должны быть рационально  познаны и признаны общечеловеческие гуманистические идеалы и принципы, прежде всего идеал свободы и  принцип достоинства человеческой личности.

       Конечно, и в философской классике были учения, которые как бы выпадали из общей картины. Например, классическому рационализму в широком смысле противостояли - а иногда даже вкрапливались в него в качестве элементов - мистические, агностические, скептицистские умонастроения. Но в новое время даже скептицизм сохранял веру в науку, был в целом рационалистическим движением. Главное же состояло в том, что до середины 19 века идейные движения, отличавшиеся от рационализма и тем более противостоявшие ему, что называется, не делали погоды. Но второй половине 19 столетия положение изменилось.

       Подведя итог, можно выделить основные черты классического типа философствования:

        
1. Классические философские системы  отличались претензией на целостность,  завершенность, монологически-поучительным  стилем изложения, стремлением  к объяснению закономерностей  объективной и субъективной реальности. 
2. Классический рационализм описывал объективный мир в терминах деятельного мировосприятия, деятельности. Происходило отождествление деятельности и сознания. 
3. Рациональное познание, безграничная вера в науку, в прогресс, в способность внеиндивидуального и индивидуального разума, в возможность переустройства мира на началах Разума. 
4. В рамках классической философии высшей абсолютной ценностью является разум. Свобода понимается как свобода, не имеющая границ, как абсолютная свобода личности, как познанная разумом необходимость.  
5. Стиль философствования характеризуется, как правило, строгость, логичность, доказательность, рационально-рассудочная схема рассуждения. Классике свойственна глубинная уверенность в естественной упорядоченности мироустройства, в котором наличествует разумный порядок и гармония.  
 

       Таковы  идеи классической рациональной философии. Теперь же следует рассмотреть идеи зародившейся параллельно ей «неклассической» или иррациональной философии.

       Во  второй половине 19 века постепенно подготавливается переход к неклассической философии, происходит отход от классики, осуществляется смена принципов, образцов, парадигм философствования. Классические философские построения не удовлетворяли многих философов в виду, как они считали, потери в них человека. Специфичность, многообразие субъективных проявлений человека, полагали они, не "схватывается" методами разума, науки. В противовес рационализму стали развивать неклассическую философию, в которой в качестве первичной реальности стали представлять жизнь (философия жизни), существование человека (экзистенциализм). Произошло "разрушение" разума: вместо разума на первый план выдвинулись воля, инстинкты и т.д. В неклассической философии было подвергнуто сомнению стремление философской классики представить общество как объективное образование, аналогичное природным объектам. Новый образ социальной реальности, характерный для философии 20 века, связан с понятием "интерсубъективность". Оно призвано преодолеть деление на субъект и объект, характерное для классической социальной философии. Интерсубъективность основана на представлении об особого рода реальности, складывающейся при взаимоотношениях людей. В своих истоках эта реальность есть взаимодействие "Я" и "Другого".

       Западная  философия 20 века отличается исключительным многообразием. В 20-е - 40-е годы наблюдается расцвет неореализма и прагматизма, а затем их закат; развивается неофрейдизм, неопозитивизм, экзистенциализм, феноменология, томизм. 40-е - 60-е годы характеризуются самоопределением таких школ, как лингвистическая философия, критический рационализм, франкфуртская школа; а также структурализм, герменевтика, аналитическая философия, философия языка - это уже происходит в 60-е - 80-е годы.

       В современной философии ярко выражено стремление приблизиться к отдельному живому человеку. 20 век прошел под знаком своеобразного "антропологического бума" в философии. Методы, разрабатываемые и применяемые современной философией, являются гораздо более утонченными и сложными по сравнению с классической философией 19 века.

       Повышается роль философской работы над формами, структурами человеческой культуры (текстами, знаково-символическими образованиями, смыслами и т.д.). В 20 веке изменяется тональность и настроение философских произведений. В них нет того уверенного оптимизма, который в целом присущ классической философии.

       В рамках неклассической философии предпринимается  попытка пересмотра и дополнения прежних (классических) представлений  о рациональности, основанных на принципах  единства и целостности познающего субъекта и абсолютной достоверности  существования объективного мира. Основное внимание философов направлено на сферу  субъективного, понимание которого также существенно расширяет  прежние представления о человеке: если в классической философии доминирующей, специфической характеристикой  субъекта считалось мышление (в вербальной, дискурсивной форме, в идеале – мышление логическое), то в указанный период философы обращаются к осмыслению таких  проявлений субъективности, которые  обычно считались второстепенными, а то и вовсе исключались из сферы сознания (воля, интуиция, бессознательное  и т.д.). В целом можно сказать, что основной проблемой неклассической философии является проблема сознания. Объективистская установка, подвергнутая сомнению ещё Декартом и Кантом, в неклассический период окончательно теряет доверие со стороны большинства  философов и именно в сознании находится единственное несомненное  основание достоверного знания. Трактовки  сознания, представленные в учениях  этого периода, демонстрируют самые  разнообразные взгляды на природу  этого феномена.

    Условно в  неклассической философии можно  выделить несколько программ, направленных на переосмысление классического типа философствования:

    1. иррационалистическая традиция в неклассической философии (С. Къеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше);
    2. социально-критическая программа (марксизм, неомарксизм, постмарксизм);
    3. критико-аналитическая программа (неопозитивизм, постпозитивизм, аналитическая философия, структурализм);
    4. экзистенциально-антрополого-психологическая программа (феноменология, герменевтика, экзистенциализм, психоанализ).
 

      Основные идеи неклассической философии можно охарактеризовать так:

  1. Пересматривается статус самого разума, познающего субъекта, структуры познавательного процесса, что приводит к актуализации иррационализма (лат. irrationalis - неразумный, бессознательный), считающего, что разум не в состоянии охватить все разнообразие действительного мира и обращающего внимание на внерациональные формы духовного проявления человека (волю, интуицию, бессознательное и т. п.) 
    2. В рамках неклассической философии центральной становится антропологическая проблема, человек здесь рассматривается как существо переживающее, сомневающееся, чувствующее, самосозидающее, практически преобразующее природу и социум.  
    3. От монологического назидательного стиля мышления неклассическая философия переходит к диалогической, субъект-субъектной стилистике.  
    4. Неклассическая философия от поиска всеобщих принципов, предельных сущностей, универсалий переходит к самоценности индивидуального, уникального, своеобразного, единичного.  
    5. В рамках неклассической философии осуществляется смена парадигм, выражающаяся в лингвистическом повороте - переходе от философии сознания к философии языка.

Информация о работе Неклассическая философия, как противовес классической рациональной философии