Наука как социокультурный феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 12:14, контрольная работа

Краткое описание

Наука, имея многочисленные определения, выступает в трех основных ипостасях. Она понимается либо как форма деятельности, либо как система или совокупность дисциплинарных знаний или же как социальный
институт. В первом случае наука предстает как особый способ деятельности, направленный на фактически выверенное и логически упорядоченное познание предметов и процессов окружающей действительности. Как деятельность, наука помещена в поле целеполагания, принятия решений, выбора, преследования своих интересов, признания ответственности. Именно деятельностное понимание науки особо отмечал В.И. Вернадский: «Ее [науки] содержание не ограничивается научными теориями, гипотезами, моделями, создаваемой ими картиной мира, в основе она главным образом состоит из научных факторов и их эмпирических обобщений, и главным живым содержанием является в ней научная работа живых людей

Оглавление

1. Понятие науки, её признаки и функции. Сциентизм и антисциентизм о месте и роли науки и научного знания в общей совокупности знания и жизнедеятельности человека и общества в целом.
2. Наука как развивающееся историческое явление: кумулятивная и некумулятивная модели развития научного знания. Экстернализм и интернализм о причинах и механизме развития научного знания.
3. Наука как социальный институт. Развитие институциональных форм научной деятельности. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки.

Файлы: 1 файл

Семинар 1.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

1.1. Тема: «Наука  как социокультурный феномен»

Семинарское занятие 1.

1. Понятие науки, её признаки и функции. Сциентизм и антисциентизм о месте и роли науки и научного знания в общей совокупности  знания и жизнедеятельности человека и общества в целом.

2. Наука как развивающееся историческое явление: кумулятивная и некумулятивная модели развития научного знания. Экстернализм и интернализм о причинах и механизме развития научного знания.

3. Наука как  социальный институт. Развитие институциональных форм научной деятельности. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки.

Литература:

  1. Степин, В.С. Философия науки. Общие проблемы./ В.С. Степин.  – М.: Гардарики, 2007.– 384 с.
  2. История и философия науки./ Под ред. А.С. Мамзина. – СПб.: Питер, 2008. – 304 с.
  3. Кохановский, В.П. Основы философии науки./ В.П. Кохановский, Т.Г. Лешкевич, Т.П. Матяш, Т.Б. Фатхи. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 608 с.
  4. Лешкевич, Т.Г. Философия науки./ Т.Г. Лешкевич. – М.: Инфра-М,  2008. – 432 с.
  5. Розин, В. М. Специфика и формирование естественных, технических и гуманитарных наук / В.М. Розин. ─ Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1989. –198 с.

Контрольные вопросы:

 

  1. Каковы особенности определения понятия науки?
  2. Каковы основные аспекты бытия науки и в чём их специфика?
  3. Чем занимается дисциплина «философия науки», каково её содержание?
  4. Какие существуют подходы к анализу науки?
  5. В чём сущность логико-эпистемологического подхода к исследованию науки?
  6. Каковы социологические и культурологические особенности исследования развития науки?
  7. В чём специфика научного познания в сравнении с познанием философским, художественным и обыденным?
  8. Перечислите функции науки и охарактеризуйте их?
  9. Имеет ли значение наука в воспитании личности?
  10. Верно ли считать нейтральным содержание научного знания при формировании ценностной структуры личности?
  11. Какие научные сообщества возникают в ходе исторического развития общества?
  12. Можно ли научную школу характеризовать по этническому или  государственному признаку?
  13. Какие существуют исторические формы трансляции научных знаний?
  14. В какой мере государство (власть) должна вмешиваться в деятельность науки?

 

Рекомендуемые темы рефератов:

  1. Эвристическая роль научной картины мира.
  2. Традиции и революции в развитии науки.
  3. Эволюция понятия науки.
  4. Место и роль науки в системе культуры.
  5. Особенности современного этапа развития науки.
  6. Ценность научной рациональности.
  7. Наука в различных цивилизациях.
  8. Формирование науки как профессиональной деятельности.
  9. Сциентизм и антисциентизм как две культурные установки в отношении науки.
  10. Модели  развития научного знания.

 

1. Понятие науки, её признаки и функции. Сциентизм и антисциентизм о месте и роли науки и научного знания в общей совокупности  знания и жизнедеятельности человека и общества в целом.

 

Наука, имея многочисленные определения, выступает в трех основных ипостасях. Она понимается либо как форма деятельности, либо как система или совокупность дисциплинарных знаний или же как социальный

институт. В первом случае наука предстает как особый способ деятельности, направленный на фактически выверенное и логически упорядоченное познание предметов и процессов окружающей действительности. Как деятельность, наука помещена в поле целеполагания, принятия решений, выбора, преследования своих интересов, признания ответственности. Именно деятельностное понимание науки особо отмечал В.И. Вернадский: «Ее [науки] содержание не ограничивается научными теориями, гипотезами, моделями, создаваемой ими картиной мира, в основе она главным образом состоит из научных факторов и их эмпирических обобщений, и главным живым содержанием является в ней научная работа живых людей»1.

Во втором истолковании, когда наука выступает как  система знаний, отвечающих критериям  объективности, адекватности, истинности, научное знание пытается обеспечить себе зону автономии и быть нейтральным по отношению к идеологическим и политическим приоритетам. То, ради чего армии ученых тратят свои жизни и кладут свои головы, есть истина, она превыше всего, она есть конституирующий науку элемент и основная ценность науки.

Третье, институциональное  понимание науки, подчеркивает ее социальную природу и объективирует ее бытие в качестве формы общественного сознания. Впрочем, с институциональным оформлением связаны и другие формы общественного сознания: религия, политика, право, идеология, искусство и т.д.

Наука как социальный институт или форма общественного  сознания, связанная с производством  научно-теоретического знания, представляет собой определенную систему взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, систему норм и ценностей. Однако то, что наука является институтом, в котором десятки и даже сотни тысяч людей нашли свою профессию, — результат недавнего развития. Только в XX в. профессия ученого становится сравнимой по значению с профессией церковника и законника.

Один из основателей  науки о науке Дж. Бернал, отмечая, что «дать определение науки, по существу, невозможно», намечает пути, следуя которым можно приблизиться к пониманию того, чем является наука. Итак, наука предстает:

1) как институт;

2) метод;

3) накопление  традиций знаний;

4) фактор развития  производства;

5) наиболее  сильный фактор формирования  убеждений и отношения 
человека к миру2.                        ]

В «Американском  этимологическом словаре» науку определяют по 
средством указания на процедуры наблюдения, классификации, описа 
ния, экспериментальные исследования и теоретические объяснения ес 
тественных явлений»3. Это определение носит по большей части операци 
ональный характер.                                    '

Э. Агацци отмечает, что науку следует рассматривать  как «теорию об определенной области объектов, а не как простой набор суждений об этих объектах»4. В таком определении содержится заявка на разграничение научного и обыденного знания, на то, что наука может в полной мере состояться лишь тогда, когда доводит рассмотрение объекта до уровня его теоретического анализа.

Таким образом, с наукой нельзя связывать только фиксацию совокупности фактов и их описание. Мы будем иметь состоявшуюся науку лишь тогда, когда сможем установить принципы, предлагающие их объяснение и прогноз. Многие ученые полагают, что если нет небольшого числа принципов, если нет простоты, то нет и науки. Это спорная позиция. Ибо не только простота и ясность, но и глубокий теоретический, концептуальный уровень есть индикатор зрелой науки. Если человек говорит, что он не хочет умозрения, а только того, чтобы ему представили все факты, то он стоит лишь на точке зрения предварительной ступени науки, а не ее самой.

В настоящее время наука предстает, прежде всего, как социокультур-ный феномен. Это значит, что она зависит от многообразных сил, токов и влияний, действующих в обществе, определяет свои приоритеты в социальном контексте, тяготеет к компромиссам и сама в значительной степени детерминирует общественную жизнь. Тем самым фиксируется двоякого рода зависимость: как социокультурный феномен наука возникла, отвечая на определенную потребность человечества в производстве и получении истинного, адекватного знания о мире, и существует, оказывая весьма заметное воздействие на развитие всех сфер общественной жизни. Наука рассматривается в качестве социокультурного феномена потому, что, когда речь идет об исследовании ее истоков, границы того, что мы сегодня называем наукой, расширяются до границ «культуры». И с другой стороны, наука претендует на роль единственно устойчивого и «подлинного» фундамента культуры в целом в ее первичном— деятельност-ном и технологическом — понимании. Сами отношения социальности прочитываются как отношения людей по поводу людей и отношения людей по поводу вещей. Из этого следует, что наука как социокультурный феномен вплетена во все сферы человеческих отношений, она внедряется и в базисные основания отношений самих людей, и во все формы деятельности, связанные с производством, обменом, распределением и потреблением вещей. Максима современного технократического века гласит: «Все должно быть научным, научно обоснованным и научно проверенным». Следует ли из такого высокого статуса науки ее легальная экспансия во все сферы человеческой жизни, или же, напротив, это обязывает науку нести ответственность за все ущербные процессы существования человечества? Вопрос открытый. Ясно одно: как социокультурный феномен, наука всегда опирается на сложившиеся в обществе культурные традиции, на принятые ценности и нормы. Познавательная деятельность вплетена в бытие культуры. Отсюда становится понятной собственно культурно-технологическая функция науки, связанная с обработкой и возделыванием человеческого материала— субъекта познавательной деятельности, включение его в познавательный процесс.

Культурная  функция науки не сводима только к результативному исходу, т.е. к тому, что результаты научной деятельности составляют также и совокупный потенциал культуры как таковой. Культурная функция науки сильна своей процессуальностью. Она предполагает прежде всего формирование человека в качестве субъекта деятельности и познания. Само индивидуальное познание совершается исключительно в окультуренных, социальных формах, принятых и существующих в культуре. Индивид застает уже готовыми («априори» в терминологии И. Канта) средства и способы познания, приобщаясь к ним в процессе социализации. Исторически человеческое сообщество той или иной эпохи всегда располагало и общими языковыми средствами, и общим инструментарием, и специальными понятиями и процедурами — своеобразными «очками», при помощи которых прочитывалась действительность, «призмой», сквозь которую она разглядывалась. Научное знание, глубоко проникая в быт, составляя существенную основу формирования сознания и мировоззрения людей, превратилось в неотъемлемый компонент социальной среды, в которой происходит становление и формирование личности.

Наука, понимаемая как социокультурный феномен, не может развиваться вне освоения знаний, ставших общественным достоянием и хранящихся в социальной памяти. Культурная сущность науки влечет за собой ее этическую и ценностную наполненность. Открываются новые возможности этоса науки: проблема интеллектуальной и социальной ответственности, морального и нравственного выбора, личностные аспекты принятия решений, проблемы нравственного климата в научном сообществе и коллективе.

Наука выступает  как фактор социальной регуляции общественных процессов. Она воздействует на потребности общества, становится необходимым условием рационального управления. Любая инновация требует аргументированного научного обоснования. Проявление социокультурной регуляции науки осуществляется через сложившуюся в данном обществе систему воспитания, обучения и подключения членов общества к исследовательской деятельности и этосу науки.

Наука развивается  сообществом ученых и располагает  определенной социальной и профессиональной организацией, развитой системой коммуникаций. Еще Фрэнсис Бэкон в свое время отмечал: «Совершенствования науки следует ждать не от способности или проворства какого-нибудь отдельного человека, а от последовательной деятельности многих поколений, сменяющих друг друга». Ученый — всегда представитель той или иной социокультурной среды. «Силовое» воздействие всего социокуль-турного поля на имеющийся научно-творческий потенциал показывает степень «чистоты» препарата науки.

В науке приветствуется поиск истины, а следовательно  и критика, полемика, спор. Ученый находится в ситуации постоянного подтверждения своей профессиональности посредством публикаций, выступлений, квалификационных дисциплинарных требований и часто вступает в сложные отношения как со своими оппонентами-коллегами, так и с общественным мнением. Признание деятельности ученого связано с градацией степеней и званий. Самой престижной наградой является Нобелевская премия.

Конечно же, творческий потенциал личности может остаться нереализованным либо оказаться подавленным общественной системой. Но совершить открытие, изобрести нечто новое может лишь индивид, обладающий проницательным умом и необходимыми знаниями, а не общество как таковое.

В эпоху НТП  роль науки столь непомерно возросла, что потребовалась новая шкала ее внутренней дифференциации. И речь уже не шла только о теоретиках или экспериментаторах. Стало очевидно, что в большой науке одни ученые более склоняются к эвристической поисковой деятельности — выдвижению новых идей, другие к аналитической и экспликацион-ной — обоснованию имеющихся, третьи — к их проверке, четвертые — к приложению добытого научного знания.

По подсчетам  социологов, наукой способны заниматься не более 6-8% населения. Иногда основным и эмпирически очевидным признаком  науки считается совмещение исследовательской деятельности и высшего образования. Это весьма резонно в условиях, когда наука превращается в профессиональную деятельность. Научно-исследовательская деятельность признается необходимой и устойчивой социокультурной традицией, без которой нормальное существование и развитие общества невозможно. Наука составляет одно из приоритетных направлений деятельности любого цивилизованного государства.

Современную науку называют Большой наукой. В  конце XX в. численность ученых в мире превысила 5 млн человек. Наука включает 15 тыс. дисциплин и несколько сот тысяч научных журналов. XX в. называют веком современной науки. Новые источники энергии и информационные технологии — перспективные направления современной науки. Возрастают тенденции интернационализации науки, а сама наука становится предметом междисциплинарного комплексного анализа. К ее изучению приступают те только науковедение, философия науки, но и социология, психология, история.

Проблема, связанная  с классификацией функций науки, до сих пор остается спорной отчасти потому, что наука развивалась, возлагая на себя новые и новые функции, отчасти в силу того, что, выступая в роли социокультурного феномена, она начинает больше заботиться не об объективной и безличностной закономерности, а о коэволюционном вписывании в мир всех достижений научно-технического прогресса. В качестве особой и приоритетной проблемы выделяют вопрос о социальных функциях науки. Авторы учебного пособия «Введение в философию» отмечают следующие три социальные функции науки:

Информация о работе Наука как социокультурный феномен