Наука как предмет философского осмысления. Предмет, задачи и основные направления современной философии науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 11:01, реферат

Краткое описание

Все эти вопросы выступают как формулировки проблем, обсуждаемых в современной философии науки. Учет этой проблематики позволяет уточнить понимание ее предмета. Предмет философии науки -- общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в историческом развитии и рассмотренных в социокультурном контексте.

Файлы: 1 файл

Наука как предмет философского осмысления.docx

— 42.94 Кб (Скачать)

Наука как предмет  философского осмысления. Предмет, задачи и основные направления современной  философии науки 

 

 Сейчас, в конце двадцатого  века, бросая взгляд в прошлое,  мы можем с уверенностью сказать,  что ни одна сфера духовной  культуры не оказала столь  существенного и динамичного  влияния на общество, как наука.  И в нашем мировоззрении, и  в мире окружающих нас вещей  мы повсеместно имеем дело  с последствиями ее развития. Со многими из них мы настолько  срослись, что уже не склонны  их замечать или тем более  видеть в них особые достижения. В нашей квартире стоят холодильник  и телевизор; мы ездим не  на лошадях, как это было  еще в начале века, а на автомобилях,  летаем на самолетах; человечество  избавилось от холеры и оспы, которые когда-то опустошали целые  страны; люди высадились на Луну и готовят экспедиции на другие планеты. Все эти достижения человечества связаны с развитием науки и обусловлены научными открытиями. Дальнейший прогресс человеческого общества обычно связывают с новыми научно-техническими достижениями.

 

 Громадное влияние  науки на жизнь и деятельность  людей заставляет нас обратить  внимание на саму науку и  сделать ее предметом особого  изучения. Что такое наука? Чем  отличается научное знание от  мифа или религиозной веры? В  чем ценность науки? Как она  развивается? Какими методами  пользуются ученые? -- Попытки найти ответы на другие вопросы, связанные с пониманием науки как особой сферы человеческой деятельности, привели к возникновению особой дисциплины -- философии науки, которая сформировалась в XX веке на стыке трех областей: самой науки, ее истории и философии. Философия науки пытается понять, что такое наука, в чем состоит специфика научного знания и методов науки, как развивается наука и как она получает свои изумительные результаты. Таким образом, философия науки -- это не особое философское направление и не философские проблемы естественных или общественных наук, а изучение науки как познавательной деятельности. Иногда философию науки называют методологией научного познания, желая подчеркнуть ее внимание к методам науки. Философия науки включается в науковедение -- совокупность дисциплин, исследующих те или иные стороны науки. Существуют также история, социология и психология науки.

 

 Наука рассматривается  в нескольких контекстах: производительная  сила, социальный институт, система  профессиональной подготовки и  переподготовки, научное знание, вид  деятельности, форма культуры.

 

 Рассматривая науку  как деятельность, направленную  на производство нового знания, и как традицию важно принять  во внимание историческую изменчивость  самой научной деятельности и  научной традиции. Иначе говоря, философия науки, анализируя закономерности  развития научного знания, обязана учитывать историзм науки. В процессе ее развития происходит не только накопление нового знания и перестраиваются ранее сложившиеся представления о мире. В этом процессе изменяются все компоненты научной деятельности: изучаемые ею объекты, средства и методы исследования, особенности научных коммуникаций, формы разделения и кооперации научного труда и т. п. Поэтому философия науки должна учитывать историю науки.

 

 Но если меняются  сами стратегии научной деятельности  и ее функции в жизни общества, то возникают вопросы. Будет  ли и дальше меняться облик  науки и ее функции в жизни  общества? Всегда ли научная рациональность  занимала приоритетное место  в шкале ценностей или это  характерно только для определенного  типа культуры и определенных  цивилизаций? Возможна ли утрата  наукой своего прежнего ценностного  статуса и своих прежних социальных  функций? И наконец, какие изменения  можно ожидать в системе самой  научной деятельности и в ее  взаимодействии с другими сферами  культуры на очередном цивилизационном переломе, в связи с поисками человечеством путей выхода из современных глобальных кризисов?

 

 Все эти вопросы  выступают как формулировки проблем,  обсуждаемых в современной философии  науки. Учет этой проблематики  позволяет уточнить понимание  ее предмета. Предмет философии  науки -- общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в историческом развитии и рассмотренных в социокультурном контексте.

 

 С XVI до середины XX века задачей философа была выработка критериев истинности знания (примеры: XVI век -- Декарт, Бэкон, XX век -- Карнап, Рейхенбах). Философия науки была нормативной дисциплиной -- предписывающей, как науке прийти к истинному знанию. В XX веке стало понятно, что такие логико-методологические предписания жестки и далеки от практики научного исследования, с середины XX века возникло стремление приблизить их к практике. С этого времени философия науки и стала связываться с историей науки (Лакатос, Кун, Фейерабенд). Историк и философ XX века Имре Лакатос сказал: «Философия науки без истории науки пуста, а история науки без философии науки слепа».

 

Методология науки.

 

Методология науки, в традиционном понимании, — это учение о методах  и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания, в особенности теории научного познания (эпистемологии) и философии науки.

 

Методология, в прикладном смысле, — это система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов  и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь (ученый) в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины: физики, химии, биологии, информатики и других разделах науки.

 

 

Конфуций.

Конфуций родился в VI веке до н. э., проживал по преимуществу в северной части Китая. Конфуций родился в 551 году до н. э. в феодальном государстве Лу, ныне это часть северной провинции Шаньдун. Он происходил из древнего и знатного, но обедневшего рода, по слухам, был прямым потомком правителей династии Шан-Инь. Сам он ничего не писал, был всего лишь чиновником. Ученики записали по памяти его мысли, и это составило главную книгу конфуцианского канона — «Лунь-Юй» («Беседы и рассуждения»). Конфуций является представителем традиционного китайского мировоззрения, для которого путь Дао — это путь ритуалов. Дао (кит. 道, буквально — путь) — одна из важнейших категорий китайской философии. Конфуций и ранние конфуцианцы придали ему этическое значение, истолковав как «путь человека», то есть нравственное поведение и основанный на морали социальный порядок. Даосы, заимствовав термин, выстроили вокруг него собственную философию; наиболее известная и значимая даосская интерпретация Дао содержится в трактате Дао Дэ Цзин. Однако в социальной жизни человека этот ритуал имеет вид этикета, т. е. приобретает основную традиционную форму взаимоотношений между людьми — между определенными социальными и возрастными группами народонаселения. Этикет также выступает средством, благодаря которому человек сохраняет свою индивидуальность (свое лицо). Этикет важен еще потому, что сохраняет в человеческом обществе те закономерности, которые имеются в космосе. Поэтому человек, соблюдающий этикет, всегда «человеколюбив», а не соблюдающий этикет — «нечеловеколюбив». Справедливым и добродетельным является тот, кто не нарушает этикет, — так говорил сам Конфуций. Конфуцианство является мировоззрением, общественной этикой, политической идеологией, научной традицией, способом жизни, иногда рассматривается как философия, иногда — как религия.

 

Кант.

Иммануи́л Кант (22 апреля 1724, Кёнигсберг, Пруссия — 12 февраля 1804, там же) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма.

Родился в небогатой семье  ремесленника-седельщика. Мальчик был  назван в честь святого Иммануила. Под попечением доктора теологии Франца Альберта Шульца, заметившего в Иммануиле одарённость, Кант окончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затем поступил в Кёнигсбергский университет. Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, Кант на 10 лет становится домашним учителем. Именно в это время, в 1747—1755 годы, он разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности, не утратившую актуальности до сих пор.

 

В 1755 году Кант защищает диссертацию  и получает докторскую степень, что, наконец, даёт ему право преподавать  в университете. Для него наступил сорокалетний период преподавательской  деятельности.

 

Во время Семилетней войны  с 1758 по 1762 год Кёнигсберг находился  под юрисдикцией российского  правительства, что нашло отражение  в деловой переписке философа. В частности, прошение на должность  ординарного профессора в 1758 году он адресует императрице Елизавете  Петровне.

 

Естественнонаучные и  философские изыскания Канта  дополняются «политологическими»  опусами: в трактате «К вечному миру»  он впервые прописал культурные и  философские основы будущего объединения  Европы в семью просвещённых народов, утверждая, что «просвещение — это  мужество пользоваться собственным  разумом».

 

С 1770 года принято вести  отсчёт «критического» периода в  творчестве Канта. В этом году в возрасте 46 лет он назначен профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где до 1797 года преподавал обширный цикл дисциплин — философских, математических, физических.

 

К этому времени[2] вызрело  принципиально важное признание  Канта о целях его работы: «Давно задуманный план относительно того, как  нужно обработать поле чистой философии, состоял в решении трёх задач:

1) что я могу знать? (метафизика);

2) что я должен делать? (мораль);

3) на что я смею надеяться? (религия);

наконец, за этим должна была последовать четвёртая задача —  что такое человек? (антропология, лекции по которой я читаю в  течение более чем двадцати лет)»[3].

 

В этот период Кантом были написаны фундаментальные философские работы, принёсшие учёному репутацию  одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавшие огромное влияние  на дальнейшее развитие мировой философской  мысли:

«Критика чистого разума» (1781) — гносеология (эпистемология)

«Критика практического  разума» (1788) — этика

«Критика способности  суждения» (1790) — эстетика

 

Будучи слаб здоровьем, Кант подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что позволило ему пережить всех своих друзей. Его точность следования распорядку стала притчей во языцех даже среди пунктуальных немцев и вызвала к жизни немало поговорок и анекдотов. Женат он не был. Шутил, что когда он хотел иметь жену, не мог её содержать, а когда уже мог — то не хотел[4]. Впрочем, женоненавистником также не был, охотно с ними беседовал, был приятным светским собеседником. В старости за ним ухаживала одна из сестёр.[5]

 

Несмотря на философию, мог  иногда проявить этнические предрассудки, в частности, юдофобию.[6]

 

Кант был похоронен  у восточного угла северной стороны  Кафедрального собора Кёнигсберга  в профессорском склепе, над его  могилой была возведена часовня. В 1924 году, к 200-летию Канта, часовню  заменили новым сооружением, в виде открытого колонного зала, разительно отличающимся по стилю от самого собора.

[править]

Этапы творчества

 

Кант прошёл в своем  философском развитии два этапа: «докритический» и «критический» (Эти термины определяются работами философа «Критика чистого разума», 1781 год; «Критика практического разума», 1788 год; «Критика способности суждения», 1790 год)

 

I этап (до 1770 года) — Кант  разрабатывал проблемы, которые  были поставлены предшествующей  философской мыслью. Кроме того, в этот период философ занимался  естественнонаучными проблемами:

разработал космогоническую  гипотезу происхождения Солнечной  системы из гигантской первоначальной газовой туманности («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755 год);

наметил идею генеалогической  классификации животного мира, т.е. распределения различных классов  животных по порядку их возможного происхождения;

выдвинул идею естественного  происхождения человеческих рас;

изучал роль приливов и  отливов на нашей планете.

 

II этап (начинается с 1770 или с 1780-х годов) — занимается  вопросами гносеологии (процессом  познания), размышляет над метафизическими,  то есть общефилософскими, проблемами  бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики.

[править]

ФилософияКантианство

 

 

 

Основные понятия

Вещь в себе, Феномен

 

Созерцание, Апостериори, Априори

Трансцендентальное

Рассудок и Разум

Антиномия

Категорический императив

Ценность

Тексты

Критика чистого разума

 

Критика практического разума

Критика способности суждения

Течения

Неокантианство

Люди

Кант, Рейнгольд, Фихте

 

Шопенгауэр, Фриз

Гельмгольц, Либман, Ланге

Коген, Наторп, Кассирер

Виндельбанд, Риккерт

 

[править]

Теория познания

 

Кант отвергал догматический  способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод  критического философствования, сущность которого заключается в исследовании самого разума; границ, которые может  достичь разумом человек; и изучении отдельных способов человеческого  познания.

 

Главным философским произведением  Канта является «Критика чистого  разума». Исходной проблемой для  Канта является вопрос «Как возможно чистое знание?». Прежде всего это касается возможности чистой математики и чистого естествознания («чистый» означает «неэмпирический», то есть такой, к которому не примешивается ощущение). Указанный вопрос Кант формулировал в терминах различения аналитических и синтетических суждений — «Как возможны синтетические суждения априори?» Под «синтетическими» суждениями Кант понимал суждения с приращением содержания по сравнению с содержанием входящих в суждение понятий. Эти суждения Кант отличал от аналитических суждений, раскрывающих смысл самих понятий. Термин «априори» означает «вне опыта», в противоположность термину «апостериори» — «из опыта».

 

Кант, вслед за Юмом, соглашается, что если наше познание начинается с опыта, то его связь — всеобщность  и необходимость — не из него. Однако, если Юм из этого делает скептический вывод о том, что связь опыта  является всего лишь привычкой, то Кант эту связь относит к необходимой  априорной деятельности рассудка. Выявление  этой деятельности рассудка в отношении  опыта Кант называет трансцендентальным исследованием. Вот как об этом пишет  сам Кант: «Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько  предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это  познание должно быть возможным априори».

 

Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. Кант, по его словам, совершил Коперниканский переворот в философии, тем, что первым указал, что для обоснования возможности знания следует признать, что не наши познавательные способности должны сообразовываться с миром, а мир должен сообразовываться с нашими способностями, чтобы вообще могло состояться познание. Иначе говоря, наше сознание не просто пассивно постигает мир как он есть на самом деле (догматизм), но, скорее, наоборот, мир сообразуется с возможностями нашего познания, а именно: рассудок является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте. Опыт по сути есть синтез того содержания, материи, которое дается миром (вещей в себе) и той субъективной формы, в которой эта материя (ощущения) постигается сознанием. Единое синтетическое целое материи и формы Кант и называет опытом, который по необходимости становится чем-то только субъективным. Именно поэтому Кант различает мир, как он есть сам по себе (то есть вне формирующей деятельности рассудка) — вещь-в-себе, и мир, как он дан в явлении, то есть в опыте.

Информация о работе Наука как предмет философского осмысления. Предмет, задачи и основные направления современной философии науки