Наука и научное познание в эпоху Возрождения (Ренессанс)

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 23:25, контрольная работа

Краткое описание

Возрождение, или Кватроченто (итал.), Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV—XVI века. Конкретно по странам: Италия 14-15 в., 16 в. кризис, в остальных странах 15-16 в., 16 в. – расцвет.

Оглавление

1. Общая характеристика эпохи 3
2. Общая характеристика развития науки в эпоху Возрождения 4
3. Научно-технические достижения эпохи Возрождения 6
Заключение

Файлы: 1 файл

эпоха возрождения.doc

— 73.50 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ ВПО «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ПЕТРА I»

 

 

 

Кафедра истории отечества и философии

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по теме:

 

Наука и научное познание в эпоху Возрождения (Ренессанс)

 

 

 

 

Подготовил: Гаркуша М.А.

магистратура,

второе высшее образование,

Бмаг-12093

Проверил: Юрьева Анна Александровна

 

 

 

 

ВОРОНЕЖ 2012г.

 

План

 

 

1. Общая характеристика эпохи                                                                   3

2. Общая характеристика развития науки в эпоху Возрождения            4

3. Научно-технические достижения эпохи Возрождения                         6

Заключение                                                                                                    13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Общая характеристика эпохи

 

 

Возрождение, или Кватроченто (итал.), Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV—XVI века. Конкретно по странам: Италия 14-15 в., 16 в. кризис, в остальных странах 15-16 в., 16 в. – расцвет.

Эпоха Возрождения (XIV-XVI века) – переходная и связующая. Ее суть – завершить один тип жизни и культуры и открыть другой. Она отделяет древнюю историю от новой, она рождает деление старый и новый свет, она формирует «нового человека», переключая доминанты человеческого сознания с «ветхого» на «новое». Это определяет и форму жизни человека этой эпохи, и способы организации теоретической мысли, а значит и философии.

Происходит перестройка вертикальной модели мира. Возрождение – борьба светского и церковного миропонимания. Раскол католической церкви (Реформация – 1517 г.). Вертикальная модель мира перестраивается в горизонтальную. Движение вперед-назад в реальном пространстве и реальном историческом времени. Атеизма не было, ни у Боккаччо, ни у Эразма Роттердамского, ни у Рабле. Просто проблема Бога отошла на второй план, на 1 – проблема человека. Отличительная черта эпохи возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

 

 

 

 

II. Общая характеристика развития науки в эпоху Возрождения

 

 

Естественные науки в эпоху Возрождения создали новый метод мышления — свободный, освобожденный от догм и схоластики, благодаря чему возникли предпосылки для выдвижения науки на передовые позиции в духовной культуре.
Дух искусства в эпоху Возрождения, объединив различные сферы человеческой деятельности, отложил отпечаток и на характер научных исследований. Это объединение нашло свое отражение и в универсальной деятельности выдающихся представителей эпохи, и литературном стиле научных трактатов, и характере технических проектов, не подкрепленных научным обоснованием, и в эклектичности научных сочинений. В ряде направлений, среди которых исследования по оптике, электричеству, магнетизму, механике, наука стала на порог великих перемен. Величайшим достижением эпохи Возрождения стала гениальная идея Коперника о гелиоцентрической системе мира, основанная на описательной астрономии. В теории Коперника наряду с научными воззрениями провозглашались гипотезы, имеющие эстетический смысл, характерные для эпохи искусства.
Идея Коперника о рядовом месте Земли во Вселенной потрясла мировоззрение эпохи, усилила критический дух, столь необходимый для становления науки.
В эпоху Возрождения как широкое идейно-культурное движение сформировался гуманизм. Свобода и раскованность мысли создала предпосылки для создания множества научных направлений в гуманитарной сфере:
— трудами Макиавелли было положено начало политологии; Реклама на радио
— социальные идеалы гуманизма сформировались в виде утопическихконцепций коммунизма;
— в религиозной сфере крупнейшим идейно-политическим движением стала Реформация, которая в духе эпохи призывала к возрождению истинного первоначального христианства, апостольной церкви;
— возникает первая в истории экономической мысли школа — меркантилизм, отражающая подлинные закономерности экономического развития стран Европы в период становления абсолютизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Научно-технические достижения эпохи Возрождения

 

 

Сейчас трудно себе представить ту революцию, которую вызвали новые научные открытия. Когда вдруг было доказано, что земля – это шар, потрясение было такое, что сейчас представить невозможно. Утверждалось, ведь, что земля не может быть шаром, потому что антиподы (люди, которые на противоположной стороне шара), будут ходить вверх ногами и т. п. Астрономические и географические представления как никакие влияют на горизонт человека: оттуда берутся прототипы реалий, и оттуда берутся аналогии. Мысль о том, что не Земля, а Солнце является центром вселенной, была ещё в древние века: Аристарх Самосский, Филолай, Пифагор (во всяком случае пифагорейцы) утверждали, что Земля не является центром вселенной. Но в Средние века считали, что геоцентрическая система отвечает библейским представлениям. Это мнение, к тому же, подкрепляли мнением Аристотеля. Когда же появилось утверждение Коперника о том, что Земля является периферийным телом, а в центре находится Солнце, оно совершило переворот в учёном мире и просто среди любопытных людей. Потрясение было сильное. Оказывается, что Земля – шарик сбоку от Солнца. Это очень влияло на мировосприятия средневековья.
Гелиоцентрическая система была санкционирована христианством. Эту теорию подтверждал Аристотель, а аристотелевские мнения по естествоведению они, особенно в центральных своих утверждениях, были поддержаны и церковным авторитетом. Поэтому все без исключения конфессии того времени запретили книгу Коперника, потому что открытие Коперника нарушало целостную картину создания Богом Земли и людей, что Бог ради Земли и людей занимался творением. Из этого утверждения было также очень важное следствие: почти автоматически за этим утверждением следовало, что мир бесконечен в пространстве и во времени, и вся средневековая космография разрушалась; а космография является костяком мировоззрения, если понимать под мировоззрением картину мира вообще.
              Компас, телескоп. Географические открытия потребовали обеспечить мореплавание. Без компаса можно плыть только около берега, а с компасом люди стали совершать и кругосветные путешествия. Навигация ориентируется и по звездам, телескоп позволил сделать наблюдения за звездами более удобными, и это тоже помогло возникновению иного мировосприятия.
                Появилось огнестрельное оружие, – устрашающее явление, изменился характер войны, усилились столкновения с другими народами. Европа выходила из узкого уголка вселенной и сталкивалась с необозримым миром и географически и астрономически. Все философы-оппозиционеры, как правило, говорили о бесконечном множестве миров (Джордано Бруно), а психологически это шло вразрез с традиционной картиной мира, которая доминировала в Cредние века.
                 Книгопечатание. Благодаря ему книги стали доступными для любого серьезного человека. Пусть они были и дорогими, имел смысл накопить и купить. Когда книга, например, Библия, стала доступной, стали её сами непосредственно толковать.
Средневековый образ жизни предполагал сословное разделение общества, и сословия резко отличались друг от друга, и социальное положение сословий резко фиксировалось. Отношения сословия были строго регламентировано. А переходный период поставил под сомнение это деление, наметилось другое деление: между образованными людьми и необразованными; культ образования, который тогда зарождался в европейском обществе, потом всё более креп, и до сих пор европейская культура делает различие между людьми образованными и необразованными.

Технические достижения средневековья расширили экспериментальную базу естественных наук, поставили ряд научных задач, решенных в эпоху Возрождения.
        С появлением огнестрельного оружия возникла задача анализа движения снарядов, в частности определение угла наклона ствола орудия для достижения наибольшей дальности полета снаряда. Тарталья скорее догадался, чем математически обосновал, что этот угол должен быть равен 45 градусам. В своем труде «Проблемы и различные изобретения» (1546 г.) впервые в противоположность Аристотелю Тарталья утверждает, что траектория снаряда всегда является криволинейной и не содержит прямолинейного участка. О языке этого сочинения следует сказать особо. Это живой, литературный язык, которым в его произведении беседуют и простолюдины, и важные господа, и специалисты. Эту форму, рожденную эпохой искусства, использовал позднее Галилей.
Великим соперником Тарталья называют Иеронима Кардана. Работы Кардана в противоположность работам Тартальи были академичными, написанными на строгой латыни. Труды Кардана «О тонкости» и «О разнообразии вещей» представляют собой своеобразную энциклопедию естественных наук XVI в. В них приведены самые разнообразные сведения, начиная от космологии и до суеверий: конструкции механизмов, описание алхимических опытов, приемы гаданий, рассуждения о пользе знаний и многое другое. Ценность работ Иеронима Кардана — в конкретности постановки задач, в методичности изложения.
Заметный вклад в механику внес ученик Тартальи Джован Баттиста Бенедетти. В пространном предисловии к своей первой научной работе он привел математическое доказательство следующего утверждения:
«Два тела одинаковой формы и одинакового рода, равные или не равные между собой, в одной и той же среде проходят равные расстояния за равное время».
Николо Тарталья
Это утверждение было воспринято и развито впоследствии Галилеем. В главном труде Бенедетти «Различные математические и физические рассуждения» (1585 г.) излагаются основы арифметики и алгебры, вопросы механики, учение о перспективе и пропорциях, сформулирован «гидростатический парадокс» (одинаковое давление на дно сосудов независимо от их формы при равенстве высот находящейся в них жидкости).
Значительное внимание Стевин уделял гидростатике. Он получил доказательство закона Архимеда, опытным путем доказал существование гидро-статического парадокса.
Замечательно сочинение Стевина по фортификации «Новый способ защиты крепостей и укреплений при помощи шлюзов» (1618г.).
Интересно, что Стевин построил ветряную повозку, использующую парус. Повозка развивала значительную скорость до 34 км /час, при первом испытании на ней находилось 28 пассажиров. Повозка воспринималась как чудо.
Сочинения Стевина не получили широкого распространения отчасти потому, что будучи убежденным в преимуществах голландского языка при рассмотрении научных вопросов, Стевин пользовался только им. Переводы трудов Стевина появились значительно позже их публикации на голландском языке.
В области оптики примечательны имена Франческа Мавролика (1494—1575) и Джована Баттисты Порты (1543—1615).
Боязнь предрассудков, царивших в средневековой науке, удержала Мавролика от опубликования своих работ по оптике. Они были изданы лишь посмертно, В трактате Мавродика интересны в первую очередь объяснение круглых изображений Солнца, получаемых через отверстия произвольной формы, уточнение представлений об оптике глаза. По Мавролику, хрусталик работает как линза, строящая изображение на сетчатке. Отсюда после-довало объяснение причин дальнозоркости и близорукости свойствами хрусталика. Мавролик впервые указал на семь цветов в радуге (по Виттелию — их три). Им показано, что лучи не изменяют своего направления при прохождении через плоскопараллельную пластинку, что лучи, проходящие через призму, дают такие же цвета, что и в радуге.
Джован Баттиста Порта был современником Галилея, но по своему мировоззрению он принадлежит эпохе Возрождения. Порта родился в Неаполе в богатой семье, получил хорошее образование, много путешествовал. Он был плодотворным писателем, но самым примечательным его сочинением стала «Натуральная магия» в 20 книгах, пользовавшаяся огромным успехом у читателей. Книга была переведена на английский, французский, испанский, арабский языки. Содержание «Магии» весьма своеобразно. Там даны сведения по оптике, как приготовить фейерверки, духи, лекарства, как разводить животных, уроки кулинарии, косметики, описаны алхимические опыты, опыты по пневматике… Среди этой пестрой смеси содержатся и действительно значимые открытия, сделанные автором «Магии». Это прежде всего применение камеры-обскуры для получения рисунков и для проецирования рисунков («волшебный фонарь»). Принцип камеры-обскуры Порта использует для объяснения процесса зрительного восприятия. Впервые в «Магии» сделана попытка описать подзорную трубу типа телескопа с параболическим зеркалом и линзой. Но вполне определенно имя изобретателя подзорной трубы, появившейся в эпоху Возрождения, назвать нельзя. Скорее всего, это было дело случая, и труба была изобретена не учеными, а ремесленниками, поскольку теоретические знания в области оптики не позволяли найти оптическую схему зрительной трубы научными методами.
Магнетизм, как нечто таинственное, весьма интересовал Порту. В «Магии» он описал свои блестящие опыты по магнетизму. Среди них опыт с же-лезными опилками. Опилки, помещенные в пакет, под воздействием естественного магнита приобретают магнитные свойства. Рассыпанные и пере-мешанные, а затем вновь собранные в пакет, они теряют эти свойства. Опыт с железными опилками, ориентирующимися по силовым магнитным линиям у полюсов магнита, описанный Портой, является первой демонстрацией действия магнитного поля.
В «Магии» описаны также опыты по отражению звука и света от сферических зеркал, трубчатый телефон и другие опыты.
Порта называет свою «Магию» «натуральной», подчеркивая тем самым, что посредством знаний, опыта, можно раскрыть тайны природы, ее «магию».
Замечательного английского ученого Вильяма Гильберта (1544—1603) называют «отцом науки об электричестве и магнетизме». Гильберт по профессии был врачом (состоял придворным врачом королевы Елизаветы Английской). Это не помешало ему заниматься «магнитной философией», практическим направлением которой было улучшение компаса, так необходимого англичанам, стремящимся в то время к господству на море. В своем знаменитом сочинении «О магните» Гильберт описывает ставшие классическими опыты с магнитной стрелкой. Он показывает, что всякий магнит имеет полюсы, что свойства полюсов взаимопротивоположны, разноименные полюса притягиваются, одноименные отталкиваются, что нельзя, разламывая магнит, получить один полюс и т.п. Гильберт предположил, что наша Земля — большой круглый магнит и что географические полюса совпадают с магнитными. Для доказательства своего предположения Гильберт изготовил из естественного магнита шар. Приближая к шару легкую магнитную стрелку, Гильберт мог наглядно демонстрировать поведение этой стрелки при ее перемещении по поверхности шара, то есть как бы в различных точках земной поверхности. Значение опытов Гильберта с шаровым магнитом — имитатором магнитных свойств Земли — выходит за обычные рамки технического эксперимента и приобретает мировоззренческий смысл. В условиях лаборатории, возможно, впервые, исследовалось явление космического масштаба. Гильберт, увлеченный исследованиями магнетизма, не считал мнение Фалеса о существовании души у магнита абсурдным.
Со времен Фалеса до Гильберта знания об электрических явлениях не слишком продвинулись вперед и ограничивались сведениями о свойствах натертого янтаря притягивать некоторые легкие предметы. Гильберт расширил перечень материалов, обладающих свойством притяжения при натирании (сапфир, алмаз, аметист, стекло, сера и др.), Гильберт установил, что под воздействием пламени приобретенное свойство притягивать теряется. Многочисленные эксперименты по электричеству привели Гильберта к попытке создать теорию электромагнитного притяжения, но эта попытка оказалась неудачной. Он, по существу, вернулся к представлению древних философов о стихиях. По Гильберту, первичными элементами являются вода и земля. Свойством притяжения обладают тела, происходящие от воды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В литературе принято освещать эпоху Возрождения в восторженных тонах, что вполне объяснимо. Она была предвестником другой эпохи - эпохи разума (ХVIII в.), породившей в свою очередь век бурного развития науки и техники - наш ХХ в. Нельзя, однако, не видеть и негативных последствий - это касается, прежде всего, постепенного ухода из нашей жизни гуманизма, пример тому - две мировые войны, множество локальных войн и других событий. которые стимулировали и сопровождались злобой и жестокостью.

Сама же эпоха Возрождения вскоре уступила свои позиции вполне закономерно. Реформация и контрреформация, крестьянские и религиозные войны ХV-ХVI вв. имели уже другую направленность, и мышление развивалось по иному пути. В немалой степени этому способствовала и наука о природе; труды Коперника, Галилея, Кеплера, Ньютона и др. меняли взгляды человека и ставили его один на один перед бесконечным космосом. Даже в литературе (у Шекспира, Рабле и иных авторов) появились освобожденные от высокой морали герои, описанные их действия сопровождались неслыханными до сих пор натуралистическими подробностями, шокирующими сценами жестокости и насилия. Живопись - святая святых Возрождения - и та изменилась под влиянием времени; ее принципы эволюционировали в сторону маньеризма. Идеалы республиканского правления были поколеблены образовавшимися абсолютными монархиями.

Означает ли все это крах идей Возрождения вообще, их неприятие последующей историей? Думается, что нет. Скорее всего в этом нужно видеть повод для переосмысления сути гуманизма, особенно в наше сложное время. Эпоха Возрождения живет в нашем сознании и ждет своих новых исследователей.

 

2

 



Информация о работе Наука и научное познание в эпоху Возрождения (Ренессанс)