Наука и мифология

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 12:28, реферат

Краткое описание

Цель данной работы: разобраться, как и почему появились наука и мифология.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить что такое миф?
2. Узнать что такое мифологическое мировоззрение?
3. Выяснить существуют ли современные мифы?
4. Определить, как происходил переход от мифологических представлений о мире к научным?
5. Узнать когда появляется наука?
6. Какие существуют науки?

Оглавление

Введение 3
1. Что такое миф? 5
2. Мифологическое мировоззрение 8
3. Современные мифы 10
4. «От мифа к логосу» 12
5. Когда появляется наука? 14
6. Различные науки 17
Заключение 19
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

реферат наука и мифология.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

     В одной из работ я нашел интересную мысль о мифе и науке:

     «Нельзя считать, что мифология предшествует науке и, что наука появляется из мифа. Миф всегда практичен, насыщен  эмоциями и реальными жизненными переживаниями, но это – не начало науки»1.

     Мне захотелось порассуждать на эту тему. На самом деле с этим можно согласиться, а можно и сказать, что это не так. Я скорее не соглашусь. В философском энциклопедическом словаре есть такая цитата:

     «Если брать реальную науку, т. е. науку, реально творимую живыми людьми в определенную историческую эпоху, то такая наука, решительно всегда, не только сопровождается мифологией, но и реально питается ею, почерпывая из нее свои исходные интуиции»2.

     Примеры существуют в работах различных  философов. Например, Декарт – основатель новоевропейского рационализма и механицизма – мифолог, так как начинает свою философию с всеобщего сомнения, даже относительно Бога. И это только потому, что такова его собственная мифология. Аналогичные примеры можно проследить и в работах Канта.

     Актуальность  выбранной темы состоит в том, что мифологическое мышление не исчезло и по сей день. Многие из нас до сих пор любят читать древние мифы и сказки, а кто-то просто сочиняет новые.

      Так что же такое мифология? Сказки для взрослых? Почему так называемые "взрослые" не могут расстаться с героями мифов, не могут оставить их в своем далеком детстве и время от времени возвращаются к образам, созданным несколько веков назад? Отчасти в этом виноваты исторически сложившиеся традиции и мы, поневоле вспоминаем имена мифологических героев, употребляя в жизни те или иные слова или крылатые выражения.

      Мир современного человека наполнен именами  и понятиями, пришедшими из "сказок древности". Многие крупные торговые компании устанавливают перед входом в здания фирм статуи Гермеса, как бы испрашивая его покровительства. Изображения мифологических существ часто используются в современной геральдике. В символах Всемирной организации здравоохранения, Американской медицинской ассоциации используются посох Асклепия и кадуцей Гермеса. Грифон стал одним из королевских символов Англии, символом банка "Мидланд Банк", присутствует на символах автомобильных компаний "Сааб" и "Воксхолл". Пегас, вместе с Беллерофонтом на спине, в годы Второй мировой войны был утвержден как отличительный знак Британских воздушно-десантных войск. Феникс в качестве эмблемы был выбран Елизаветой I и шотландской королевой Марией, а в средние века его, в качестве символа, использовали алхимики. Лавровые венки, как символ бессмертия, носились римскими императорами, а в более поздние времена, на английских монетах, в них изображались Карл II, Георг I, Георг II, Елизавета II. Пять звезд из созвездия Плеяд украшают эмблему автомобильной компании "Субару" (субару по-японски – Плеяды).

     Цель данной работы: разобраться, как и почему появились наука и мифология.

     Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Определить что такое миф?
    2. Узнать что такое мифологическое мировоззрение?
    3. Выяснить существуют ли современные мифы?
    4. Определить, как происходил переход от мифологических представлений о мире к научным?
    5. Узнать когда появляется наука?
    6. Какие существуют науки?

 

  1. Что такое  миф?

     В толковом словаре русского языка Ожегова С. И. и Шведовой Н. Ю. понятие миф имеет два значения. Миф3 – это:

  1. Древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы.
  2. Недостоверный рассказ, выдумка.

      Советская энциклопедия трактует так: «Это, прежде всего античные, библейские и другие старинные «сказки» о сотворении мира и человека, а также рассказы о деяниях древних, по преимуществу греческих и римских, богов и героев – поэтические, наивные, нередко причудливые»4.

     Слово «миф», как только оно произнесено, у большинства людей ассоциируется  с Древней Грецией или Древним  Римом, ведь самые известные мифы родились именно там. Вообще, об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях стало известно гораздо позднее, и они оказались менее распространенными. Со временем, сначала ученым, а потом и более широкой публике оказались доступны и мифы народов Австралии, Океании и Африки. Выяснилось, что в основе священных книг христиан, мусульман и буддистов также лежат различные, подвергшиеся переработке мифологические предания.

      Значение слова «миф» в моем понимании означает некий своеобразный способ, согласно которому одно поколение передавало другому накопленный опыт, знания, ценности и культурные блага. В связи с тем, что на раннем этапе зарождения мифологии письменность отсутствовала, то при передаче знаний от человека к человеку что-то терялось, что-то приукрашивалось.

     Хочу так же привести несколько примеров суждения о значении слова «миф» другими, более известными людьми, хотя эти толкования скорее имеют философский характер.

     Например, как указывает С. С. Аверинцев, греческое «mythos» было многозначным понятием, и далеко не все его смыслы относились к художественным и вообще конкретным текстам.

     Платон  видел в нем не только «живое, наивное, тождественное себе», но и  «...иное себе... иносказание или символ».

     Советские и зарубежные исследователи Платона С. С. Аверинцев, А. Ф. Лосев, А. А. Тахо-Годи, Г. Керк, Т. Ллойд и др. показали, что в семантическом контексте греческого философа «миф» может означать чудесный рассказ о богах, о героях, о давних временах, но может значить и «слово» – священное слово, мнение, вообще речь.

     И есть, наконец, совершенно неожиданный  смысл, на который указывает А. Тахо-Годи: «Платон вместе с тем именует  мифом чисто философские теории, например движение, как первоначало  является для него мифом, не поэтической, но философской выдумкой».

     Наконец, миф как сфера мечтаемого устремлен в будущее: созвучные ему индоевропейские корни означают «заботиться», «иметь в виду», «страстно желать». Миф сообщает жизни смысл и зовет к деятельности. «Миф делает это не через логику или образец, – поясняет эту позицию исследователь его школы О’Флайерти, – а через активизацию наших эмоций».

     Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов. Назовем  их:

  1. Космогонические мифы – мифы о происхождении мира и вселенной. Например, в греческом мифе «Происхождение мира и богов» так описывается начало творения: «Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни. Все возникло из безграничного Хаоса – весь мир и бессмертные боги...»5.
  2. Антропогонические мифы – мифы о происхождении человека и человеческого общества. Согласно многим мифам, человек сотворяется из самых разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще всего, творец создает сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделен даром бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества (таков библейский Адам, вкусивший плодов с древа познания добра и зла). У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека от предка-животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя).
  3. К космогоническим мифам примыкают также встречающиеся лишь на сравнительно высокой ступени развития эсхатологические мифы – рассказы-пророчества о «конце мира». Наибольшее значение в культурно-историческом процессе сыграли эсхатологические представления, сформулированные в знаменитом библейском «Апокалипсисе»: грядет второе пришествие Христа – он придет не как жертва, а как Страшный Судия, подвергающий Суду живых и мертвых. Наступит «конец времен», и праведники будут предопределены к жизни вечной, грешники же к вечным мучениям6.
  4. Мифы о культурных героях – мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ. Эти мифы повествуют о том, как человечество овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнем – иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага. Самый знаменитый миф подобного рода – древнегреческое сказание о Прометее, двоюродном брате Зевса. Прометей (в дословном переводе – «мыслящий прежде», «предвидящий») наделил разумом жалких людей, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам, гадать, внедрил государственные начала и правила совместной жизни. Прометей дал человеку огонь, за что и был покаран Зевсом: прикованный к горам Кавказа, он терпит страшные мучения – орел выклевывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь7.

 

  1. Мифологическое  мировоззрение

     Мировоззрение8 – это система общественных представлений о мире в целом, о совершающихся в нем природных и социальных процессах, об отношении человека к окружающей действительности.

     Если  рассмотреть античный мир, то сущность мифологии становиться понятной только при учёте особенностей первобытнообщинного  строя, при котором мир воспринимался, как жизнь одной огромной родовой общины, и в мифе они обобщали всё многообразие чёловеческих отношений и природных явлений. На примере мифа о Прометее, можно увидеть какими особенностями обладало мифологическое мировоззрение:

  • В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии: природа, общество и человек слиты в единое целое.

     Сам Прометей подал богам идею о создании людей, и в мифе он воспринимает людей, как некоторого одного человека, заботится  о нем, как о продукте своего творения, нет никакого выделения человека из общества в целом.

  • В мифе нет абстрактных понятий, в нем все – очень конкретно, персонифицировано, одушевлено.

     Прометей  – это положительный герой, а  Зевс, и другие боги, наказавшие его  – отрицательные, потому что за благие дела для людей они, как казалось Прометею, а также и людям, несправедливо обрекли его на страдания и мучения. Здесь видно, что миф мыслит противоположностями, что добро и зло, плохое и хорошее обретают здесь конкретные формы его персонажей.

  • Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие.

     По  мере чтения мифа можно отметить, что  образ Прометея включает в себя такие  понятия как человеколюбие, свобода, справедливость, твердость, решимость, доброта и т.д. В нем собрано много позитивных человеческих качеств, которые в ком-то одном, конечно, очень редко сочетаются, потому это и выражено в мифологической форме.

  • Миф живет в своем, особенном времени – времени «первоначало», «первотворения», к которому неприложимы человеческие представления о течении времени.

     Процитируем строку из мифа: «…Когда Зевс победил  и привел мир в порядок…»9. Ни в одном мифе нет ссылок на конкретное время действия его героев или время, когда это происходило, и даже течение времени в мифе о Прометее довольно-таки прозрачно выражено: «…Долго-долго, вероятно десятки тысяч лет, длились ужасные муки Прометея…»10.

  • Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры.

     Все мучения и страдания, выпавшие на долю Прометея, наполнены чувствами  и переживаниями, и человек, проникшийся  идеей мифа, это чувствует очень  остро. Высокие и благородные  цели Прометея, опираются именно на веру в себя и свою правоту, они просто не подвергаются никакому сомнению или разумному осмыслению с точки зрения того времени.

     Какую же роль играли мифы и мифотворчество в истории человеческого общества и человеческой культуры?

  • Они по-своему объясняли мир, природу, общество, человека.
  • Они в своеобразной, очень конкретной форме устанавливали связь между прошлым, настоящим и будущем человечества.
  • Они являлись каналом, по которым одно поколение передавало другому накопленный опыт, знания, ценности и культурные блага.

 

  1. Современные мифы

      Мифотворчество в XX в. становится весьма распространенным. И это закономерно. Ведь мифологическое мышление как характерная особенность духовной культуры этого века нуждается все в новых и новых мифах. В мифологии человек массы узнает себя, и только миф удовлетворяет его любознательность, его потребности в познании. Не меньше мифотворчество существует в науке XX в.

      Следственно, литература и наука в эпоху  мифологизации сознания общества сами становятся мифотворческими силами. Границы между реальностью и  вымыслом стираются. Например, очень много рассказывают и показывают по разным телеканалам историй про пришельцев с других планет, про летающие тарелки и т.д.

      Идеология – это система понятий идей, отражающих, в конечном счете, классовое содержание общественного сознания. В доклассовом обществе вместо идеологии выступала мифология. С разделением общества на классы начинается критическое отношение к мифам, что, собственно, служит началом идеологии в современном смысле этого слова.

      Так современный социальный и политический миф воспринимается не только вненаучно и интуитивно, он опирается на социальный и политический "опыт" государств, классов, народов и может быть, вполне доказуем.

      Свидетельством  тому являются социальные и политические мифы о руководящей и направляющей роли КПСС, о преимуществах социализма и его победе в СССР; учения о коммунизме, прогрессе и всеобщем равенстве; лозунги в духе мессианства США, доктрины времен холодной войны. Эти мифы не просто опирались на чувства, а именно доказывались множеством примеров, статистических данных, научных положений и расчетов.

Информация о работе Наука и мифология