Наука и ее социальные функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 17:46, контрольная работа

Краткое описание

На сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства.
Возрастающая роль науки в общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т. д.).

Оглавление

Введение
Понятие и сущность науки.
Генезис и основные этапы социализации науки.
Социальные функции науки.
Проблемный вопрос по теме: Что отличает науку от мифотворчества?
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

КР философия.docx

— 42.90 Кб (Скачать)

                  Тема 28. Наука и ее социальные функции

 

                                        План работы

      Введение

  1. Понятие и сущность науки.
  2. Генезис и основные этапы социализации науки.
  3. Социальные функции науки.

 Проблемный вопрос по теме: Что отличает науку от мифотворчества?

      Заключение.

      Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Без науки в современном  обществе невозможна его интеллектуальная и производственная мощь, безопасность государства. Наука стала важным критерием цивилизованности и культурности народов. Научно-техническое развитие составляет главную тенденцию исторического  прогресса на рубеже XX—XXI веков.

На сегодняшний день мы можем сказать, что наука в  современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни  людей.        Несомненно, уровень развитости науки может  служить одним из основных показателей  развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития  государства.

 Возрастающая роль  науки в общественной жизни  породила её особый статус  в современной культуре и новые   черты её взаимодействия с  различными слоями общественного  сознания. В этой связи остро   ставится проблема особенностей  научного познания  и его соотношения  с другими формами познавательной  деятельности (искусством, обыденным  сознанием и т. д.).

Эта проблема, будучи философской, по своему характеру, в то же время  имеет большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения  научных методов в управление культурными процессами.  Оно  необходимо  и для построения теории управления самой наукой в  условиях НТР, поскольку выяснение  закономерностей  научного  познания требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными феноменами духовной и  материальной культуры.

Наука выполняет в обществе ряд функций. Под функцией науки  понимается внешнее проявление ее одного или нескольких существенных свойств. В функциях обнаруживаются возможности  и способности науки участвовать  в решении кардинальных проблем  жизнедеятельности общества, в создании более благоприятных условий  и содержания жизни людей, в формировании культуры.

 

 

 

 

 

 

1.Понятие и сущность науки

 В литературе нет  однозначного и общепринятого  определения науки. Насчитывается  более 150 определений этого общественного  явления. Однако анализ их показывает, что абсолютное большинство из  них не являются оригинальными  и в значительной мере повторяют  друг друга.

Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом  познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения  реальных фактов в их взаимосвязи.

Наука – это и творческая деятельность по получению нового знания и результат такой деятельности: совокупность знаний, приведенных в  целостную систему на основе определенных принципов и процесс их производства. Собрание, сумма разрозненных, хаотических  сведений не есть научное знание. Как  и другие формы познания, наука  – социально-историческая деятельность, а не только «чистое знание». Особенностями  научной деятельности являются универсальность, уникальность, персонифицированность, дисциплинированность, демократизм, коммуникабельность.

 По мнению Канке  В.А., наука — это деятельность  человека по выработке, систематизации  и проверке знаний. Научным является  не всякое знание, а лишь хорошо  проверенное и обоснованное.

 Науковеды характеризуют  науку и как систему знаний (форму общественного сознания), и как род человеческой деятельности, и как социальный институт, и  как суммарный опыт человечества, и как непосредственную производительную  силу общества и пр.

Существуют три основные концепции (модели) науки:

  1. наука как знание
  2. наука как деятельность
  3. наука как социальный институт.

 Первая концепция,  наука как знание, с многовековой  традицией рассматривается как  особая форма общественного сознания  и представляет собой некоторую  систему знаний. Так понимали  науку еще Аристотель и Кант. Подобное понимание наук долгое  время было, чуть ли не единственным.

 Логико-гносеологическая  трактовка науки обусловливается  как общественно-историческими условиями,  так и уровнем развития самой  науки. Фактически здесь абсолютизировались  те стороны науки, которые выявились  в прошлом, на ранних этапах  ее существования, когда научное  знание представлялось плодом  чисто духовных усилий мыслящего индивида, а социальная детерминация научной деятельности ещё не могла быть обнаружена с достаточной полнотой.

 Эта концепция не  может в своём одиночестве  раскрыть полное определение  современной науки. Если науку  рассматривать только как систему  знаний, то возникают некоторые  недочеты. А дело всё в том,  что такое направление в науке  (опора только на достоверные,  проверенные факты, знания) довольно  однообразно и ограниченно. От  исследователей ускользает её  социальная природа, творцы, материально-техническая  база, ограничиваются возможности  для более глубокого и всестороннего  исследования специфики, структуры,  места, социальной роли и функций  науки. Все это привело к  необходимости разработки другой  концепции науки, к усилению  изучения деятельностных и социальных  аспектов этого общественного  феномена.

 В 50-60-е годы стали  появляться работы, в которых  был разработан деятельностный  подход к науке, в результате  чего она стала трактоваться  не только и не столько как  знание само по себе, а прежде  всего как особая сфера профессионально-специализированной  деятельности, своеобразный вид  духовного производства. Несколько  позже наука стала пониматься  и как социальный институт.

 В современной философской,  социологической и науковедческой  литературе становится господствующим  понимание науки как отрасли  духовного производства, особого  вида человеческой деятельности  и социального института общества.

Наука как социальный институт - это социальный способ организации  совместной деятельности ученых, которые  являются особой социально-профессиональной группой, определенным сообществом.

 Институционализация  науки достигается посредством  известных форм организации, конкретных  учреждений, традиций, норм, ценностей  и т.п.

 Цель и назначение  науки как социального института  - производство и распространение  научного знания, разработка средств  и методов исследования, воспроизводство  ученых и обеспечение выполнения  ими своих социальных функций.

Своевременная наука представляет собой органическое единство этих трех моментов. Здесь деятельность –  её основа, своеобразная «субстанция», знание – системообразующий фактор, а социальный институт – способ объединения ученых и организации  их совместной деятельности.

Непосредственной целью  науки является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений  действительности, составляющих предмет  ее изучения, на основе открываемых ею законов. Философия всегда в той или иной степени выполняла по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации ее результатов. Философию объединяет с наукой также и стремление к теоретической форме построения знания, к логической доказательности своих выводов.

 На основе общих  принципов рационального понимания  философская мысль группирует  житейские, практические наблюдения  различных явлений, формирует  общие предположения об их  природе и возможных способах  познания. Используя опыт понимания,  накопленный в иных областях  познания, практики, она создает  философские «эскизы» тех или  иных природных или общественных  реалий, подготавливая их последующую  конкретно-научную проработку. При  этом осуществляется умозрительное  продумывание принципиально допустимых, логически и теоретически возможных  вариантов. Таким образом, философия  выполняет функцию интеллектуальной  разведки, которая также служит  и для заполнения познавательных  пробелов, постоянно возникающих  в связи с неполной, разной  степенью изученности тех или  иных явлений, наличием «белых  пятен» познавательной картины  мира. Конечно, в конкретном –  научном плане пробел предстоит  заполнить специалистам – ученым  иной общей системы миропонимания.  Философия же заполняет их  силой логического мышления.

 Специалисты, изучающие  всевозможные конкретные явления,  нуждаются в общих, целостных  представлениях о мире, о принципах  его устройства, общих закономерностях  и т.д. Однако сами они таких  представлений не вырабатывают  – в конкретных науках используется  универсальный мыслительный инструментарий (категории, принципы, различные  методы познания), но ученые специально  не занимаются разработкой, систематизацией,  осмыслением познавательных приемов,  средств. Общемировоззренческие  и теоретико-познавательные основания  науки изучаются, отрабатываются  и формируются в сфере философии.

 Итак, философия и наука  довольно сильно взаимосвязаны,  у них есть много общего, но  есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя однозначно  причислять к науке и наоборот  нельзя отрицать ее научность.  Философия – отдельная форма  познания, имеющая научные основы, проявляющая себя в те моменты  и в тех областях научного  знания, когда теоретический потенциал  в этих областях либо мал,  либо вообще отсутствует.

 

 

 

 

2.Генезис и основные этапы  социализации науки

 

   Каждая эпоха предъявляет  к знаниям и формам познания  свои требования научности, которые  выступают по отношению к знанию  двояко: как социокультурные (внешние)  и логико-гносеологические (внутренние) требования.

 По вопросу о том,  когда возникла наука, в литературе  существуют разные мнения, которые  зависят от того, в каком аспекте  рассматривается, как трактуется  феномен науки. Если науку отождествлять  со знанием вообще, то можно  такие достижения еще первобытного  общества, как земледелие, скотоводство, изобретение колеса, металлоплавки  и др., рассматривать как часть  истории науки.

 Существует мнение, что  зарождение науки связано с  изобретением письменности в  эпоху раннеклассового общества. Сторонники такого подхода считают,  что наука начинается там, где  при историческом исследовании  памятников старины встречаются  первые примеры правильно подмеченных  на базе стихийно-эмпирического  опыта объективных закономерностей  природы, которые с изобретением  письменности могли фиксироваться  и тиражироваться.

 Ряд исследователей  связывают возникновение науки  с античностью, когда умственный  труд превращается в род занятий  особой группы людей, познавательная  деятельность отпочковывается от  мифологии, искусства, религии.

 Наиболее распространена  точка зрения, согласно которой  науку следует рассматривать как продукт ХVII-XIX века – это эпоха становления науки в буквальном смысле этого слова. По мнению Хаджарова М.Х., одни исследователи считают, что наука возникла с возникновением самой философии, если еще не раньше, т.е. формирование пифагорейской школы в V-IV вв. до н.э. – это начало возникновения подлинных научных знаний. Именно эту точку зрения можно найти в учебно-методической литературе. Альтернативная точка зрения предполагает рассматривать науку как явление более позднего периода развития цивилизации.

Многие цивилизации, вплоть до Нового времени, обходились без научных  знаний и не нуждались в них. Невостребованность элементов зарождающегося научного знания в античный период есть результат  неразвитости материального производства, но удовлетворенности производством  и применением ненаучного знания. В этой связи, по мнению Келле В.Ж., чтобы возникла наука, общество должно достичь не только определенного  уровня социально-экономического развития, порождающего потребность в научных  знаниях, но и сформировать культуру определенного качества, культуру, в недрах которой возможно зарождение и развитие научного мышления. Если исходить из этого, то поворотным моментом в истории генезиса науки можно  считать начало появления зачатков капиталистических производственных отношений.

Информация о работе Наука и ее социальные функции