Научное познание

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:36, творческая работа

Краткое описание

Современная наука возникла в Европе в период XV-XVII вв. Являясь особой формой познания мира и его преобразования, наука сформировала понимание того, что есть мир, природа, как можно и должно относиться человеку к ним. Совершенно очевидно, что научное воззрение на мир могло утвердиться в
обществе только потому, что оно было уже готово принять это воззрение как нечто само собой разумеющееся.

Файлы: 1 файл

Научное познание.docx

— 40.84 Кб (Скачать)

ВОПРОС 1

Современная наука возникла в Европе в период XV-XVII вв. Являясь  особой формой познания мира и его преобразования, наука сформировала понимание того, что есть мир, природа, как можно и должно относиться человеку к ним. Совершенно очевидно, что научное воззрение на мир могло утвердиться в

обществе только потому, что оно было уже готово принять это воззрение как нечто само собой разумеющееся. Следовательно, в период разрушения системы феодального производства в обществе формируется новое, по сравнению со средневековым, воззрение на мир, природу, по своей сути совпадающее с научным. С этого времени наука начинает развиваться относительно самостоятельно. Однако она постоянно связана с практикой, получает от нее импульсы для своего развития и с свою очередь – воздействует на ход практической деятельности, опредмечивается, материализуется в ней. В литературе нет однозначного и общепринятого определения науки. Насчитывается более 150 определений этого общественного явления. Однако анализ их показывает что абсолютное большинство из них не являются оригинальными и в значительной мере повторяют друг друга. Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство

знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью

постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения  реальных

фактов в их взаимосвязи. Наука – это и творческая деятельность по получению нового знания и результат такой деятельности: совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов и процесс их производства. Собрание, сумма

разрозненных, хаотических  сведений не есть научное знание. Как  и другие формы

познания наука- социально-историческая деятельность, а не только «чистое знание». Особенностями научной деятельности являются универсальность, уникальность, персонифицированность, дисциплинированность, демократизм, коммуникабельность .

Науковеды характеризуют  науку и как систему знаний (форму общественного

сознания), и как род  человеческой деятельности, и как  социальный  институт,

и   как суммарный  опыт человечества,    и как  непосредственную

производительную силу общества и пр.  Понятно, что довольно трудно охватить

целиком и полностью хотя бы названные стороны науки в  единой дефиниции.

Надо заметить, что все  же существуют три основные концепции (модели) науки:

наука как знание, наука  как деятельность, наука как социальный институт.

В логико-гносеологическом плане в соответствии с многовековой традицией наука

рассматривается как система  знаний, особая форма общественного  сознания.

Так понимали науку еще  Аристотель и Кант Подобное понимание  науки долгое

время было чуть ли не единственным.

Логико-гносеологическая трактовка  науки обусловливается   как  общественно-

историческими условиями, так  и уровнем развития самой науки. Фактически здесь

абсолютизировались те стороны  науки, которые выявились в прошлом, на ранних

этапах ее существования, когда научное знание представлялось плодом чисто

духовных усилий мыслящего  индивида, а социальная детерминация научной

деятельности ещё не могла  быть обнаружена с достаточной полнотой.

Всё возрастающая роль науки  в развитии общества, изменение её социального

статуса рост числа лиц, занятых  трудом в научном производстве, усиливающиеся

потребности научно-исследовательской  деятельности в финансовых средствах,

современной материально-технической  базе, наличие организационно-

управленческих проблем  в сфере научного труда, превращение "малой" науки" в "

большую" свидетельствует   об узости, односторонности     и   ограниченности

логико-гносеологической концепции.

Логико-гносеологический аспект имеет известное значение для  понимания науки,

для разработки концепции  научного знания, но он все же односторонен, его

познавательные, методологические и эвристические возможности  существенно

ограничены.  Данный подход дает в основном гносеологические характеристики

науки, в значительной мере вырывает её из социокультурного контекста, в

результате чего от исследователей ускользает её социальная природа, творцы,

материально-техническая  база, ограничиваются возможности для более глубокого

и  всестороннего исследования специфики, структуры, места, социальной роли и

функций науки.

Все это привело к необходимости  разработки другой концепции науки, к усилению

изучения деятельностных и социальных аспектов этого общественного феномена.

В 50-60-е годы стали появляться работы, в которых был разработан

деятельностный подход к науке, в результате чего она стала трактоваться не

только и не столько  как знание само по себе,  а  прежде всего  как особая

сфера профессионально - специализированной деятельности, своеобразный вид

духовного производства. Несколько  позже наука стала пониматься и как

социальный институт.

В современной философской,   социологической и науковедческой литературе

становится господствующим понимание науки как отрасли  духовного производства,

особого вида человеческой деятельности и социального института  общества.

В частности, в" Философском  энциклопедическом словаре" читаем: "Наука - сфера

человеческой деятельности, функцией которой является выработка  и

теоретическая систематизация знаний о действительности" [ 2 ].

Наука как социальный институт - это социальный способ организации  совместной

деятельности ученых, которые  являются особой социально-профессиональной

группой, определенным сообществом.

Институционализация науки  достигается посредством известных  форм организации,

конкретных учреждений, традиций, норм, ценностей, идеалов и т.п.

Цель и назначение науки  как социального института -    производство и

распространение научного знания,   разработка средств и методов  исследования,

воспроизводство ученых и  обеспечение выполнения ими своих  социальных функций.

Нередко исследователи, характеризуя науку как социальный институт, понимают

под последним относительно самостоятельную социальную систему (подсистему)

Так, Н.Яхнел прямо пишет об этом: "Социология науки исследует науку именно

как своеобразный социальный институт (социальную систему) со своими

специфическими внутренними  взаимодействиями, институтами, находящимися в

неразрывной связи и взаимодействием  с остальными   видами человеческой

деятельности, с системой общества в целом".

Альтернатива - чем является наука   системой   знаний, видом  человеческой

деятельности или социальным институтом - является надуманной. Своевременная

наука представляет собой  органическое единство этих трех моментов. Здесь

деятельность - её основа, своеобразная "субстанция", знание -

системообразующий фактор, а социальный институт - способ объединения ученых и

организации их совместной деятельности.         Автор придерживается

системно - деятельностной концепции науки. Эвристичность и теоретико-

методологическая ценность её заключается в том, что она  позволяет представить

науку в системно-целостном  и интегральном виде в качестве особой

профессиональной деятельности, области духовного производства, определенного

социального института,   специфической социальной подсистемы общества, лучше

понять сущность, структуру, социальные функции науки и др.

                           1.2.          Функции  науки                          

Функциональный анализ   науки - составная часть ее системно-деятельностной

концепции. Обычно называют две главные функции науки - познавательную и

практическую. В "Основах  науковедения" приводится более полный перечень

функций науки. Здесь выделяются познавательная, мировоззренческая, культурно-

идеологическая, функция  производительной силы и теоретической  основы

управления социальными  процессами".

В литературе, касающейся данной области исследований,  основные функции науки

обычно представлены в  такой последовательности:    познавательная,

объяснительная, практически-действенная  прогностическая, мировоззренческая  и

функция социальной памяти.

В качестве главных критериев  выделения функций науки надо взять основные виды

деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также  сферы приложения и

потребления научного знания.

Думается, что главные  функции науки следующие:

     1) познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение

которой - как раз познание природы, общества и человека,

рационально-теоретическое  постижение мира,  открытие его законов  и

закономерностей, объяснение самых различных явлений и  процессов, осуществление

прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания;

     2) мировоззренческая функция  безусловно тесно связана с первой, главная

цель ее - разработка научного мировоззрения и научной картины  мира,.

исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру,

обоснование научного миропонимания: ученые призваны разрабатывать

мировоззренческие универсалии  и ценностные ориентации, хотя, конечно, ведущую

роль в этом деле играет философия;

     3) производственная,    технико-технологическая функция     призвана

рационализировать, "онаучивать" сферу материального производства, обеспечить

его нормальное функционирование и развитие технический и технологический

прогресс, внедрение в  производство нововведений инноваций, новых технологий,

форм организации и  т п.;  исследователи говорят  и пишут о превращении науки  в

непосредственную производительную силу общества, о науке как особом "цехе"

производства, отнесении ученых к производительным работникам, а все это как раз

и характеризует данную функцию  науки;

     4) управленческо - регулятивная функция выражается в том, что наука должна

разрабатывать идейно-теоретические  и методологические основы управления и

регуляции, прежде всего  это касается социальных явлений  и процессов.  Ученые,

менеджеры, социологи, психологи, политологи и экономисты    осуществляют

информационное      обеспечение      управленческо -регулятивного процесса,.

консультирование работников государственного аппарата,  своими  практическими

рекомендациями способны повышать эффективность управленческих решений,

совершенствовать организационные  структуры,   служебные и деловые  отношения;

научные работники через  свою педагогическую деятельность могут  значительна

поднять уровень управленческой культуры руководящих кадров;

     5) культурно-воспитательная, образовательная функция заключается главным

образом в том, что наука  является феноменом культуры, заметным фактором

культурного развития людей  и образования. Ей достижения идеи и  рекомендации

заметно воздействуют  на весь  учебно-воспитательный процесс,  на содержание

программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно,

ведущая роль здесь принадлежит  педагогической науке. Данная функция  науки

осуществляется через  культурную деятельность и политику, систему образования и

средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др. Не

забудем и того, что наука  является культурным феноменом, самым  имеет

соответствующую направленность, занимает исключительно важное место  в сфере

духовного производства;

     6) идейно-преемственная, традиционная функция обеспечивает наследование,

сохранение всех достижений научного "коллективного интеллекта", научной памяти,

связь времен, преемственность  различных поколений ученых, передачу традиций

исследовательской эстафеты, определенных норм, ценностей и идеалов  в сфере

научного производства, сообщества и этоса;

     7) практически-действенная функция в известной мере как бы интегрирует

все другие функции науки, характеризует её как универсальную  преобразующую

социальную силу, которая  способна изменить все общество, все  его сферы, стороны

и отношения. Данная функция  осуществляется главным    образом    через

практическую, производственную деятельность людей, в которой происходит процесс

материализации, "овеществления" научного знания, идей ученых;

8) методологическая функция призвана исследовать проблемы методологии

науки, разрабатывать способы, средства и методы научного познания  «вооружать»

ученых солидным и эффективным  исследовательским инструментарием; следует

подчеркнуть, что прогресс науки оценивается не только богатством новых идей, но

мощью исследовательского арсенала;

     9) производство, воспроизводство и подготовка научных кадров - эта функция

науки,  как и предыдущая, является внутри научной, обеспечивает сферу

научного производства необходимыми специалистами, исследователями, учеными,

нормальное функционирование науки как социального института, собственное

воспроизводство; особое внимание должно быть уделено подготовке молодых

научных кадров.

Очевидно, что практически  все функции науки так или иначе связаны между собой.

ВОПРОС 2

Научное познание есть целостная развивающаяся система, имеющая сложную структуру. Эта  структура выражает единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной системы. Основные уровни научного познания:

Информация о работе Научное познание