Научное и ненаучное знание: критерии демаркации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:22, реферат

Краткое описание

Проблема разграничения науки и не-науки называется проблемой демаркации (от англ. demarcation - разграничение) и является одной из центральных в философии науки.
Наличие специфических признаков у научного знания в то же время означает, что оно должно удовлетворять определенным требованиям. Эти признаки и требования называют критериями научности. Данные критерии непосредственно связаны с проблемой демаркации, т.е. с нахождением признаков, которые позволяли бы с достаточной степенью уверенности отделить науку, научное знание от не-науки, от псевдонауки, идеологии и т.п.

Файлы: 1 файл

Методология и организация научных исследований. Реферат.docx

— 27.89 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

Одесский Национальный Политехнический  Университет

Кафедра философии и методологии  науки

 

 

 

Реферат

На тему: «Критерии научности знания: проблема демаркации»

Вариант - 30

 

 

 

 

 

выполнил ст. факультета ИКС:

Литинский А.С.

научный руководитель:

Ополев Виктор Тимофеевич

 

 

 

 

Одесса – 2013

 

Введение

   

Что такое наука? Имеется  не мало подходов к определению этого понятия, однако, вероятно, самый естественный и плодотворный из них связан с истолкованием науки как специфической деятельности людей. Любая деятельности:

имеет цель,

конечный  продукт,

методы  и средства его  получения,

направлена на некоторые объекты, выявляя в них свои предметы,

представляет  собой деятельность субъектов, которые, решая свои задачи, вступают в определенные социальные отношения  и образуют различные  формы социальных институтов.

По всем этим измерениям наука существенно отличается от других сфер человеческой деятельности. Но определение «ненаучный» не следует связывать с негативной оценкой. Каждый род деятельности имеет свое предназначение, свои цели. С возрастанием роли науки в жизни общества мы видим, что научное обоснование становится целесообразным и даже необходимым во все больших сферах общества1.

В разные периоды развития философии мышления проблема демаркации решалась по-разному. Античные философы полагали, что знание отличается от мнения тем, что знание всегда сохраняет свою истинность, в то время как мнение может быть в одной ситуации истинным, а в другой — ложным. Например, предложение «Сократ — человек» выражает знание, а предложение «Сократ прогуливается» выражает лишь мнение, ибо если сейчас оно истинно, то через некоторое время может стать ложным. Философы средневековья обсуждали проблему разграничения знания и веры. С возникновением и развитием философии нового времени проблема демаркации встала как проблема отличия научного знания от вненаучных форм духовной деятельности2.

Целью этой работы является рассмотреть научное знание, науку  и ненаучное с точки зрения философии. Выделить критерии научности  и сформулировать критерии демаркации. Поставим перед собой следующие  задачи:

сформулировать  понятие науки, научному знанию, изучить структуру  научного знания;

подробней изучить эмпирическое знание;

выделить  основные характеристики теоретического познания;

определить  формы и виды ненаучного знания;

подробней рассмотреть религиозное  знание и паранаучное знание как ненаучное;

составить критерии научности  и выделить некоторые  проблемы демаркации. 

 

 

 

1. НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ 

 

1.1 Наука.  Структура научного  знания 

 

Научное знание - система  знаний о законах природы, общества, мышления. Научное знание составляет основу научной картины мира и  отражает законы его развития.  Является результатом постижения действительности и когнитивной основой человеческой деятельности;  социально обусловлено; и  обладает различной степенью достоверности3.

Научное знание - это совокупность сведений, являющаяся результатом отражения  материальной и идеальной действительности в человеческом сознании4.

Объектом научного знания выступают все явления и процессы, происходящие в природе и обществе. Объективному научному знанию предшествует донаучное, которое, в основном, базируется на чувственном субъективном восприятии действительности. Донаучное знание частично зависит от наблюдательности человека, характера, сложности и  степени доступности его объектов человеческим чувствам. По этим причинам оно содержит в себе немало ошибок. В отличие от него научное знание опирается на анализ фундаментальных  основ естественных явлений и  процессов, а поэтому содержит в  себе больший объем истинного  знания.

Наука - система знаний о  закономерностях развития природы, общества и мышления, а также отдельная  отрасль таких знаний5.

Объектом научного знания выступают все явления и процессы, происходящие в природе и обществе. Объективному научному знанию предшествует донаучное, которое, в основном, базируется на чувственном субъективном восприятии действительности. Донаучное знание частично зависит от наблюдательности человека, характера, сложности и степени доступности его объектов человеческим чувствам. По этим причинам оно содержит в себе немало ошибок. В отличие от него научное знание опирается на анализ фундаментальных основ естественных явлений и процессов, а поэтому содержит в себе больший объем истинного знания.

Успехи познания тесно  связаны с развитием науки  как одной из форм общественного  сознания. Без науки невозможно представить  современную жизнь и человеческую культуру. Наука — высшая форма  знания, которая охватывает все явления  неживой и живой природы, материальную и духовную деятельность людей. Также  это система знаний, полученных в  результате практики, включающей в  себя исследование и освоение процессов  и явлений, происходящих в космосе, природе, обществе и человеческом мышлении.

Современная наука дисциплинарно  организована. Она состоит из различных  областей знания, взаимодействующих  между собой и вместе с тем  имеющих относительную самостоятельность. Если рассматривать науку как  целое, то она принадлежит к типу сложных развивающихся систем, которые  в своем развитии порождают все  новые относительно автономные подсистемы и новые интегративные связи, управляющие их взаимодействием. В  структуре научного знания выделяют прежде всего два уровня знания - эмпирический и теоретический. Им соответствуют два взаимосвязанных, но в то же время специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое и теоретическое исследование6. 

 

1.2 Эмпирическое  познание 

 

На эмпирическом уровне преобладает  живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Признаки эмпирического познания: сбор фактов, их обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация7.

Эмпирические знания включают в себя информацию, полученную с  помощью обыденного сознания и добытую  опытным путем — посредством  наблюдения и эксперимента. Благодаря  получаемым опытным путем фактам, ставящим под сомнение уже существующее знание или же расширяющих количество фактов о еще неосмысленных явлениях, раньше или позднее приходят к  созданию новой теории или концепции.

Факты - фундамент здания науки, они образуют эмпирическую основу науки, базу для выдвижения гипотез  и создания теорий. Методами обработки  и систематизации знаний эмпирического  уровня прежде всего являются анализ и синтез. Анализ - процесс мысленного, а нередко и реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения). Синтез - это соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое.

Наблюдение — это преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений  и процессов без прямого вмешательства  в их течение, подчиненное задачам  научного исследования. Основные требования к научному наблюдению:

однозначность цели,

системность в методах наблюдения,

объективность,

возможность контроля либо путем  повторного наблюдения, либо с помощью  эксперимента.

Наблюдение используется, как правило, там, где вмешательство  в исследуемый процесс нежелательно либо невозможно. Важное место в  процессе наблюдения (как и эксперимента) занимает операция измерения. Измерение - есть определение отношения одной (измеряемой) величины к другой, принятой за эталон.

Эксперимент - это метод  познания, при котором явления  изучаются в контролируемых и  управляемых условиях. Эксперимент, как правило, осуществляется на основе теории или гипотезы, определяющих постановку задачи и интерпретацию результатов. Преимущества эксперимента в сравнении с наблюдением:

оказывается возможным изучать  явление, так сказать, в "чистом виде",

могут варьироваться  условия протекания процесса,

сам эксперимент  может многократно  повторяться.

Различают несколько видов  эксперимента:

качественный, устанавливающий наличие или отсутствие предполагаемых теорией явлений;

измерительный или количественный эксперимент, устанавливающий  численные параметры  какого-либо свойства (или  свойств) предмета, процесса;

мысленный эксперимент;

социальный  эксперимент, осуществляемый в целях внедрения  новых форм социальной организации и  оптимизации управления.

Наблюдение и эксперимент  являются источником научных фактов, под которыми в науке понимаются особого рода предложения, фиксирующие  эмпирическое знание.

Измерение – прием эмпирического  уровня познания. Эффект наблюдения существенно  повышается при использовании процедуры  измерения. Это количественный метод  исследования, основанием которого являются количественные отношения, выражаемые понятиями «число» и «величина»8.

Сравнение – это эпистемологическая процедура выявления сходства и  различия между объектами познания. Служащая методологическим основанием для формирования групп, отрядов, классов  предметов со сходными характеристиками. Результаты данной процедуры выражаются суждениями отношения. (Например, «Рим старше Москвы»). Операция сравнения очень важна при оценки научных теорий, когда эта оценка неоднозначна в целом. Сравнение ее отдельных характеристик аналогичными характеристиками аналогичных концепций позволяет лучше рассмотреть как сильные, так слабые ее стороны9. 

 

1.3 Теоретическое  познание. Основные  характеристики 

 

Теоретический уровень познания характеризуется преобладанием  понятий, теорий, законов. Чувственное  познание не устраняется, а становится подчиненным аспектом. На основе теоретического объяснения осуществляется научное  предвидение будущего10.

Теоретическое знание —  это такой уровень развития науки, когда через знание фундаментальных  законов можно объяснить, привести в определенную систему разрозненные факты, явления и процессы. Помимо законов, которые составляют основу теоретического знания, к этому разделу  науки также относятся идеи и  гипотезы. Именно с них, собственно, и начинается формирование научного знания. Каждая теория вначале выступает  в качестве идеи или гипотезы, которые, благодаря новым фактам, в том  числе добытым с помощью экспериментов, превращаются в научную концепцию.

Научная теория это система  знаний, описывающая и объясняющая  определенную совокупность явлений, дающая обоснование всех выдвинутых положений  и сводящая открытые в данной области  законы к единому основанию.

Основные черты научной  теории:

научная теория это знание об определенном предмете или строго определенной, органически связанной  группе явлений;

теорию  в качестве важнейшего ее признака характеризует  объяснение известной  совокупности фактов, а не простое их описание, вскрытие закономерностей  их функционирования и развития;

теория  должна обладать прогностической  силой, предсказывать  течение процессов;

в развитой теории все ее главные  положения должны быть объединены общим  началом, основанием;

все входящие в содержание теории положения должны быть обоснованы.

Структура научной теории:

основания теории;

законы, выступающие в  качестве косяка научной  теории, ее базы;

узловые понятия, категориальный аппарат теории, с  помощью которого выражается и излагается основное содержание теории;

идеи, в  которых органически  слиты отражение  объективной реальности и постановка практических задач перед людьми11.

Теоретический уровень научного познания характеризуется  преобладанием мыслительных операций и форм рационального  познания. Эмпирическое знание на этом уровне подвергается рациональной обработке и осваивает  объекты со стороны  их внутренних связей12.

В ходе познания возникает  вопрос, требующий ответа, т.е. проблема. Проблема – это процесс, движение, а не застывшая форма знания. Она  предполагает два этапа: постановку и решение13. Л.А. Микешина выделяет следующие типы проблемных ситуаций:

расхождение теории с некоторыми экспериментальными данными;

конфронтация  теории, применяемых к одной предметной области, по разным параметром;

проблемная  ситуация, которая  возникает как  столкновение парадигм, исследовательских  программ, стилей научного мышления, что порождает  концептуальные проблемы трех видов:

несовпадение  картин мира. Лежащих  в основе конкурирующих  теорий,

противоречие  между теорией  и методологическими  установками,

противоречие  между теорией  и мировоззрением14.

Гипотеза научно обоснованное предположение, исходящее из фактов, умозаключение, имеющее своим назначением  решить научную проблему и носящее  вероятностный характер. Прежде всего качество гипотезы определяется мерой ее способности охватить как исследуемый круг явлений, так и другие, в том числе и вновь открываемые явления.

Информация о работе Научное и ненаучное знание: критерии демаркации