Натурфилософия эпохи возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 20:05, доклад

Краткое описание

Натурфилософия зачастую носила пантеистический характер, т.е., прямо не отрицая существования Бога, она отождествляла его с природой. Подобную натурфилософию развивали Бернардино Телезио [ 1509—1588), основавший в Неаполе академию для опытного изучения природы, и ближайший советник Папы Пия II, кардинал, ученый, философ Николай Кузанский (1401—1464).

Файлы: 1 файл

1.docx

— 14.83 Кб (Скачать)

1.Натурфилософия эпохи Возрождения 

На основе крупнейших открытий и технического прогресса в эпоху Возрождения  развивается своеобразная натурфилософия (философия природы). Именно она оказала  определяющее влияние на развитие философии  и естествознания Нового времени.

Натурфилософия  зачастую носила пантеистический характер, т.е., прямо не отрицая существования  Бога, она отождествляла его с  природой. Подобную натурфилософию развивали  Бернардино Телезио [ 1509—1588), основавший в Неаполе академию для опытного изучения природы, и ближайший советник Папы Пия II, кардинал, ученый, философ  Николай Кузанский (1401—1464).

Н. Кузанского исследователи  его творчества считают первым выдающимся представителем пантеистической философии  эпохи Возрождения. Он сближает Бога с природой, приписывая последней  божественные атрибуты и прежде всего  бесконечность в пространстве; он также выступает против теологического принципа конечности Вселенной в  пространстве и сотворенности ее во времени, хотя и оговаривается, что  мир не является бесконечным в  том смысле, в котором является Бог как «абсолютный максимум».

Философские воззрения  Николая Кузанского оказали воздействие  на последующую натурфилософскую мысль  эпохи Возрождения.

Одним из величайших гениев эпохи Возрождения был  Джордано Бруно (1548— 1600). Он отбросил все  церковные догматы о сотворении мира, о якобы имевшем место  начале мира и грядущем его конце; развил гелиоцентрические идеи Коперника, утверждая, что существует бесконечное  множество миров Вселенной. В  работе «О бесконечности. Вселенной  и мирах» он заявлял: «Я провозглашаю существование бесчисленных отдельных  миров, подобно миру этой Земли. Вместе с Пифагором я считаю ее светилом, подобным Луне, другим планетам, другим звездам, число которых бесконечно. Все эти небесные тела составляют бесчисленные миры. Они образуют бесконечную  Вселенную в бесконечном пространстве...»

Натурфилософские  взгляды Бруно соединяются с  элементами стихийной диалектики, которую  во многом он черпает из античных источников. Отмечая постоянную изменчивость всех вещей и явлений, он утверждал, что  в течение многих веков изменяется поверхность Земли, моря превращаются в континенты, а континенты в моря. Интересны его рассуждения о  человеке как микрокосме и его  связи с макрокосмом (природой). Человек  — часть природы, его безграничная любовь к познанию бесконечного, сила его разума возвышают его над  миром

3.Учение об субстанциях.

Декарт определяет субстанцию как вещь (под "вещью" в этот период понимали не эмпирически  данный предмет, не физическую вещь, а  всякое сущее вообще), которая не нуждается для своего существования  ни в чем, кроме самой себя. Если строго исходить из этого определения, то субстанцией, по Декарту, является только бог, а к сотворенному миру это  понятие можно применить лишь условно, с целью отличить среди  сотворенных вещей те, которые  для своего существования нуждаются "лишь в обычном содействии бога" ', от тех, которые для этого нуждаются в содействии других творений, а потому носят название качеств и атрибутов, а не субстанций.

Сотворенный мир  Декарт делит на два рода субстанций - духовные и материальные. Главное  определение духовной субстанции - ее неделимость, важнейший признак  материальной - делимость до бесконечности. Здесь Декарт, как нетрудно увидеть, воспроизводит античное понимание  духовного и материального начал, понимание, которое в основном унаследовало и средневековье. Таким образом, основные атрибуты субстанций - это  мышление и протяжение, остальные  их атрибуты производны от этих первых: воображение, чувство, желание - модусы мышления; фигура, положение, движение - модусы протяжения.

Нематериальная  субстанция имеет в себе, согласно Декарту, идеи, которые присущи ей изначально, а не приобретены в  опыте, а потому в XVII веке их называли врожденными. В учении о врожденных идеях по-новому было развито платоновское положение , об истинном знании как  припоминании того, что запечатлелось  в душе" когда она пребывала  в мире идей. К врожденным Декарт относил идею бога как существа всесовершенного, затем - идеи чисел и фигур, а также  некоторые общие понятия, как, например, известную аксиому: "если к равным величинам прибавить равные, то получаемые при этом итоги будут равны  между собой", или положение "из ничего ничего не происходит"

Дуалистическое  учение о субстанции Декарта было преодолено голландским философом  Бенедиктом Спинозой (1632-1677), который  разработал монистическое учение о  мире. Его монизм предстал в форме  пантеизма: в своей онтологии /он отождествил бога и природу, которая  выступает как природа - творящая и природа - сотворенная. В то же время  Б. Спиноза заявил о том, что существует одна лишь материальная субстанция, основными  атрибутами которой является протяженность  и мышление'. Таким образом, вся  природа является живой природой не только потому, что она Бог, но и потому, что ей присуще мышление. Одухотворив всю природу, Спиноза  тем самым выступил и как философ-гилозоист. Он считал, что атрибуты материальной субстанции так же вечны, как и  сама материя: они никогда не возникают  и не исчезают. Много внимания философ  уделяет конкретным состояниям субстанции - модусам. Он их разделил на две группы: модусы - вечные, бесконечные и модусы - временные, конечные. Бесконечные  модусы определяются атрибутами субстанции - мышления и протяженности, а конечные - всеми остальными явлениями и  вещами. Спиноза доказывал, что движение не есть следствие какого-то божественного  толчка, ведь природа "причина самой  себя".

Информация о работе Натурфилософия эпохи возрождения