Мишель Фуко – историк безумия, сексуальности и власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:03, реферат

Краткое описание

Французский философ, историк идей постструктуралистского направления. Считается самым видным и оригинальным современным мыслителем Франции. Его научные интересы сосредоточены на исследовании происхождения и истории наук о человеке. Основные произведения: "Безумство и безрассудство: история безумия в классический век" (1961), "История сексуальности" (1976), "Слова и вещи" (1966), "Надзор и наказание: рождение тюрьмы" (1975).
Поль Мишель Фуко родился 15 октября 1926 года в провинциальном городке Пуатье на юге Франции.
В 1946—1951 гг. учился в Высшей Нормальной школе в Париже.

Оглавление

Поль Мишель Фуко……………………………………………………………………………3
Структурализм и постструктурализм Фуко………………………………………………….3
«Генеалогия власти»…………………………………………………………………………...6
Анализ комплексов «власти-знания»……………………………………….………………...7
Сексуализация мышления……………………………………………………………………..8
«Человек вожделеющий»…………………………………………………………………….10
Возможность свободы………………………………………………………………………..11
Список использованной литературы………………………………………………………..12

Файлы: 1 файл

Реферат 1.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

 

 

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Ивановский государственный  университет

 

 

Экономический факультет

Кафедра экономики и организации  предпринимательства

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине «Философия»:

 

«Мишель Фуко – историк безумия, сексуальности и власти».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 2 курса очного отделения 

Звонова Анастасия Евгеньевна

 

 

 

 

Проверил:

доктор философских  наук

Тимофеев Михаил Юрьевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иваново 2012

 

Содержание:

 

  1. Поль Мишель Фуко……………………………………………………………………………3
  2. Структурализм и постструктурализм Фуко………………………………………………….3
  3. «Генеалогия власти»…………………………………………………………………………...6
  4. Анализ комплексов «власти-знания»……………………………………….………………...7
  5. Сексуализация мышления……………………………………………………………………..8
  6. «Человек вожделеющий»…………………………………………………………………….10
  7. Возможность свободы………………………………………………………………………..11
  8. Список использованной литературы………………………………………………………..12

 

. Поль Мишель Фуко (1926-1984).

Французский философ, историк идей постструктуралистского направления. Считается самым видным и оригинальным современным мыслителем Франции. Его научные интересы сосредоточены на исследовании происхождения и истории наук о человеке. Основные произведения: "Безумство и безрассудство: история безумия в классический век" (1961), "История сексуальности" (1976), "Слова и вещи" (1966), "Надзор и наказание: рождение тюрьмы" (1975).

Поль Мишель Фуко родился 15 октября 1926 года в провинциальном городке  Пуатье на юге Франции.

В 1946—1951 гг. учился в Высшей Нормальной школе в Париже.

В 1948 г. получил степень лицентиата по философии в Сорбонне, а в 1952 г. такую же степень по психологии и диплом Парижского института психологии.

В 1950 г. Мишель Фуко, как и многие другие французские интеллектуалы, вступил в компартию Франции, но уже через три года вышел из нее, окончательно разочаровавшись в идеях коммунизма.

С 1952 г. работает психологом в клинике  Святой Анны. Затем преподает в  университетах Клермон-Ферана и  Парижа, за границей (в частности, в Тунисе), а с 1970 по 1982 — в Коллеж де Франс, на кафедре систем мысли.

В последние годы жизни Фуко часто  ездил в Калифорнию, где мог  абсолютно не стесняться своего гомосексуализма.

25 июня 1984 г. Мишель Фуко умер  от СПИДа.

 

Структурализм и постструктурализм Фуко.

В творчестве Фуко различимы тенденции структурализма и постструктурализма. Фуко никогда не считал себя структуралистом, хотя поиск инвариантных конфигураций культурной почвы (эпистем), отказ от диахронического фактособирательства и опора на лингвосемиотические механизмы культуры (особенно в «Словах и вещах»), равно как и проблематизация всех «антропологических иллюзий», сближают его подход с идеями структурализма. Таким образом, если Фуко 1960-х гг. с какими-то натяжками структуралист, а Фуко 1970-х, сосредоточенный не на «языке» и «структурах», а на «теле» и «власти», скорее постструктуралист, то Фуко 1980-х гг. вновь откликается на зов «доструктуралистской» «гуманистической» проблематики.

Структурализм – это общее название ряда направлений, возникших в философии к 1940-м годам. Время наибольшей популярности и влияния структурализма – 50-е – 60-е гг. XX века. На рубеже 1970-х – 80-х годов осуществляется критика структурализма и переход к постструктурализму.

Свою главную задачу структурализм  видит в выявлении структуры, «скелета», основы изучаемого объекта. Структура (строение) – внутреннее устройство объекта, совокупность постоянных отношений между элементами объекта, которые сохраняются в процессе изменения, развития объекта. Если нам известна структура объекта, то становится понятно и как объект «работает», функционирует, каким образом можно его изменить и даже улучшить. Однако, любой объект мы воспринимаем и описываем с помощью языка, язык – это упорядоченная система знаков, поэтому структурализм уделяет большое внимание изучению внутреннего строения языка как той системы, которая представляет нам объект, формирует его в нашем сознании.

Структурализм как метод сначала  возникает в лингвистике (Ф.де Соссюр), а затем распространяется на другие области исследования: этнография (К.Леви-Стросс), литературоведение (Р.Барт), история культуры и науки (М.Фуко), психоанализ (Ж.Лакан).

Мишель Фуко пытался применить установки структурализма к материалу истории культуры и науки. Его основные труды: «Слова и вещи: археология гуманитарных наук», «Археология знания», «Рождение клиники: археология взгляда медика», «История сексуальности», «История безумия в классическую эпоху».

В работе «Слова и вещи» Фуко анализирует  понятие «эпистема». Эпистема –  это структура, которая определяет возможность появления определенных взглядов, концепций, научных теорий в тот или иной исторический период. Эпистема – это проблемное поле науки, уровень научных знаний, характерный для определенной эпохи. Фуко выделяет три периода развития науки, каждому из которых соответствует определенная эпистема: эпоха Возрождения (XV – XVI вв.), период классического рационализма (XVII – XVIII вв.), современность (с начала XIX в.)

Структурными элементами эпистемы выступают слова и обозначаемые ими вещи, объекты, а специфику эпистемы определяет соотношение слов и вещей:

  1. Эпистема Возрождения: слова и вещи тождественны друг другу, схожи, взаимозаменяемы (слово здесь является символом вещи);
  2. Классическая эпистема: слова и вещи соотносятся не непосредственно, а посредством мышления (когда произносится слово, мышление дает образ вещи, происходит попытка представить вещь);
  3. Современная эпистема: слова и вещи связываются с помощью языка, в контексте жизни человека, их связь определяется трудовой деятельностью индивида (слово – знак в системе знаков, его употребление зависит от контекста и от правил языка).

В работе «Археология знания» Фуко анализирует не пределы, в рамках которых люди какого-либо исторического  периода могут мыслить, понимать, оценивать, не сами эпистемы, а механизмы, условия появления возможных знаний в пределах конкретной эпистемы – так называемый архив. Архив – это и есть система, определяющая, что и как может быть сказано в любую историческую эпоху. В структуре архива можно выделить такие элементы, как «позитивность» (материал, информация, которая может быть открыта и воспроизведена в науке, т.е. само знание) и «историческое априори» (условия, причины, область появления информации, ее исторические предпосылки). Архив определяет, какая информация может быть сказана и где, как, в каких выражениях она может быть представлена, закреплена.

Фуко неоднократно обращался к  проблеме субъекта и его взаимоотношений  с обществом и культурой. В  трехтомной "Истории сексуальности" он исследует историю и механику сопряжения секса и греха. В сексе человек открывает себя как субъекта удовольствия и опасности одновременно (характерная для структурализма бинарная оппозиция). Повышение сексуальной активности делает человека все более уязвимым для различных бед, которые она влечет за собой. Возникает необходимость установления единых для всех норм, форм овладения собой, самоконтроля, то есть особой морали удовольствия, выраженной в системе ограничений и запретов.

М. Фуко всем своим исследовательским  творчеством продемонстрировал, что решение большинства проблем связано не с совершенствованием техники анализа, а с умением их по-новому формулировать. Поэтому его имя также можно отнести к именам "основателей дискурсивности".

В постструктурализме любые структуры  понимаются не как абсолютные данности, но как нечто принципиально открытое и незавершенное, нечто без абсолютного центра, без абсолютной системы координат.

Постструктурализм в социологии представлен  идеями Мишеля Фуко (1926–1984), работы «Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы» (1975), «Воля к знанию» (1976).

Фуко показывает, что система  языка и других знаковых систем, с одной стороны, и система  власти и социальных институтов, с  другой, будучи тесно взаимосвязанными, подвержены взаимному влиянию и  изменению. Власть не имеет центра, не принадлежит каким-либо конкретным индивидам или группам, так как каждый одновременно и обладает властью, и подчиняется власти других. Политику М. Фуко рассматривает не как отношение социальных групп, а как особый культурный способ выработки и распространения знания.

М. Фуко предпочитает писать не о структуре, а о дискурсе. Дискурс – это  социально обусловленный порядок  рассуждения, организация системы  речи и действия. Господствующая в  данной культуре форма дискурса тесно  связана с господствующей формой власти, распространяется посредством и в интересах власти, лежит в основе власти. В связи с этим М. Фуко вводит понятие власти-знания. Главные объекты власти-знания – это язык и тело человека. Власть навязывает определенный дискурс, определенное самоописание человека и общества, власть управляет действиями человеческих тел во времени и пространстве. Историческое изменение власти-знания обозначает изменение отношения к человеческому телу.

«Генеалогия власти».

В творчестве Фуко можно выделить три этапа:

  1. «Археология знания» (1960-е гг.);
  2. «Генеалогия власти-знания» (1970-е гг.);
  3. «Эстетика существования» с акцентом на «техники работы над собой» (techniques de soi) (1980-е гг.).

Период «археологии знания» — охватывает произведения “Безумие и неразумие. История безумия в классическую эпоху” (1961), “Рождение клиники. Археология взгляда медика”(1963), “Слова и вещи. Археология гуманитарных наук” (1966), “Археология знания” (1969). Если история есть наука о прошлом, то “археология” есть наука о прошлом этого прошлого, она — “иной город, погребенный в подземельях старого города... Исчезновение архаичного есть условие появления исторического”. У Фуко все представлено условиями (структурами) и он создает историю условий общественных институтов, частной жизни, видов поведения. Археология призвана реконструировать глубинные структуры, действующие на бессознательном уровне и формирующие познание и опыт.

Период “генеалогии власти” — Фуко создает “Надзор и наказание” (1975) и “Воля к знанию” (“История сексуальности”. Т. 1. 1976). Если археология вычленяет структуры, то генеалогия призвана показать, каковы движущие силы переходов с одного уровня на другой. Отвечая на этот вопрос, Фуко вводит концепт “власти-знания”.

Период «эстетики существования» – включает “Историю сексуальности”, второй том “Пользоваться наслаждениями” (1984) и третий том “Забота о себе” (1984). На этом “этическом” этапе Фуко ищет ответ на вопрос, как возможно сопротивление власти, “как и в каких формах возможно такое “свободное” поведение морального субъекта, которое позволяет ему стать “самим собой”, преодолевая заданные коды и стратегии поведения”.

Анализ комплексов «власти-знания».

В социологическом плане наибольшее значение имеют работы "генеалогического" цикла, и прежде всего "Надзор и наказание" (1975), "Воля к знанию" (1-й том "Истории сексуальности", 1976). Задача "генеалогии власти" - вычленение и анализ специфических комплексов власти-знания, стратегий власти и дискурсивных практик (Дискурс), характер взаимодействия которых определяет те или иные познавательные подходы к человеку в различные исторические периоды. Власть (Власть политическая), по Фуко, никогда не имеет чисто негативного характера (подавление, исключение и проч.): различные типы власти порождают и саму реальность, и объекты познания, и "ритуалы" их постижения. Типы соотношений власти-знания исторически различны. Современная "диспозиция" власти-знания возникла на рубеже Просвещения и XIX в.: власть здесь не есть привилегия одного лица (как в монархиях), не имеет центра, не является привилегией государства и государственный аппарата, это власть, основа модальности которой - "всеподнадзорность" ("паноптизм"), дисциплинированно и нормирование. Она предполагает определенные стратегии управления индивидами (Физика социальная), надзора за ними (социальная оптика), процедуры их изоляции, перегруппировок (социальная механика), наказания или терапии социальных недугов (Физиология социальная). Наиболее яркое выражение всех этих процедур - тюрьма как социальный институт. Однако отношения власти пронизывают все общества, структуру и могут быть обнаружены в лицее и казарме, кабинете врача и семье. Современный индивид, его душа и тело, изучающие его гуманитарные науки - это порождение одновременно действующих механизмов социального нормирования и индивидуализации (чем анонимное власть, тем "индивидуализированнее" ее объект - он предстает как ребенок, больной, заключенный и проч.,- тем доступнее он эмпирическому контролю и изучению).

Концепция "генеалогии власти" оказала большое влияние на "новую философию" во Франции, на младшее поколение сторонников Франкфуртской школы, на современные конкретно-социологические и политологические разработки в ряде европейских стран. В работах 80-х гг. "Пользование наслаждениями" и "Забота о себе" (обе-1984, 2-й и 3-й тома "Истории сексуальности") намечается определенный "индивидуализирующий" поворот в исследовании темы социальной детерминации поведения человека и его познания, поднятой уже в работах первой половины 60-х гг. ("История безумия в классический век", 1961; "Рождение клиники", 1963). Перенос внимания с Нового времени на античность и период перехода к эллинизму позволяет здесь изучать поведение "морального субъекта" не только в его подчинении кодам, правилам, стереотипам социальным, но и в аспекте более свободного практического выбора собственного отношения к самому себе, своему телу, к окружающим, к обществ, долгу и проч.

Информация о работе Мишель Фуко – историк безумия, сексуальности и власти