Мировоззрение

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:32, контрольная работа

Краткое описание

У каждого человека есть свое мировоззрение, и оно формируется в процессе социализации человека, его общения с окружающим миром. В процессе своего развития мы присваиваем себе определенные ценностные установки, моральные, нравственные признаки, у нас складывается своя «картина жизни». С помощью норм и принципов мы можем взаимодействовать в обществе - так формируются различные классы, группы, сословия. Мировоззрение подразделяется на научное (то есть основанное на научных открытиях, достижениях) и ненаучное (имеет религиозные, мистические компоненты). В современном обществе все больше возрастает авторитет науки, с помощью нее пытаются объяснить ненаучные явления, а также антинаучные феномены.

Оглавление

Мировоззрение, его роль в жизни человека.
Структура мировоззрения.
Типы мировоззрения.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 27.71 Кб (Скачать)

1. Мировоззрение – это некая система взглядов человека на окружающий мир, на отдельные явления в их взаимосвязи, также это процесс осознания человеком своего места в мире, в жизни других людей, осознание человеком своих возможностей, смысла своей жизни. Мировоззрение в жизни человека  является продуктом его духовной деятельности.  Если говорить о более узком значении этого слова, то мировоззрение – это представлении о мире не конкретного человека, а целых народов, поколений или групп людей: представления мифологические, философские, религиозные, научные, политические и обыденные. Мировоззрение - это некая «картина мира». Оно дает человеку представление о собственной связи с окружающей действительностью.

У каждого человека есть свое мировоззрение, и оно формируется в процессе социализации человека, его общения  с окружающим миром. В процессе своего развития мы присваиваем себе определенные ценностные установки, моральные, нравственные признаки, у нас складывается своя «картина жизни».  С помощью норм и принципов мы можем взаимодействовать  в обществе - так формируются различные  классы, группы, сословия. Мировоззрение  подразделяется на научное (то есть основанное на научных открытиях, достижениях) и ненаучное (имеет религиозные, мистические компоненты).  В современном  обществе все больше возрастает авторитет  науки, с помощью нее пытаются объяснить ненаучные явления, а  также антинаучные феномены.

Мировоззрение людей менялось много  раз на протяжении всей истории человечества. Каждой эпохе соответствует определенное мировоззрение, которое дает понятие  об окружающем мире и месте человека в нем.

Специфика мировоззрения общества родового, доклассового представлена в мифах.  В мифах не разделяются  явления природные и общественные, они тесно связаны между собой, не разделяются моменты эмоциональные  и практические, также индивидуальные и коллективные начала связаны в  единое целое. Но поскольку общество развивалось, появилось разделение труда, выявились различные классы общества. Мифы утратили свою значимость, возникло общество с новым представлением о мире, с новыми ценностями и ориентациями.

Специфика мировоззрения античного  заключается в том, что космос  - это единый механизм, который объединяет все автономные части, все люди гармонично связаны с миром  и друг с  другом. Основателями этого мировоззрения  стали философы, которые пытались связать все вокруг в единое целое, они пытались найти единые законы для всей вселенной, кризис античного  мировоззрения привел к появлению  новых ценностей и установок.

На смену античному мировоззрению  пришло христианство, можно даже  сказать, что христианство пошатнуло  основные принципы античного мировоззрения. Пришла принципиально новая, теоцентрическая, картина мира.  Существование  Бога, справедливого и любящего, становится главным принципом христианства. Этот принцип включал в себя все: организацию как индивидуального, так и общественного бытия,  оценку действий человека. Новое мировоззрение  в жизни средневекового человека  стало лекарством от бесправия и  обездоленности. В христианстве целью  жизни человека является «спасение» души, - это сильно ограничило деятельность человека и его самостоятельность.  Однако общество продолжало развиваться, капитализм, развитие промышленности, индустриализм - все это привело  к разрушению доиндустриального  общества.

Эпоха возрождения требовала от человека активности, предпринимательских  способностей, веры в свои возможности. Также для прогресса было необходимо развитие науки, были сделаны многие важные научные открытия. «Знание  – сила» - вот лозунг эпохи возрождения. Новая эпоха была ориентирована  на развитие человека как личности. Кризис капитализма привел к мировоззренческому нигилизму, к децентрализации.

Современный человек живет в  мире массовой культуры, глобального  рынка, управленческих технологий, а  также в мире, где можно манипулировать общественным и индивидуальным сознанием. Отчуждение человека от самого себя, от других людей, от природы - все это показатель глубокого кризиса общественных ценностей. Для построения нового общества необходимо воспитание в личности такого мировоззрения, которое могло бы создать пространство культуры, в котором человек смог бы проявить свои лучшие качества.

2. Мировоззрение является интегральным образованием. В мировоззрении в обобщенном виде представлены познавательная, ценностная и поведенческая подсистемы в их взаимосвязи.

 Можно выделить следующие  структурные компоненты мировоззрения:

- во-первых, это устойчивая картина  мира, которая включает в себя  конкретно-исторические представления  о мире;

- во-вторых, оценка жизни, опирающаяся  на систему идеалов;

- в-третьих, целеполагающая идея, ориентирующаяся на систему ценностей.  Таким образом, суть философского  мировоззрения составляет мир,  состоящий как бы из трех "царств": действительности,

 ценности и смысла.

 Важное значение имеет деятельностный аспект мировоззрения. Он концентрируется вокруг значений, смыслов и ориентиров нашей жизнедеятельности, создавая простор для выражения жизненного опыта, оценки действительности, убеждений, принципов и идеалов. Также очень важна "историческая оптика" мировоззрения, сфокусированная на конкретно-историческое видение мира и связанная с тем, что человек рождается в определенное историческое время и в определенном историческом месте.

 В мировоззрении различаются  также интеллектуальная и эмоциональная  составляющие. Интеллектуальная компонента  мировоззрения охватывается понятием "миропонимание". Оно достаточно  устойчиво, т.к. включает в себя  систему точных знаний о мире: законы, теории, принципы, регулятивы. Эмоциональная составляющая мировоззрения отражена понятиями "мировосприятие" и "мироощущение".

 Мироощущение является первоначальным элементом, соединяющим человека (как субъект) и мир (как объект). Оно достаточно динамично, включает в себя многообразие чувств и настроений. Мировосприятие предполагает целостное отражение ситуаций и событий в виде наглядных образов и представлений. Оно имеет аффективную эмоциональную окраску и тесно связано с ценностно-оценочными представлениями.

 Результативной составляющей  мировоззрения является комплекс  убеждений, поступков и действий  субъекта. В мировоззрении человек  и человечество приводят себя  к самовыражению. Мировоззрение  оказывается фоном всех поведенческих  реакций, поступков и действий; оно проявляется не только  в духовной сфере, но и в .практической жизнедеятельности.

 Выделяются также теоретический  и практический уровни мировоззрения.  Практический уровень мировоззрения  иногда называют "жизненной философией". Синонимами практического мировоззрения  выступают понятия "житейское", "повседневное", "ненаучное". Это стихийно формирующееся мировоззрение,  в котором роль картины мира  играет обобщение наиболее типичных  представлений о жизни, складывающихся  из часто встречающихся повседневных  ситуаций, свойственных данной среде  навыков, форм отношений и привычек. Своеобразной разновидностью жизненно-практического мировоззрения являются взгляды, формирующиеся под влиянием знаний и опыта людей в различных сферах деятельности: говорят о мировоззрении ученых, инженеров, политических деятелей, чиновников.

 Теоретический уровень мировоззрения,  к которому относятся философия  и наука, осуществляет специальный  критический анализ и осмысление  воззрений, формирующих мысли  и действия. Он должен постоянно  способствовать непрерывному обогащению  мировоззрения познавательным и  ценностным содержанием, помогающим  человеку ориентироваться в любой  конкретной ситуации.

3. Наиболее общими типами мировоззрений можно считать мифологическое, религиозное и философское.

Мифологическое Исторически первым типом мировоззрения явилось мифологическое. Мифология, как особый способ понимания мира, была присуща всем народам на ранней стадии развития, воплощая в себе особенности формирующегося человеческого сознания. Для нее характерна нерасчлененность сознания, отсутствие четких разграничений мира и человека, эмпирических знаний и фантазий, мысли и эмоций. Миф, выражая мысли в поэтической, эмоциональной форме, имел этиологическое (греч. aitia - причина, logos - учение) значение. Отвечая на многочисленные "почему", он предлагал доступное всем, образно-наглядное объяснение природы, явлений. Среди мифов каждого народа присутствовали такие, которые объясняли происхождение природы и человека, место человека в мире. Имелось и много общего в решении главных мировоззренческих вопросов. Постепенно в каждом племени стали выделяться хранители мифов, первоначально старейшины, затем – шаманы, среди мифов начали выделяться те, что связывались с культовыми действиями.

Религиозное Формировался новый тип мировоззрения - религиозное, которое стало повсеместно господствующим и в настоящее время остается наиболее распространенным типом мировоззрения в мире. Религиозное мировоззрение - обобщающее понятие для значительного числа различных систем миропонимания, исторически существовавших в рамках многочисленных религий. С появлением религиозного мировоззрения совпадает и появление особой группы людей, выступавших в роли хранителей религиозных идей и традиций. Условием прочности, распространенности того или иного мировоззрения является то, насколько оно укоренилось на уровне обыденного сознания, насколько оно отвечает повседневной жизни людей, их культуре. Религиозное решение мировоззренческих проблем оказывается доступным для усвоения на этом уровне сознания. Главным способом усвоения религиозного мировоззрения выступает вера, воспринимаемая в исторически-культурном контексте и опирающаяся на личный опыт человека. В содержании различных религиозных мировоззрений имеется ряд повторяющихся идей: творения мира Богом, предопределения Богом происходящих в мире событий (провиденциализм), целесообразности мирового устройства (телеология) , души как особой сущности в человеке, связи человека и Бога, воскресения и посмертного существования и др.

Философское мировоззрение развивается на уровне теоретического сознания. Оно связано с естественными и общественными науками; представляет теоретический уровень сознания. Как свидетельствуют социологические исследования, в мире становится все больше сторонников нерелигиозного мировоззрения. Между различными видами религиозного мировоззрения и их последователями возникали различные отношения - от лояльного до открыто враждебного, нетерпимого. Общей основой для диалога религиозных и нерелигиозных мировоззрений могут служить принцип гуманизма, интересы человека. Признание того, что высшей ценностью для человека является человек, может и должно служить основой диалога сторонников любых мировоззрений. 

Домашняя контрольная работа по учебной дисциплине «Философия» студентки АСПК  ОЗО 5 курса группы 50 з/д

Калюжной Татьяны Алексеевны

 

 

Шифр                                                                                                              Дата проверки

2. 50 з/д                                                                                                       Оценка                                 

 

 

 

 

 

 

Домашний  адрес:

Ставропольский  край

Апанасенковский р –он

С.Малая – Джалга

Ул. Прокатная 247

Тел.89275773310 

Рецензия на ДКР по учебной дисциплине «Философия» студентки АСПК  ОЗО 5 курса группы 50 з/д

Калюжной Татьяны Алексеевны 

Мировоззрение.

 

 

План.

  1. Мировоззрение, его роль в жизни человека.
  2. Структура мировоззрения.
  3. Типы мировоззрения. 

Используемая  литература.

    1. Основы философских знаний. А. В. Большаков. М, 1994 г.
    2. Философия. В. П. Кохановский. Ростов на Дону. «Феникс». 1999 г.
    3. Я познаю мир /детская энциклопедия, философия/,М, 1998. Раздел «Человек».

Информация о работе Мировоззрение