Мировоззрение, его структура, роль в жизни человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 10:56, реферат

Краткое описание

Мировоззрение - это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла совей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей.
Мировоззрение отражает ценностное отношение субъекта к окружающему миру или самому себе.

Файлы: 1 файл

Мировоззрение, его структура, роль в жизни человека.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

Вопрос  №1

Мировоззрение, его структура, роль в жизни человека

Мировоззрение - это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в  целом, на свое собственное место  в нем, понимание и оценка человеком  смысла совей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей.

Мировоззрение отражает ценностное отношение субъекта к окружающему миру или самому себе.

 Таким образом, мировоззрение есть определенная форма духовного освоения действительности под углом зрения отношения субъекта к ней. Мировоззрение, в конечном счете, направлено на осознание, осмысливание места, роли человека в окружающем мире, чтобы конкретизировать понятие мировоззрения стоит рассмотреть его структуру. Возможны различные срезы в структуре мировоззрения в зависимости от того, с каких позиций анализируется подход:

1. Учитывая различия  субъектов мировоззрения, можно  говорить о мировоззрении индивидуально - личностном и мировоззрении общества на определенной ступени его развития (культура).

2. Можно различать  элементы мировоззрения, исходя  из особенностей того вида  отношений человека к миру, результатом  которых эти компоненты структуры и являются:

·         Познавательная компонента мировоззрения, в которую входят разнообразные  знания о мире, предметные (вера, чувственно- эмоциональные знания).

·         Ценностная компонента, т.е. цели, идеалы, оценки и их критерии ценностные ориентации и установки. Этот элемент мировоззрения является ядром мировоззрения.

·         Нормативно-регулятивная компонента включает различные нормы, правила деятельности и поведения человека, которые  регламентируют деятельное поведение  человека и опираются на предшествующие компоненты (знания, ценностные компоненты).

·         Эмоционально-волевая, которая возникает  как синтез предшествующих компонент  с волевым настроем, готовности действовать  в соответствии с определенными  ценностями. Наиболее яркий элемент убеждения. Убеждение самый активный элемент мировоззрения.

3. Анализ мировоззрения.  Можно выделить различные его  уровни:

·         Обыденное мировоззрение, α формируется  во многом стихийно. Именно поэтому  в обыденном мировоззрении могут  присутствовать и присутствуют такие взаимоисключающие моменты, α не вполне соответствуют действительным потребностям субъекта, его истинным интересам.

·         Теоретическое мировоззрение формируется  у человека избирательно, с учетом осознанных человеком действительных собственных возможностей, задатков, способностей. Оно предполагает самосознание. Наиболее существенным фактором является усвоение культуры в процессе образования, профессиональной деятельности. Теоретическое мировоззрение является системно-рационализаторскими - оно формируется как результат сознательного критического отношения к миру.

Эти уровни различаются  по тому, посредством каких методов  способов они формируется, насколько  полно представляют и формируют  его интересы.

Обыденное и  теоретическое мировоззрение тесно связаны между собой, но обыденное более мобильно.

Исторически существуют различные типы М: мифологическое, религиозное, философское, научное.

М играет активную роль в ЖД человека: выражает смысл  жизни, степень осознания им себя и своей жизни, определяет идеалы, выбор тех или иных норм, методов, средств поведения человека.

 

Вопрос  №2

Природа философских проблем  и специфика философского знания. Философия  и мировоззрение.

Философия есть теоретическая рефлексия над  мировоззрением и культурой определенного исторического типа.

Рефлексия есть осознание, осмысливание и обоснование  того, над чем она осуществляется. Саморефлексия - сам себе обосновывает свои поступки.

Соотношение философии  и мировоззрения можно охарактеризовать так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия - это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение. Мировоззрение же отражает ценностное отношение субъекта к окружающему миру или самому себе.

Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и  убеждений, а также образа жизни  человека и общества (как форма  реализации духовной сущности мировоззрения).

Философия выступает как размышление над мировоззрением и культурой, которые стремятся объяснить, понять, определить тип культуры и мировоззрения как стремление обосновать их. Философия стремиться показать каково значение для человека вот такого осознания, понимания, обоснования, каким образом это влияет на самосознание личности.

Поскольку предметом  философии выступает мировоззрение  и культура, постольку проблемы, с которыми имеет дело философия, являются смысложизненными. Таких проблем  много и все они выступают  как стороны аспекты, проблемы человека. Проблема человека – центральная проблема философии. В качестве отдельных сторон человека проблема сознания и самосознания человека проблема познавательных возможностей и методов познания, проблема отношения человека и Бога, любви и счастья, свободы и неволи.

Философская проблематика, концентрируясь вокруг основного вопроса, не исчерпывается им. Существуют различные  классификации многообразных проблем  философии. Выделим некоторые из них.

1. Проблемы устройства  мира, бытия, т. е. проблемы онтологии: существует ли субстанция бытия, и какова она, что есть движение, пространство, время; что такое сознание и как оно возникло, какое место занимает в мире человек, какова его природа, существует ли цель мирового развития, существуют ли законы природы или мы верим в них благодаря склонности к порядку и т. п.?

2. Проблемы познания  мира, или проблемы гносеологии:  познаваем ли мир в принципе; безгранично ли человеческое  познание в своих возможностях  или оно имеет границы, как  получается знание о мире, как удостовериться в том, что полученные результаты — истина, а не заблуждение?

3. Проблемы ценностей,  или проблемы аксиологии: что  есть благо; какова природа  ценностей, как они связаны  между собой; как соотносятся  ценности и «факты» реальности  и т. д.?

4. Проблемы преобразовательной  деятельности человека, или проблемы  праксиологии: способен ли человек  преобразовать мир; где границы  допустимого вмешательства в  естественное развитие природы и общественных процессов; каковы принципы оптимальной деятельности .

5. Проблемы логики, этики, политики, эстетики и др.

Результатом философской  рефлексии являются философские  знания.

Специфика философского знания: взаимосвязь и в то же время отличие от других типов  знания.

1. Философское  знание является системно-рациональным, т.е. оно строится на основе некоторых исходных положений, принципов и развертываются посредством обоснования логического выведения одного из другого, достижение и изложение философского знания связано с использованием специальных знаний и специального языка. В этом сущность сближения философского знания с любым теоретическим, в частности научным.

2. Философское  знание является целостным выражением  мира отношением человека к  миру, причем это целостное, духовное  выражение мира осуществляется  на уровне всеобщих его свойств и связей. Любое знание стремиться к духовному воспроизведению мира в форме картины мира (научной, философской, религиозной).В этом своем свойстве философия отличается от любой другой картины мира: философская картина мира характеризуется всеобщностью.

3. Философское  знание являются ценностным, что  сближает его с другими типами  мировоззренческого знания (религия,  искусство), а также отличается  от любого предмета знания, научного.

4. Являясь ценностным, философское знание характеризуется особой ролью субъективностью личностного момента, ему всегда присуще ценностная ориентация автора. В этом сближается с религией, художественные эстеты. Ценностный характер философского знания определяет то, что отношение к философии у человека должно быть избирательным: личность в принципе должна в философии, как и в искусстве и литературе должна обладать вниманием на то, что соответствует его идеалам.

 

Вопрос  №3

Философское понятие культуры, ее структура. Социальные функции культуры.

Словом «культура» называют все созданное человеком. При этом важной особенностью ее является заложенное в ней человеческое начало, что говорит о единстве К, человека и его деятельности. Там, где есть человек, его деятельность, отношения между людьми, там имеется и К. Нужно лишь различать материальную и духовную К, при этом не противопоставляя их друг другу. Это разделение кажется очевидным. Однако в материальной К заключено формирующее ее духовное начало, так как она есть воплощение идей, знаний, целей человека, что и делает ее К; продукты же духовной К всегда облечены в материальную форму. Все это дает основание говорить о К как таковой, независимо от деления ее на материальную и духовную.

Определяя сущность К, нужно исходить из того, что любое  внешнее выражение К есть проявление степени развития самого человека. Поэтому не будет преувеличением сказать, что К представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику развития человека как общественного существа. Þ К существует в постоянном взаимодействии своего внешнего материализованного выражения с самим человеком.

Являясь продуктом  деятельности, К выступает и как  предпосылка ЖД человека. Овладение  К – решающий способ социализации личности, ее способности выполнять  различные социальные функции.

Структура К:

1) различая виды деятельности, можно выделить элементы культуры по субъекту:

-     индивидуально-личностные;

-     социально-групповые;

-     К  общества на определенном этапе  развития;

2) можно выделить  основные виды деятельности:

-     познавательная (различные знания);

-     ценностная  деятельность (цели, идеалы);

-     практически-преобразующая  (нормы деятельности, эталоны, методы…)

3) можно различать  деятельность, поведение, общение,  Þ есть:

-     К  деятельности;

-     К  поведения;

-     К  общения, α предполагает и К чувств;

4) К, ее элементы  могут различаться и по объекту:

-     естественно-техническая  К;

-     гуманитарная  К (политическая, эстетическая…).

В структуре  К все элементы тесно взаимосвязаны.

К выполняет  разнообразные функции:

1)      гуманистическая. К – способ становления человека, развития личности;

2)      познавательная, связанная с достижением,  фиксацией, сохранением разнообразных  знаний;

3)      ценностно-мировоззренческая;

4)      методологическая, так как К –  совокупность способов, методов  деятельности;

5)      образовательно-воспитательная;

6)      коммуникативная;

7)      социальной памяти;

8)      психологической защиты. К и самосознание  личности могут позволить человеку  в психологически сложной ситуации  защититься, более взвешенно отнестись к ней.

 

Вопрос  №4

Культура  как способ самоопределения  и развития личности. Культура и свобода  личности.

 

Культура –  это активная творческая деятельность людей по освоению мира, в процессе которой производятся и потребляются материальные и духовные ценности и происходит становление человека, как субъекта культурной деятельности.

К выступает  как предпосылка, необходимое условие  ЖД человека. Всякий человек способен включиться в различные виды деятельности и общественные отношения (то есть стать  членом общества), только овладев определенными знаниями, методами, способами, нормами, средствами соответствующих видов деятельности, то есть овладев К этих видов деятельности. Овладение К – это решающий способ социализации личности, т. е. ее способности выполнять различные социальные функции в процессе деятельности: чем разносторонне К человека, чем она выше, тем эффективнее он может включиться в общественные отношения. С учетом этого К часто определяется как мера социального в человеке, как мера человеческого; как показатель того, насколько ушел человек от своего животного состояния к духовному.

Информация о работе Мировоззрение, его структура, роль в жизни человека