Мифы о сотворении мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 21:30, реферат

Краткое описание

Один из самых важных и интереснейших вопросов для каждого человека является вопрос о происхождении мира. Этот вопрос возникает естественно, поскольку пример многих изменчивых вещей, явлений или процессов окружающего мира, пример рождения и существования живых существ, человека, общества и феноменов культуры учит нас, что все имеет свое начало. Многое в мире когда-то началось, зародилось и стало изменяться и развиваться в течение относительно короткого или длительного отрезка времени. Правда перед взором человека существовали примеры таких долгоживущих вещей, которые кажутся вечными. Например, вечным казался океан, текущие в него реки, горные массивы, сияющее солнце или луна.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 42.86 Кб (Скачать)
  1. Введение

Один из самых  важных и интереснейших вопросов для каждого человека является вопрос о происхождении мира. Этот вопрос возникает естественно, поскольку  пример многих изменчивых вещей, явлений  или процессов окружающего мира, пример рождения и существования  живых существ, человека, общества и  феноменов культуры учит нас, что  все имеет свое начало. Многое в  мире когда-то началось, зародилось и  стало изменяться и развиваться  в течение относительно короткого  или длительного отрезка времени.  Правда перед взором человека существовали примеры таких долгоживущих вещей, которые кажутся вечными. Например, вечным казался океан, текущие в него реки, горные массивы, сияющее солнце или луна. Эти примеры наводили на противоположную мысль, что мир в целом может быть вечным и не иметь начала. Таким образом, человеческая мысль, человеческая интуиция предполагали два противоположных варианта ответа на поставленный вопрос: мир когда-то начал существовать и мир существовал всегда и не имел начала. Между этими двумя крайними точками зрения возможны различные варианты, например, что мир возник из первичного Океана, который сам не имеет начала, или что мир периодически возникает, а затем уничтожается, и др. Такое содержание человеческой мысли нашло отражение в мифологии, религии, философии, а позднее - в естествознании. В настоящей работе в кратком виде я рассмотрю наиболее известные мифы о сотворении мира и позволю себе небольшой сравнительный анализ мифологических сюжетов с Библейским рассказом о сотворении. Почему для нас может быть интересна мифология? Потому что в мифологии, в коллективном сознании людей, являющемся особым способом осмысления окружающего мира, присущем людям на ранних этапах исторического развития, нашли отражение определенные представления людей. И эти представления могут иметь историческую, умозрительную или какую-то иную основу.

 

  1. Что такое мифы

Что такое мифы? В обыденном понимании - это прежде всего античные, библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев Зевсе, Апполоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах, искавших "золотое руно", Троянской войне и злоключениях Одиссея.

Само слово "миф" имеет древнегреческое  происхождение и означает именно "предание", "сказание". Европейским народам вплоть до XVI-XVII вв. были известны лишь знаменитые и поныне греческие и римские мифы, позже им стало известно об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях. Со временем сначала ученым, а потом и более широкой публике оказались доступны мифы народов Австралии, Океании, Африки. Выяснилось,что в основе священных книг христиан, мусульман, буддистов также лежат различные, подвергшиеся переработке мифологические предания. Что удивительно: обнаружилось ,что на определенной стадии исторического развития более или менее развитая мифология существовала практически у всех известных науке народов, что некоторые сюжеты и рассказы в той или иной мере повторяются в мифологических циклах разных народов. Так встал вопрос о происхождении мифа. Сегодня большинство ученых склоняются к тому мнению, что секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека. Миф возник из потребности древних людей в осознании окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека. Об особенностях этого способа осмысления мира будет сказано ниже, после того, как мы рассмотрим вопрос о содержании мифических сказаний.

Основные тематические циклы мифов  и их содержание.

Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято  выделять несколько важнейших циклов. Назовем их:

  1. космогонические мифы – мифы о происхождении мира и вселенной;
  2. антропогонические мифы - мифы о происхождении человека и человеческого общества;
  3. мифы о культурных героях – мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ;
  4. эсхатологические мифы – мифы о "конце света", конце времен.

Остановимся подробнее на характеристике этих мифических циклов.

Космогонические мифы, как правило  делятся на две группы: мифы развития и мифы творения.

В мифах развития происхождениях мира и Вселенной объясняется эволюцией, превращением некоего бесформенного первоначального состояния, предшествующего миру и Вселенной. Это могут быть хаос (древнегреческая мифология), небытие (древнеегипетская, скандинавская и др. мифология)." ... все было в состоянии неизвестности, все холодное, все в молчании: все бездвижное, тихое, и пространство неба было пусто..." – из мифов Центральной Америки.

В мифах творения акцент делается на утверждении о том, что мир сотворен из каких-то первоначальных элементов (огня, воды, воздуха, земли) сверхестественным существом - богом, колдуном, творцом (творец может иметь облик человека или животного - гагары, вороны, койота). Самый известный пример мифов творения – библейский рассказ о семи днях творения: "И сказал Бог: да будет свет... и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью...".

Очень часто эти мотивы сочетаются в одном мифе: подробное описание первоначального состояния завершается  подробным рассказом об обстоятельствах  творения Вселенной.

Антропогонические мифы являются составной  частью мифов космогонических. Согласно многим мифам, человек сотворяется из самых разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще всего, творец создает сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделен даром бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества (таков библейский Адам, вкусивший плодов с древа познания добра и зла). У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека от предка - животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя).

Мифы о культурных героях повествую  о том, как человечество овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой  жизни, пользования огнем – иначе  говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага. Самый  знаменитый миф подобного рода - древнегреческое сказание о Прометее, двоюродном брате Зевса. Прометей (в  дословном переводе - "мыслящий прежде", "предвидящий") наделил разумом  жалких людей, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать  времена года, приносить жертвы богам, гадать, внедрил государственные  начала и правила совместной жизни. Прометей дал человеку огонь,за что  и был покаран Зевсом: прикованный  к горам Кавказа, он терпит страшные мучения - орел выклевывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь.

Эсхатологические мифы повествуют о судьбе человечества, о пришествии "конца света" и наступлении "конца времен". Наибольшее значение в культурно-историческом процессе сыграли эсхатологические представления, сформулированные в знаменитом библейском "Апокалипсисе": грядет второе пришествие Христа - Он придет не как жертва, а как Страшный Судия, подвергающий Суду живых и мертвых. Наступит "конец времен", и праведники будут предопределены к жизни вечной, грешники же к вечным мучениям.

Сказанного достаточно, чтобы подтвердить сформулированную выше мысль: мифы возникли из настоятельной потребности людей объяснить происхождения, природа, людей, устройство мира, предсказать судьбу человечества. Сам способ объяснения имеет специфический характер и коренным образом отличается от научной формы объяснения и анализа мира. Какие же особенности отличают мифологическое сознание?

  1. В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии: природа, общество и человек слиты в единое целое,неразрывное, единое;
  2. В мифе нет абстрактных понятий, в нем все - очень конкретно, персонифицировано, одушевлено;
  3. Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие;
  4. Миф живет в своем, особенном времени – времени "первоначало", "первотворения", к которому неприложимы человеческие представления о течении времени;
  5. Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка,он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры.

Какую же роль играли мифы и мифотворчество в истории человеческого общества и человеческой культуры?

- Они по своему объясняли мир, природу, общество, человека;

- Они в своеобразной, очень конкретной форме устанавливали связь между прошлым, настоящим и будущем человечества;

- Они являлись каналом, по которым одно поколение передавало другому накопленный опыт, знания, ценности, культурные блага, знания.

 

 

  1. Мифы о сотворении мира

Шумерская мифология.

Шумерийцы представляли собой  племена, которые освоили территорию долину Тигра и Ефрата в конце IV тысячелетия. Когда были образованы первые города-государства в Двуречье, формировались и представления  о богах и божествах. Для племен божества были покровителями, которые  олицетворяли собой творящие и производящие силы природы.

Шумеры объясняли происхождение вселенной следующим образом. В шумерской мифологии небо и земля изначально мыслились как гора, основой которой была земля, персонифицировавшаяся в богине Ки, а вершиной - небо, бог Ан. От их союза родился бог воздуха и ветра Энлиль, сам именовавшийся «Великой горой», а храм его в городе Ниппуре звался «домом Горы»: он отделил небо от земли и устроил космос - Вселенную. Благодаря Энлилю появляются и светила. Энлиль влюбляется в богиню Нинлиль и силой овладевает ею, когда она плыла по реке в своей барке. За это старшие боги изгоняют его в подземный мир, но Нинлиль, уже зачавшая сына - бога луны Нанну, следует за ним, и Нанна рождается в преисподней. В преисподней Энлиль трижды принимает облик стражей загробного мира, рождает с Нинлиль трех подземных богов. Они возвращаются в небесный мир. Отныне Нанна в барке в сопровождении звезд и планет путешествует ночью по небу, а днем - по подземному царству. Он рождает сына - солнечного бога Уту, странствующего по небу днем, ночью же он путешествует по подземному миру, принося умершим свет, питье и еду. Затем Энлиль обустраивает землю: он взрастил из земли «семя полей», произвел на свет «все полезное», изобрел мотыгу.

Существует и другой вариант  мифа о сотворении мира.

Начало этой истории достаточно красивое. Давным-давно, когда еще не было ни неба, ни земли, жила Тиамат - богиня сладких вод, Апсу - бог соленых вод, и их сын- туман, поднимающийся над водой.

Затем у Тиамат и Апсу родились две пары близнецов: Лахма и Лахама (демоны), а потом - Аншар и Кишар, которые были умнее и сильнее старших. У Аншара и Кишар был ребенок по имени Анну. Анну стал богом неба. У Анну родился Эа. Это бог подземных вод, магии.

Младшие боги - Лахма, Лахама, Аншар, Кишар, Анну и Эа - каждый вечер собирались на шумный пир. Они мешали Апсу и Тиамат высыпаться. Лишь Мумму, старший сын Апсу и Тиамат, не принимал участия в этих увеселениях. Апсу и Мумму обратились к младшим богам с просьбой прекратить празднества, но их не послушали. Старшие решили убить всех мешающих спать. Эа решил убить Апсу, который затеял заговор против младших. Тиамат решила отомстить за гибель мужа. Ее новый муж, бог Кингу, всячески поддерживал эту мысль. Итак, Тиамат и Кингу разработали план мести. Узнав о плане Тиамат, Эа обратился за советом к дедушке Аншару. Аншар предложил поразить Тиамат с помощью волшебства, ведь с ее мужем расправились именно таким образом. Но магические силы Эа не действуют на Тиамат. Ану, отец Эа, пытался образумить разгневанную богиню, но ничего не вышло. Поскольку магия и переговоры ни к чему привели, осталось обратиться к физической силе. Кого же послать на битву? Все решили, что это под силу лишь Мардуку. Аншар, Ану и Эа посвятили юного Мардука тайны божественной магии. Мардук готов сразиться с Тиамат, в качестве награды за победу требует безраздельной власти верховного бога. Юный Мардук собрал всех аннунаков (как называли себя боги), дабы они одобрили войну с верховной богиней и признали его своим царем. Аншар послал своего секретаря Каку позвать Лахму, Лахаму, Кишару и Дамкину. Узнав о предстоящей войне, боги пришли в ужас, но хороший обед с большим количеством вина успокоил их. Вдобавок Мардук продемонстрировал свою магическую силу, и боги признали его царем. Долго длилась беспощадная битва. Тиамат сражалась отчаянно. Но Мардук победил богиню. Мардук снял с Кингу «таблицы судеб» (они определяли движение мира и ход всех событий) и надел себе на шею. Тело убитой Тиамат он рассек на две части: из одной сделал небо, из другой - землю. Люди же были созданы из крови убитого Кингу.

Что следует выделить из данных мифов… В шумерской мифологии мы находим ту же, что в египетской и в других мифологиях, концепцию изначальности моря, появления земли из моря, отделения неба от земли. Акт отделения приписывается Энлилю как богу воздуха и ветра. В первом мифе земля и небо персонифицированы, в отличие от второго, где земля и небо берут начало из разделенного тела Тиамат. Данный вариант является наиболее распространенным в других мифологиях. В отличие от более архаических шумерских мифов, эпос творения о Тиамат и младших богах не этиологичен, а космогоничен. Так же как египетские космогонические мифы, он пронизан пафосом упорядочения первичного водяного хаоса. Это упорядочение, однако, происходит иначе, чем в египетской мифологии, имеет не гармонический, а остроконфликтный характер, сопровождается борьбой и насилием, требует напряжения сил и инициативы от представителей нового мира

Древний Египет.

Миллионы лет назад, так  давно, что никто и не вспомнит, не было городов и дворцов, храмов и оживленных рыночных площадей. На этом месте был Хаос, океан бездонный  и бескрайний. Его называли Нун.

Мрачнейшее было зрелище! Неподвижны холодные воды мрачного океана. Ни воздуха, ни света, ни тем более  тепла? Все окутано изначальным мраком, везде царит тишина. Ничто не нарушает покоя. Проходят столетия, протекают тысячелетия, океан Нун остается неподвижен.

Но однажды случилось  чудо! Вода заколыхалась, заплескалась, и Атум - великий бог, появился на поверхности Нун.

- Я существую! - выкрикнул он, и Вселенная заколыхалась от его громкого голоса, который возвестил начало жизни.

- Я Создам этот мир!  Я сотворю его, ибо мое могущество  столь велико, что я смог создать  сам себя из вод этого неподвижного  океана! Я сирота, не имею ни отца, ни матери, я - самое первой божество во Вселенной, и я создам других богов!

Вокруг все также царил  непроглядный мраки мертвенное безмолвие. Не существовало ни одного, ни единого  кусочка земли, куда можно было бы подняться - везде вода! Пучина мрака уже готовилась снова поглотить Атума: уже начал пениться снизу, похожий на огромную пасть чудовища водоворот и злобно затягивал бога к себе в лоно. Необходимо было как можно быстрее сотворить землю, хоть малейший островок. Спасение виделось лишь в этом.

С нечеловеческими усилиями он вырвался из воды, воспарил над ней, и провозгласил таинственное заклинание, в этот же миг раздался грохот и  меж пенных брызг вырос холм Бен-Бен.

Атум спустился на него и начал думать, чем ему заняться теперь.

Информация о работе Мифы о сотворении мира